Властелин колец: что делает мир Средиземья таким реальным

Вчера, 22 сентября, фанаты отмечали день Хоббита — или день рождения обоих Бэггинсов. В честь праздника поговорим о том, как создавалась вселенная и как сюжет повлиял на визуальный ряд в кинофильмах по вселенной Толкина.

Хоббиты, эльфы, гномы и орки закрепились в современном сознании именно после произведений Дж. Р. Толкина.
Хоббиты, эльфы, гномы и орки закрепились в современном сознании именно после произведений Дж. Р. Толкина.

Истории Средиземья знакомы даже тем, кто не читал книгу и не смотрел ни одну из экранизаций. Повесть о приключениях Бильбо Бэггинса разнеслась по всему миру в 1937 году. А в 1954 свет увидело одно из лучших фэнтезийных произведений мира — «Властелин Колец».

Дж. Р. Толкин придумал целый мир, а Питер Джексон воплотил его на экране

Идея Средиземья зародилась в сознании Дж. Р. Толкина еще во времена учебы в школе. Автора волновала проблема отсутствия в Англии собственной литературной традиции. Это единственная европейская страна, у которой нет своих легенд, мифов и волшебных сказок. Все это было утеряно. Дж. Р. Толкин решил создать для Британии собственный эпос, который отражал бы английский дух и культуру. Писателя увлекали и вдохновляли греческие и римские мифы, а также сказания северных народов: кельтов, финнов и скандинавов.

Иллюстрация Джона Хоу к «Властелину Колец». Работы художника стали источником вдохновения для экранизаций Питера Джексона.
Иллюстрация Джона Хоу к «Властелину Колец». Работы художника стали источником вдохновения для экранизаций Питера Джексона.

Меня всегда привлекали мифы и волшебные сказки, но больше всего — героические сказания. Мне нравилось, что невозможно определить грань, за которой исторические факты становятся вымыслом. С детства меня угнетало отсутствие собственных мифологических историй в моей родной стране. Конечно, у нас есть богатый мир Короля Артура. Но и он не имеет чисто английского происхождения. Я решил создать историю, которая подошла бы именно Англии

Дж. Р. Толкин в письме сыну, Кристоферу Толкину

Можно сказать, что Питеру Джексону повезло, поскольку почти за 50 лет множество художников создали невероятное количество артов. Вместе с дизайнерами он трепетно собирал все иллюстрации, календари и картины, чтобы передать мир Властелина колец наиболее точно. Особенно на его фильмы повлияли работы Алана Ли и Джона Хоу.

Так выглядел Минас Тирит в работах Алана Ли:

Белый город выглядит как место, где живут благородные рыцари и правят достойные короли. 
Белый город выглядит как место, где живут благородные рыцари и правят достойные короли. 

А так — в фильме «Властелин колец: возвращение короля»:

Согласитесь, очень похоже?
Согласитесь, очень похоже?

Перед режиссером стояла сложная задача: изобразить на экране персонажей, историю и детали мира так, чтобы зритель сразу поверил, что он находится в Средиземье. Все должно указывать не только на то, какой именно народ мы видим, но и на фракцию, к которой он принадлежит.

В команде режиссера работало 3000 человек, 300 из них — занимались артом. На съемочной площадке построили мастерские, в которых 148 человек создавали реквизит для фильмов. А 38 мастеров работали непосредственно на съемках. Только для первого фильма все эти люди придумали и создали 45 тысяч единиц реквизита.

Слева ранние концепты Нарсила — меча, которым Исильдур сразил Саурона. Справа — ранние наброски Жала Фродо.
Слева ранние концепты Нарсила — меча, которым Исильдур сразил Саурона. Справа — ранние наброски Жала Фродо.

Одним из основных элементов повествования во «Властелине Колец» являются персонажи. Толкин — филолог, поэтому каждая раса Средиземья начиналась с языка. Автор не просто придумывал слова, он глубоко прорабатывал грамматику и семантику каждого наречия. Из языков рождалась культура. Культура, в свою очередь, отражалась в быте и характере народов.

Дж. Р. Толкина отлично рисовал, и мы узнаем его мир не только со страниц книги, но и из его <a href="https://www.liveinternet.ru/community/2281209/post107431672/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">рисунков</a>.
Дж. Р. Толкина отлично рисовал, и мы узнаем его мир не только со страниц книги, но и из его рисунков.

К сожалению, этой статье мы не сможем обсудить всех представителей мира Средиземья. Поговорим о двух уникальных расах — хоббитах и орках, и об одном из самых ярких людских народов — Рохирримах.

Хоббиты — носители английских традиций

В это сложно поверить, но забавный народец родился в сознании автора и не имеет основы в реально существующих легендах. Писатель настаивал, что хоббиты заменяют в повествовании людей, и называл их англичанами в миниатюре.

Иллюстрация голландского художника Кора Блока. Это единственный иллюстратор, чьи картины купил сам <a href="https://www.tolkien.co.uk/cor-blok-interview/#:~:text=Cor%20Blok%20met%20and%20corresponded,Tolkien%20Official%20Calendar%20for%202011." rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Толкин</a>.
Иллюстрация голландского художника Кора Блока. Это единственный иллюстратор, чьи картины купил сам Толкин.

Хоббиты — тихий и мирный народ, максимально приближенный к природе. Большую часть жизни они занимаются земледелием. Даже одежду хоббиты носят натуральных оттенков: зеленого и коричневого. В их культуре присутствует много черт, характерных для англичан 19 века. Исследователи считают, что хоббиты представляют конкретные графства в Англии: Йорк, Вустер и Оксфорд. Этот народ очень любит комфорт и вкусно поесть. Одно из любимых блюд (помимо грибов) у них традиционно английское: рыба с картошкой.

Как хоббиты показаны в кино

Одежда хоббитов — это легкие удобные ткани. Они не стесняют движений и позволяют свободно заниматься сельским хозяйством, танцевать и наслаждаться жизнью. В дизайне использовали мотивы одежды английских костюмов 18-19 веков.

Кого вам напоминают хоббиты?
Кого вам напоминают хоббиты?

Мы изучали много иллюстраций и фотографий сделанных по Властелину колец и Хоббиту. Дизайны были основаны в основном на иллюстрациях Алана Ли. Но нам хотелось создать ощущение неправильности их одежды, чтобы рукава и брюки выглядели немного короткими

Дизайнеры костюмов Нгила Диксон и Сильвана Сакко.

Один из самых сложных элементов внешности хоббитов — ноги. На четверых актеров дизайнеры сделали 180 пар ног. Создавали их в течение года до начала съемок. Самим актерам тоже пришлось несладко: каждый съемочный день они вставали в 4-5 утра, чтобы нанести грим и наклеить ноги. Ступни приклеивались к ногам 1,5 часа, все это время актеры стояли неподвижно.

Небольшое видео о том, как создавались уши и ноги хоббитов.

Жилища хоббитов сочетают в себе стили английских народных интерьеров разных периодов. У дизайнеров не было цели создать уникальные концепции. Наоборот, они хотели сделать так, чтобы зрители сразу узнали места из книги и поверили, что они действительно видят перед собой Шир.

Дизайнеры фильмов выпустили <a href="https://vk.com/wall-11203119_37675" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">артбуки</a>. В них можно подробно почитать о создании окружения и костюмов для фильмов.
Дизайнеры фильмов выпустили артбуки. В них можно подробно почитать о создании окружения и костюмов для фильмов.

Рохан — страна древних англосаксов

Культура роханцев во многом схожа с древними англичанами. Этот народ селится на равнинах Средиземья, а их быт и культура во многом определяются местностью. Название народа, рохиррим, означает «повелитель лошади». Культура, армия и повседневная жизнь роханцев тесно связана с этими животными. Интересно, что язык роханцев соотносится к общему языку Средиземья, как древнеанглийский к современному английскому. И Толкин использует много англосаксонских слов в языке Рохана.

Иллюстрация канадских художников, братьев Хильдебранд.
Иллюстрация канадских художников, братьев Хильдебранд.

Одно из первых слов, произнесенных роханцами во «Властелине Колец» — Emnet. В оксфордском словаре географических названий я узнал, что Эмнет расположен в графстве Норфолк. А с древнеанглийского это название переводится, как ровный луг. Думаю Толкин задался вопросом, как бы древние англичане назвали страну, если бы жили не на холмистом острове, а на равнине. Так он и пришел к этому слову

Том Шиппей, профессор Оксфордского университета

Изображение Рохана во «Властелине колец: Две башни»

Рохану в фильме уделяется особое внимание. Символика кавалерии показана не только на флаге этой страны, но и в элементах интерьера, одежды и быта. В фильмах эти детали изображены ненавязчиво, но зритель сразу считывает эти символы и понимает — перед ним страна повелителей лошадей.

Даже самые незначительные элементы интерьеров спроектированы в соответствии с культурными особенностями страны.
Даже самые незначительные элементы интерьеров спроектированы в соответствии с культурными особенностями страны.

Еще один интересный разворот из артбука:

На гобеленах в Золотом холле в Эдорасе изображены исторические события Рохана.
На гобеленах в Золотом холле в Эдорасе изображены исторические события Рохана.

Внешний облик рохирримов продуман вплоть до пряжек. Материалы одежды и брони должны быть легкими, чтобы не нагружать лошадь. Для этих целей костюмеры выбрали кожу с небольшими металлическими вставками. На рукоятках мечей и шлемах также изображены лошади.

Справа — один из первых концептов роханского воина, еще до консультаций с экспертами. Доспехи выглядят тяжелыми, неуклюжими и совсем не подходят для кавалеристов.
Справа — один из первых концептов роханского воина, еще до консультаций с экспертами. Доспехи выглядят тяжелыми, неуклюжими и совсем не подходят для кавалеристов.

Орки — армия зла

Толкин создает их, чтобы воплотить все плохое в современной войне

Линетт Нусбахер в «Истории Ж.Р. Толкин: Мастер колец».

Толкин много раз переписывал историю происхождения орков, но так и не нашел идеального решения. Общепринятой считается версия, где орки — это искалеченные и развращенные эльфы. Во «Властелине колец» появляется новая порода — Урук-хаи. Они сильнее и свирепее орков, могут преодолевать большие расстояния и не боятся дневного света.

Армия урук-хаев в изображении Джона Хоу.
Армия урук-хаев в изображении Джона Хоу.

Орки не делают красивых вещей. Несмотря на свою отвратительную природу, часто они хитры и умны. Толкин пишет, что они способные кузнецы и ремесленники, хотя их оружие и имущество грубое по сравнению с оружием свободных народов. В основном они создают машины, инструменты, оружие и орудия пыток. Они в восторге от колес, двигателей и взрывов, могут проложить туннель и заложить мину. Орки разрушают природу, особенно леса, чтобы питать свою армию и поддерживать военное снаряжение. Ничего не напоминает? Толкин пессимистично относился к технологическому прогрессу и считал, что человечество выбрало неправильный путь развития.

Как изобразили экранных орков

Питер Джексон не хотел показывать одинаковых орков на протяжении всех трех фильмов. Он хотел создать разные виды так, как это показано в книге. Орки Мории, например, более мелкие с большими глазами, так как они должны хорошо ориентироваться в темноте. Они снаряжены в легкие доспехи из дерева и металла. Такие материалы позволяют быстро карабкаться по деревьям и столбам.

В <a href="https://vk.com/wall-11203119_37675" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">артбуках </a>по трилогии несколько страниц посвящено концептам боевых орков Мории.
В артбуках по трилогии несколько страниц посвящено концептам боевых орков Мории.

Урук-хаи в фильмах также изображены по-разному. Воины, похитившие хоббитов в первом фильме и атакующие Хельмову Падь во втором, отличаются друг от друга. Орки и урук-хаи третьей части обладают своими отличительными чертами: они принадлежат мордору, у них другой хозяин и другая природа.

В “Братстве кольца” мы хотели показать безжалостную мощь урук-хаев. Это единственная армия, у которой нет брони на спине, потому что они не собираются отступать. Их доспехи легкие и простые, чтобы они могли преодолевать огромные расстояния на высокой скорости. Вся одежда сделана из кожи и тонкой стали, ведь они пробираются через леса, им ничего не должно мешать

Ричард Тейлор, креативный директор
Ранние концепты Урук-хаев из «Братства кольца».
Ранние концепты Урук-хаев из «Братства кольца».

Урук-хаи, нападавшие на Хельмову падь, изображались уже в совсем другом облике. Их доспехи все еще легкие, но уже с большим количеством металлических элементов. При этом верхняя часть туловища защищена лучше, так как большая часть поражения при взятии крепости приходится сверху. Щиты сделаны из дерева, ведь это орки Изенгарда, и Саруман срубил для них много деревьев.

Дизайнеры показали карандашные наброски облика урук-хаев при взятии Хельмовой Пади в <a href="https://vk.com/wall-11203119_37779" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">артбуке ко второму фильму</a>.
Дизайнеры показали карандашные наброски облика урук-хаев при взятии Хельмовой Пади в артбуке ко второму фильму.

В третьей части зритель попадает в Мордор и может рассмотреть не только доспехи, но и быт местных орков и урук-хаев. Их снаряжение и окружающие элементы сделаны в основном из металла, так как в Мордоре нет деревьев. Это уродливые, но простые и очень практичные вещи. Их оружие и доспехи уже не такие легкие, зато более основательные и надежные.

<a href="https://vk.com/wall-11203119_37820" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Скетчи</a> мебели орков Мордора. Факелы, жаровни и даже барабаны имеют острые шипы, напоминающие о башне Барад-Дура.
Скетчи мебели орков Мордора. Факелы, жаровни и даже барабаны имеют острые шипы, напоминающие о башне Барад-Дура.

Богатое наследие для следующих фильмов

Все материалы, наработанные во время съемок «Властелина колец», использовали в трилогии «Хоббит». Технологии и концепт-арт перешли на новый уровень, и дизайнеры смогли создать еще более яркие детали и атрибутику. И если к самому фильму у фанатов Толкина остались вопросы, то к работе концепт-художников придраться сложно. Они проделали колоссальную работу и над рендерами, и над идеей.

Дизайнеры «Хоббита» опирались на мощную базу наработок первых фильмов. 
Дизайнеры «Хоббита» опирались на мощную базу наработок первых фильмов. 

В трилогии сказочным народам уделили гораздо больше внимания. Доспехи, оружие и одежду проработали с оглядкой на предыдущие фильмы и с бóльшим упором на личную историю героев.

Кили одет как воин. При этом одежда показывает его знатное происхождение. Его пальто сделано из специальной кожи, которую искусственно состарили. Такая обработка придает текстуре жизнь и выгодно отделяет материал от одежды других гномов. Пальто отделано мехом и орнаментом в изобретенной нами технике: узор вырезан лазером между верхним слоем и подкладкой. Такой дизайн одежды гномов немного напоминает объемную вышивку в итальянском стиле трапунто, но более изящную. Верхний слой создает ощущение обработки тонким металлом. Такую же технику мы использовали для украшения перчаток Торина

Энн Маскрей, дизайнер по костюмам
По «Хоббиту» создатели фильма выпустили серию <a href="https://www.amazon.com/Hobbit-Unexpected-Journey-Chronicles-Design/dp/0062200909" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">артбуков</a>, где делятся набросками и разработками дизайнов.
По «Хоббиту» создатели фильма выпустили серию артбуков, где делятся набросками и разработками дизайнов.

Помимо артбуков съемочная группа сняла видео-блог о съемках и создании фильма. В них команда рассказывает истории того или иного образа. Например, силуэт костюма Тауриэль основан на наряде для верховой езды Арвен из «Братства кольца». Он элегантный, утонченный, но при этом удобный и не осложнен лишними деталями. Кстати, этого персонажа нет в книгах. Тауриэль придумали специально для фильма, чтобы создать собирательный образ лесных эльфов и разбавить мужской каст.

О том, как команда работала над персонажем Тауриэль снят отдельный <a href="https://www.youtube.com/watch?v=LpSRZuqN7Oo" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">фильм</a>.
О том, как команда работала над персонажем Тауриэль снят отдельный фильм.

Текст написан Юлией Хлебко для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

2626 показов
12K12K открытий
33 репоста