Страх пустоты: «Аннигиляция»

Гарленд постепенно отказывается от претензии на высокое искусство в пользу необычной формы – и его фильмам это идёт на благо

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Сюжет «Аннигиляции» с известной долей упрощения звучит как анекдот: заходят как-то в Зону Икс психолог, геоморфолог, физик, парамедик и биолог, а выходит только Натали Портман. По мере того как её героиня, Лина, рассказывает историю в подробностях, она выглядит ещё комичнее. Выясняется, например, что прежде чем стать биологом, Лина семь лет служила в армии – но, судя по схваткам с порождениями Зоны, занятия по военной разведке и действиям в обороне явно прогуливала. Профессионализм экспедиции в принципе навевает воспоминания об экипаже корабля «Завет», отчего сравнения с «Чужим» кажутся скорее злой насмешкой, чем похвалой. Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть) в «Аннигиляции» наконец их испугался и, чтобы отвести от них взгляд, вставил яркие виньетки.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Сработало безупречно – едва начинается примитивный разговор про саморазрушение или кто-нибудь предсказуемо бунтует, как из кустов выскакивает бладборновского вида тварь; кусты, впрочем, тоже могут оказаться с секретом. Эта извращённая и, главное, изобретательная красота и врезает в память «Аннигиляцию». Во избежание больших затрат она подменяется в промежутках красотой естественной, воплощают которую крупные планы нимфеточного лица Натали Портман. Справедливости ради, ей впервые за восемь лет есть, что играть: привычный образ преданной жены хоть как-то усложняется маской ненадёжной рассказчицы. Её соратницы не менее органичны в том смысле, что заканчивают свои партии ровно перед тем, как надоесть. Зато Оскару Айзеку хватило и эпизодов, чтобы напомнить о тёмной демонической харизме, которую он вынужден скрывать в диснеевских блокбастерах; сцена в финале и вовсе создаёт подозрение, что за его экспедицией наблюдать было бы интереснее.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

Исход женского марша же становится ясен в то время, когда его участницы пересекают небольшую реку, а Гарленд – границу между оммажем и смысловым повтором. Все метафоры рака и прочие потенциальные параллели тонут в ней, оставляя на поверхности очередную вариацию «Сердца тьмы». Люди боятся смерти, но продолжают неотступно идти к ней, и от любых причин оправдать смерть в итоге не остаётся ничего кроме ужаса. Поэтому и обязательная цитата Тарковского приводится не из очевидного «Сталкера», а из «Жертвоприношения». Вместе с ней финал оказывается самой личной частью «Аннигиляции», где Гарленд открыто признаётся в страхе перед содержательной пустотой. Он боится оставить после себя только форму, как человек, который боится потерять после смерти своё внутреннее содержание, своё «я», пусть формально он и сменится другим человеком. И для себя, и для человечества Гарленд делает предсказуемо неутешительный вывод. С другой стороны, хотя бы форма у него получилась уникальная – это уже не пустое место.

Страх пустоты: «Аннигиляция»

***

Тем временем, в прокат официально вышла «Леди Бёрд» – если вам не интересна фантастика, но нравятся небольшие авторские картины, рекомендую её посмотреть и буду рад с вами обсудить

3232
40 комментариев

Крепкое и очень интересное кино. Зашло лучше "Прибытия". Все-таки Гарленд – отличный сценарист. Как постановщик – пока что так себе. Не Вильнев и не Бойл.

По тексту: автор, будь проще. Воды, сложного и мутных параллелей даже больше, чем в самом фильме.

25

Господи, какой же кошмарный текст. Псевдоинтеллектуальщина и незрелая попытка изобразить из себя знактока кино, от которой прямо дурно становится. Ну серьезно, как редакторы это пропустили?

24

ну, твой комментарий тоже ещё здесь

9

Комментарий недоступен

Но если сэр Ридли пренебрёг пустотами, оставшимися в его картине от логики и смысла, то Гарленд (в начале карьеры тоже этим грешивший – «Пекло» до идеального вакуума не добрало совсем чуть-чуть)

А можно подробнее про Пекло, что с ним не так?

На моей памяти, это единственно кино про дальнее путешествие в космос, где в команде есть психолог.

7

Я ни за что бы не вспомнил, что там есть психолог, хотя на память не жалуюсь. Зато помню прыжок человека, обмотанного в тряпки, через открытый космос, где температура -273 градуса по Цельсию. И чёрт бы с игнорированием здравого смысла, если бы Пекло показывало хоть что-то оригинальное, своё, а не пыталось пересказать уже названных в комментариях режиссёров и писателей. Вообще, лучше всего про Пекло написал Роман Олегович, почитайте

https://www.afisha.ru/movie/178613/review/154379/

2

Фильм не очень понравился. Если оценивать его с точки зрения обычного человека (группа женщин отправилась в исследовательскую экспедицию чтобы выяснить что почем), то он довольно вторичен. Цвет из иных миров Лавкрафта, Пикник у обочины, игра Darkwood. Территория, на которой происходит какой синтез чего-то с привычными вещами.
Если оценивать его с точки зрения СПГС, то все либо слишком глубоко закопано, либо слишком личное для режиссера. Очень много нераскрытых вещей и полуслов, все приходится додумывать.
Ну и банальный конец с причиной всей этой аномалии.
Фильм посмотреть на раз. Ну или просто не мое. Видел и глубже и атмосфернее.

8