Артист. Кино про кино

Вряд ли для кого-то будет открытием: раньше фильмы были чёрно-белые, а ещё раньше - чёрно-белые и немые. Это общеизвестный факт. Но и сегодня можно найти чёрно-белое кино. Это будет такой стилистический приём, подчёркивание графического стиля или - в фильме, о котором мы поговорим сейчас - оммажем кинематографу столетней давности.

Видеоверсия для ленивых (прямо как автор)

«Артист» многими был назван лучшим фильмом 2011 года, получил премию «Оскар» за лучший фильм и ещё четыре в довесок, и заслужил множество похвальных отзывов от мировых кинокритиков. Но со временем - а прошло всего 7 лет - он забылся, и, видимо, современной классикой он не стал. Вообще-то даже наоборот, некоторые критики назвали “Артиста” “наживкой на “Оскар”. И несмотря на награды, картине стали вменять в вину банальность сюжета и… скажем так, нестандартный формат. Но давайте по порядку.

Если говорить о формате, то “Артист” идеально готовит зрителя к просмотру самого себя. В начале мы понимаем, что смотрим кино внутри кино, и фильм, который показывают зрителям - ещё и немой (ну не было других тогда, что поделать?!). И вот музыка стихает, кино заканчивается, зрители встают и…

Тишина.

Артист. Кино про кино

И это НАСТОЛЬКО здорово, это ШИКАРНО передаёт атмосферу. Полнейшая тишина в тот самый момент, когда мы ждём гром аплодисментов, буквально за секунду даёт нам понять, что предоставляет нам “Артист”. И это - аутентичность при просмотре. Что может лучше описать немой фильм, если не немой фильм?

Конечно, не каждый зритель выдержит полтора часа в компании такой картины. Но я считаю, это в данном случае проблема самого зрителя, а не фильма.

А вот банальный сюжет проблемой критиков стать не может. И действительно, рассказанная в “Артисте” история проста и шаблонна, в ней нет глубины. И более того, мы это уже видели сотню раз, в “Звезда родилась”, в “Поющих под дождём”, в “Людях искусства”. Это кино про кино, про актёров, но в отличие от многих других подобных фильмов, шаблонный сюжет здесь имеет право быть. И дело здесь даже не в том, что будучи данью уважения фильмам 1920-х, “Артист” просто не может иметь сложную историю; в тех фильмах сюжет тоже был прост.

Точнее, и в этом тоже, но это - лишь частный случай. Мишель Хазанавичус ясно показывает нам, что вся стилистика фильма выбрана не случайно и не для того, чтобы взять заветную статуэтку за лучший фильм.

Подобно Уэсу Андерсону, Мишель Хазанавичус ясно показывает нам, что знает правила игры.
Подобно Уэсу Андерсону, Мишель Хазанавичус ясно показывает нам, что знает правила игры.

Как и, например, “Отель Гранд Будапешт”, “Артист” полон нюансов, отсылок и деталей. Это постеры, которые висят на стенах и в какой-то мере отражают происходящие события (ну например, вот тут: на постере написано “Вор её сердца”). Это само соотношение сторон, почти квадратное 1:1,33. Некоторые сценарные ходы (особенно концовка) напоминают нам о, например, “Новых временах” Чарли Чаплина. Чёрт, да сам главный герой - Джордж Валентин - отсылает нас к Рудольфо Валентино и поразительно напоминает Дугласа Фейрбенкса.

Как я уже говорил, “Артист” - немое кино. И тишина в нём позволяет режиссёру и актёрам выразить, а нам понять эмоции. Ну то есть если в современном кино тишина используется эклектично и фильмы, потеряв её, не сильно потеряют, то звуковой “Артист” просто не работал бы. Кино немое потому что это история немого актёра. Формат фильма и сюжет взаимосвязаны, и один без другого будет лишь пшиком.

И в этой тишине Джордж Валентин может говорить. Через свои действия, конечно, не буквально. Он играет, выражает свои мысли и чувства. Он годами работал над своими навыками, и именно поэтому он не просто “актёр”. Он - “артист”, вынесенный в заголовок фильма. Ведь картина говорит нам: актёрское мастерство - это вам не мышкой жамкать. Это искусство, форма выражения чувств. И актёрская игра, особенно в немом фильме, - это настоящее представление, ведь она являет собой очень специфический вид деятельности, самовыражение через действия. Если хотите, через пантомиму.

Вы же помните эту сцену со стаканом? Это подчёркивает, что история "Артиста" - история актёра немного кино.
Вы же помните эту сцену со стаканом? Это подчёркивает, что история "Артиста" - история актёра немного кино.

И именно поэтому Валентин боится звукового кино. Не потому что “вот оно такое плохое”, а из-за того, что звук мгновенно обесценит его таланты и его труды. Потому дуализм тишины для героя так ярко и заметен - с одной стороны, в тишине он может говорить, а с другой - он заперт в тишине “звукового мира”, он не может выразить себя через слова.

“Артист” хорош тем, что одним своим существованием напоминает нам в 21 веке о том, что в кино фундаментальным, основным элементом является не яркость диалогов, не красочность и разнообразие цветов, не чудеса спецэффектов и цифровых видео или аудио, не 3D, а, казалось бы, банальное, но от того не менее сложное, умение рассказывать историю через изображение.

Но вместе с этим фильм Хазанавичуса больше затрагивает не наш ум и поиски глубинных смыслов, а наше сердце. Иначе он не был бы настолько очаровательным и приятным в просмотре. Он не заслуживает того забвения, в котором оказался.

77
3 комментария

Спасибо за видеоверсию.
У меня Artist вызвал в миллион раз больше положительных эмоций, чем победители последних лет: Spootlight, Moonlight, Shape of Water. Вот уж они точно больше похожи на Оскаровскую приманку.

1

Нетрудно (ну относительно, конечно) сейчас "Оскара" получить: всего-то нужно определённому набору критериев соответствовать. Мне кажется, поэтому последние лауреаты друг на друга похожи. Ну или мне уже кажется.

А "Артист" не такой, да.

1

При первом просмотре фильм вызвал кучу эмоций, восторгов, чуть ли не до прыганья на диване. А вот через пару лет, решив его пересмотреть, нашла фильм... скучным. Я не знаю, как так вышло... но сейчас посмотреть его третий раз нет никакого желания