реклама
разместить

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

В сети стал доступен новый фильм Уэса Андерсона. Разбираемся в художественных исканиях режиссёра.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Уэс Андерсон уже не раз сталкивался с укором критиков и зрителей, обвинявших его во вторичности и примате формы, за которой с каждым фильмом таится всё больше содержательной пустоты. Особенно досталось режиссёру после не самого выразительного «Французского диспетчера». При этом недовольство, разумеется, не переступало локальных пределов и тонуло в радости тысяч поклонников кукольной эстетики и неугасающей готовности лучших актёров стать частью любимой киновселенной, пускай хотя бы и в минутном эпизоде. Пока мир развлекался с нейросетями и представлял, как бы выглядели популярные франшизы в оптике Андерсона, режиссёр готовил ответ — новую и отчасти не совсем привычную для себя картину.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Ч/б. Камера пролетает через телестудийную аппаратную и замирает перед сценой с ведущим (Брайан Крэнстон). Он увесисто заявляет, что это вымышленная театральная постановка без скрытых смыслов, снятая специально для телепередачи, вместе с которой они образуют подробный отчёт о работе индустрии. Андерсон сразу запрыгивает на метауровень. Обозначая его и как новый канал для коммуникации со зрителем, и очередной эксперимент с формой, и инструмент для профессиональной авторефлексии. Сама постановка имеет драматическую структуру: разбита на акты, которые дополнительными титрами разделяются на сцены. Между ними и разбросаны чёрно-белые вставки, где актёры обсуждают работу друг с другом, с драматургом (Эдвард Нортон), с режиссёром (Эдриан Броуди), которые регулярно беседуют между собой. Несмотря на важность композиционной рамки, главное всё равно остаётся внутри неё.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

1955 год. Астероид-сити — маленький городок, затерявшийся в американской пустыне между обсерваторией и военным полигоном. Здесь пять тысяч лет назад упал осколок метеорита, и теперь рядом с небольшим кратером ежегодно проводится конкурс гениальных школьников-изобретателей. Недавно овдовевший военный фотограф Огги Стинбек (Джейсон Шварцман) приезжает в город вместе с сыном-вундеркиндом и тремя маленькими дочками. Сюда же направляется их дедушка (Том Хэнкс, дебютирующий у Андерсона и своеобразно заменяющий заболевшего ковидом накануне съёмок Билла Мюррея). Огги быстро сводит знакомство с кинозвездой Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон), живущей с дочерью напротив. Дополняют галерею образов несколько родителей с детьми, странноватая глава обсерватории (Тильда Суинтон), владелец мотеля (Стив Каррел), управляющий конкурсом генерал (Джеффри Райт) и молодая учительница (Майя Хоук) с оравой второклашек. Их дни рутинно протекают за лекциями, обедами и разговорами, но дальше случаются немыслимые события, после которых город закрывают на карантин.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Сеттинг пятидесятых выбран неслучайно: нервозность холодной войны, страх ядерного апокалипсиса, манящая и одновременно пугающая неизвестность космоса. Преломляясь в игривом мире Андерсона, где всё аккуратно, симметрично и расцвечено мягкими пастельными тонами, эти темы теряют свою внешнюю грозность. Вот, очередной ядерный гриб расцветает вдали над полигоном, и, кажется, это не больше чем шутка, но едва заметный осадок остаётся. При всей внешней игривости Андерсон сохрянет невозмутимую серьёзность. Коллективные переживания наслаиваются на индивидуальные: Огги пытается справиться с уходом супруги, его дети — матери, Мадж — в профессионально-личностном ступоре. Остальные персонажи получают гораздо меньше внимания, но о тревогах многих зритель всё равно узнает. Почти всегда анекдотично, но юмористическое облачко довольно быстро рассеивается. День Х же становится в этом уравнении экзистенциальным множителем: существование Бога, одиночество (или нет) человека, смысл жизни. Пока герои пытаются разобраться со старыми и новыми вопросами, вокруг начинает стремительно набирать обороты хаос.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Хотя в фильме очень много чувств, все они запрятаны глубоко, даже по меркам Андерсона. Герои тянутся друг к другу, но с большим трудом преодолевают натянутое напряжение. Диалоги случаются через большие паузы и остаются нарочитыми и анемичными. Разыграны они очень остроумно, но временами при общей вовлечённости в происходящее теряется суть эпизодов. Тогда о себе напоминает метарамка. Зритель слышит, какого эффекта драматург хотел бы добиться, хотя он не знает, как об этом написать, видит актёра, признающегося, что пьеса ему непонятна (ответ — неважно, рассказывай историю), по репликам узнаёт, какую сцену вырезали из итогового варианта. Всё это приближает не только к пониманию (в том числе непостижимости отдельных элементов) истории, но и к Андерсону как автору, размышляющему о стиле и произведении.

«Город астероидов»: Метапрыжок в параноидальные 50-е

Отношения с «Городом астероидов» зависят от того, насколько вы любите более привычного Андресона. С «Города» точно не стоит начинать знакомство, в нём режиссёр погружается в себя, пытаясь нащупать что-то новое. В этих поисках некоторые особенности устройства его киновселенной выкручиваются сильнее обычного, что может привести в экстаз ортодоксальных фанатов и оказаться неудобоваримым для менее восторженных зрителей. В концовке герои дружно скандируют: «Чтобы проснуться, нужно заснуть». Так и здесь, чтобы приблизиться к истине, нужно расслабиться, нырнуть с автором в творческий хаос, пропустить его через себя, а затем вместе выплыть.

4343
реклама
разместить
32 комментария

Уэс один из моих самых любимых режиссеров. К сожалению катится под откос. French Dispatch был крайне слабым, я подумал что оступился, бывает. Но Asteroid City пробил новое дно. С трудом досидел сеанс. Пустой, глупый фильм. Визуал субъективно тоже скатился так как откровенно театральный, бутафорский анутраж (понятно задумка) дает намного меньше деталей. Диалоги, всегда у Уэса емкие хлесткие смешные, здесь тоже намного слабее. Часто затянутые, натужные. Даже не помню момента что бы я улыбнулся где-то.

Отношу себя к фантам. Но как и от чего получить "экстаз" от Asteroid City я слабо представляю.

Ну что ж. Будем пересматривать в 1001 раз Moonrise Kingdom, Mr. Fox, Grand Budapest и ждать.

P.S. Плюс один все же нашел - как всегда приятно посмотреть на лучших актеров современности и прошлого. Верят в старину Уэса, значит и мы тоже будем.

15

Во многом согласен. По юмору субъективно. Мне кажется, есть удачные моменты, может быть, не уровня лучших его фильмов, но всё же. А восторженные обожатели найдутся всегда, тем более у Уэса с его фанбазой

3

Присутствует литл. спойлер!

Я вот наоборот сидел и весь фильм не отрывал глаз, насколько же завлекло, настолько же получил впечатлений, момент, когда нло забирает астероид супер топовый, такой неловкий, как будто семья смотрит на то, как кошка медленно подходит и забирает кусочек мяса со стола, но они смотрят, и разрешают, она так же медленно его стягивает, забирает в рот, и идет к своей миске его кушать, а потом возвращается обратно к столу, и смотрит вверх на всех

Плюс мне присуща такая манера пустого взгляда в никуда, как герой, который смотрит в камеру, отсутствие эмоциональности в разговоре, некая отчужденность и погружённость в себя, даже в диалоге с кем то.

Весь филь сидел и офигевал, насколько близко ко мне, и только немного скучал, когда появлялись вставки с главами. (ну и непонятные гей линии, к чем они были именно в таком формате сделаны, так и не понял)

3

Комментарий недоступен

8

Примат — филос. первичность, главенство, преобладание ◆ Реалистическая теория познания должна признать примат бытия над мышлением.

9

Сейчас смотрю как раз. Выходит у него как-то максимально кукольно всё с максимально кукольными персонажами. Они всегда с мордой кирпича, даже когда случается что-то сверхважное. В этом фильме это совсем не работает.

2
Раскрывать всегда
Субботний скриншот. Во что играете на этих выходных?

Продолжаю Assassin's Creed Shadows

Субботний скриншот. Во что играете на этих выходных?
144144
1313
99
44
33
22
22
22
22
11
Самая мерзкая и противная локация которая вам встречалась в играх?
Самая мерзкая и противная локация которая вам встречалась в играх?
5151
55
33
33
11
11
Тень в Драгон Эйдж 1
В Турции заблокировали Rutube под предлогом борьбы с рекламой азартных игр
В Турции заблокировали Rutube под предлогом борьбы с рекламой азартных игр
132132
1717
99
88
22
11
Причина ясна: сервера рутуба стали устаревать
Разработчики inZOI исправили «непреднамеренный баг», из-за которого машины могли сбивать детей

Krafton назвала клипы «крайне неподобающими».

Разработчики inZOI исправили «непреднамеренный баг», из-за которого машины могли сбивать детей
287287
6868
2121
1414
44
33
22
11
11
А чужих увозить всё ещё можно?))
модель
3535
1717
55
11
11
кринж
Onimusha: Way of the Sword не будет сюжетно связана с предыдущими играми серии

Capcom расчитывает, что прохождение займёт около 20 часов.

Onimusha: Way of the Sword не будет сюжетно связана с предыдущими играми серии
6262
88
44
22
22
11
Ок, я как раз только щяс узнал, что были прошлые части
Pure Fiction. Пять Неэкранизируемых Романов
Pure Fiction. Пять Неэкранизируемых Романов
1717
55
22
11
реклама
разместить
Я вижу, вам всем понравилось превращать мемы в Ghibli, но как насчет мемов в стиле Страдающее средневековье?
Я вижу, вам всем понравилось превращать мемы в Ghibli, но как насчет мемов в стиле Страдающее средневековье?
9999
1515
44
33
11
Откуда спрос на соулслайки, экстракшен шутеры и рогалики? Объясните что вам в них нравится

Я смотрел несколько последних TGA, было сложно но я справился и еще пару выставок. И у меня встал вопрос, а почему вообще у людей есть спрос на все это? Ведь если бы на это не было спроса это бы не делали

Откуда спрос на соулслайки, экстракшен шутеры и рогалики? Объясните что вам в них нравится
2323
77
22
11
11
Ща бы серьёзно воспринимать текст чувака, купившего тарков 5 раз
Лучшая работа в мире
Лучшая работа в мире
355355
6565
2525
66
33
11
11
Все же у кого то жопа сгорела.