Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Гарленд постепенно отказывается от претензии на высокое искусство в пользу необычной формы – и его фильмам это идёт на благо

Сюжет «Аннигиляции» с известной долей упрощения звучит как анекдот: заходят как-то в Зону Икс психолог, геоморфолог, физик, парамедик и биолог, а выходит только Натали Портман. По мере того как её героиня, Лина, рассказывает историю в подробностях, она выглядит ещё комичнее. Выясняется, например, что прежде чем стать биологом, Лина семь лет служила в армии – но, судя по схваткам с порождениями Зоны, занятия по военной разведке и действиям в обороне явно прогуливала. Профессионализм экспедиции в принципе навевает воспоминания об экипаже корабля «Завет», отчего сравнения с «Чужим» кажутся скорее злой насмешкой, чем похвалой. Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть) в «Аннигиляции» наконец их испугался и, чтобы отвести от них взгляд, вставил яркие виньетки.

Сработало безупречно – едва начинается примитивный разговор про саморазрушение или кто-нибудь предсказуемо бунтует, как из кустов выскакивает бладборновского вида тварь; кусты, впрочем, тоже могут оказаться с секретом. Эта извращённая и, главное, изобретательная красота и врезает в память «Аннигиляцию». Во избежание больших затрат она подменяется в промежутках красотой естественной, воплощают которую крупные планы нимфеточного лица Натали Портман. Справедливости ради, ей впервые за восемь лет есть, что играть: привычный образ преданной жены хоть как-то усложняется маской ненадёжной рассказчицы. Её соратницы не менее органичны в том смысле, что заканчивают свои партии ровно перед тем, как надоесть. Зато Оскару Айзеку хватило и эпизодов, чтобы напомнить о тёмной демонической харизме, которую он вынужден скрывать в диснеевских блокбастерах; сцена в финале и вовсе создаёт подозрение, что за его экспедицией наблюдать было бы интереснее.

Исход женского марша же становится ясен в то время, когда его участницы пересекают небольшую реку, а Гарленд – границу между оммажем и смысловым повтором. Все метафоры рака и прочие потенциальные параллели тонут в ней, оставляя на поверхности очередную вариацию «Сердца тьмы». Люди боятся смерти, но продолжают неотступно идти к ней, и от любых причин оправдать смерть в итоге не остаётся ничего кроме ужаса. Поэтому и обязательная цитата Тарковского приводится не из очевидного «Сталкера», а из «Жертвоприношения». Вместе с ней финал оказывается самой личной частью «Аннигиляции», где Гарленд открыто признаётся в страхе перед содержательной пустотой. Он боится оставить после себя только форму, как человек, который боится потерять после смерти своё внутреннее содержание, своё «я», пусть формально он и сменится другим человеком. И для себя, и для человечества Гарленд делает предсказуемо неутешительный вывод. С другой стороны, хотя бы форма у него получилась уникальная – это уже не пустое место.

***

Тем временем, в прокат официально вышла «Леди Бёрд» – если вам не интересна фантастика, но нравятся небольшие авторские картины, рекомендую её посмотреть и буду рад с вами обсудить

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Антон Жук

Крепкое и очень интересное кино. Зашло лучше "Прибытия". Все-таки Гарленд – отличный сценарист. Как постановщик – пока что так себе. Не Вильнев и не Бойл.

По тексту: автор, будь проще. Воды, сложного и мутных параллелей даже больше, чем в самом фильме.

Ответить
Развернуть ветку
Нижний интернет

Господи, какой же кошмарный текст. Псевдоинтеллектуальщина и незрелая попытка изобразить из себя знактока кино, от которой прямо дурно становится. Ну серьезно, как редакторы это пропустили?

Ответить
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

ну, твой комментарий тоже ещё здесь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Наумкин
Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть)

А можно подробнее про Пекло, что с ним не так?

На моей памяти, это единственно кино про дальнее путешествие в космос, где в команде есть психолог.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Я ни за что бы не вспомнил, что там есть психолог, хотя на память не жалуюсь. Зато помню прыжок человека, обмотанного в тряпки, через открытый космос, где температура -273 градуса по Цельсию. И чёрт бы с игнорированием здравого смысла, если бы Пекло показывало хоть что-то оригинальное, своё, а не пыталось пересказать уже названных в комментариях режиссёров и писателей. Вообще, лучше всего про Пекло написал Роман Олегович, почитайте

https://www.afisha.ru/movie/178613/review/154379/

Ответить
Развернуть ветку
Renniw

У космоса нет температуры. Тела остывают только излучением и очень медленно. Мгновенное замерзание киноштамп.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Спасибо за уточнение, ответил комментарием ниже

Ответить
Развернуть ветку
Василий Наумкин

В этой "рецензии" такая же вода, что и в вашей. Кубрик, Коппола и переход на новый уровень. Есть что-то конкретное предъявить фильму, который

до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть

С прыжком в космосе, смотрите-ка, уже интересно вышло. А может мы и дальше все ваши претензии к логике развеем и вы поймёте, что "Пекло" - один из редчайше логичных и правдоподобных фильмов.

А про отсутсвие смыслов... Ну покажите мне другой фильм, где самое важное решение в жизни планеты принимают не "демократическим голосованием", а волей одного-единственного, но самого компетентного специалиста?

И решение это неправильное, и ставит под угрозу всю тщательно продуманную и подготовленную миссию. И вся команда, один за одним, отдают свои жизни, чтобы спасти эту миссию и всё человечество.

Много таких фильмов сегодня?

Ответить
Развернуть ветку
Медленный Валера

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Спасибо, я в свою очередь нашёл разбор этой сцены специалистами из НАСА на Slate. Не помню, находились ли персонажи в космосе 15 секунд, чтобы потерять сознание от нехватки кислорода, но, как я и написал, это не главный недостаток Пекла - его невозможно смотреть в первую очередь из-за ужасно неуклюжей попытки прыгнуть выше предшественников, сказать нечто большее на ту же тему. В итоге получился безликий пересказ их содержания

http://www.slate.com/articles/news_and_politics/explainer/2007/08/can_you_survive_in_space_without_a_spacesuit.html

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Это сцена с прыжком - это сцена из Космической оддисеи 2001
"Открой двери Хал"
"Я не могу Дейв"
Полностью вторичная...

Ответить
Развернуть ветку
Газовый мангал

Фильм не очень понравился. Если оценивать его с точки зрения обычного человека (группа женщин отправилась в исследовательскую экспедицию чтобы выяснить что почем), то он довольно вторичен. Цвет из иных миров Лавкрафта, Пикник у обочины, игра Darkwood. Территория, на которой происходит какой синтез чего-то с привычными вещами.
Если оценивать его с точки зрения СПГС, то все либо слишком глубоко закопано, либо слишком личное для режиссера. Очень много нераскрытых вещей и полуслов, все приходится додумывать.
Ну и банальный конец с причиной всей этой аномалии.
Фильм посмотреть на раз. Ну или просто не мое. Видел и глубже и атмосфернее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Согласен со всем кроме глубины - смысл фильма, на мой взгляд, угадывается легко, если посмотреть перед этим Агирре, гнев божий или Апокалипсис сегодня. В этом плане Аннигиляция похожа на научпоп, который объясняет давно высказанные открытия более простым и красивым языком и не добавляет к ним ничего нового

Ответить
Развернуть ветку
Газовый мангал

Смотрел эти фильмы. Там как раз тема раскрыта. Когда показывали записи мужа, сразу вспомнился Апокалипсис. И я тоже лучше бы посмотрел его интерпретацию.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Эту мысль я и пытался донести - что тема Аннигиляции уже раскрыта и достаточно полно, а Гарленду пора быть оригинальным не только формально, но и содержательно. Его история напоминает мне судьбу Ким Ки Дука, которого западные критики с непривычки наградили всем, чем можно, а потом оказалось, что всё южнокорейское кино так отличается от европейского, а Ким Ки Дук на фоне земляков - далеко не самый лучший режиссёр

Ответить
Развернуть ветку
Антон Киреев
Видел и глубже и атмосфернее.

А можете что-нибудь посоветовать из этого списка?

Ответить
Развернуть ветку
Газовый мангал

Ниже уже сказали. Могу добавить Европа (2013) и Прибытие.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Я бы порекомендовал Гравитацию, Близкие контакты третьей степени и Вторжение динозавра, но последний легко может не понравиться

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Забыл ещё про Побудь в моей шкуре, но он с равной долей вероятности может вызвать как восторг, так и сильное отторжение

Ответить
Развернуть ветку
Газовый мангал

Кстати да. Последние 20 минут напоминали этот фильм.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ламзуков

Ну как минимум первые пару минут можно смело порекомендовать широкому кругу зрителей. Дальше уже на любителя.

Ответить
Развернуть ветку
Газовый мангал

А, еще Зависимость (1993). Вот там как раз происходили совершенствования организма не только физически, но умственно. Что в данном фильме напрочь упустили.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Киреев

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
anime_legenda

Унылая попытка превзойти Сталкер великого Тарковского.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Жук

Отличная попытка превзойти Сталкер великого Тарковского.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Но не такая унылая, как попытка этого же автора превзойти Кубрика, а прогресс - это уже хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Сколько эту Лягушку пытается ещё выдать за Рыбу. Зачем выдавать всякие страдания героев за НФ?
Тарковский - снял два почти "фантастических фильма" - сталкер и Солярис. В обоих случаях авторы сценариев были крайне против интерпретации Тарковского. Секрет его популярности - что его картины вышли как раз в те годы руководством Мосфильма из за сложной ,после реформы Косыгина Либермана ,экономической обстановки было решено НЕ снимать фантастику. Дескать больно дорого для бюджета с точки зрения декораций обходится, проще снимать исторические фильмы где всех этих кольчуг и кафтанов в качестве реквизита завались.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Люди... Пекло, гравитация, - вы это серьезно?
Да ещё с Кубриком сравнивание?!
Все эти фильмы , как и аннигиляция - это на один просмотр. Цветы в анигиляции красивые, как и олени, больше особо ничего не запоминается.

Если брать научную и визуальную точку зрения - то в плане схожой идей данный фильм уделывается.. сериалом "Экспансия"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Жук

"Гарленд постепенно отказывается от претензии на высокое искусство в пользу необычной формы"

А когда у него были претензии на высокое искусство? Как раз "Аннигиляция" – самая заметная попытка стать частью этого самого высокого искусства.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

К уже упомянутой Ex Machina добавлю Пекло, где кроме замашек на Конрада/Кубрика ничего нет. Пляж чуть покомпактнее (выносит приговор не всему человечеству, а последнему на тот момент поколению), но тоже претенциозный

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Краснов

Экс Махина, по-моему, грешил этим гораздо больше

Ответить
Развернуть ветку
Solar Wind

Посмотрел на днях его, ну так себе кинцо, если честно, как тут до меня высказывались, цветы красивые, олени-это да, диалоги вообще пустые, ну вот просто они есть, потому что персонажи должны общаться и всё. Сами герои как брёвна, перед ними хрен пойми что, другое измерение, а они как будто только что с "космической станции вернулись, где чинили Шепарда и их уже ничем не удивить"! Что мне действительно запомнилось, так это медведь, издающий посмертный крик его жертвы. Вот только за этот момент можно потратить время и посмотреть Аннигиляцию. В общем красивая картинка и идея, не более.

Ответить
Развернуть ветку
Джарндис

Мне тоже показалось, что Гарленд слишком очевидно копирует Сердце тьмы/Агирре, гнев божий/Апокалипсис сегодня/самого себя в Пекле. Но хотя бы смотреть можно, и на том спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Это я и имел в виду, его преимущество - формальные находки. Хорошо, что он, кажется, это осознал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Я ничего не писал о Ларе и не запрещал никому смотреть Аннигиляцию. Наоборот, подчеркнул прогресс её автора с формальной точки зрения. Всё это - мой взгляд, который я не навязываю, ваш же я с радостью почитаю в комментариях или в аналогичном тексте

Ответить
Развернуть ветку
Dvazhdydvachetire

А книги кто-нибудь читал из цикла, стоит тратить время на них?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pavlenko

Фильм классный, на статью не обращайте внимания - похоже автор ждал чего-то другого. По мне - так это отличный SciFi ужастик - причём атмосфера жуткая создаётся не скримерами, а качественным всем. Да косяки есть, но если вот таким бы был Чужой: Завет, это было бы просто прекрасно! Надо смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 40 комментариев
null