Человеческая комедия: «Лицо»

В тени бесконечных войн незаметно показывают польский неореализм – неожиданно красивый, смелый и не зря получивший Гран-при Берлинале

Человеческая комедия: «Лицо»

В польском местечке Свебодзин, как и положено захолустью, есть свой первый парень, Яцек – хороший сын и брат, жених главной местной тусовщицы. За добродушие его даже кличут Христом, с которым поляка связывает ещё и то, что он работает монтировщиком на стройке высочайшей в мире статуи божьего сына. Дело это, судя по всему, оказалось не богоугодным – иначе объяснить, почему именно Яцек упал со строительных лесов, трудно. Резко изменившись в лице после трагедии, Яцек остался таким же жизнелюбивым добряком – а вот его семья и прочие социальные институты показали, кому в таких случаях больше подходит эпитет «тупорылый».

Человеческая комедия: «Лицо»

Чего сегодня не ждёшь от социальной драмы, так это чувства меры. На территории жанра уже давно не шутят – а злобно усмехаются, не плачут – а рыдают, не думают – а выносят приговор. «Лицо» тоже легко могло уйти в слёзы, стоило Яцеку чуть острее переживать собственное отчуждение. Однако о возвышенной скорби и всём таком жители польской округи не слыхали – их реакция куда проще и понятнее.

Яцек молча выслушивает отказ комиссии по инвалидности и, что называется, показывает ей направление движения; сестра молча поддерживает изуродованного брата, слушая вместе с ним его любимый тяжёлый рок, остальные родственники неуклюже лицемерят. Нет ни надрыва в актёрских работах, ни пронзительности в сценарии, зато есть, кажется, нечто более органическое и осязаемое – правда. Или реализм, если хотите.

Человеческая комедия: «Лицо»

Что, впрочем, не мешает «Лицу» выглядеть нечеловечески живописно – порой создаётся ощущение, что оператор Михал Энглерт попросту украл и вставил в кадр пейзажи какого-нибудь польского Эндрю Уайета. Собранные вместе, стиль и уравновешенность сглаживают наивные выводы, которые в конце делает режиссёр Шумовска по отношению к своей отчизне. Она, видимо, убеждена, что сердца добрых польских католиков извратил капитализм. Однако христианская мораль дала трещину задолго до свободных рыночных отношений; точно так же потом рухнула и коллективистская. Поэтому Яцеку и не остаётся ничего, кроме как искать счастья на почве капитализма. В конце концов, не зря ведь даже с той самой статуи Христа теперь раздают вай-фай.

***

Кинематограф всё сильнее развивается благодаря талантливым женщинам-режиссёрам – кроме Малгожаты Шумовски в этом году блистали Грета Гервиг с её «Леди Бёрд» и Линн Рэмзи с «Тебя никогда здесь не было».

Буду рад, если вы прочитаете мои рецензии на эти картины, а также обзор триллера «Не в себе» Стивена Содерберга и разбор «Формы воды»

5555
32 комментария

Фильм забавный и очень живой, согласен, особенно это видно в сравнении с беспощадно-циничными интонациями того же Звягинцева. Не ожидал, что кто-нибудь о нём всё-таки напишет. Спасибо!

8

Вам спасибо! Румынское и польское кино изображает почти наши реалии, но гораздо тоньше и изобретательнее, да. У них как будто бы вообще нет замашек на высокую трагедию; надеюсь, и отечественный кинематограф когда-нибудь от них откажется

6

Человеческая комедияВот ты и попался, рептилоид!

3

Приятно осознавать, что пошлость современной социальщины настолько очевидна, что её успешно деконструируют даже дебютанты. Спасибо, за материал! Обязательно посмотрю.

1

Вам спасибо! Надеюсь, фильм понравится. Справедливости ради отмечу, что Малгожата Шумовска не дебютант, Лицо - её девятая картина. Предыдущая тоже была отмечена на Берлинале (Серебряным медведем за режиссуру), но ничего о ней сказать не могу - не смотрел

Спасибо за рекомендацию, с удовольствием посмотрел. А думал, что кроме Марвела и военщины нет ничего в майские

Рад, что смог помочь! Посмотрите ещё Остров собак Уэса Андерсона, если ещё не, он тоже хороший

2