Страх пустоты: «Аннигиляция»

Гарленд постепенно отказывается от претензии на высокое искусство в пользу необычной формы – и его фильмам это идёт на благо

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Сюжет «Аннигиляции» с известной долей упрощения звучит как анекдот: заходят как-то в Зону Икс психолог, геоморфолог, физик, парамедик и биолог, а выходит только Натали Портман. По мере того как её героиня, Лина, рассказывает историю в подробностях, она выглядит ещё комичнее. Выясняется, например, что прежде чем стать биологом, Лина семь лет служила в армии – но, судя по схваткам с порождениями Зоны, занятия по военной разведке и действиям в обороне явно прогуливала. Профессионализм экспедиции в принципе навевает воспоминания об экипаже корабля «Завет», отчего сравнения с «Чужим» кажутся скорее злой насмешкой, чем похвалой. Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть) в «Аннигиляции» наконец их испугался и, чтобы отвести от них взгляд, вставил яркие виньетки.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Сработало безупречно – едва начинается примитивный разговор про саморазрушение или кто-нибудь предсказуемо бунтует, как из кустов выскакивает бладборновского вида тварь; кусты, впрочем, тоже могут оказаться с секретом. Эта извращённая и, главное, изобретательная красота и врезает в память «Аннигиляцию». Во избежание больших затрат она подменяется в промежутках красотой естественной, воплощают которую крупные планы нимфеточного лица Натали Портман. Справедливости ради, ей впервые за восемь лет есть, что играть: привычный образ преданной жены хоть как-то усложняется маской ненадёжной рассказчицы. Её соратницы не менее органичны в том смысле, что заканчивают свои партии ровно перед тем, как надоесть. Зато Оскару Айзеку хватило и эпизодов, чтобы напомнить о тёмной демонической харизме, которую он вынужден скрывать в диснеевских блокбастерах; сцена в финале и вовсе создаёт подозрение, что за его экспедицией наблюдать было бы интереснее.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Исход женского марша же становится ясен в то время, когда его участницы пересекают небольшую реку, а Гарленд – границу между оммажем и смысловым повтором. Все метафоры рака и прочие потенциальные параллели тонут в ней, оставляя на поверхности очередную вариацию «Сердца тьмы». Люди боятся смерти, но продолжают неотступно идти к ней, и от любых причин оправдать смерть в итоге не остаётся ничего кроме ужаса. Поэтому и обязательная цитата Тарковского приводится не из очевидного «Сталкера», а из «Жертвоприношения». Вместе с ней финал оказывается самой личной частью «Аннигиляции», где Гарленд открыто признаётся в страхе перед содержательной пустотой. Он боится оставить после себя только форму, как человек, который боится потерять после смерти своё внутреннее содержание, своё «я», пусть формально он и сменится другим человеком. И для себя, и для человечества Гарленд делает предсказуемо неутешительный вывод. С другой стороны, хотя бы форма у него получилась уникальная – это уже не пустое место.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

***

Тем временем, в прокат официально вышла «Леди Бёрд» – если вам не интересна фантастика, но нравятся небольшие авторские картины, рекомендую её посмотреть и буду рад с вами обсудить

11 показ
3.9K3.9K открытий
40 комментариев

Крепкое и очень интересное кино. Зашло лучше "Прибытия". Все-таки Гарленд – отличный сценарист. Как постановщик – пока что так себе. Не Вильнев и не Бойл.

По тексту: автор, будь проще. Воды, сложного и мутных параллелей даже больше, чем в самом фильме.

Ответить

Господи, какой же кошмарный текст. Псевдоинтеллектуальщина и незрелая попытка изобразить из себя знактока кино, от которой прямо дурно становится. Ну серьезно, как редакторы это пропустили?

Ответить

ну, твой комментарий тоже ещё здесь

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть)

А можно подробнее про Пекло, что с ним не так?

На моей памяти, это единственно кино про дальнее путешествие в космос, где в команде есть психолог.

Ответить

Я ни за что бы не вспомнил, что там есть психолог, хотя на память не жалуюсь. Зато помню прыжок человека, обмотанного в тряпки, через открытый космос, где температура -273 градуса по Цельсию. И чёрт бы с игнорированием здравого смысла, если бы Пекло показывало хоть что-то оригинальное, своё, а не пыталось пересказать уже названных в комментариях режиссёров и писателей. Вообще, лучше всего про Пекло написал Роман Олегович, почитайте

https://www.afisha.ru/movie/178613/review/154379/

Ответить

Фильм не очень понравился. Если оценивать его с точки зрения обычного человека (группа женщин отправилась в исследовательскую экспедицию чтобы выяснить что почем), то он довольно вторичен. Цвет из иных миров Лавкрафта, Пикник у обочины, игра Darkwood. Территория, на которой происходит какой синтез чего-то с привычными вещами.
Если оценивать его с точки зрения СПГС, то все либо слишком глубоко закопано, либо слишком личное для режиссера. Очень много нераскрытых вещей и полуслов, все приходится додумывать.
Ну и банальный конец с причиной всей этой аномалии.
Фильм посмотреть на раз. Ну или просто не мое. Видел и глубже и атмосфернее.

Ответить