«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

В сети стал доступен новый фильм Уэса Андерсона. Разбираемся в художественных исканиях режиссёра.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Уэс Андерсон уже не раз сталкивался с укором критиков и зрителей, обвинявших его во вторичности и примате формы, за которой с каждым фильмом таится всё больше содержательной пустоты. Особенно досталось режиссёру после не самого выразительного «Французского диспетчера». При этом недовольство, разумеется, не переступало локальных пределов и тонуло в радости тысяч поклонников кукольной эстетики и неугасающей готовности лучших актёров стать частью любимой киновселенной, пускай хотя бы и в минутном эпизоде. Пока мир развлекался с нейросетями и представлял, как бы выглядели популярные франшизы в оптике Андерсона, режиссёр готовил ответ — новую и отчасти не совсем привычную для себя картину.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Ч/б. Камера пролетает через телестудийную аппаратную и замирает перед сценой с ведущим (Брайан Крэнстон). Он увесисто заявляет, что это вымышленная театральная постановка без скрытых смыслов, снятая специально для телепередачи, вместе с которой они образуют подробный отчёт о работе индустрии. Андерсон сразу запрыгивает на метауровень. Обозначая его и как новый канал для коммуникации со зрителем, и очередной эксперимент с формой, и инструмент для профессиональной авторефлексии. Сама постановка имеет драматическую структуру: разбита на акты, которые дополнительными титрами разделяются на сцены. Между ними и разбросаны чёрно-белые вставки, где актёры обсуждают работу друг с другом, с драматургом (Эдвард Нортон), с режиссёром (Эдриан Броуди), которые регулярно беседуют между собой. Несмотря на важность композиционной рамки, главное всё равно остаётся внутри неё.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

1955 год. Астероид-сити — маленький городок, затерявшийся в американской пустыне между обсерваторией и военным полигоном. Здесь пять тысяч лет назад упал осколок метеорита, и теперь рядом с небольшим кратером ежегодно проводится конкурс гениальных школьников-изобретателей. Недавно овдовевший военный фотограф Огги Стинбек (Джейсон Шварцман) приезжает в город вместе с сыном-вундеркиндом и тремя маленькими дочками. Сюда же направляется их дедушка (Том Хэнкс, дебютирующий у Андерсона и своеобразно заменяющий заболевшего ковидом накануне съёмок Билла Мюррея). Огги быстро сводит знакомство с кинозвездой Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон), живущей с дочерью напротив. Дополняют галерею образов несколько родителей с детьми, странноватая глава обсерватории (Тильда Суинтон), владелец мотеля (Стив Каррел), управляющий конкурсом генерал (Джеффри Райт) и молодая учительница (Майя Хоук) с оравой второклашек. Их дни рутинно протекают за лекциями, обедами и разговорами, но дальше случаются немыслимые события, после которых город закрывают на карантин.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Сеттинг пятидесятых выбран неслучайно: нервозность холодной войны, страх ядерного апокалипсиса, манящая и одновременно пугающая неизвестность космоса. Преломляясь в игривом мире Андерсона, где всё аккуратно, симметрично и расцвечено мягкими пастельными тонами, эти темы теряют свою внешнюю грозность. Вот, очередной ядерный гриб расцветает вдали над полигоном, и, кажется, это не больше чем шутка, но едва заметный осадок остаётся. При всей внешней игривости Андерсон сохрянет невозмутимую серьёзность. Коллективные переживания наслаиваются на индивидуальные: Огги пытается справиться с уходом супруги, его дети — матери, Мадж — в профессионально-личностном ступоре. Остальные персонажи получают гораздо меньше внимания, но о тревогах многих зритель всё равно узнает. Почти всегда анекдотично, но юмористическое облачко довольно быстро рассеивается. День Х же становится в этом уравнении экзистенциальным множителем: существование Бога, одиночество (или нет) человека, смысл жизни. Пока герои пытаются разобраться со старыми и новыми вопросами, вокруг начинает стремительно набирать обороты хаос.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Хотя в фильме очень много чувств, все они запрятаны глубоко, даже по меркам Андерсона. Герои тянутся друг к другу, но с большим трудом преодолевают натянутое напряжение. Диалоги случаются через большие паузы и остаются нарочитыми и анемичными. Разыграны они очень остроумно, но временами при общей вовлечённости в происходящее теряется суть эпизодов. Тогда о себе напоминает метарамка. Зритель слышит, какого эффекта драматург хотел бы добиться, хотя он не знает, как об этом написать, видит актёра, признающегося, что пьеса ему непонятна (ответ — неважно, рассказывай историю), по репликам узнаёт, какую сцену вырезали из итогового варианта. Всё это приближает не только к пониманию (в том числе непостижимости отдельных элементов) истории, но и к Андерсону как автору, размышляющему о стиле и произведении.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Отношения с «Городом астероидов» зависят от того, насколько вы любите более привычного Андресона. С «Города» точно не стоит начинать знакомство, в нём режиссёр погружается в себя, пытаясь нащупать что-то новое. В этих поисках некоторые особенности устройства его киновселенной выкручиваются сильнее обычного, что может привести в экстаз ортодоксальных фанатов и оказаться неудобоваримым для менее восторженных зрителей. В концовке герои дружно скандируют: «Чтобы проснуться, нужно заснуть». Так и здесь, чтобы приблизиться к истине, нужно расслабиться, нырнуть с автором в творческий хаос, пропустить его через себя, а затем вместе выплыть.

10K10K показов
3.1K3.1K открытий
36 комментариев

Уэс один из моих самых любимых режиссеров. К сожалению катится под откос. French Dispatch был крайне слабым, я подумал что оступился, бывает. Но Asteroid City пробил новое дно. С трудом досидел сеанс. Пустой, глупый фильм. Визуал субъективно тоже скатился так как откровенно театральный, бутафорский анутраж (понятно задумка) дает намного меньше деталей. Диалоги, всегда у Уэса емкие хлесткие смешные, здесь тоже намного слабее. Часто затянутые, натужные. Даже не помню момента что бы я улыбнулся где-то.

Отношу себя к фантам. Но как и от чего получить "экстаз" от Asteroid City я слабо представляю.

Ну что ж. Будем пересматривать в 1001 раз Moonrise Kingdom, Mr. Fox, Grand Budapest и ждать.

P.S. Плюс один все же нашел - как всегда приятно посмотреть на лучших актеров современности и прошлого. Верят в старину Уэса, значит и мы тоже будем.

Ответить

Во многом согласен. По юмору субъективно. Мне кажется, есть удачные моменты, может быть, не уровня лучших его фильмов, но всё же. А восторженные обожатели найдутся всегда, тем более у Уэса с его фанбазой

Ответить

Присутствует литл. спойлер!

Я вот наоборот сидел и весь фильм не отрывал глаз, насколько же завлекло, настолько же получил впечатлений, момент, когда нло забирает астероид супер топовый, такой неловкий, как будто семья смотрит на то, как кошка медленно подходит и забирает кусочек мяса со стола, но они смотрят, и разрешают, она так же медленно его стягивает, забирает в рот, и идет к своей миске его кушать, а потом возвращается обратно к столу, и смотрит вверх на всех

Плюс мне присуща такая манера пустого взгляда в никуда, как герой, который смотрит в камеру, отсутствие эмоциональности в разговоре, некая отчужденность и погружённость в себя, даже в диалоге с кем то.

Весь филь сидел и офигевал, насколько близко ко мне, и только немного скучал, когда появлялись вставки с главами. (ну и непонятные гей линии, к чем они были именно в таком формате сделаны, так и не понял)

Ответить

Очень ёмкий комментарий. Не менее приятно читать, чем рецензию. И согласен с мнением

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Примат — филос. первичность, главенство, преобладание ◆ Реалистическая теория познания должна признать примат бытия над мышлением.

Ответить

Сейчас смотрю как раз. Выходит у него как-то максимально кукольно всё с максимально кукольными персонажами. Они всегда с мордой кирпича, даже когда случается что-то сверхважное. В этом фильме это совсем не работает.

Ответить