Огни ночного Готэма

Огни ночного Готэма

Доброго тебе дня/вечера/ночи. Словосочетание «фильм о Бэтмене» может вызывать достаточно полярные ассоциации. И оно понятно – версий этого популярнейшего героя мы на больших экранах увидели массу, и в каждой из них была своя фишка: мрачность Бёртона, резиновые соски Шумахера, реализм Нолана и так далее. Однако фраза «мультсериал о Бэтмене» стабильно возвращает разум к одному единственному проекту – Batman the Animated Series 1992-го года, далее по тексту BTAS. Сегодня хотелось бы поговорить о феномене этого сериала. О том, чем он был революционен в те годы, благодаря чему попал в вечность и чем лучше многих современных экранизаций похождений Тёмного Рыцаря. Присаживайся в Бэтмобиль, включай скорость на полную и поехали.

Огни ночного Готэма

Важно понимать, в каком контексте родился этот сериал. Изначально персонаж, созданный Бобом Кейном и Биллом Фингером (чья роль в истории, к сожалению, преуменьшена), был крайне далёк от понятий «мрачность» и «серьёзность». Перед читателями представал яркий и цветастый фарс, где одноразовые злодеи творят всякие бесчинства на протяжении выпуска, а в конце Бэтмен и Робин отвешивают плохишам апперкот, зачитав детишкам мораль о хорошем поведении и служении закону. И сериал 60-х с Адамом Вестом не сделал ситуацию лучше. Да, проект возродил интерес к персонажу в тот период, но в тоже время более основательно закрепил за ним ярлык дурашливости.

Огни ночного Готэма

С годами всё должно меняться, дабы оставаться актуальным. Так думали и создатели будущего BTAS – Брюс Тимм и Эрик Радомски. В конце 80-х уже можно было говорить о ренессансе Бэтмена в массовом медиа, это правда. Ведь тогда мир увидел фильм Тима Бёртона, который завоевал массовую любовь своим стилем и потрясающей игрой Джека Николсона. Но мультсериал появился не только из-за того, что почва заготовлена.

Огни ночного Готэма

Причиной номер два можно смело назвать комикс «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера от 1986-го, вдохновение от которого Брюс Тимм никогда и не скрывал. Это произведение своей жестокостью, депрессивностью и остросоциальностью показало потенциал Тёмного рыцаря в том, чтобы рассказывать сложные и важные истории.

Огни ночного Готэма

И третьим моментом, как и у любых творческих людей, является протест. BTAS отчасти действительно можно назвать бунтарским произведением, ибо он встал на ту территорию, куда ещё не ступала нога аниматоров – взрослые сюжеты. До 1992-го вся мультипликация была или нарочито мимимишной и сказочно-доброй, как у старого Disney, или кичливой, яркой, наивной и развлекательной, вроде «Хи-мена» и прочего подобного. Конечно, BTAS был ограничен в насилии, крови и психоделике, что для того времени было обычным дело, но даже в таких условиях авторы умудрялись выдавать истории, наполненные смыслами и трагедией.

Огни ночного Готэма

Что же делает данное анимационное произведение вечным? Правильный ответ — качество анимации и уникальный визуальный стиль. Упираясь в возможность актуальных технологий ты, может, и удивишь современную тебе публику, но уже лет через 5-10 твоя работа будет никому не нужна. Брюс Тимм изо всех сил пытался избежать такой участи для своего произведения. Поэтому в общий чан были закинуты такие мощные ингредиенты, как светотень Хичкока, стиль ар-деко, комиксы Миллера и мультсериал про Супермэна из 40-х годов… Эм, что?

Да, в 1941-м году, когда миру было вроде как не до мультиков, Fleischer Studios по заказу компании Paramount сделала аж 17-серийный проект, призванный научить детей добру и патриотизму. Понимая масштаб работы и сколько надо будет экшена рисовать, аниматоры затребовали колоссальный бюджет – 100 тысяч долларов за серию, что даже в 90-е было крайне жирно. И что забавно – большие боссы раскошелились. Благодаря столь высокому бюджету команде удалось сделать такую крутоту, что даже в 2023-м смотрится не стыдно. До сих поражает детальность проработки каждого кадра и плавность движений героев.

Вот такого же эффекта хотел добиться Брюс Тимм. Правда, столько денег у него тогда не было, поэтому пришлось ребятам максимально выкручиваться. Они старались делать как можно менее чёткие линии, избавляться от лишних деталей и выезжать на стилизации и долгих трудочасах, потраченных на проработку анимации движений и мимики. В ход шли в качестве источников вдохновения как иллюстрации для бульварных журнальчиков 50-х годов, так и вышеупомянутое ар-деко.

А зачем оно, собственно, в сериале нужно? Тут стоит нырнуть в историю. Ар-деко как стиль декоративного искусства родился в 1925-м году и в первую очередь закрепился в Соединённых штатах, пожинавших плоды успеха в Первой мировой. Ведь их страна от войны не только не пострадала, но и наварилась конкретно. То есть, где весь мир пострадал, для США произошёл скорее триумф. И сам ар-деко вполне можно сравнить с ощущением победы и салюта в её честь. Здания и их обустройство очень яркие, помпезные, а главное светлые и полные позитива, мол, сейчас всё зашибись, а дальше будет только лучше.

Огни ночного Готэма

Правда по факту ар-деко – очень непрактичный стиль. Его цель не в том, чтобы сделать удобно, как раз наоборот. Ар-деко это блеск драгоценных камней, который ослепляет и мешает увидеть все проблемы внутри. И вот Готэм в BTAS – как раз олицетворение Америки, которая окружила себя помпезностью и убеждала себя до последнего в том, что всё хорошо. В стране кризисы, в мире война, но у нас всё на мази, якобы.

Мы видим в сериале огромные здания, дирижабли полиции, наблюдающие за улицами, вооружённый по последнему слову техники спецназ — и все эти вещи абсолютно мать его бесполезны и непрактичны перед лицом всего того звездеца, что творится в Готэме. А там разгул преступности, фрики-маньяки, разрушающие всё вокруг себя, и городские трущобы, которые всё растут и полнятся беднеющими людьми, на которых всем плевать. Готэм — город невероятного контраста между нуарной грязью, чернотой, непроглядной безысходностью и элитой, закрывшейся от всего за золотым забором, и притворяющейся, что проблем нет.

Огни ночного Готэма

И вот, в этой обстановке загнивания общества и умирающей, по сути, надежды и появляется наш герой — Бэтмен. И Брюс Уэйн в BTAS ещё одна причина, по которой эта экранизация уделывает все прочие. За последние годы, благодаря видеоиграм и кинематографу, в обществе сложился образ Тёмного рыцаря как сурового и жёсткого дядьки, который dead inside, ломает всем табло и ходит вечно с квадратным невозмутимым лицом. И все, все режиссёры и сценаристы поголовно сосредоточены на Бэтмене. Как будто Брюс Уэйн это выдуманная личность, а не наоборот.

Огни ночного Готэма

В BTAS же делается большой акцент на том, что наш главный герой — это тот самый проснувшийся представитель элиты, осознавший всю жопу, что творится в городе. Да, столкновение его с суровой реальностью было крайне болезненным, но в то же время, благодаря смерти родителей, он прозрел. Брюс вышел за пределы золотой клетки и окунулся в говно по самую шею. И по ходу сериала мы видим, как он и через деятельность своей компании, и с помощью Бэтмена искренне пытается изменить город к лучшему. Наш герой не просто бьёт лица маньякам, гангстерам и террористам от скуки. Есть довольно много серий, где сюжет посвящён помощи бездомным и гражданам с ветхим жильём, вопросам экологии и прочего действительно полезного для всего общества в целом.

Также нам не дают забывать и о том, что Бэтмен — обычный человек. Он постоянно огребает по спине и переигрывает своих соперников не только и не столько за счёт физической подготовки, но благодаря своему интеллекту, находчивости, а главное эмпатии. Человеческая сторона вопроса очень часто встаёт во главу угла, когда Тёмный рыцарь вступает в конфронтацию со своими противниками. Наш герой не пытается изо всех сил начистить рыло, сломать колено и бросить в тюрягу. Его главной целью является помочь, наставить на путь истинный, можно так сказать, достучаться до светлой стороны персонажа. И зачастую у Бэтмена это получается, что демонстрирует не только работоспособность его метода, но и глубину его антагонистов, о чём чуть позже.

Огни ночного Готэма

Ещё хочется сказать о том, насколько качественно и трогательно создатели поработали над раскрытием личности Брюса Уэйна. Перед нами действительно живой человек, отображению эмоций которого очень помогает яркая мимика, за что в очередной раз спасибо художникам. Бэтмен удивляется, напрягается, боится, смеётся и плачет. Такие маленькие детали очень помогают проникнуться персонажем. Сценаристы также очень много внимания уделили проработке главного героя. По ходу дела мы и понимаем, как Брюс тренировался всю жизнь для своей миссии, что он за это время обрёл и потерял, насколько тяжело ему в принципе быть и оставаться Бэтменом — символом надежды и лучом света во мраке Готэма. Ведь у него всегда есть альтернативные пути — убивать всех направо и налево или вообще зажить обычной жизнью богатого и наивного дурачка. Но так городу не поможешь, и Брюс это прекрасно осознаёт.

Огни ночного Готэма

Важно понимать, что подобный уровень сценарной работы касается далеко не только главного героя. Бэтмен, безусловно, всегда есть в истории и очень часто имеет центральную роль в сериях. Но это не значит, что на остальных действующих лиц кладут большой и толстый болт. В сериале огромное количество персонажей, и многие из них имеют свои действительно увлекательные и осмысленные арки. Из положительных героев мне, разумеется, очень нравятся серии «Возмездие Робина», где подробно раскрыто происхождение Дика Грейсона и изучена суть отношений Робина и Бэтмена, за что они уважают и ценят друг друга. Или вспоминается серия «пуля для Буллока», где детектив Харви Буллок превращается для зрителя из ворчливого, пухлого и нечистого на руку копа в достойного представителя сил правопорядка, который просто работает немного по-своему и имеет не самый уживчивый характер.

Огни ночного Готэма

А уж какие метаморфозы претерпевают злодеи по ходу сюжета, ммм, вкуснотища да и только. Безусловно, не все из них имеют столько экранного времени, сколько заслуживают. Те же Бейн, Пугало, Чревовещатель и Мэн-бет не получили столь значимого места и стали скорее «злодеями недели» и не более. Таким же антагонистам, как Джокер, Пингвин, Ядовитый Плющ, Женщина-Кошка, Мистер Фриз, Рас Аль’Гул, Глиноликий, Киллер Крок повезло больше. Каждый из них получил не только значительное экранное время, но и довольные сильные и по-своему уникальные сюжетные арки. Нам дают взглянуть не только на то, как ярко и безумно разрушают город эти злодеи, но и кто они такие: чем они дышат, о чём думают, в чём мотивы их преступлений, как они живут в то время, когда не пытаются прикончить Тёмного рыцаря, и чего вообще хотят от жизни. Эти элементы психологизма и повседневности придают персонажам не просто глубины, а понятности для зрителя. Тех же Мистера Фриза или Глиноликого становится банально жаль, когда ты понимаешь, что перед тобой не тупые монстры, а жертвы обстоятельств, пытающиеся слепить из маленьких кусочков свою прежнюю жизнь, которую Готэм раздробил в пыль. И такого очень много на протяжении всего сериала, марка качества вообще не спадает. А уж полнометражка «Маска Фантазма» вообще ставит жирную точку и вбирает в себя всё лучшее, что было в BTAS за все 4 сезона, но это тема для отдельного разговора.

Огни ночного Готэма

Batman the Animated series поистине уникальное произведение. Оно ушатало медиа в 90-х, перевернув представления о Бэтмене как персонаже и об анимации как средстве для развлечения детишек. Этот мультсериал вечен благодаря уникальному визуальному стилю и прекрасной актёрской игре покинувшего наш мир Кевина Конроя, Марка Хэмилла, Арлин Соркин, Майкла Ансара и многих других легендарных голосов. И BTAS до сих пор переплёвывает все экранизации комиксов о Бэтмене благодаря своему упору не на экшен, а на психологизм, развитие персонажей и демонстрацию каждого героя как личности. Взрослый сценарий оказался намного важнее крови, насилия и прочих свистоперделок. Жаль, что это мало кто сейчас понимает.

Огни ночного Готэма
<i>Еще больше новостей и статей в нашем <a href="https://vk.com/catgeeks" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сообществе</a> и <a href="https://t.me/catgeeks" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Telegram-канале</a>.</i>
Еще больше новостей и статей в нашем сообществе и Telegram-канале.
8.8K8.8K показов
1.1K1.1K открытий
22 репоста
8 комментариев

Здравствуйте, многоуважаемый КэтГик. Мультфильм про Бэтмена - это святые мощи для каждого любителя прекрасного времяпрепровождения. Команда USS "Фонд Поддержки Сладких Булочек" благодарит вас за отличную статью по теме. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность проникнуться качественной мультипликацией. В качестве более существенной похвалы прилагаем транш в 500 миллионов кредитов. Спасибо вам за ваше творчество.

Ответить

Ебейший и тупа лучший супергеройский мультсериал всех времен. Собственно ,вся вселенная Тимма очень и очень достойная шутка (Бэтмен будущего, первый сезон Лиги справедливости - отличные вещи)

Ответить

Отличный сериал, но Женщина-кошка там немного странная

Ответить

всё с ней ок это кляп на рот а не рот

Ответить

Ждем и верим в Batman: Caped Crusader. Надеюсь получить схожие вайбы

Ответить