Кино Аня Тоска
5 891

Ожившие куклы: история stop-motion анимации

От первых экспериментов в киноиндустрии до мультфильмов Уэса Андерсона.

В закладки

В начале мая в российский прокат вышел новый анимационный фильм Уэса Андерсона «Остров собак», снятый в технике stop-motion. Сегодня кукольная анимация редко используется в большом кино, хотя раньше была неотъемлемой его частью: stop-motion — главный спецэффект прошлого века.

Многие годы кукольная анимация развивалась, менялась, а затем потеряла свою популярность, став хоть и экстравагантной, но устаревшей техникой съёмки. Вспомним её историю.

На заре кинематографии

Кукольная анимация появилась вместе с первыми игровыми фильмами. В их основе лежит одна идея: создать иллюзию движения с помощью быстрой смены кадров. Разница только в том, что для съёмки реального движения нужно делать множество снимков в секунду, в то время как stop-motion не требует спешки. Аниматор снимает объект, затем передвигает его для следующего снимка, и так кадр за кадром.

Если быстро прокрутить полученные фотографии, то будет казаться, что объект двигается сам. Можно сказать, что техника stop-motion похожа на традиционную 2D-мультипликацию, только вместо рисунков используются фотографии.

Легендарная сцена из «Путешествия на Луну» 1902 года

Stop-motion анимация с самого начала шла рука об руку с игровым кино: она была практически единственным доступным спецэффектом, и появлялась ещё в первых картинах киностудии Эдисона.

Первый полностью кукольный мультфильм — «Цирк Шалтай-Болтая» — снят предположительно в 1898 году (по некоторым данным — в 1908 году) Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Смитом. Действительно ли этот фильм — самый ранний пример stop-motion мультипликации, доподлинно неизвестно, да и сама картина была утрачена.

Зато сохранился вышедший в 1907 году «Отель с привидениями» от тех же авторов — один из первых игровых фильмов с применением stop-motion в качестве спецэффекта. Правда, анимировали режиссёры не кукол, а мебель и посуду.

В мультфильме «Цирк Шалтай-Болтая» в качестве кукол использовали игрушки дочери одного из режиссёров

Помимо замены спецэффектов, кукольной анимации нашлось и другое применение. Режиссёр Владислав Старевич, например, использовал её в документальном фильме про насекомых. Во время съёмок одной из лент жуки перестали двигаться перед камерой из-за искусственного освещения. Для решения проблемы Старевич предложил использовать stop-motion: вместо настоящих жуков сняли их панцири, проанимировав вручную по кадрам.

Это занятие увлекло режиссёра: он стал одним из пионеров кукольной анимации и снял много документальных и развлекательных мультфильмов. Владислав Старевич одним из первых снимал кукольные фильмы с сюжетом, часто основанном на известных литературных произведениях, а его картины имели оглушительный успех среди современников.

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» 1912 года — первая комедия Владислава Старевича, в которой он тоже использовал куклы насекомых
{ "items": [{"title":"Stop-motion \u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c \u00ab\u0420\u0435\u0439\u043d\u0435\u043a\u0435-\u043b\u0438\u0441\u00bb \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u0441\u043b\u0430\u0432\u0430 \u0421\u0442\u0430\u0440\u0435\u0432\u0438\u0447\u0430 \u0441 \u043d\u0435\u0432\u0435\u0440\u043e\u044f\u0442\u043d\u043e \u0434\u0435\u0442\u0430\u043b\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0443\u043a\u043b\u0430\u043c\u0438 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0434\u043e\u0445\u043d\u043e\u0432\u0438\u043b \u0423\u044d\u0441\u0430 \u0410\u043d\u0434\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0444\u0438\u043b\u044c\u043c\u0430 \u00ab\u0411\u0435\u0441\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0438\u0441\u0442\u0435\u0440 \u0424\u043e\u043a\u0441\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"19930e5e-f75e-71b3-7ea4-1448d65e29eb","width":1200,"height":768,"size":639541,"type":"png","color":"161616","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"09b68867-f4c9-2195-832f-2a7ecbdaa5c7","width":1000,"height":721,"size":597144,"type":"png","color":"303030","external_service":[]}}},{"title":"\u00ab\u0421\u0442\u0440\u0435\u043a\u043e\u0437\u0430 \u0438 \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u0435\u0439\u00bb 1913 \u0433\u043e\u0434\u0430","image":{"type":"image","data":{"uuid":"34886b35-de3e-e3b2-8eaa-196270e82b68","width":1019,"height":720,"size":552986,"type":"png","color":"4b4b4b","external_service":[]}}}] }

Яркая фигура в мире ранней кукольной анимации — Уиллис О’Брайан, режиссёр легендарной картины «Потерянный мир» 1925 года. О’Брайан часто использовал stop-motion и для создания спецэффектов. Вышедшая в 1933 году лента «Кинг Конг» стала одной из самых зрелищных для своего времени именно благодаря эффектному использованию stop-motion анимации в экшен-сценах.

Многие режиссёры, работавшие со stop-motion анимацией, не стеснялись экспериментировать. Например, Джордж Пал изобрёл технику, упростившую работу с куклами: вместо голов с подвижными глазами и ртом аниматор мастерил куклы со сменными головами. Каждая голова показывала нужную эмоцию, а переставлять их было проще, чем вручную менять выражение лица куклы.

Вроде бы очевидный приём, но в своё время он стал прорывом — за это изобретение режиссёр удостоился почётной награды от американской киноакадемии. А ещё Джордж Пал одним из первых стал снимать рекламные ролики с использованием stop-motion анимации.

Расцвет кукольной анимации

Спецэффекты

В 30-е и 40-е годы Пал выпускал своё собственное кукольное шоу, в создании которого также учавствовал Рэй Харрихаузен — другой выдающийся stop-motion аниматор. До работы на студии он самостоятельно мастерил кукол и экспериментировал с ними у себя в гараже. Прямо там аниматор-самоучка снял свой первый короткий фильм и отправил на студию Джорджа Пала, после чего его сразу взяли на работу.

Знаменитая сцена с воинами-скелетами из фильма «Ясон и аргонавты»

Будучи большим фанатом работ Уиллиса О’Брайана, Рэй Харрихаузен работал над масштабными картинами с большим количеством спецэффектов, выполненных с помощью техники stop-motion. Сам он почти никогда не выступал в роли режиссёра, но тем, кто с ним работал, всегда приходилось считаться с его мнением.

Участие Харрихаузена в разработке фильма начиналось на самых ранних этапах: всей команде приходилось подстраиваться под требования амбициозного аниматора. Под его руководством снималась трилогия о приключениях Синдбада: хотя Харрихаузен официально был лишь ответственен за спецэффекты, на деле он сильно повлиял на сценарий и режиссуру картин.

Анимацией кукол Харрихаузен почти всегда занимался сам от начала до конца

Важное достижение для stop-motion анимации — разработанная Харрихаузеном особая техника dynamation. Она позволяла легко монтировать сцены со спецэффектами, совмещая stop-motion с обычной съёмкой в одном кадре. Для этого куклу помещали на стол между двумя панелями: с одной стороны — фон, с другой — чёрный экран переднего плана. На передний план затем накладывалась пленка с реальными актёрами. В итоге получался «слоёный» кадр: фон, сцена, проанимированная в stop-motion, и игровые кадры на переднем плане.

Принцип работы техники dynamation. Слева — кадр с куклой; посередине — кадр, снятый в реальном времени; справа — результат их совмещения

К масштабным проектам со множеством спецэффектов тяготел не только кинематограф США. В 1954 году в Японии вышла легендарная «Годзилла» Исиро Хонда, запустившая целую серию фильмов о гигантском ящере-монстре.

Примечательно, что для съёмок самого чудовища использовали технику suitmation: Годзиллу играл человек в костюме. Но stop-motion в картине тоже присутствовал — для других сцен со спецэффектами. Зато во многих последующих фильмах про Годзиллу во всю использовалась кукольная анимация. Например, в «Годзилла против Мехагодзиллы» сражение между монстрами снято в stop-motion технике.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"613d1c0f-15b9-c6e1-0568-c6622301bb8e","width":1600,"height":1064,"size":3363225,"type":"png","color":"ace7ef","external_service":[]}}},{"title":"\u0421\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0428\u0435\u0444\u0430 \u0438 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0438-\u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u0430 \u0432 \u00ab\u041e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u00bb \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0443 \u0413\u043e\u0434\u0437\u0438\u043b\u043b\u044b \u0441 \u041c\u0435\u0445\u0430\u0433\u043e\u0434\u0437\u0438\u043b\u043b\u043e\u0439","image":{"type":"image","data":{"uuid":"cf4ed018-24dc-16a7-dbc3-056610b7da03","width":1600,"height":975,"size":1602145,"type":"png","color":"1e1b1c","external_service":[]}}}] }

Мультипликация

Полностью кукольные мультфильмы в своё время тоже были популярны, особенно в США: в 50-60-е годы к куклам Пала присоединилось «Шоу Гамби» — первый телесериал с использованием пластилиновой анимации. Анимация кукол из пластилина впервые появилась ещё в начале XX-го века, но популяризировал её именно создатель Гамби — мультипликатор Арт Клоки. Шоу пользовалось большим успехом и просуществовало больше 10 лет.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"42b4da15-145a-4967-d563-8a5129d35f27","width":1280,"height":835,"size":231010,"type":"jpg","color":"c14f58","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b1259d1f-149f-4908-9905-a303e451628f","width":1800,"height":1396,"size":686765,"type":"jpg","color":"4e4e4e","external_service":[]}}}] }

Но несмотря на популярность Гамби, на Западе stop-motion анимацию чаще использовали для создания отдельных спецэффектов, а не мультфильмов. По-настоящему популярна кукольная мультипликация была в восточной Европе.

Одного из самых влиятельных аниматоров — Иржи Трнка — часто называли «Уолтом Диснеем восточной Европы». Такое прозвище мультипликатор из Богемии получил за свою любовь к экспериментам: от уникальной постановки света до использования театра теней. Ещё одна отличительная черта мультфильмов Трнка — большие детализированные сцены со множеством кукол и декораций.

Персонажи мультфильмов Иржи Трнка выглядят как ожившие скульптуры в стиле барокко

В 60-е и 70-е годы кукольная анимация была популярна и в СССР. Автор серии мультфильмов про Чебурашку — режиссёр Роман Ка­чанов — одна из наиболее ярких фигур советской мультипликации.

В те годы Союзмультфильм хотел создать что-то своё, не похожее на работы Диснея, поэтому мультфильмы Качанова пришлось очень кстати. Его работы действительно уникальны во всём: начиная со сборки кукол и заканчивая техникой их анимации. Именно благодаря Качанову сформировалась советская школа stop-motion мультипликации.

«Варежка» — один из наиболее известных кукольных мультфильмов Романа ­Качанова

На пике популярности

80-е в США считаются золотым временем для stop-motion анимации. Она появлялась везде: в кино, в мультипликации, в рекламе и в музыкальных клипах. Один из таких клипов на песню Питера Гэбриэла «Sledgehammer» выиграл 10 наград на MTV Video Music Award в 1987 году.

Своего пика достигла и популярность рекламных роликов, снятых в stop-motion. У многих компаний был даже собственный кукольный маскот. Некоторые такие персонажи становились настолько успешными, что вырастали из своих рекламных брендов и обзаводились собственными шоу. Например, Нойд из рекламы Domino’s Pizza стал персонажем платформера Avoid the Noid для Commodore 64 и MS-DOS.

А кукольный джаз-бэнд The California Raisins («Калифорнийские Изюминки»), рекламировавший продукт под тем же названием, снискал популярность благодаря музыкальному сопровождению в своих роликах.

Группа даже записала два альбома от лица бренда. А ещё «Изюминки» появились в нескольких мультфильмах. Один из них — «Рождественский эпизод» — даже выиграл Эмми. У «Изюминок» была и своя видеоигра — сайдскроллер The California Raisins: The Grape Escape от Capcom для NES.

К 80-м использование stop-motion анимации в качестве спецэффекта было отточено настолько, что зрители с трудом отличали её от реальной съёмки. Сегодня кадры из «Робокопа» выглядят наивно и немного нелепо, но в 80-е такие спецэффекты считались очень реалистичными.

Анимация Робокаина из «Робокоп 2»

Закат эпохи stop-motion

К началу 90-х публика уже настолько пресытились stop-motion анимацией, что даже известные аниматоры вроде Рэя Харрихаузена медленно забывались. В 1981 году вышла его картина «Битва Титанов», после чего в карьере аниматора наступил перерыв в 22 года.

С появлением новых технологий надобность в трудоёмкой анимации, сделанной своими руками, начала отпадать. Финалом эпохи stop-motion стал фильм «Парк юрского периода» 1993 года. История его создания неплохо иллюстрирует переход всей киноиндустрии от stop-motion к CGI.

Изначально куклы динозавров в «Парке юрского периода» планировали анимировать вручную. Для этого даже наняли Фила Триппетта — специалиста по спецэффектам, ответственного за stop-motion во многих известных картинах, включая «Звёздные войны». Для «Парка юрского периода» он должен был создать go-motion анимацию динозавров — это кукольная анимация с добавлением эффекта motion blur (смазанное изображение) для более плавного движения.

Тестовая go-motion анимация тираннозавра для «Парка юрского периода»

Уже после начала съёмок авторы фильма приняли решение использовать новую технологию CGI. В результате динозавры на экране выглядели гораздо более «живыми» и двигались плавнее. «Парк юрского периода» — далеко не первый фильм, снятый с использованием компьютерной графики, но в нём CGI впервые использовался настолько масштабно. Фильм стал настоящей сенсацией и навсегда изменил отношение киноиндустрии и публики к качеству спецэффектов.

После успеха «Истории игрушек» от Pixar в 1995 году интерес к кукольным мультфильмам тоже стал снижаться, но не так драматично, как в случае со stop-motion анимацией в игровых картинках. Это подтверждает успех студии Aardman Animations, снявшей тот самый клип Питера Гэбриэла Sledgehammer. Их пластилиновый мультфильм «Побег из курятника» и серия картин про Уоллеса и Громита добились коммерческого успеха. Правда, студия пользовалась не только stop-motion техниками, но и CGI: это сильно упрощало работу с куклами и делало их движения на экране плавнее.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"0ed24954-f315-9238-c6bb-43e3f5091400","width":1024,"height":778,"size":1443088,"type":"png","color":"ce9d6b","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ef35cb9c-11c6-290f-838e-de6c0f43e0d6","width":1280,"height":720,"size":864878,"type":"png","color":"7e6445","external_service":[]}}}] }

С потерей популярности stop-motion большинство студий анимации, работающих с куклами, перешли на короткометражный формат. Та же Aardman Animations в основном снимает рекламные ролики. Для многих кукольных аниматоров именно они — главный источник дохода сегодня. Некоторые студии, например, PES и вовсе существуют только благодаря рекламе.

Stop-motion как художественный приём

С массовым распространением CGI надобность в stop-motion анимации отпала: это была дорогостоящая и трудоёмкая технология, которая не давала идеального результата. Дёрганные движения кукол иногда смотрелись нелепо рядом с плавными реалистичными CGI-кадрами. Аниматоры, потратившие годы на совершенствование технологии stop-motion, в одночасье обнаружили, что их искусство стало мало кому нужным.

Тим Бёртон во время съёмок «Винсента»

Кукольная анимация постепенно уходила в прошлое, но мириться с этим хотели не все. Например, Тим Бёртон — большой фанат Рэя Харрихаузена — относился к stop-motion не как к устаревшему спецэффекту, а как к творческому приёму. Он считал, что кукольная анимация наполняет фильмы ни с чем не сравнимым ностальгическим очарованием прошлого.

В одной из своих самых ярких работ — фильме «Битлджус» — Бёртон анимировал некоторых монстров в stop-motion, чтобы сделать их движения максимально нелепыми и неуклюжими, как в старых хоррорах.

Режиссёр экспериментировал со stop-motion с самого детства и продолжил обучаться анимации после окончания школы. В 1982 году он снял свою первую кукольную короткометражку «Винсент». Рассказчиком в мультфильме выступил актёр Винсент Прайс: он зачитал стихотворение о нём самом, написанное Бёртоном.

Впоследствии режиссёр часто старался использовать для съёмок своих фильмов кукольную анимацию, хоть удавалось это и не всегда. После выхода «Парка юрского периода» толерантность кинокомпаний к экспериментам Бёртона резко снизилась. Пострадал, например, творческий замысел режиссёра в «Марс атакует!» 1996 года.

Для съёмок марсиан постановщик хотел использовать кукол, чтобы создать атмосферу дешёвого «би-муви». Фильм задумывался как оммаж на творчество Рэя Харрихаузена, а движения марсиан должны были выглядеть максимально искусственно и неправдоподобно.

Вместо сглаживания анимации, к которому стремилось большинство режиссёров, Бёртон хотел, чтобы зритель сразу понял: в фильме использован stop-motion. Но Warner Bros. затею не оценили: в итоге, бюджет фильма не увеличили, а марсиан анимировали с помощью CGI.

Эти маленькие куклы марсиан отсканировали для создания их 3D-моделей

Хотя использовать stop-motion Бёртону удавалось редко, он всё-таки создал несколько кукольных мультфильмов, и помог ему в этом Генри Селик. Вместе режиссёры выпустили два мультфильма: «Кошмар перед Рождеством» и «Джеймс и гигантский персик». Оба продюсировал Бёртон, но из-за загруженности на съёмках других проектов выступать ещё и режиссёром он просто не мог — и обратился за помощью к Селику.

Тим Бёртон — автор оригинальной истории и персонажей «Кошмара перед Рождеством»

Свой первый собственный кукольный мультфильм — «Труп невесты» — Бёртон снял только в 2005 году. А через семь лет создал stop-motion ремейк своей старой короткометражки «Франкенвини». Несмотря на свою любовь к ностальгической неидеальной stop-motion анимации, Бёртон всё же предпочитал сглаживать движения кукол в мультфильмах с помощью CGI. В результате куклы в его картинах едва отличимы от 3D-моделей.

Режиссёр Генри Селик тоже продолжил заниматься кукольной анимацией — в 2001 году он снял фильм «Обезьянья кость», в котором совместил stop-motion мультипликацию со съёмкой в реальном времени.

Вскоре после этого постановщика позвал на съёмки своего нового фильма Уэс Андерсон. Студия Селика работала над несколькими stop-motion сценами в «Водной жизни Стива Зиссу», а по окончании съёмок авторы договорились создать совместный проект по произведению Роальда Даля «Бесподобный мистер Фокс».

Для съёмок «Водной жизни Стива Зиссу» была построена кукла акулы-ягуара трёх метров в длину — самая большая анимированная кукла в мире

К сожалению, Селик ушёл из проекта, чтобы начать работу над собственной картиной, и в 2009 году выпустил кукольный фильм «Коралина в Стране Кошмаров» по роману Нила Геймана. В том же году вышел и первый stop-motion мультфильм Андерсона «Бесподобный мистер Фокс».

Stop-motion в творчестве Уэса Андерсона

Уэс Андерсон — один из немногих современных режиссёров, предпочитающих stop-motion компьютерной графике в качестве спецэффекта. Впервые применив эту технику в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон потом не раз возвращался к ней: в stop-motion полностью сняты два его мультфильма, а также несколько сцен в игровом фильме «Отель Гранд Будапешт».

Использовать кукол вместо CGI в «Водной жизни Стива Зиссу» и «Отеле Гранд Будапешт» — важное решение для Андерсона, которое окончательно сформировало его уникальный и легкоузнаваемый авторский стиль.

Stop-motion в фильмах Андерсона подчёркивает театральность происходящего на экране: даже съёмки игровых сцен как будто проходят в кукольном домике, где всё вокруг игрушечное и хрупкое, готовое вот-вот рассыпаться. В таком контексте кукольная анимация выглядит логичным продолжением кадра и смотрится гораздо уместнее, чем «вылизанный» CGI.

Сцена погони из «Отеля Гранд Будапешт» полностью снята в stop-motion

Вдохновлённый опытом сотрудничества с Селиком и его stop-motion анимацией в «Водной жизни Стива Зиссу», Андерсон решился на необычный для себя формат и начал работу над кукольным мультфильмом «Бесподобный мистер Фокс». С анимацией ему помогала студия Йена Маккиннона и Питера Сандерса, известная сотрудничеством с Бёртоном и Селиком.

Несмотря на своё увлечение визуальной эстетикой stop-motion, Андерсон не был экспертом-аниматором и никогда сам не работал с куклами. Сотрудничавшие с ним Маккиннон и Сандерс отмечали, что работать над мультфильмом им приходилось на грани своих возможностей: режиссёр часто давал им практически невыполнимые задачи, и аниматорам потребовалась крайняя изобретательность, чтобы максимально точно передать замысел Уэса Андерсона. Например, в сценах с купанием, им пришлось разрезать куклы пополам: вода была сделана из стекла, так что «погрузить» персонажей в неё было невозможно.

Как и Тим Бёртон, Андерсон хотел, чтобы зрители видели: перед ними картина в stop-motion. Однако в этом режиссёр пошёл дальше всех своих коллег: вместо привычных глазу 24 кадров, он предложил частоту 12 кадров в секунду. Получилось, что пушистые куклы в «Бесподобном мистере Фоксе» не только выглядят как детские игрушки, но и двигаются так, будто их анимировал ребёнок. Фильму удалось передать наивность первых stop-motion мультфильмов с их резковатой и слегка неказистой анимацией.

В итоге неопытность Андерсона в работе со stop-motion пошла ему на руку: фильм получился свежим и во многом экспериментальным для современной анимации. Поначалу скептически настроенные Маккиннон и Сандерс признали: режиссёр заставил их по-новому взглянуть на привычную технику съёмки, которую они совершенствовали годами.

После первого удачного эксперимента Уэс Андерсон вернулся в stop-motion анимацию в 2016 году, начав работу над своим вторым мультфильмом «Остров собак».

Когда аниматор Марк Уоринг обсуждал с Андерсоном их будущую коллаборацию, режиссёр сказал, что в первую очередь хочет, чтобы зрители сразу видели: перед ними stop-motion картина, а не CGI-мультфильм.

В «Острове собак» действительно видна рука аниматора: каждый кадр полон маленьких деталей и снят с любовью и заботой. Для съёмок использовали 240 сцен и тысячу кукол (500 людей и 500 собак). Такое количество легко объяснить: у всех персонажей было три куклы разного размера для съёмки крупным и дальним планом.

Один из аниматоров «Острова собак» — Джейсон Столман — за работой

Создатели экспериментировали с материалами и способами сборки, так что все куклы получились разными: людям сделали съёмные лица и обтянули резиновой «кожей», а собак слепили из пластилина на металлическом каркасе. В создании кукол помогли и новые технологии: собак-роботов, например, распечатали на 3D-принтере.

Главной задачей аниматоров, работавших над «Островом собак», было оставить собственный почерк в каждом кадре: будто чьи-то руки вот-вот появятся на экране, чтобы в очередной раз подвинуть кукол. Этот эффект создавался через множество мелочей. Например, аниматоры не укладывали шерсть собак специально для каждого отдельного кадра: волоски сами слегка меняли положение, когда куклу передвигали.

Такая нарочитая небрежность и уже традиционная для мультфильмов Андерсона частота съёмки 12 кадров в секунду помогла создать эффект присутствия аниматора: получившийся мультфильм не идеален, а шероховатости stop-motion анимации не сглажены CGI — наоборот, они всеми способами подчёркнуты.

Сегодня stop-motion анимация воспринимается как ретроградство: это устаревшая, затратная и трудоёмкая техника, требующая много сил, времени и денег. Далеко не у каждого режиссёра есть желание и возможность поработать с куклами. В таких условиях использование кукольной анимации уже само по себе — смелое художественное высказывание. Но на примере «Острова собак» видно, что несмотря на риск, связанный с таким экспериментальным подходом, современные stop-motion картины всё же окупаются: картина стала самым крупным стартом в карьере Андерсона.

Для самого Уэса Андерсона, как и для многих других режиссёров, stop-motion — это ностальгия по детским годам: по фильмам Рэя Харрихаузена и телевизионным короткометражкам от студии Rankin/Bass Productions, знакомым каждому американскому ребёнку. Возможно, «Остров собак» вдохновит новое поколение будущих режиссёров на работу со stop-motion анимацией.

«Приключения оленёнка Рудольфа» от студии Rankin/Bass Productions 1964 года — один из самых известных телевизионных мультфильмов, вдохновивших многих детей стать аниматорами. Уэс Андерсон не исключение

Сегодня stop-motion почти полностью перешёл на короткометражный формат: реклама, музыкальные видеоклипы и иногда мультфильмы. Об историческом значении традиционной кукольной анимации нам напоминают лишь редкие ленты вроде «Острова собак». Но пока такие фильмы продолжают появляться, о полном исчезновении кукольной анимации говорить рано.

#истории

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Аня Тоска", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 27, "likes": 137, "favorites": 72, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 20573, "is_wide": false }
{ "id": 20573, "author_id": 50224, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20573\/get","add":"\/comments\/20573\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20573"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
11

Странно, что не упомянули студию Laika

Ответить
2

Да, Кубо у них очень годно получился, особенно сцена со скелетом.

Ответить
9

Еще хочется эту трогательную короткометражку упомянуть. Меня она, кстати, немного пугает)

Ответить
0

сюжет читается уже на первой четверти, но все равно прикольно.

Ответить
7

Когда узнал как это все работает

Ответить
2

точнее когда узнал, что в Отеле Гранд Будапешт нет cgi.

Ответить
6

Черт, напомнили про мистера Фокса, идти пересматривать теперь.

Ответить
2

Аналогично напомнили, но в моём случае не пересматривать а смотреть) Ибо в своё время чёт забил и пропустил так и не глянув)

Ответить
4

Вы не пожалеете о потраченном времени.

Ответить
5

два слова: ян шванкмайер.
обычные теги: эдгар по, веселый тлен, чешская мистика, разрыв коммуникации.

его менее известный коллега, иржи барта, тоже интересные штуки делал, мне особенно нравилось про перчатки (zanikly svet rukavic); только надо качать оригинал, на ютубе какой-то умник убил щемящий саундтрек аудидорожкой с dire straits.

а что про харрихаузена столько написано, это очень хорошо, он заслужил.

Ответить
2

Отличная статья, спасибо. Всегда восхищался титаническим трудом, вложенным в Коралину, Мистера Фокса, Труп невесты, Паранормана, Семейку монстров, но почему-то думал, что их делали одни и те же люди. Жаль пропустил Остров собак, но вроде цифровой релиз уже скоро.

Ответить
2

Фокс был первым фильмом Андерсона, который я посмотрел, а было это еще в детстве. Был под таким впечатлением от героев, что потом еще неделю ходил насвистывал и счелкал языком, как главный герой.

Ответить
1

Про чебурашку забыли, которого японцы сняли пару лет назад.

Ответить
0

Так он вроде и не stop-motion

Ответить
5

Вероятно, имелась ввиду ремастер версия от японцев. https://www.youtube.com/watch?v=MQyOlB5jB-k

Ответить
0

Ммм, выглядит круто.

Ответить
0

Выглядит круто, но какие у него тут жуткие пальцы...

Ответить
0

Вау, не знал что перезапуск оригинала был. Прекрасно выглядит. Геннадий стал замшевым правда)))))

Ответить
1

Его не совсем японцы сняли - это международный проект был

Ответить
1

Вы правы. Япония, Россия, Корея.

Ответить
0

Про Корею не в курсе, знаю что там от белоруссов аниматор был

Ответить
1

Почему не упомянули The Boxtrolls? Он же тоже хороший!

Ответить
1

Коробяки хороши) Классный мульт)

Ответить
1

У Тульца отличные клипы были.

Ответить
0

Кстати, а культовый The Nеverhood создавался не по той же технологии?

Ответить
1

Да! В The Nеverhood тоже использовали пластилиновую stop-motion анимацию.

Ответить
0

Очень глючит приложение из-за гифок

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления