С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

От отмененных и измененных фильмов до правильного показа террористов и патриотизма в кино.

С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

В 2021 году была 20-летняя годовщина самого страшного теракта в истории — падения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате которого погибло почти три тысячи человек. Этот теракт поделил мир на «до» и «после»: он показал, насколько опасен терроризм, и какие изощренные и страшные формы он может принимать.

Теракт отразился на всех сферах жизни людей и культуры — от игр до комиксов. Rockstar переделали GTA 3, изменив цвет полицейских машин и убрав миссию с радиоуправляемым самолетиком, а Microsoft перенесли релиз Microsoft Flight Simulator 2002 на октябрь, хотя игра должна была выйти в сентябре.

От последствий теракта сильнее всего пострадала киноиндустрия и кинематограф. После теракта появилось уйма ультрапатриотичных фильмов, где американский флаг появляется каждую минуту, а над террористами стало модно шутить. Но как американский кинематограф пришел к этому?

Краткая сводка

Для начала необходимо кратко рассказать всю хронологию событий.

Утром 11 сентября 19 боевиков террористической группировки «Аль-Кайда» (запрещена в РФ) захватили четыре гражданских самолета: два самолета Boeing 767 и два самолета Boeing 757 компаний American Airlines и United Airlines.

В 8:46 первый самолет — Boeing 767 (рейс 11) American Airlines — на скорости 750 километров в час врезался в северную башню ВТЦ между 93 и 99-м этажами. Люди, которые оказались на этих этажах (их было 1344), были заперты: выходы были завалены и перекрыты. Сотни людей погибли от удара, остальные умерли от огня и дыма, а 200 человек погибло, спрыгнув со здания.

Через 17 минут, в 9:03, самолет Boeing 767 (рейс 175) компании United Airlines врезался в южную башню ВТЦ между 77 и 85-м этажами. Из-за того, что самолет врезался под углом, там осталась лестница, благодаря которой 18 человек успели спастись.

В 9:37 самолет Boeing 757 (рейс 77) компании American Airlines врезался в западное крыло Пентагона. В результате столкновения в самом здании погибло 125 человек. Жертв могло бы быть ещё больше, но в том крыле были отремонтированные кабинеты, и там никого не оказалось.

К месту теракта подъезжают пожарные машины, машины скорой помощи и полицейские отряда со всех районов Нью-Йорка. Пожарные делают все возможное, чтобы спасти как можно больше людей из охваченного огнем здания. Но происходит страшное — в 9:59 рушиться Южная башня, а в 10:28 падает Северная башня. Огромные обломки начали падать на убегающих людей, а сам город постепенно погружался в туман из асбеста и пыли.

С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

Я бежал так быстро, как только мог. Оглянувшись через левое плечо, я успел увидеть огромное облако пыли и кусок падающего бетона. Обломки летели прямо в мою сторону. Я застыл, предчувствуя конец, и тут я увидел пожарную машину. Я решил спрятаться под ней, не имея ни малейшей уверенности в том, что это спасет меня. Я просто хотел спастись от обломков и действовал бессознательно.

Деннис Фредерик, полицейский Нью-Йорка

В 10:03 разбился самолет Boeing 757 компании United (United 93). Люди, узнав об атаках, решили убить террористов и вернуть контроль над самолетом. Но самолет разбился на поле рядом с Шенксвиллом, штат Пенсильвания, не достигнув своей цели — по мнению экспертов, целью четвертого самолета должен был стать Капитолий или Белый дом.

Момент, где Бушу сообщают об атаке (полная версия)

В этот момент президент США Джордж Буш был во Флориде в начальной школе Брукера, чтобы прочитать детям книжку Pet Goat. Во время встречи спецслужбы доложили Бушу следующее: «Второй самолет врезался во вторую башню. Америка под угрозой». Но президент решил не говорить детям страшную весть сразу и продолжил встречу, после которой у него была пресс-конференция. На ней он официально подтвердил атаку и заявил, что немедленно вылетает в Вашингтон.

Хочу попасть домой как можно скорее. Я не хочу, чтобы меня не пускали в Вашингтон, кто бы это ни был.

Слова Джорджа Буша в записках тогдашнего пресс-секретаря Ари Флейшера

Соединенные Штаты и весь мир был в шоке. Люди плакали, узнав что их близкие и родные погибли, и помогали пострадавшим как могли. Спецслужбы США сразу же начали расследования. Спустя время были установлены личности террористов: 15 из 19 смертников были гражданами Саудовской Аравии, двое — Объединенных Арабских Эмиратов, один — Египта и еще один — Ливана. Все следы указывали на одного конкретного человека — Осама бен Ладена, главу «Аль Кайды» (запрещена в РФ). Долгое время бен Ладен отвергал все обвинения, но в 2004 он опубликовал запись, где заявил, что лично контролировал операцию и командовал 19 смертниками.

Речь Буша на острове Эллис (YouTube)

Спустя время Джордж Буш выступил на телевидение с речью на фоне Статуи Свободы. Он заявил, что основной мотивацией террористов была ненависть к свободе и демократии, отдал дань уважения всем погибшим в результате теракта и пообещал предать суду всех ответственных за это преступление.

Нападение на нашу страну было также и нападением на наши идеалы, которые делают нас народом. Наше глубочайшее национальное убеждение в том, что любая жизнь бесценна, поскольку любая жизнь — это подарок Создателя, который предназначил нас для жизни при свободе и равенстве.

Джордж Буш на острове Эллис
С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

В результате теракта погибло 2977 человек. Из них 246 жертв были пассажирами и членами экипажа, 2606 людей погибло в Нью-Йорке, 125 человек — в здании Пентагона. Ущерб, нанесенный Нью-Йорку, был оценен в 36 миллиардов долларов, а завалы расчищали 8 месяцев. Весь мир скорбел вместе с Америкой.

Всё международное сообщество должно объединиться в борьбе с терроризмом… это является вопиющим вызовом человечеству.

Владимир Путин, президент Российской Федерации

Как жилось тогда

Вид на Эмпайр Стейт Билдинг с Лонг Айленда (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpiccolanewyorker.com%2Fblog%2F2018%2F7%2F23%2Ftour-of-new-york-back-in-the-2000s&postId=2176097" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Piccola New Yorker</a>)
Вид на Эмпайр Стейт Билдинг с Лонг Айленда (Piccola New Yorker)

Если говорить об 11-м сентября в контексте культуры, то мир можно условно разделить на «мир до 11-го сентября» и «мир после 11-го сентября». В мире до теракта было некое ощущение спокойствия и простоты во всем мире. Масштабные войны остались далеко в прошлом, а теракты с использованием бомб и самолетов были только в боевиках тех лет. Развивалась глобализация, люди стали активно пользоваться Интернетом и с надеждой смотрели в будущее, где все вне зависимости от идей и мыслей жили бы в мире и согласии.

Идея безмятежного будущего и эстетика Y2K прослеживается в клипах, где певцы носили странную футуристическую одежду, в играх по типу WipeOut и в фильмах вроде «Матрицы», которые поднимали тему Интернета и его опасности.

Это хорошо прослеживается в vaporwave-музыки, которая создает атмосферу поздних 90-х и ранних 00-х. Самый яркий пример — «News at 11» от 猫 シ Corp, который является трибьют-альбомам, посвященным жертвам теракта 9/11.
Нью-Йорк в руинах (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.nationalgeographic.com%2Fphotography%2Farticle%2Fa-new-photo-and-tender-side-of-sept-11&postId=2176097" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">National Geographic</a>)
Нью-Йорк в руинах (National Geographic)

После 11-го сентября люди осознали одну вещь: мир не так прост, как кажется; он гораздо сложнее. Во всем мире будут дальше происходить конфликты и войны. Естественно, это сильно ударила по американцам, которые считали себя неуязвимой нацией и оплотом демократии. После падения башен-близнецов эта уверенность пошатнулась и простые американцы поняли, что они не святоши и не великий народ, раз проглядели террористов. Однако что бы не случилось, пока народ един, то он сможет пережить весь ужас и вернуться к обычной жизни.

Как теракт повлиял на кино и ТВ

Как я написал во вступлении, теракт 11-го сентября очень сильно повлиял на кинематограф и телевидение. Давайте рассмотрим эти две сферы медиа по отдельности.

Кино: изменения, завуалированность, рефлексия

«Правдивая ложь»
«Правдивая ложь»

Некоторые фильмы пришлось отменить из-за теракта. Например, долгое время Джеймс Кэмерон планировал снять сиквел комедийного боевика «Правдивая ложь». Все актеры, включая Арнольда Шварцнеггера и Джейми Ли Кертис, были готовы вернуться к своим ролям, а сценарий уже был написан.

По сценарию герои Шварца и Кертис теперь работали вместе и им предстояло остановить сербского террориста, который ограбил хранилищ федерального назначения. Но после 11-го сентября идея сиквела заглохла, да и сам Кэмерон говорил о своем нежелании снимать подобное кино.

Джеки Чан
Джеки Чан

Еще одним фильмом, отмененным из-за теракта, стал новый комедийный боевик Джеки Чана под названием «Nosebleed». По сюжету, Джеки должен был сыграть мойщика окон, которому предстояло бы остановить террориста, планирующего взорвать башни-близнецы и, как гласит цитата из сценария, «поставить Америку на колени».

Сценарий был куплен Metro Golden Mayer весной двухтысячного, а режиссером мог стать Ренни Харлин, снявший второго «Крепкого ореха». Но всему этому снова помешал теракт. Сразу после столкновения первого самолета в северную башню вокруг фильма стали появляться слухи, что Джеки Чан мог погибнуть.

Съемки были запланированы на 7 утра в прошлый вторник, и поскольку я должен был находиться на вершине одной из башен для одной из сцен, я, вероятно, умер бы, если бы съемки прошли так, как планировались.

Джеки Чан (Oriental News Daily)

В подобное можно поверить: многие знаменитости могли погибнуть, будь они в одной из башен или в одном из самолетов. Майкл Джексон планировал провести встречу в одной из башен, но проспал самолет, а Марк Уолберг решил не лететь в Лос-Анджелес (по такому маршруту летел рейс 11 American Airlines) и полетел на фестиваль в Торонто. Создатель «Гриффинов» Сет Макфарлен опоздал на 11-й рейс из-за похмелья, а Стив Бушеми решил присоединиться к пожарным и вернулся в свою пожарную часть.

«Форрест Гамп»
«Форрест Гамп»

Третьим фильмов, пострадавшим от 11-го сентября, стал сиквел «Форреста Гампа». Автор оригинального романа «Форрест Гамп» Уинстон Грум написал продолжение под названием «Гамп и компания». Сюжет снова крутился вокруг Гампа, который попадал в важные исторические события — от крушения Берлинской стены до президентства Рейгана. Но особое внимание в книге уделялось Войне в Персидском заливе, в которой принимал участие Гамп и лейтенант Дэн.

После недолгих размышлений режиссер «Форреста Гампа» Роберт Земекис, Том Хэнкс и сценарист Эрик Рот начали работать над сиквелом, а в начале 2001 года был готов черновой вариант сценария. Спустя время помимо Хэнкса к проекту подключили Хейли Джоэля Осмента («Шестое чувство»), который должен был сыграть сына Гампа.

Но после теракта Земекис, Хенкс и Рот поняли, что после подобного сиквел обласканного критиками и зрителями фильма 94-го выглядил бы как минимум неуместно. Рот вспоминал, что после написания черновика сценария в 2001 году он встретился с Земекисом и Хэнксом и после недолгих раздумий все трое поняли, что подобный фильм выпускать не стоит.

Мы попытались обсудить идею для второго «Форреста Гампа», но разговор длился не больше 40 минут, и с тех пор мы к нему не возвращались.

Том Хэнкс на подкасте Happy Sad Confused
Первый тизер «Человека-паука», где есть сцена с башнями-блинецами

Остальные фильмы, которые были готовы до теракта, в основном были перенесены и подверглись удалению башен-близнецов из фильмов, ибо их показ считался табу. Так, например, пострадал первый «Человек-паук» Сэма Рейми и «Образцовый самец» с Беном Стиллером. Во вторых «Людях в черном» первоначально финальная битва должна была происходить на одной из башен, но после атаки финал изменили и битва происходит возле Статуи Свободы. Пострадали даже фильмы, снятые задолго до теракта. Например, из второй части «Одного дома» была убрана сцена, где Кевин гулял на крыше одной из башен. Она исчезла из версии для ТВ в нулевых, но в 18-м году ее вернули.

Сравнение двух сцен

Disney переделал финальную битву из «Лило и Стич» ー в первоначальной версии Стич вместе с Джамбо, Нани и Пликли захватывали Boeing 747, чтобы спасти Лилу из лап Гранта. После теракта сцену полностью переделали и в переделанной версии все герои преследовали Гранта на корабле Джамбо по джунглям.

Сравнение сцен взрыва

В «Корпорации монстров» ресторан, в котором находились Майк, Салли и Бу, взрывали, но после теракта сцену взрыва заменили на ту, которую мы увидели в финальной версии. В «Суперсемейке» была сцена, где Мистер Исключительный выплескивал эмоции на заброшенном здании, но случайно разрушал соседний небоскреб ー от этой сцены отказались и в финальную версию попала сцена со спасением людей из горящего здания.

«Ванильное небо»
«Ванильное небо»

Однако бывали случаи, когда фильм не переделывали и оставляли все как есть. Например, создатели «Ванильного неба» с Томом Крузом хотели убрать сцену с башнями, но по итогу оставили ее как дань памяти всем погибшим в теракте. В «Донни Дарко» оставили сцену падения самолета, и многие списывали провал фильма на неё. «Банды Нью-Йорка» заканчивались показом современного Нью-Йорка до теракта, а в «Искусственном интеллекте» Спилберга оставили сцену с разрушенным ВТЦ, так как фильм вышел за три месяца до теракта.

Когда люди уже пережили теракт, стали появляться фильмы, освещавшие те события. В 2004 году Disney выпустил телефильм «Тигриный рейс», повествующий о дочери командира, которая застает 11 сентября во время морского похода. В 2006 году Оливер Стоун снял фильм «Башни-близнецы», рассказывающий о двух полицейских, которые оказались под завалами Южной башни. В том же году вышел «Потерянный рейс» Пола Гринграсса, рассказывающий о рейсе 93 компании United. Они рассказывали о героях тех событий — о пожарных, солдатах и обычных гражданах, спасавших людей во время страшных событий. Эти фильмы прославляли стойкость перед терроризмом и героизм обычных людей.

«Война миров»
«Война миров»

Некоторые фильмы не говорили об 11-м сентябре напрямую, а делали метафору на это. Это хорошо заметно в «Войне миров» Стивена Спилберга, перенося действия из викторианской эпохи в Нью-Джерси и Бостон после теракта, хоть авторы и говорили, что не закладывали никаких смыслов. Дело в том, что по сюжету фильма все пришельцы были зарыты глубоко под землей. Сам фильм вышел в 2005 году, а в 2004 ФБР опубликовали доклад, согласно которому все причастные к теракту официально проживали в США на протяжении долгого времени. Так что теорию того, что пребывание пришельцев под землей является метафорой на пребывание террористов, исключать не стоит.

«Фаренгейт 9/11»
«Фаренгейт 9/11»

Отдельного внимания заслуживает нашумевший фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». В те года начали активно развиваться всякие конспирологические теории, связанные с тем, что Bush did 9/11. Фильм стал диким хитом (222 миллиона долларов при бюджете в 6), получил несколько наград на Канском кинофестивале и был обласкан критиками левого толка вроде The Rolling Stones, несмотря на мощную критику от сторонников Буша.

Военные армии США
Военные армии США

Потом вышли фильмы, которые рассказывали об ответе Соединенных Штатов на теракт. После 11-го сентября США требовали от Афганистана выдать бен Ладена, но Афганистан отказался делать это. Тогда Соединенные Штаты и страны НАТО начали против «Талибана» (запрещенная организация в РФ) операцию «Несокрушимая свобода», в результате которой режим талибов был свергнут. В 2011 году армия США провела операцию «Копье Нептуна», во время которой был убит фанат «Наруто» бен Ладен.

По этим событиям были сняты фильмы «Повелителя бури» Кэтрин Биглоу про саперов в Ираке и «Цель номер один» ー как раз про операцию «Копье Нептуна» и подготовку к ней. Причем «Цель номер один» попала в скандал, в котором создателей обвинили в разглашении секретной информации. Также свою трансляцию начал сериал «Родина», который освещал американко-ираксие отношения в целом.

«Жутко громко и запредельно близко»
«Жутко громко и запредельно близко»

Также в 2011 году вышла адаптация книги Джона Фоера «Жутко громко и запредельно близко», повествующая о попытках мальчика узнать тайну смерти отца, попутно встречаясь с переживающими горе людьми. Несмотря на звездный состав (Том Хэнкс и Сандра Буллок) и выход в год 10-летия теракта, фильм был разнесен критиками, отмечая слабый сценарий и попытку выехать на теме 9/11.

Телевидение: единство, помощь, аниме про депрессивных девочек

После атаки четыре главных канала Америки — ABC, NBC, CBS и FOX — перешли на круглосуточное новостное вещания, докладывая обо всем в прямом эфире. Аффилированные каналы и каналы, принадлежащие одной компании, тоже перешли на новостное вещание или предлагали зрителям переключить на новостной канал. Также были отменены развлекательные программы и реклама. Все посчитали, что в такое время не до смеха и развлечений.

Прямой эфир ABC
Прямой эфир CBS
Прямой эфир NBC
Прямой эфир FOX
Вот так выглядело американское ТВ в тот момент (полная версия)

Однако так поступили не все. Кабельные каналы спокойно показывали развлекательные передачи, при этом выражая соболезнования. Особенно выделился небольшой канал KTEH из Сан Хосе.

KTEH был общественным каналом, который базировался на базе PBS. Но в отличии от других общественных и общедоступных каналов у KTEH была своя особенность ー уникальная сетка вещания, состоявшая из проектов, которые не показывались на американском ТВ. Поначалу на канале показывались передачи BBC вроде «Доктора Кто», но чуть позже на нем появилось аниме ー от Sakura Wars до «Евангелиона», который показывался в Америке впервые.

Но KTEH с трудом получала лицензию на показ, поэтому канал просил своих зрителей донатить. В августе 2001 на канале начали транслировать «Эксперименты Лейн». По словам руководства канала они пытались выбить права на показ сериала на протяжении двух лет.

Программный директор KTEH просит телезрителей сделать пожертвование, чтобы канал мог существовать и покупать лицензии на показ аниме

Изначально канал планировал показать в субботу развлекательное тревел-шоу Travel Auction, но из-за атак канал перенес передачу на другое время. В результате этого появился свободный слот, и канал решил вставить в этот слот большой блок аниме, включая «Евангелион» и «Эксперименты Лейн».

Полный эпизод сериала есть на Internet Archive

С высоты наших дней это выглядит странно: канал решает включить два серьезных и депрессивных аниме-сериала в самые страшные дни для всего мира. Поначалу люди не верили, что подобное могло произойти и считали это вымыслом. Но в конце 2020 года появился отрывок трансляции, где поверх сериала был текст, отсылающий к 11 сентября.

Чуть позже, когда телевидение вернулось в привычное русло, на ТВ стали крутить социальную рекламу, которую можно охарактеризовать одним словом ー единство. Вся социальная реклама говорила о важности помощи другим и важности быть вместе перед лицом общей опасности. Также на телевидение появилось реклама, которая должна была вернуть туристов в Нью-Йорк.

Пара примеров подобной рекламы (полная версия)

Особенно в этом плане отличился Disney ー в 2002 году на Канале Disney появилась серия социальных роликов «Express Yourself». В ней звезды сериалов Диснея вроде Хилллари Дафф, Лалейн из «Лиззи Магуяйер», Шайя Лабаф, первая леди Лаура Буш и прочие говорили о патриотизме, важности американского флага и о том, что они гордятся быть американцами. Тогда это выглядело нормально, но в нынешние времена многие молодые американцы воспринимают эти ролики как американскую пропаганду, особенно в контексте ввода войск в Ирак в 2002 году.

Таких реклам было несколько штук (сборник 1 и сборник 2)

Первыми шоу, которые вернулись на ТВ после теракта, стали вечерние ток-шоу. Первым шоу стало The Late Show Дэвида Леттермана. Дэвид пропустил традиционный для подобных шоу монолог и начал эфир, сидя за столом перед аудиторией. Он похвалил всех людей, от пожарных до простых граждан, и тогдашнего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани, который взял ситуацию в городе под контроль.

Дэвид Леттерман
Дэвид Леттерман

Маленькая группа людей похитила пару самолетов и направила их на здания. И нам сказали, что это были религиозные фанатики, наполненные религиозным пылом. Религиозный пыл. И если вы доживете до тысячи лет, будет ли в этом какой-то смысл? Будет ли в этом хоть какой-то, черт возьми, смысл?

Девид Лэттерман

Многие телешоу и телесериалы подверглись серьезным изменениям из-за теракта. Из «Друзей» вырезали шутку Чандлера про бомбы, а серия «The One After I Do», которая показывалась спустя две недели после атаки, была посвящена погибшим и «людям Нью-Йорка». В заставке «Клана Сопрано» были убраны кадры с башнями. Некоторые эпизоды были вообще запрещены, как например серия «Гомер Симпсон против Нью-Йорка» из девятого сезона «Симпсонов». Чуть позже, как и в случае с кино, на ТВ стали выходить серии, которые касались темы теракта. Например, одна из серий «Улицы Сезам» рассказывала о том, как Элмо пытается пережить травму, связанную с пожаром в магазине.

«Улицы Сезам»
«Улицы Сезам»

Подведя итог, можно сказать, что телевидение и кино прошли одинаковый путь. Сначала многие проекты пришлось переделывать или вообще отменять, так как некоторые сцены или темы могли обидеть людей. Чуть позже, когда мир уже пережил трагедию, стали выходить проекты, чьей целью было помочь отрефлексировать страшные события и научиться жить дальше.

От смешного к серьезному и обратно

Одним из главных аспектов американского кино, который подвергся изменению, стал общий показ терроризма на экране. Для начала дадим определение слову «терроризм». Согласно толковому словарю Даля, терроризм ー это:

устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства

В разное время террористов в кинематографе показывали по-разному, и террористы тоже были разные. В 80-х главным врагом для американцев был Советский Союз, и поэтому во многих американских фильмах тех лет СССР показывался как этакий оплот зла, которому противостоит Америка. Это хорошо заметно в пропагандистских фильмах 80-х вроде третьего «Рэмбо» и «Красного рассвета» с Патриком Суэйзи.

Чуть позже к русским Иванам, которые DРNНК VOДKA и PLAY бalaлayка, подключились террористы из Восточной Европы. Самый яркий пример ー Ганс Грубер из «Крепкого орешка». Хотя по тому, как выглядит и ведет себя Грубер, нельзя сказать что он прямо так террорист: он интеллигентен, хорошо одевается и по сюжету пытается ограбить «Накатоми», прикрываясь заложниками.

Уже в 90-х, когда Советский Союз распался, в кино стали появляться новые виды террористов: Ирландская республиканская армия, христианские фанатики и радикальные исламисты. Последние стали востребованы в кино после двух событий: первой иракской компании в 90-м и теракта в ВТЦ в 93-м, совершенный сторонниками «Аль Кайды» (запрещенная организация в РФ).

«Приказано уничтожить»
«Приказано уничтожить»

Ярким примером этого можно назвать «Приказано уничтожить» с Куртом Расселом ー по сюжету, герой Курта спасает людей из самолета, захваченного исламскими террористами. Если вы посмотрите на фильмы про террористов 90-х, то в них терроризм показывался как что-то смешное, что хорошо заметно в «Правдивой лжи» Кэмерона.

Уже после теракта отношение к терроризму в кино поменялось. Теперь терроризм ー самая страшная вещь, а террористы используют массовые убийства, пытки и казни как метод устрашения. Примеров огромное количество, начиная блокбастерами по типу «Стартрек: Возмездие», где Хан превратился в террориста, заканчивая фильмами по мотивам реальных терактов вроде «Дня патриота» о взрыве на Бостонском марафоне в 2013 году.

Но «смешной» терроризм остался, просто он перекочевал в другие жанры и главным жанром, где над терроризмом можно было шутить, на долгое время стал жанр комедии. В качестве примера я возьму фильм Трея Паркера и Мэтта Стоуна «Команда Америка: Мировая полиция».

«Команда Америка: Мировая полиция»
«Команда Америка: Мировая полиция»

По сюжету фильма, главные герои должны выследить террористов, планирующих устроить масштабный теракт по всему миру. Для этого на первой миссии они летят в Египет, чтобы узнать о планирующихся атаках. Сами террористы предстают перед нами небритыми арабами с оружием на перевес, чья речь состоит из слов по типу «Бакалака» и «Мухаммед».

Глава террористов
Глава террористов
Сцена в Египте, где Гари (главный герой) пытается узнать об атаках

Помимо террористов с Ближнего Востока главным злодеем фильма является председатель КНДР Ким Чен Ир. Он предстает перед нами маленьким пухлым азиатом в очках, который картавит и живет в огромном дворце. Из-за того, что тема войны на Ближнем Востоке стала очень чувствительной для американцев, Северная Корея выступала как вариант «Б», так как ситуация вокруг страны позволяла гиперболизировать все происходящее там (что мы видим в «Команде Америка») .

Также в кино поменялось отношение ко всем представителям Ближнего Востока. Теперь любого человека со смуглой кожей или в тюбетейке воспринимали как потенциального преступника, и подобное отношение мешало обычным арабам и мусульманам нормально жить.

После 11 сентября, согласно статистике и данным ФБР, в 2001 году было совершено 546 преступлений на почве исламофобии (для сравнения, в 2000 году было совершено всего 33 преступления) . Из-за этого в кино исчезли террористы-арабы и на их место пришли террористы из КНДР или КНР, или же просто ультраправые вроде Дерека Фроста из «Исходного кода».

MC Большой Сайгон рассказывает взрывную шутку про улитку (полная версия)

Но почему шутить над 11 сентября стало модно? Ведь в теракте погибло много людей, а в Интернете шутят про это ー как-то некрасиво и неуважительно получается. И тут стоит поблагодарить ведущих вечерних ток-шоу.

Билл Марр
Билл Марр

После теракта шутить над этой темой стало некомфортно и опасно. Неаккуратно вброшенные шутки могли привести к серьезным последствиям. Например, в те годы на ABC выходило сатирическое ток-шоу «Неполиткорректно» с Биллом Марром, и в одном из выпусков после терактов он назвал военную программу США «трусливой».

Фрагмент, где Марр называет программу «трусливой» (полная версия)

Результат не заставил себя ждать ー тогдашний пресс-секретарь Ари Флейшер посоветовал американцам «следить за тем, о чем они говорят», а ABC пришлось закрыть шоу. Из-за острых шуток пострадали многие комедианты: актриса Джанин Гарофало (могли видеть её в «Миллиардах») стала целью правых медиа из-за антивоенных высказываний, а из-за шутки про пожарных стендап-комик Даг Стэнхоуп получал письма с угрозами.

Ведущие вечерних ток-шоу вроде Конана О. Брайана и Джона Стюарта шутили на эту тему мягче, потому что они осознавали, что смех ー лучшее лекарство, чтобы пережить горе. По словам со-продюсера Daily Show Мадлен Смитберг, для многих людей подобные передачи стали способом справиться с ужасом и трагедией.

Я думаю, что это очень страшно. Я думаю, что когда вы живете в мире, где комики являются самыми надежными общественными деятелями, у вас есть проблемы и их надо решать. Это не наша задача. Наша задача ー развлекать вас и заставлять задуматься. Мы никогда не хотели быть психологами для Америки. Также я думаю, что ведущие вечерних ток-шоу по определению интеллигентные люди. Они очень умны, так как превращать актуальные темы в шутки и комедию сложнее, чем кажется.

Мадлен Смитберг

Из-за трагедии большую популярность приобрел жанр политической сатиры, который давал людям посмеяться и заставлял задуматься о политике США, образе жизни американцев, о жизни в других странах и так далее. Для многих самым популярным шоу подобного рода является The Daily Show Джона Стюарта, который развивал критическое мышление у молодого поколения. Также в юморе появилась некая «грань дозволенного» ー над чем можно было шутить и над чем нельзя.

После закрытия шоу Джон Стюарт стал требовать от Сената США выплат и льгот для участвовавших в спасении людей во время 11-го сентября. В 18-м году Сенат принял закон о создании фонда пострадавшим пожарным и участникам тех событий.

Да здравствует Америка!

Еще одним главным атрибутом американского кино после теракта стал патриотизм. Теперь быть патриотом ー круто. Ты живешь в самой лучшей стране мира ー в Соединенных Штатах. Нас уважает весь мир, и мы будем нести демократию в любую страну, хотят ли этого другие или нет.

Весь патриотизм американского кино можно описать одним мемом

Подобное появилось не на пустом месте. В 2003 году Соединенные Штаты начинают войну в Ираке, и большинство американцев поддерживают решение правительства. Согласно опросу Pew в 2003 году, 66 процентов американцев поддержали ввод войск в Ирак. Однако если большинство людей поддерживало решение Буша, то вот медийное поле было решительно против войны в Ираке. Такие личности, как Хит Леджер, Сэмюэль Л. Джексон, Шон Пэнн, Тим Роббинс, Эминем и другие, заявляли о своем несогласии с решением Буша и критиковали президента.

«Крепкий орешек 4.0»
«Крепкий орешек 4.0»

Кино на это отреагировало и в фильмах на каждом углу стали появляться американские флаги, а сами герои стали невероятно патриотичными. В качестве примера патриотизма в кино можно взять четвертого «Крепкого орешка», который в мире называется Live Free or Die Hard. В четвертой части Джон спасал Америку и боролся с супостатами в канун Дня независимости.

Постепенно в кино стали появляться персонажи, которые в свое патриотизме настолько преисполнились, что не могут жить без упоминания США. Это стало объектом шуток в комедийных фильмах, и мы снова возвращаемся к «Команде Америка».

С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

В фильме герои катаются на разукрашенных в цвета американского флага вертолетах и джипах, а сами персонажи живут на роскошной базе прямо в горе Рашмор. Они спокойно уничтожают культурное наследие других стран, будь это Франция или Египет. Но им за это ничего не будет, ведь они приносят демократию в мир.

И все это под зажигательный трек America, Fuck Yeah!

Более того, в фильме Паркера и Стоуна высмеивалось отношение медийного пространства к войне в Ираке. По сюжету, на Команду Америка обозлилась Коалиция Американских Лицедеев, или сокращенно К.А.Л. (в оригинале она называется Film Actors Guild ー F.A.G, то бишь в фильме их назвали пида….ми). Актеры вроде Алека Болдуина, Тима Робинса и Сьюзан Сарандон обвинили отряд в совершении военных преступлений на территории дружественной и безобидной страны, а чуть позже К.А.Л. начал сотрудничать с Ким Чен Иром и террористами.

В прошлом году я был в Ираке. До того как туда пришла Команда Америка это было счастливое место. Там были цветущие луга, радужные облака и реки из шоколада, где дети вместе с леденцами танцевали, играли и смеялись.

Шон Пенн

То есть фильм одновременно высмеивал ярых патриотов, которые жили только всем американским, и либералов, критиковавшие действия страны и думавшие, что их слова что-то значат. И это в мультфильме, где есть сцена секса кукол и шутка про то, как одного из героев изнасиловали персонажи мюзикла «Кошки».

Когда американская общественность начала задумываться, а было ли вторжение оправдано, стали выходить фильмы, посвященные войне в Ираке и судьбе простых американских ребят, которые оказались на войне. Такими фильмами стали «Морпехи» Сэма Мендеса, «Поколение убийц» от создателей «Прослушки», «Эта революция» с Розарио Доусон и так далее. Параллельно с ними выходили провоенные фильмы вроде того же «Повелителя бури» и «Цель номер один». Но среди них оказался один фильм, который трудно отнести ни к провоенным, ни к антивоенным фильмам ー «Американский снайпер» Клинта Иствуда.

«Американский снайпер»
«Американский снайпер»

Среди любителей и исследователей кино ходят споры о том, что можно называть провоенным фильмом и антивоенным. Несмотря на то, что вроде все понятно из терминологии (провоенное кино показывает, какая же война классная, а антивоенное кино показывает весь ужас войны), бывают случаи, что в провоенном фильме появляются нотки антивоенного высказывания. И «Американский снайпер» ー как раз подобный случай.

Если составить некую прямую и на одной стороне поставить максимально провоенные фильмы, получавшие финансирование от Пентагона или иных подобных структур, а на другой ー антивоенные проекты вроде «Иди и смотри» или «Вальса с Баширом», то «Снайпер» будет стоять где-то посередине.

Фильм рассказывает историю Криса Кайла, самого смертоносного снайпера в истории, на счету которого 166 убийств (по неподтвержденной информации — 250 убийств) . К сожалению, в 2013 году Кайл был убит ветераном иракской войны Эдди Рутом, который страдал ПТСР.

Крис Кайл
Крис Кайл

С одной стороны у нас имеются все признаки провоенного кино: фильм снимался республиканцем Клинтом Иствудом, а сам фильм делался на мощностях студии RatPac Dune Entertainment, которая в 2014 году принадлежала министру финансов США при Трампе Стиву Мнучину. Фильм рассказывает историю самого известного солдата в истории армии США, да и сам фильм охватывает период войны в Ираке.

В фильме напрямую говорят о том, что американские военные спасают целый мир от врага в лице террористов. Но в первую очередь они спасают Америку от террористов.

Сами террористы соответствуют духу времени: теперь это жестокие убийцы и мародеры. Они безжалостны, не знают милосердия и готовы пойти на все. Например, в фильме есть сцена, где глава террористической группировки пытает ребенка, просверливая ему колено, после того как семья ребенка помогла Кайлу и солдатам. Чуть позже террористы объявляют за него награду: для них Кайл не просто какой-то солдат ー он «Шайтан из Ромади» (кличка Кайла во время войны в Ираке).

Потихоньку солдаты стали боготворить Криса. Для американских военных Крис был ангелом хранителем, готовый убить врага одним нажатием курка. Они отдают ему честь на гражданке, да и сам Кайл является патриотом своей страны: родился в христианской семье в Техасе, родил сына и дочку, помогал стране чем только мог.

С небес на землю — как 11 сентября изменило кинематограф

Смотря фильм под таким углом, можно посчитать, что «Снайпер» ー типичная провоенная агитка, которую сняли, чтобы прославить американскую армию. Но при этом в фильме много моментов, которые дают понять что фильм не так прост, как кажется.

В фильме очень четко прослеживается тема человека после войны и ПТСР. После войны Крису довольно трудно влиться в обычную жизнь ー он «живет» войной, поэтому еще три раза выезжает в Ирак. Его жена откровенно недовольна этим и хочет, чтобы Кайл уволился и посвятил время своей семье. Есть две подобных сцены: первая, где Кайл собирался убить своего пса прямо на глазах детей, так как он мог увидеть подобное в Ираке, и вторая, где его брат не доволен общим положением дел в Ираке.

Такая «антипровоенщина» хорошо прослеживается в одной сцене из середины фильма. В ней мужчина, в квартире которого находится отряд Кайла, предлагает солдатам поужинать и вместе отметить мусульманский праздник Ид аль-Адха. Первоначально может показаться, что нам хотят сказать, что не вся нация зла и поступки некоторых людей не олицетворяют всю страну.

Но потом Кайл находит в полу тайник с оружием, после чего мужчину убивают во время выполнения задания. Теперь эту сцену можно трактовать так: враг может надевать маску добряка, чтобы скрыть свои намерения; будь готов раскрыть план врага, ибо своим добродушием он может тебя отвлечь.

По сути, фильм пытается усидеть на двух стульях ー на стуле провоенной пропаганды, чтобы почтить память Криса (фильм вышел спустя год после смерти) и на стуле антивоенного высказывания (показать, как человеку трудно вернуться к жизни после боевых действий), но это сыграло с ним злую шутку. В целом фильм был тепло принят критиками и зрителями, но он разделил общественность: некоторые говорили, что это откровенное пропагандистское кино, другие говорили о самом патриотичном фильме, после которого хочется записаться в армию.

По итогу

По мнению Responsible Statecraft, эра post-9/11 была самая милитаризованной и самой агрессивной в истории Соединенных Штатов. Для некоторых атака на башни-близнецы была атакой на Америку, так как башни ВТЦ были символом корпоративной Америки. Для кого-то теракт стал символом эры войны с терроризмом.

После теракта 11-го сентября сформировалась абсолютно новая культура. Все проекты, которые выходили после теракта, затрагивали темы геополитики, религии и так далее. Для многих они стали спасением в эти непростые времена. Также из-за освещения СМИ появились многие известные и популярные фразы и словосочетания. Подобное никогда не должно забываться, ведь если не выучить уроки прошлого, люди обречены пережить его заново.

«Flying Man»
«Flying Man»
1.1K
829 комментариев