Дэвид Линч и барокко

Живопись барокко стремится в первую очередь вызвать эмоции у зрителя, часто подавляя его разум. Дэвид Линч также чаще обращается к нашему подсознанию: скрытым комплексам и страхам, работая с предельными человеческими состояниями. В этом посте мы рассматриваем параллели, возникающие в произведениях Дэвида Линча и живописцев эпохи барокко, которых разделяют несколько столетий.

"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // “Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Экстаз Магдалины", Караваджо, 1606
"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // “Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Экстаз Магдалины", Караваджо, 1606

Наиболее типичными проявлениями барокко в искусстве являются: большой драматизм, театрализация, тяга к мистицизму и гипертрофированности, сильный светотеневой контраст – очень часто это яркий луч света, освещающий нам экспозицию картины. Барокко – это кульминация, пик чувств и страданий. Искусство барокко предназначено для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, в нем чувства всегда преобладают над разумом.

"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // “Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Св. Франциск на коленях", Франсиско де Сурбаран, 1635-1639
"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // “Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Св. Франциск на коленях", Франсиско де Сурбаран, 1635-1639

Принцип напряжения формы становится одним из определяющих в кинокартинах режиссера. Мы прослеживаем его и в "Человеке-слоне", где человеческое уродство становится крайней стадией напряжения эмоциональных и физических сил, и в "Синем бархате", где напряжение контрастного кадра отсылает нас к барочной живописи. Он же сохраняется и в "Шоссе в никуда". Барочная суть стремится к предельному состоянию, крайним формам, которые находятся на грани ощущений, понимания и возможностей. Линчевские фильмы широко используют этот аспект. В этом вся сущность "Человека-слона", таково пограничное положение между жизнью и смертью героев "Твин Пикс", такова аффективная связь "Диких сердцем". Предельность барочного состояния, его напряжение становится неотъемлемой частью и важнейшим аспектом в фильмографии Дэвида Линча. Линч избегает равновесия — стремится к нарушению, парадоксу, конфликту.

“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Призвание апостола Матфея", Караваджо, 1599-1600
“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Призвание апостола Матфея", Караваджо, 1599-1600

Среди прочих элементов барокко, лежащих в основе стиля, можно выделить аллегорию. Каждая картина несет в себе определенное сообщение, которое часто скрывается за большим количеством метафор и аллегорических образов. Фильмы Линча так же аллегоричны. Сам автор никогда не делится изначальным замыслом картин, оставляя их открытыми для интерпретации и свободных трактовок. Они полны загадок и шифров. Они кишат прямыми отсылками к американской живописи первой половины ХХ века или же современной режиссеру культуре (так, например, название "Синего бархата" позаимствовано у одноименной песни Бобби Винтона). Их также объединяет то, что основу как барочных изображений, так и кинокартин Линча заложена двойственность образа (все мы помним, что "совы не то, чем кажутся".)

"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Дон Себастьян де Морра", Диего Веласкес, 1645
"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Дон Себастьян де Морра", Диего Веласкес, 1645

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Там мы публикуем визуальные исследования, рассказываем о классическом и современном кино.

Роль зеркал

В период барокко возрос интерес к роли подсознания в жизни человека, что безусловно отобразилось в живописи. Поэтому в случае “Нарцисса“ Караваджо вода не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание, увидеть себя настоящего в отражении. Линч так же прибегает к метафоре зеркала, используя его для демонстрации подлинного лица героя. Так, например, в телесериале “Твин Пикс” дух Боб, олицетворяющий собой абсолютное, всепоглощающее зло, впервые появляется именно в зеркале. Далее мы видимо его в отражении тех, в кого он вселился. Этим Линч говорит зрителю о том, что герой находится под властью темной силы.

"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Нарцисс", Караваджо, 1597
"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Нарцисс", Караваджо, 1597

Значение красного цвета

Картины Дэвида Линча потрясающе и пугающие одновременно; он вытаскивает страшные вещи из поразительных в своей простоте предметов, посредством изображения самых бытовых сцен демонстрирует жестокую действительности, проникает в ее самую суть. В линчевских фильмах реальный мир плотно переплетен с миром потусторонним и иррациональным. Одним из символов вечного присутствия мистического в его фильмах выступают красные драпировки.

“Синий Бархат”, Дэвид Линч, 1986 // "Иоан Креститель", Караваджо, 1610
“Синий Бархат”, Дэвид Линч, 1986 // "Иоан Креститель", Караваджо, 1610

В “Твин Пиксе“ они образуют Черный вигвам и буквально служат проводником в иную реальность, в “Синем Бархате“ на их фоне выступает Дороти Валленс, пока за ней наблюдает человек, воплощающий в себе абсолютное вселенское зло, в “Шоссе в никуда” драпировки служат шторами в спальне, где совершается убийство, а также заметны на фоне в студии Дика Лорента. Красные драпировки часто встречаются в живописи эпохи барокко.

"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Портрет папы Иннокентия X", Диего Веласкес, 1650
"Твин Пикс", Дэвид Линч, 1990-1991 // "Портрет папы Иннокентия X", Диего Веласкес, 1650

Жестокость и сцены смерти

В фильмах Линча нет недостатка кровавых и откровенно жестоких сцен. Отрезанная голова или залитый кровью муж, сидящий рядом с ее расчлененным телом, совсем не редкость, потому что Линч показывает реальность во всех ее красках.

“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Давид с головой Голиафа", Караваджо, 1609-1610
“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Давид с головой Голиафа", Караваджо, 1609-1610
“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // “Синий Бархат”, Дэвид Линч, 1986 // "Юдифь обезглавливает Олоферна", Караваджо, 1607
“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // “Синий Бархат”, Дэвид Линч, 1986 // "Юдифь обезглавливает Олоферна", Караваджо, 1607

Фрэнсис Бэкон

Живопись эпохи барокко важнейшим образом повлияла на дальнейшее развитие искусства в мире. Многие художники ХХ века черпали вдохновение именно оттуда. Так, например, Фрэнсис Бэкон, художник, чьи работы буквально оживают в фильмах Дэвида Линча, отмечал, что на его художественное становление во многом повлиял Веласкес. Бэкон даже написал этюд по одной из его картин.

“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Этюд трех голов", Фрэнсис Бэкон, 1962
“Шоссе в никуда”, Дэвид Линч, 1997 // "Этюд трех голов", Фрэнсис Бэкон, 1962

Таким образом, барочное искусство нашло свое отражение в кинематографе режиссеров ХХ века не только в виде художественных параллелей, но и через влияние на других авторов.

“Голова-ластик”, Дэвид Линч, 1977 // "Голова I", Фрэнсис Бэкон, 1971
“Голова-ластик”, Дэвид Линч, 1977 // "Голова I", Фрэнсис Бэкон, 1971

Наш телеграмм-канал: https://t.me/zerkaltce

2424
Начать дискуссию