В пропасти улиц

С фильмографией Карена Шахназарова я знаком очень близко. "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" и "Курьер" - сколько бы их не крутили по телевизору, я всегда оказываюсь у экрана. Творчество Владимира Гиляровского тоже не обошло меня стороной. Этот "ушкуйник и запорожец" прошел тернистый жизненный путь и отразил все свои скитания на бумаге. Его работы по-настоящему живые и атмосферные, а наблюдать за развитием событий особенно интересно. Именно поэтому я искренне обрадовался скорому релизу полного метра "Хитровка. Знак четырёх". От коллаборации Шахназарова и Гиляровского я действительно ожидал многого, но к сожалению это так и осталось в виде моих влажных фантазий.

В пропасти улиц

Зритель станет свидетелем нескольких дней из жизни прославленного актера и режиссера Константина Станиславского. Репетируя очередную роль в преддверии нового театрального сезона, он сокрушался, что не может поймать образ. Ему выпала роль пьяницы, но это амплуа было чуждым для известного артиста. За свою жизнь он повидал мало людей с подобным изъяном, а термин "социальное дно" был для него слишком далек. Общество Мамонтова и Третьяковых, учеба в элитной гимназии и непыльная работа мененджером на золотоканительной фабрике отца - фортуна явно улыбалась молодому Станиславскому.

В пропасти улиц

Теперь же он всем сердцем полюбил театр и старался вложить в него всю свою душу. Именно поэтому он никак не мог допустить фальши в своем образе. Но где же ему найти пьяниц? В кругах, где он вращался такого моветона не допускали, а посему ситуация перерастала в патовую. И тут один хороший знакомый подсказал ему о существовании злачного местечка под названием "Хитровка" - большом бедняцком квартале, где царствовал разврат, насилие и моральное разложение. Станиславского такая наводка заинтересовала и вскоре его свели с местным ходоком, по этим богом забытым местам. Владимир Гиляровский с первого взгляда производил впечатление простого мужика из народа, но его искренность и умение вести диалог быстро располагали к себе. Вооружившись парочкой полезных советов, Станиславский вместе со своим новоиспеченным знакомым отправляется на самое дно социального общества. Он даже не представлял куда его может завести кривая дорожка, но искусство всегда требует жертв.

Хитровка действительно была страшным местом и далеко не все истории оттуда дошли до нас в первозданном виде. Ныне называемый Хитровской площадью, этот район всегда притягивал людей с дурной репутацией и низкими моральными качествами. Здесь в порядке вещей была проституция, попрошайничество, торговля детьми, воровство, убийства и даже изнасилования. Прокаженные могли спокойно ходить между людьми, малолетние попрошайки набрасывались на случайных прохожих, а несовершеннолетние проститутки устало зазывали клиентов. Информации о Хитровке много и почти вся она вызывает легкий шок, но ее киношная версия значительно сгладила все острые углы.

В пропасти улиц

Меня с самого начала напрягло наличие в фильме Станиславского, непонятный винегрет из повести Гиляровского "На Хитровке" и наличие приписки в титрах о связи с Артуром Конан Дойлем. Безусловно факт знакомства Гиляровского и Станиславского наверняка имел место быть, ведь они оба вращались в театральных кругах и вполне могли знать друг друга, но то чем Шахназаров пытается накормить зрителя вовсе не выглядит как попытка раскрыть этот спорный исторический факт. Вместо серьезного кино о столкновении двух обществ, высшего и низшего, мы получили сомнительный фанфик "Сокровищ Агры" (или же "Знака Четырех") с кастрированной версией Хитровки и фэмели-френдли контентом. Именно здесь на меня и напала грусть.

Само повествование про Хитровку длится от силы минут 10 и после "увлекательных" прогулок по местным кабакам и ночлежкам мы плавно перемещаемся прямиком в сагу о Шерлоке и Ватсоне. Драгоценности, дикарь и жажда наживы - знакомые с творчеством Конан Дойля издалека заметят сходство. Ну а после знакомства с пышногрудой "Княжной" в исполнении Анфисы Черных я сразу понял в какой плоскости будет двигаться этот фильм. Нет, мне конечно было приятно увидеть ее и за пределами "Последнего Героя", но ее холеная кожа и вываливающиеся из корсета прелести явно не вписываются в антураж мрачной Хитровки. Рассказывать о дальнейших приключениях Шерлока-Пореченкова и Ватсона-Крюкова не имеет смысла, ведь "Сокровища Агры" видели многие. Что уж говорить, Шахназаров даже попытался скопировать образ Лестрейда из советского фильма, взяв на роль полицмейстера маленького и подвижного Стычкина.

В пропасти улиц

Я ничего не имею против развлекательных фильмов, фанфиков и фантазий на исторические темы, но лично мне было безумно обидно что перспективное мрачное кино о знаменитой Хитровке было слито в помойку, ради масс-маркета. Да, я понимаю что такие фильмы лучше всего продаются, да и фэмели-френдли контент привлекает большое количество зрителей, но я ожидал от Шахназарова большего. Не спорю что картинка и костюмы в "Хитровка. Знак Четырех" выглядят здорово. Глаз действительно радовался при виде давно ушедшей исторической эпохи, а специалист по костюмам постарался на славу, но все же режиссура и сценарий здесь крайне ленивые и слабые. Все выглядит как студенческий капустник, где неожиданно смогли оказаться Станиславский, Гиляровский и Стычкин, которые заигрались в сыщиков. После того как раскрывается истинный замысел фильма, в виде очередной "адаптации" приключений Холмса и Ватсона интерес к просмотру быстро теряется и ты начинаешь залипать в телефон.

В пропасти улиц

Мне не понравилось увиденное и я до сих пор расстроен упущенной возможностью увидеть серьезное кино о Хитровке. Шахназарова понять можно, ведь времена меняются, а кушать хочется, но все же я ожидал от него более глубокое раскрытие темы, нежели ленивый фанфик. Визуал меня конечно порадовал, но во рту все равно осталось неприятное послевкусие. Очередной одноразовый продукт масс-маркета, который быстро выветривается из головы после просмотра.

2828
17 комментариев

Вместо серьезного кино о столкновении двух обществ, высшего и низшего, мы получили сомнительный фанфик

оно рекламировалось как серьёзное кино о межклассовой борьбе, основанное на реальных событиях? нафантазировал себе чего-то и обижаешься. это лёгкий развлекательный фильм. снят красиво и с долей юмора.

3

Нафантазировал и обижаюсь, фото в цвете, 2023 год

6

Комментарий недоступен

5

Шляпа клюквенная, ничего не ждал. Опять Пореченков с выпученными глазами (а ведь мог же играть, хотя бы по "Небесному суду" судя!) и Стычкин, который играет только себя.
Все плохо, короче. С другой стороны, Шахназаров уже давно уехал кукухой в тот счастливый край, где каждый вечер праздруют годовщину победы и кричат "да здравствует, товарищи, ура! Слава государю-императору!", пьют советское шампанское и закусывают чёрной икрой. Говорить здесь неочем.

1

С другой стороны, Шахназаров уже давно уехал кукухой в тот счастливый край,

Вы психиатр?

1

Декарации и массовка там "отдуши", а все остальное никакое.

1

Я так и не понял в чем смысл было делать такую экранизацию "Знака четырех". А это именно ее экранизация. В фильме много странностей и косяков и странное упоминание Крымского моста. Его либо тогда не было или он был в другом месте. Или это такая отсылка?
Да после говна под названием Гардемарины. 1787. Мир. Это уже не кажется таким говном :)))
Но Шахназаров давно не торт и от своих прежних взглядов он отрекся.

1