Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Джонатан Фрейкс - лицо с обложки неофициальной школы режиссёров звёздного пути. В его режиссёрской работе числятся 15 эпизодов в сериалах франшизы, два полнометражных фильма, и он вернётся за камеру во втором сезоне Дискавери. Фрейкс поболтал с StarTrek.com и рассказал о своём опыте в школе режиссёров и последующей работе.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Когда ты понял что хочешь режиссировать Звёздный путь: Следующее поколение?

Думаю это случилось в самом начале первого сезона. У меня было много гостевых ролей, меня всё интересовало и восхищало, я ходил и смотрел, и заинтересовался работой режиссёра. Один из лучших моментов работы актёром в сериале это что у тебя есть время. Если ты снимаешься утром, а затем в тот же день, но позже, то ты приходишь утром, тебя гримируют, одевают и ты идёшь сниматься. А потом, первый ассистент режиссёра или кто-нибудь ещё говорит тебе, "Знаешь что? Увидимся через несколько часов" - это значит: "О Боже, я могу подремать, почитать, проверить электронную почту."

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Электронная почта в восьмидесятых?

О, да. Точно. Тогда не было электронной почты. Но дремать надоедает. Так что между сценами, в свободное время, я снимал свой чудаковатый космический костюм ходил вокруг и смотрел. Мне это было интересно. Я всегда был ребёнком в некотором роде. В начале второго сезона я спросил Рика(Бермана) о работе режиссёром и я почувствовал как закатились его глаза. Мы были друзьями в дополнение к коллегам, и он сказал: "Знаешь что? Тебе придётся учиться. Ты ничего не знаешь о монтаже." У него был опыт монтажа Big Blue Marble(телевизионная передача выходившая в 1974-1983 годах), где он был продюсером и монтажёром. Так что главным изменением в моей жизни было получение разрешения и подтверждение от Бермана и Боба... Не могу вспомнить его фамилию.

Джастмен?

Нет. Джастмен был одним из тех, кто научил меня тому, чем я пользуюсь до сих пор. Джастмен сказал: "Никогда не появляйся на съёмочной площадке без плана съёмок". Это был один из тех отличных советов старой школы которые он давал. По какой-то причине он был защитником с самого начала. Его роль в шоу в основном была ролью хранителя старины, хранителя Родденберри, понимаешь? Он был сторонником и представителем Родденберри, и он был джентльменом. Он много знал о кинопроизводстве, так что этот его совет я передаю всем молодым режиссёрам, тем которые слушают меня конечно. Некоторые этого не делают. Некоторые из них говорят "Знаешь, я просто сделаю это (без подготовки)". Я думаю это херня.

Тот другой Боб... Роберт Левин?

Нет. Я говорю о монтажёре Бобе. Я провёл около трёхсот часов в монтажной с разными монтажёрами на разных этапах монтажа. Я приходил когда они смотрели только что отснятые кадры, или когда они работали над режиссёрской версией или работал с Риком когда он наносил финальные штрихи. Это открыло мне глаза на работу монтажёра, особенно на телевидении. Сначала ты думаешь: "Это легко, этим ребятам нужно просто склеить сцены вместе". Но там нужен начальник. Там нужны начало и конец, и каждый в сцене должен быть снят как минимум с двух планов. Каждый кто говорит. Если у вас есть время снимаете всё одним кадром. И наше шоу было очень традиционным, с редко двигающейся камерой, с большим количеством крупных планов, с большим охватом площадки. Это важная часть режиссуры. Затем я проявил интерес к препрозводственным встречам, и к подбору актёров, Рик разрешил мне и это. Ничего похожего на создание сценарного плана, этому я научился позже, работая над Воздействием и Библиотекарями.

Так что, когда я работал я оставался на площадке и наблюдал за режиссёрами. Когда я не работал я приходил в Paramount (кинокомпания, снимавшая звёздный путь) и занимался монтажом, препроизводством или, моим любимым - звуковым сопровождением. Деннис Маккарти был одним из тех кто продолжал использовать симфонический оркестр, а я был музыкантом, мне это нравилось. Это перешло и на мой опыт работы с Джерри Голдсмитом, для меня это было одной из важных точек в создании фильмов. Однажды я этого не почувствовал. Я сказал моей жене, красивой и талантливой Джини Фрэнсис: "Знаешь что? Я не хочу никуда ехать сегодня". Мы тогда жили в Тарзане (район Лос-Анджелеса). Она ответила: "В ту минуту, когда ты перестанешь появляться, ты дашь Рику знать, что тебе не интересно". Так что я засунул свою задницу в машину и поехал в Paramount.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Считаешь мы должны сказать Джини спасибо за это?

Ты знаешь, некоторым образом должны. И говоря без ложной скромности, сейчас это предельно ясно.

Во-первых, как мы знаем я по крайней мере второй лучший актёр в своём доме. В сериале я был хорош, но определённо не в тройке лучших, если судить по актёрским навыкам. И я не знаю знал ли я осознано или неосознано что нас подбирали по типажам. Как говорил Леонард Нимой "Лучше тебя возьмут за типаж, чем не возьмут вовсе". Но в вещах происходивших после шоу можно увидеть следы оригинального сериала, нашего сериала, вояджера, глубокого космоса 9, энтерпрайза. Исключения - это Бакула, Патрик, Билл, Колм, Рене и Кейт,(Скотт Бакула, Патрик Стюарт, Колм Мини, Рене Обержонуа, Кейт Малгрю) возможно, в некоторой степени, Джери Райан. Немного людей, не окрашенных в цвета звёздного пути, верно? Я не знаю как вы называете это в своём мире, но это определённо обоюдоострый меч.

Тот таинственный Боб. Роберт Ледерман?

Да, Боб Ледерман.

Какие вещи были самыми трудными, когда ты начинал?

Выбрать размер объектива была тяжело, потому что снимали на плёнку. Когда ты снимаешь в цифре можешь буквально менять размер кадра до, может быть 50%. Так что если кадр слишком широкий ты можешь его уменьшить в постпроизводстве. Если кадр был слишком широк в восьмидесятые ты терял хороший охват. Я люблю крупные планы в нужное время, так что я выучился делать достаточный охват чтоб подавать сцену с некоторой элегантностью. Эд Браун, оператор-постановщик первого сезона, сказал мне "Никогда не повторяй один и тот же кадр в сцене, если хочешь помочь с монтажом". Это вдохновило снимать меня разные кадры. Я люблю профили так что снимал профили. В пятидесятых я был большим любителем качелей, так что переключался туда и обратно между двумя актёрами, чтоб снять их диалог и реакцию. Я продолжаю использовать эти техники чтоб получить охват площадки.

Это действительно важно, особенно на старте карьеры, когда ты только пытаешься получить эту работу. Когда ты ищешь подходящие кадры в монтажной, или когда продюсер ищет подходящие кадры, ты возвращаешься к сырому материалу в поисках кадров которых у тебя нет. То что тебе нужно это: "Так, где крупные планы в этой сцене?" - и монтажёр отвечает: "Вот они, я их не использовал". Гораздо хуже играет "Так, где крупные планы в этой сцене?", "Он не снял ни одного".

За какими режиссёрами ты наблюдал и почему?

Я наблюдал за Клиффом Боле, Бобом Шеером, Риком Колбе и Кори Алленом, но Кори покинул нас после пилота. Я помню, как Кори работал над эпизодом. Это буквально происходило в пещере, я думаю это была одна из наших развилок. В окружении серых стен он просто сидел на складном стуле и смотрел на стену, а потом он поворачивался на 45 градусов и смотрел на другую стену. Я думал: "На что он блядь смотрит? Он реально чувствует разницу между этими стенами?"- думаю, что в глубине души он её чувствовал. От него я взял больше всего страсти к ремеслу режиссёра.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Первый эпизод, который тебе получили назывался "Отпрыск". Насколько тебе помог отличный сценарий, и два во многом главных персонажа?

Да и то и другое было чертовски полезным, считаю, что это дало мне возможность продолжать снимать. Всю свою жизнь я был удачлив. При съёмке сериала всё во власти эпизода. Мы снимали 26 эпизодов в год, и не все из них были удачными, некоторые были по-настоящему отвратительными. Я получил работу над "Отпрыском" в удобное время: я снимался в эпизоде до него так что у меня было время подготовиться. Наконец-то я смог сломить сопротивление Рика. Это была средина третьего сезона, так что уже два года я следил за работой режиссёров. Положительной стороной было то, что я был отлично подготовлен, и компания по большей части поддерживала меня. Музыкальный отдел дал мне большой мегафон и каждый подписал его, желая мне удачи. Все актёры прикалывались надо мной на съёмках.

Но возвращаясь к вашему вопросу - это был эпизод Дэйты. Я бы сказал, что эпизоды с Дэйтой в среднем лучше, чем с любым другим персонажем. Второй важной вещью был сценарий Рене Эчварии. Это был особый сценарий, его первый купленный сценарий (для звёздного пути). Он пришёл к невероятному успеху. После я работал с ним над Каслом, когда он запускал шоу. Он стал частью отличного списка: Брэннон, Рон, затем были Рене, Шанкар, Кото - те, кто в дальнейшем стали крупными игроками на телевидении.

Итак, это был первый эпизод Рене, мой первый эпизод и это был эпизод о Дэйте. Было волшебство Холли Тодд в роли Лал, она сказала мне в первый день: "Как я это сделаю?" - я ответил: " Когда мы играем, я буквально вижу Брента как Дэйту." - и она загорелась. Я считаю, что её движения, жесты, язык тела, ритмы были навеяны образом Брента в роли Дэйты. Это сочеталось с тем что Дэйта создал Лал по своему подобию. Также это был эпизод Вупи (Голдберг), и Вупи всегда добавляла чудесные элементы к нашему шоу. Мы любили её. Мы любили снимать сцены в Ten Forward(Бар на Энтерпрайзе-D). В этом эпизоде правильное соотношение комедии и драмы. Это был семейный и очень эмоциональный эпизод. Люди всегда говорят, что чувствовали в этом эпизоде эмоциональность Дэйты, который был наименее человечен из нас всех. Я всегда считал, что это большая заслуга Брента и сценария.

Так что короткий ответ - обе вещи были важны и именно поэтому мы сняли такой хороший эпизод, это одна из причин по которой я продолжил снимать. Казалось сами звёзды сулили мне удачу. Патрик очень поддерживал. У меня был отличные приглашённые актёры. Отделы съёмки, освещения, техники, у нас были отличные рабочие отношения. Я помню Боба Сордала, главного техника в то время, который собирался уходить в отставку. Он сказал мне: "Знаешь Фрейкс, скажи мне что ты хочешь, и мы это построим. Что угодно."

Ты определённо был хорош как актёр...

Я верю в это да. Я также верю, что не был высокомерен и определённо я был хорошо подготовлен. И я принял правильное решение сосредоточившись на режиссуре. Вообще-то это было одним из лучших решений которые я когда-либо принимал, потому что у меня появилось ещё одно ремесло. Я люблю его больше, и режиссировать у меня получается лучше, чем играть.

После ты срежиссировал ещё семь эпизодов следующего поколения. В какой момент ты стал чувствовать себя в режиссёрском кресле как дома?

С самого начала.

Серьёзно?

Да. И у меня есть другие интересные истории. Воссоединение был отличным ворфоцентричным эпизодом с Ворфом и его ребёнком. В Барабанном правосудии я работал с Джин Симмонс, которая снималась по тому, что она была большим поклонником сериала. Когда Брага принёс Причину и следствие, сценарий с повторяющейся сценой, я решил, что он прикалывается. Это казалось похожим на режиссёрский тест, или паззл, или соревнование, которым я действительно наслаждался. Также я снимал Семейную тайну, эту дикую, не каноничную серию с Гейтс и Дунканом Регером в роли Ронина, с свечой и призраком. Как режиссёр я сделал чудовищную ошибку в барабанном правосудии, могу поделиться этим.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Давай.

Майклу Дорну понадобилось куда-то уйти, и он мне шепнул "Можно убрать меня из этой сцены?", Я скал "Конечно", потому что я думал, что снял достаточно. Это неписанное правило - никогда не отпускать никого со сцены до тех пор, пока ты не перейдёшь к следующей. Даже ели он стоит на другом конце комнаты или что угодно ещё, ты буквально не должен позволять актёрам уходить до тех пор, пока сцена не будет завершена. И Я, конечно, думал "Я знаю как сделать это. Я снял охват с Дорном, всё будет хорошо ". И, конечно, это был не тот случай, когда можно позвонить и попросить вернуться, ведь это была Черепашья Голова на которую уходило два с половиной часа накладывания грима.

Дорн давно ушёл, и мы занимаемся небольшой частью съёмок. И стало как никогда ясно что мы должны видеть Дорна там, где он должен стоять. И не просто его, мы должны видеть лицо. Я рассказал об этом умному и талантливому Марвину Рашу, с которым сейчас я работаю над Орвиллом. Я сказал ему: "Я облажался. Я позволил Дорну уйти." - он ответил: "Хорошо, я понял". Кажется мы выставили Джин Симмонс. Она говорила, а мы переставили камеры таким образом что мы вскакивали, падали, снимали кого-то в костюме Дорна и двигались к следующему человеку. Нам удалось снять Дорна, не показав его лица. Марвин Раш выручил меня в тот раз, и больше я никогда не отпускал актёра до тех пор, пока мы не заканчивали сцену.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс

Кроме Следующего Поколения ты режиссировал Глубокий Космос 9, Вояджер, Первый Контакт, Восстание и Дискавери, плюс всё что ты ещё делал в своей карьере. Насколько ты благодарен Рику и Следующему Поколению за то, что ты начал всё это?

Запустив следующее поколение Рик изменил к лучшему жизнь каждого из нас. Особенно мою жизнь, разрешив мне, вдохновив меня и поддерживая меня как режиссёра. Когда Рик выбрал меня для Первого Контакта мы действительно должны были снять его вместе. На телевидении он был в комнате сценаристов, а я на съёмочной площадке. Но когда мы вместе снимали Первый Контакт, а затем Восстание, это было отлично. У нас с Риком похожее восприятие, чувство юмора и нам нравилась похожая музыка. Я говорил с ним каждый раз, когда видел его. И иногда я чувствую что-то ещё, тогда я посылаю ему сообщение с благодарностью. Если бы не он у нас не было бы этого разговора.

Школа режиссёров Звёздного Пути: Джонатан Фрейкс
1212
Начать дискуссию