Ожившие куклы: история stop-motion анимации

От первых экспериментов в киноиндустрии до мультфильмов Уэса Андерсона.

В начале мая в российский прокат вышел новый анимационный фильм Уэса Андерсона «Остров собак», снятый в технике stop-motion. Сегодня кукольная анимация редко используется в большом кино, хотя раньше была неотъемлемой его частью: stop-motion — главный спецэффект прошлого века.

Многие годы кукольная анимация развивалась, менялась, а затем потеряла свою популярность, став хоть и экстравагантной, но устаревшей техникой съёмки. Вспомним её историю.

На заре кинематографии

Кукольная анимация появилась вместе с первыми игровыми фильмами. В их основе лежит одна идея: создать иллюзию движения с помощью быстрой смены кадров. Разница только в том, что для съёмки реального движения нужно делать множество снимков в секунду, в то время как stop-motion не требует спешки. Аниматор снимает объект, затем передвигает его для следующего снимка, и так кадр за кадром.

Если быстро прокрутить полученные фотографии, то будет казаться, что объект двигается сам. Можно сказать, что техника stop-motion похожа на традиционную 2D-мультипликацию, только вместо рисунков используются фотографии.

Легендарная сцена из «Путешествия на Луну» 1902 года

Stop-motion анимация с самого начала шла рука об руку с игровым кино: она была практически единственным доступным спецэффектом, и появлялась ещё в первых картинах киностудии Эдисона.

Первый полностью кукольный мультфильм — «Цирк Шалтай-Болтая» — снят предположительно в 1898 году (по некоторым данным — в 1908 году) Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Смитом. Действительно ли этот фильм — самый ранний пример stop-motion мультипликации, доподлинно неизвестно, да и сама картина была утрачена.

Зато сохранился вышедший в 1907 году «Отель с привидениями» от тех же авторов — один из первых игровых фильмов с применением stop-motion в качестве спецэффекта. Правда, анимировали режиссёры не кукол, а мебель и посуду.

В мультфильме «Цирк Шалтай-Болтая» в качестве кукол использовали игрушки дочери одного из режиссёров
В мультфильме «Цирк Шалтай-Болтая» в качестве кукол использовали игрушки дочери одного из режиссёров

Помимо замены спецэффектов, кукольной анимации нашлось и другое применение. Режиссёр Владислав Старевич, например, использовал её в документальном фильме про насекомых. Во время съёмок одной из лент жуки перестали двигаться перед камерой из-за искусственного освещения. Для решения проблемы Старевич предложил использовать stop-motion: вместо настоящих жуков сняли их панцири, проанимировав вручную по кадрам.

Это занятие увлекло режиссёра: он стал одним из пионеров кукольной анимации и снял много документальных и развлекательных мультфильмов. Владислав Старевич одним из первых снимал кукольные фильмы с сюжетом, часто основанном на известных литературных произведениях, а его картины имели оглушительный успех среди современников.

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» 1912 года — первая комедия Владислава Старевича, в которой он тоже использовал куклы насекомых

Яркая фигура в мире ранней кукольной анимации — Уиллис О’Брайан, режиссёр легендарной картины «Потерянный мир» 1925 года. О’Брайан часто использовал stop-motion и для создания спецэффектов. Вышедшая в 1933 году лента «Кинг Конг» стала одной из самых зрелищных для своего времени именно благодаря эффектному использованию stop-motion анимации в экшен-сценах.

Многие режиссёры, работавшие со stop-motion анимацией, не стеснялись экспериментировать. Например, Джордж Пал изобрёл технику, упростившую работу с куклами: вместо голов с подвижными глазами и ртом аниматор мастерил куклы со сменными головами. Каждая голова показывала нужную эмоцию, а переставлять их было проще, чем вручную менять выражение лица куклы.

Вроде бы очевидный приём, но в своё время он стал прорывом — за это изобретение режиссёр удостоился почётной награды от американской киноакадемии. А ещё Джордж Пал одним из первых стал снимать рекламные ролики с использованием stop-motion анимации.

Расцвет кукольной анимации

Спецэффекты

В 30-е и 40-е годы Пал выпускал своё собственное кукольное шоу, в создании которого также учавствовал Рэй Харрихаузен — другой выдающийся stop-motion аниматор. До работы на студии он самостоятельно мастерил кукол и экспериментировал с ними у себя в гараже. Прямо там аниматор-самоучка снял свой первый короткий фильм и отправил на студию Джорджа Пала, после чего его сразу взяли на работу.

Знаменитая сцена с воинами-скелетами из фильма «Ясон и аргонавты»

Будучи большим фанатом работ Уиллиса О’Брайана, Рэй Харрихаузен работал над масштабными картинами с большим количеством спецэффектов, выполненных с помощью техники stop-motion. Сам он почти никогда не выступал в роли режиссёра, но тем, кто с ним работал, всегда приходилось считаться с его мнением.

Участие Харрихаузена в разработке фильма начиналось на самых ранних этапах: всей команде приходилось подстраиваться под требования амбициозного аниматора. Под его руководством снималась трилогия о приключениях Синдбада: хотя Харрихаузен официально был лишь ответственен за спецэффекты, на деле он сильно повлиял на сценарий и режиссуру картин.

Анимацией кукол Харрихаузен почти всегда занимался сам от начала до конца

Важное достижение для stop-motion анимации — разработанная Харрихаузеном особая техника dynamation. Она позволяла легко монтировать сцены со спецэффектами, совмещая stop-motion с обычной съёмкой в одном кадре. Для этого куклу помещали на стол между двумя панелями: с одной стороны — фон, с другой — чёрный экран переднего плана. На передний план затем накладывалась пленка с реальными актёрами. В итоге получался «слоёный» кадр: фон, сцена, проанимированная в stop-motion, и игровые кадры на переднем плане.

Принцип работы техники dynamation. Слева — кадр с куклой; посередине — кадр, снятый в реальном времени; справа — результат их совмещения
Принцип работы техники dynamation. Слева — кадр с куклой; посередине — кадр, снятый в реальном времени; справа — результат их совмещения

К масштабным проектам со множеством спецэффектов тяготел не только кинематограф США. В 1954 году в Японии вышла легендарная «Годзилла» Исиро Хонда, запустившая целую серию фильмов о гигантском ящере-монстре.

Примечательно, что для съёмок самого чудовища использовали технику suitmation: Годзиллу играл человек в костюме. Но stop-motion в картине тоже присутствовал — для других сцен со спецэффектами. Зато во многих последующих фильмах про Годзиллу во всю использовалась кукольная анимация. Например, в «Годзилла против Мехагодзиллы» сражение между монстрами снято в stop-motion технике.

Мультипликация

Полностью кукольные мультфильмы в своё время тоже были популярны, особенно в США: в 50-60-е годы к куклам Пала присоединилось «Шоу Гамби» — первый телесериал с использованием пластилиновой анимации. Анимация кукол из пластилина впервые появилась ещё в начале XX-го века, но популяризировал её именно создатель Гамби — мультипликатор Арт Клоки. Шоу пользовалось большим успехом и просуществовало больше 10 лет.

Но несмотря на популярность Гамби, на Западе stop-motion анимацию чаще использовали для создания отдельных спецэффектов, а не мультфильмов. По-настоящему популярна кукольная мультипликация была в восточной Европе.

Одного из самых влиятельных аниматоров — Иржи Трнка — часто называли «Уолтом Диснеем восточной Европы». Такое прозвище мультипликатор из Богемии получил за свою любовь к экспериментам: от уникальной постановки света до использования театра теней. Ещё одна отличительная черта мультфильмов Трнка — большие детализированные сцены со множеством кукол и декораций.

Персонажи мультфильмов Иржи Трнка выглядят как ожившие скульптуры в стиле барокко
Персонажи мультфильмов Иржи Трнка выглядят как ожившие скульптуры в стиле барокко

В 60-е и 70-е годы кукольная анимация была популярна и в СССР. Автор серии мультфильмов про Чебурашку — режиссёр Роман Ка­чанов — одна из наиболее ярких фигур советской мультипликации.

В те годы Союзмультфильм хотел создать что-то своё, не похожее на работы Диснея, поэтому мультфильмы Качанова пришлось очень кстати. Его работы действительно уникальны во всём: начиная со сборки кукол и заканчивая техникой их анимации. Именно благодаря Качанову сформировалась советская школа stop-motion мультипликации.

«<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DyPmfF76JmrY&postId=20573" rel="nofollow noopener" target="_blank">Варежка</a>» — один из наиболее известных кукольных мультфильмов Романа ­Качанова
«Варежка» — один из наиболее известных кукольных мультфильмов Романа ­Качанова

На пике популярности

80-е в США считаются золотым временем для stop-motion анимации. Она появлялась везде: в кино, в мультипликации, в рекламе и в музыкальных клипах. Один из таких клипов на песню Питера Гэбриэла «Sledgehammer» выиграл 10 наград на MTV Video Music Award в 1987 году.

Своего пика достигла и популярность рекламных роликов, снятых в stop-motion. У многих компаний был даже собственный кукольный маскот. Некоторые такие персонажи становились настолько успешными, что вырастали из своих рекламных брендов и обзаводились собственными шоу. Например, Нойд из рекламы Domino’s Pizza стал персонажем платформера Avoid the Noid для Commodore 64 и MS-DOS.

Ожившие куклы: история stop-motion анимации

А кукольный джаз-бэнд The California Raisins («Калифорнийские Изюминки»), рекламировавший продукт под тем же названием, снискал популярность благодаря музыкальному сопровождению в своих роликах.

Группа даже записала два альбома от лица бренда. А ещё «Изюминки» появились в нескольких мультфильмах. Один из них — «Рождественский эпизод» — даже выиграл Эмми. У «Изюминок» была и своя видеоигра — сайдскроллер The California Raisins: The Grape Escape от Capcom для NES.

К 80-м использование stop-motion анимации в качестве спецэффекта было отточено настолько, что зрители с трудом отличали её от реальной съёмки. Сегодня кадры из «Робокопа» выглядят наивно и немного нелепо, но в 80-е такие спецэффекты считались очень реалистичными.

Анимация Робокаина из «Робокоп 2»

Закат эпохи stop-motion

К началу 90-х публика уже настолько пресытились stop-motion анимацией, что даже известные аниматоры вроде Рэя Харрихаузена медленно забывались. В 1981 году вышла его картина «Битва Титанов», после чего в карьере аниматора наступил перерыв в 22 года.

С появлением новых технологий надобность в трудоёмкой анимации, сделанной своими руками, начала отпадать. Финалом эпохи stop-motion стал фильм «Парк юрского периода» 1993 года. История его создания неплохо иллюстрирует переход всей киноиндустрии от stop-motion к CGI.

Изначально куклы динозавров в «Парке юрского периода» планировали анимировать вручную. Для этого даже наняли Фила Триппетта — специалиста по спецэффектам, ответственного за stop-motion во многих известных картинах, включая «Звёздные войны». Для «Парка юрского периода» он должен был создать go-motion анимацию динозавров — это кукольная анимация с добавлением эффекта motion blur (смазанное изображение) для более плавного движения.

Тестовая go-motion анимация тираннозавра для «Парка юрского периода»

Уже после начала съёмок авторы фильма приняли решение использовать новую технологию CGI. В результате динозавры на экране выглядели гораздо более «живыми» и двигались плавнее. «Парк юрского периода» — далеко не первый фильм, снятый с использованием компьютерной графики, но в нём CGI впервые использовался настолько масштабно. Фильм стал настоящей сенсацией и навсегда изменил отношение киноиндустрии и публики к качеству спецэффектов.

После успеха «Истории игрушек» от Pixar в 1995 году интерес к кукольным мультфильмам тоже стал снижаться, но не так драматично, как в случае со stop-motion анимацией в игровых картинках. Это подтверждает успех студии Aardman Animations, снявшей тот самый клип Питера Гэбриэла Sledgehammer. Их пластилиновый мультфильм «Побег из курятника» и серия картин про Уоллеса и Громита добились коммерческого успеха. Правда, студия пользовалась не только stop-motion техниками, но и CGI: это сильно упрощало работу с куклами и делало их движения на экране плавнее.

С потерей популярности stop-motion большинство студий анимации, работающих с куклами, перешли на короткометражный формат. Та же Aardman Animations в основном снимает рекламные ролики. Для многих кукольных аниматоров именно они — главный источник дохода сегодня. Некоторые студии, например, PES и вовсе существуют только благодаря рекламе.

Stop-motion как художественный приём

С массовым распространением CGI надобность в stop-motion анимации отпала: это была дорогостоящая и трудоёмкая технология, которая не давала идеального результата. Дёрганные движения кукол иногда смотрелись нелепо рядом с плавными реалистичными CGI-кадрами. Аниматоры, потратившие годы на совершенствование технологии stop-motion, в одночасье обнаружили, что их искусство стало мало кому нужным.

Тим Бёртон во время съёмок «Винсента»
Тим Бёртон во время съёмок «Винсента»

Кукольная анимация постепенно уходила в прошлое, но мириться с этим хотели не все. Например, Тим Бёртон — большой фанат Рэя Харрихаузена — относился к stop-motion не как к устаревшему спецэффекту, а как к творческому приёму. Он считал, что кукольная анимация наполняет фильмы ни с чем не сравнимым ностальгическим очарованием прошлого.

В одной из своих самых ярких работ — фильме «Битлджус» — Бёртон анимировал некоторых монстров в stop-motion, чтобы сделать их движения максимально нелепыми и неуклюжими, как в старых хоррорах.

Режиссёр экспериментировал со stop-motion с самого детства и продолжил обучаться анимации после окончания школы. В 1982 году он снял свою первую кукольную короткометражку «Винсент». Рассказчиком в мультфильме выступил актёр Винсент Прайс: он зачитал стихотворение о нём самом, написанное Бёртоном.

Впоследствии режиссёр часто старался использовать для съёмок своих фильмов кукольную анимацию, хоть удавалось это и не всегда. После выхода «Парка юрского периода» толерантность кинокомпаний к экспериментам Бёртона резко снизилась. Пострадал, например, творческий замысел режиссёра в «Марс атакует!» 1996 года.

Для съёмок марсиан постановщик хотел использовать кукол, чтобы создать атмосферу дешёвого «би-муви». Фильм задумывался как оммаж на творчество Рэя Харрихаузена, а движения марсиан должны были выглядеть максимально искусственно и неправдоподобно.

Вместо сглаживания анимации, к которому стремилось большинство режиссёров, Бёртон хотел, чтобы зритель сразу понял: в фильме использован stop-motion. Но Warner Bros. затею не оценили: в итоге, бюджет фильма не увеличили, а марсиан анимировали с помощью CGI.

Эти маленькие куклы марсиан отсканировали для создания их 3D-моделей
Эти маленькие куклы марсиан отсканировали для создания их 3D-моделей

Хотя использовать stop-motion Бёртону удавалось редко, он всё-таки создал несколько кукольных мультфильмов, и помог ему в этом Генри Селик. Вместе режиссёры выпустили два мультфильма: «Кошмар перед Рождеством» и «Джеймс и гигантский персик». Оба продюсировал Бёртон, но из-за загруженности на съёмках других проектов выступать ещё и режиссёром он просто не мог — и обратился за помощью к Селику.

Тим Бёртон — автор оригинальной истории и персонажей «Кошмара перед Рождеством»

Свой первый собственный кукольный мультфильм — «Труп невесты» — Бёртон снял только в 2005 году. А через семь лет создал stop-motion ремейк своей старой короткометражки «Франкенвини». Несмотря на свою любовь к ностальгической неидеальной stop-motion анимации, Бёртон всё же предпочитал сглаживать движения кукол в мультфильмах с помощью CGI. В результате куклы в его картинах едва отличимы от 3D-моделей.

Режиссёр Генри Селик тоже продолжил заниматься кукольной анимацией — в 2001 году он снял фильм «Обезьянья кость», в котором совместил stop-motion мультипликацию со съёмкой в реальном времени.

Вскоре после этого постановщика позвал на съёмки своего нового фильма Уэс Андерсон. Студия Селика работала над несколькими stop-motion сценами в «Водной жизни Стива Зиссу», а по окончании съёмок авторы договорились создать совместный проект по произведению Роальда Даля «Бесподобный мистер Фокс».

Для съёмок «Водной жизни Стива Зиссу» была построена кукла акулы-ягуара трёх метров в длину — самая большая анимированная кукла в мире

К сожалению, Селик ушёл из проекта, чтобы начать работу над собственной картиной, и в 2009 году выпустил кукольный фильм «Коралина в Стране Кошмаров» по роману Нила Геймана. В том же году вышел и первый stop-motion мультфильм Андерсона «Бесподобный мистер Фокс».

Ожившие куклы: история stop-motion анимации

Stop-motion в творчестве Уэса Андерсона

Уэс Андерсон — один из немногих современных режиссёров, предпочитающих stop-motion компьютерной графике в качестве спецэффекта. Впервые применив эту технику в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон потом не раз возвращался к ней: в stop-motion полностью сняты два его мультфильма, а также несколько сцен в игровом фильме «Отель Гранд Будапешт».

Ожившие куклы: история stop-motion анимации

Использовать кукол вместо CGI в «Водной жизни Стива Зиссу» и «Отеле Гранд Будапешт» — важное решение для Андерсона, которое окончательно сформировало его уникальный и легкоузнаваемый авторский стиль.

Stop-motion в фильмах Андерсона подчёркивает театральность происходящего на экране: даже съёмки игровых сцен как будто проходят в кукольном домике, где всё вокруг игрушечное и хрупкое, готовое вот-вот рассыпаться. В таком контексте кукольная анимация выглядит логичным продолжением кадра и смотрится гораздо уместнее, чем «вылизанный» CGI.

Сцена погони из «Отеля Гранд Будапешт» полностью снята в stop-motion

Вдохновлённый опытом сотрудничества с Селиком и его stop-motion анимацией в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон решился на необычный для себя формат и начал работу над кукольным мультфильмом «Бесподобный мистер Фокс». С анимацией ему помогала студия Йена Маккиннона и Питера Сандерса, известная сотрудничеством с Бёртоном и Селиком.

Несмотря на своё увлечение визуальной эстетикой stop-motion, Андерсон не был экспертом-аниматором и никогда сам не работал с куклами. Сотрудничавшие с ним Маккиннон и Сандерс отмечали, что работать над мультфильмом им приходилось на грани своих возможностей: режиссёр часто давал им практически невыполнимые задачи, и аниматорам потребовалась крайняя изобретательность, чтобы максимально точно передать замысел Уэса Андерсона. Например, в сценах с купанием, им пришлось разрезать куклы пополам: вода была сделана из стекла, так что «погрузить» персонажей в неё было невозможно.

Ожившие куклы: история stop-motion анимации

Как и Тим Бёртон, Андерсон хотел, чтобы зрители видели: перед ними картина в stop-motion. Однако в этом режиссёр пошёл дальше всех своих коллег: вместо привычных глазу 24 кадров, он предложил частоту 12 кадров в секунду. Получилось, что пушистые куклы в «Бесподобном мистере Фоксе» не только выглядят как детские игрушки, но и двигаются так, будто их анимировал ребёнок. Фильму удалось передать наивность первых stop-motion мультфильмов с их резковатой и слегка неказистой анимацией.

В итоге неопытность Андерсона в работе со stop-motion пошла ему на руку: фильм получился свежим и во многом экспериментальным для современной анимации. Поначалу скептически настроенные Маккиннон и Сандерс признали: режиссёр заставил их по-новому взглянуть на привычную технику съёмки, которую они совершенствовали годами.

После первого удачного эксперимента Уэс Андерсон вернулся в stop-motion анимацию в 2016 году, начав работу над своим вторым мультфильмом «Остров собак».

Когда аниматор Марк Уоринг обсуждал с Андерсоном их будущую коллаборацию, режиссёр сказал, что в первую очередь хочет, чтобы зрители сразу видели: перед ними stop-motion картина, а не CGI-мультфильм.

В «Острове собак» действительно видна рука аниматора: каждый кадр полон маленьких деталей и снят с любовью и заботой. Для съёмок использовали 240 сцен и тысячу кукол (500 людей и 500 собак). Такое количество легко объяснить: у всех персонажей было три куклы разного размера для съёмки крупным и дальним планом.

Один из аниматоров «Острова собак» — Джейсон Столман — за работой
Один из аниматоров «Острова собак» — Джейсон Столман — за работой

Создатели экспериментировали с материалами и способами сборки, так что все куклы получились разными: людям сделали съёмные лица и обтянули резиновой «кожей», а собак слепили из пластилина на металлическом каркасе. В создании кукол помогли и новые технологии: собак-роботов, например, распечатали на 3D-принтере.

Главной задачей аниматоров, работавших над «Островом собак», было оставить собственный почерк в каждом кадре: будто чьи-то руки вот-вот появятся на экране, чтобы в очередной раз подвинуть кукол. Этот эффект создавался через множество мелочей. Например, аниматоры не укладывали шерсть собак специально для каждого отдельного кадра: волоски сами слегка меняли положение, когда куклу передвигали.

Такая нарочитая небрежность и уже традиционная для мультфильмов Андерсона частота съёмки 12 кадров в секунду помогла создать эффект присутствия аниматора: получившийся мультфильм не идеален, а шероховатости stop-motion анимации не сглажены CGI — наоборот, они всеми способами подчёркнуты.

Сегодня stop-motion анимация воспринимается как ретроградство: это устаревшая, затратная и трудоёмкая техника, требующая много сил, времени и денег. Далеко не у каждого режиссёра есть желание и возможность поработать с куклами. В таких условиях использование кукольной анимации уже само по себе — смелое художественное высказывание. Но на примере «Острова собак» видно, что несмотря на риск, связанный с таким экспериментальным подходом, современные stop-motion картины всё же окупаются: картина стала самым крупным стартом в карьере Андерсона.

Для самого Уэса Андерсона, как и для многих других режиссёров, stop-motion — это ностальгия по детским годам: по фильмам Рэя Харрихаузена и телевизионным короткометражкам от студии Rankin/Bass Productions, знакомым каждому американскому ребёнку. Возможно, «Остров собак» вдохновит новое поколение будущих режиссёров на работу со stop-motion анимацией.

«Приключения оленёнка Рудольфа» от студии Rankin/Bass Productions 1964 года — один из самых известных телевизионных мультфильмов, вдохновивших многих детей стать аниматорами. Уэс Андерсон не исключение
«Приключения оленёнка Рудольфа» от студии Rankin/Bass Productions 1964 года — один из самых известных телевизионных мультфильмов, вдохновивших многих детей стать аниматорами. Уэс Андерсон не исключение

Сегодня stop-motion почти полностью перешёл на короткометражный формат: реклама, музыкальные видеоклипы и иногда мультфильмы. Об историческом значении традиционной кукольной анимации нам напоминают лишь редкие ленты вроде «Острова собак». Но пока такие фильмы продолжают появляться, о полном исчезновении кукольной анимации говорить рано.

134134
28 комментариев

два слова: ян шванкмайер.
обычные теги: эдгар по, веселый тлен, чешская мистика, разрыв коммуникации.

его менее известный коллега, иржи барта, тоже интересные штуки делал, мне особенно нравилось про перчатки (zanikly svet rukavic); только надо качать оригинал, на ютубе какой-то умник убил щемящий саундтрек аудидорожкой с dire straits.

а что про харрихаузена столько написано, это очень хорошо, он заслужил.

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Странно, что не упомянули студию Laika

11
Ответить

Да, Кубо у них очень годно получился, особенно сцена со скелетом.

2
Ответить

Еще хочется эту трогательную короткометражку упомянуть. Меня она, кстати, немного пугает)

9
Ответить

сюжет читается уже на первой четверти, но все равно прикольно.

Ответить

Когда узнал как это все работает

7
Ответить