«Терминатор 2». Не просто боевик

«Терминатор 2. Судный день» — один из лучших боевиков. Мы привыкли воспринимать этот фильм как простую, даже банальную историю о противостоянии человека и машин, наполненную тонной спецэффектов и ярким экшеном. Но что если этот фильм чуточку сложнее и интереснее?

Видеоверсия для ленивых

Некоторые эксперты заявляют, что в 2020-х компьютеры достигнут вычислительной мощности человеческого мозга, К 2029 году компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании слова, а к 2050-му году они станут намного умнее нас. Мы несомненно приближаемся к технологической сингулярности, и мы должны задуматься, как машины воспримут нас - будем ли мы для них богами-создателями или же зло, творимое человечеством, заставит их пойти на нас войной и избавить планету от человеческой угрозы?

Возможно, вы удивитесь, но одним из фильмов, которые лучше всего раскрывают эту тему, является… известный боевик.

“Терминатор 2: Судный день” - один из лучших, если не лучший, представитель своего жанра. Прекрасно поставленные экшен-сцены, разнообразие локаций, потрясающие для своего времени спецэффекты, шуточки, наконец - всё это мгновенно поставило фильм Джеймса Кэмерона на высшую ступень экшен-пьедестала.

"Мне нужна твоя одежда, обувь и мотоцикл"
"Мне нужна твоя одежда, обувь и мотоцикл"

Но вообще-то картина чуть сложнее. Конечно, это вам не Дэвид Линч или Андрей Тарковский, но Кэмерон, выставляя напоказ компьютерную графику, вообще-то говорит о человечности, её обретении и потере, о морали. И о взаимоотношении человека и машины, конечно - не только явственно между Джоном Коннором и Т-800, но и в более общем смысле.

Казалось бы, эта сцена выбивается из общего ритма начала фильма. Но она здесь не случайно.
Казалось бы, эта сцена выбивается из общего ритма начала фильма. Но она здесь не случайно.

Отличным примером этого является уже начало фильма. Нам показывают типичное утро в Лос-Анджелесе, пробки, куча людей, дети играют. Но вот детские голоса прерываются, и мы видим мрачное, апокалиптическое будущее. Эта сцена работает на контрасте между отрывками: это как будто бы два разных мира, но ведь на самом деле оба они - наша Земля. Лицо человека исчезает в огне, и на экране появляется он. Терминатор. Идеальная машина для убийств, созданная не кем иным, но человеком.

И это одна из центральных тем фильма - у технологии самой по себе нет морали или нравственных принципов. Их определяет то, как мы пользуемся этой технологией.

У Терминатора как у машины, продукта технологии, тоже нет нравственных принципов. Он - компьютер. Ему поставили цель и он должен её выполнить. Но… это не совсем так.

Солнечные очки здесь - обесчеловечивающий элемент образа
Солнечные очки здесь - обесчеловечивающий элемент образа

В начале фильма - да, он просто машина, которая калечит людей, грабит неудачливого байкера и отправляется к своей цели. Но секундочку, на кой чёрт ему тёмные очки посреди ночи - ну помимо того, что это дополняет образ и выглядит круто? Вообще-то на это есть причина: надев очки, Т-800 ещё сильнее подчёркивает свою сущность. Он просто машина для убийства, и очки здесь окончательно лишают его всего человеческого - закрывают его глаза, “зеркало души”. Ну и да, Арни в них выглядит ещё круче.

И неслучайно Терминатор снимает очки, когда делает первый хороший поступок - спасает Сару Коннор из лечебницы. Именно здесь он начинает свой путь к очеловечиванию. И заметьте - он ведь так никого за фильм не убил, хотя Джон так и не смог ему объяснить, ПОЧЕМУ этого делать нельзя.

Это и делает персонажа Шварценеггера настолько интересным - да-да, не Ферлонга, а именно Шварценеггера. Т-800 не чувствует жалости, но он должен научиться и понять, почему убивать - плохо. Обрести нравственные принципы.

И он смог это сделать: "Теперь я понимаю, почему ты плачешь"
И он смог это сделать: "Теперь я понимаю, почему ты плачешь"

Напротив Терминатора - Сара Коннор. Сара постоянно появляется в различных топах крутых персонажей (не в последнюю очередь благодаря первому фильму), но в сиквеле она - обычный человек, на которого давят тяжёлые обстоятельства. И она разительно отличается от Т-800. Она начинает забывать, что значит - быть человеком.

Она по сути превращается в машину, но её цель - не защитить, но убить. Убить Майлза Дайсона, учёного, чья работа позднее приведёт к наступлению конца света. Теперь она становится эдаким терминатором, существом с единственной целью - ликвидировать человека, которого она даже не знает. И уже сама Сара надевает солнечные очки, будто бы отрекаясь от своей человеческой сущности. Сейчас она планирует убить человека, который ещё пока ничего не сделал - ровно это же происходило и в первом фильме, только там она была этой жертвой. К счастью, она не завершает свою трансформацию.

Сара и Т-800 как бы меняются ролями: он становится ближе к человеку, а она - к машине.
Сара и Т-800 как бы меняются ролями: он становится ближе к человеку, а она - к машине.

А вот Т-800 из холодной машины становится почти человеком (обратите внимание на цвета - это холодный синий в начале и тёплый оранжевый в конце). Он понимает ценность жизни, понимает слёзы. Машина, созданная для убийства людей, жертвует собой, чтобы спасти этих самых людей и изменить ход истории, чтобы никогда больше не появиться на свет.

И здесь же Сара вновь обретает себя. Да, она опять убивает Терминатора, но теперь, вместо смеси страха и гнева она чувствует жалость.

“Терминатор - 2” - конечно, очень важный для киноиндустрии фильм. Все его достижения в графике, постановке и спецэффектах, несомненно, запомнятся нам. Но одновременно с этим мы не должны забывать, что этот фильм - равно как и первый “Терминатор” - больше про персонажей, а спецэффекты лишь помогают картине двигать вперёд историю и взаимоотношения персонажей.

И “Судный день” - не история о вреде технологий. Он лишь предупреждает нас об опасности зависимости от них. Ведь этот самый Судный день случился не потому что человечество достигло высокого уровня прогресса, а потому что человечество позволило Skynet принимать решения за себя. И если уж машина смогла оценить ценность человеческой жизни, то и мы тоже должны сделать это.

5.5K5.5K открытий
62 комментария

Каждое лето в разгар июльской жары я уделяю одну ночь и пересматриваю этот фильм, чтобы вернуться в детство, когда удавалось примерно в это же время его застать по одному из каналов старенького пузатого телевизора.
Ностальгия имеет свойство красить прошлое в яркие цвета, но в случае с Терминатором ностальгии ничего красить не нужно – кино восхитительно и с нетерпением жду, когда покажу его детям, увижу их реакцию на сюжетный поворот, где оказывается, что Арни совсем не тот, кем был в предыдущей части.

Ответить

Ну, детей то это навряд ли впечатлит, наверняка выхватят где то спойлер в нынешнем океане информации. А вот я в свое время от этого поворота натурально охренел)

Ответить

Моему сыну три года назад было семь лет и он рыдал. Несколько раз пересматривал прощальную сцену.


Потом через две недели начал спрашивать, что если засунуть в аппарат, который продает попрыгунчики, не десять рублей, а кружок из картона.

Ответить

Просто волшебный комментарий, прямо картинка из собственного детства перед глазами рисуется. Спасибо.
Жаль только, что франшиза уже не та.

Ответить

Кто это привык воспринимать T2, как банальный боевик?
Год назад пересматривал в кинотеатре - ни одной лишней сцены или фразы диалога. Гениальная притча и почти идеальное кино.
В блокбастерах никто больше не брал такую высоту. Может быть , Нолан с DK был близок, но, всё таки , не достиг той вершины, впрочем, уже позже, как и сам Джеймс.

Ответить

я бы даже сказал там сцен не хватает. Я был немного удручён что в кино театральную версию показывали, потому как мне кажется режиссёрка многое дополняет и объясняет

Ответить

Зашёл сюда чтобы сказать то же самое/увидеть этот коммент.

Ответить