«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

В «Убийцах цветочной луны» Мартин Скорсезе бьет в больную точку Америки, в то, с чего начиналась ее история – он рассказывает об отношениях переселенцев и коренных народов. Вероятно, государство, основанное мигрантами, обречено возвращаться к колониальному вопросу. И у него не будет простого ответа (но для простого Скорсезе и не нужен).

Действие фильма происходит в первой трети 20 века в индейской резервации, а позже округе Осейдж (штат Оклахома), где одноименное индейское племя разбогатело из-за обнаружения нефти. Это привлекло в регион белых американцев из соседних штатов. В центре сюжета - Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо), который приезжает в Осейдж после войны. Здесь всем управляет его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро) – формально скотовод и заместитель шерифа, который не без удовольствия принимает обращение «Король», что отражает его истинную цель – постепенное присваивание земли осейджей как внешне законными способами (например, женитьба племянника на представительнице осейджей), так откровенно преступными.

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

Сюжет основан на реальных событиях. Скорсезе – мастер создания образа из документального материала художественным методом. Для этого ему достаточно простых средств, в том числе и сюжетных. «Убийцы цветочной луны» - детектив без тайны. В округе происходит серия убийств индейцев, но убийцу либо сразу показывают, либо его личность не имеет значения, ведь очевидно, кто за всем стоит. В первом же диалоге с Беркхартом Уильям Хэйл не скрывает своих намерений и намекает племеннику на брачный союз с богатой индианкой.

Такая сюжетная открытость говорит о том, что это история не об убийстве индейцев, даже не о том, кто это делал, а о том, как отжимали землю, притворяясь другом. А притворятся ДиКаприо и Де Ниро умеют…

Два главных мужских персонажа «Убийц цветочной луны» гениально лицемерят на протяжении почти всего фильма (и даже после его сюжетного окончания). Они признаются в любви и дружбе (Хэйл ко всем осейджам, Беркхарт к конкретной женщине), скрывая за этим корысть. При этом их слова и некоторые действия убедительны не только для персонажей-индейцев, но иногда и для зрителя (вероятно, вне зависимости от национальности).

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

Именно ДиКапиро делает Беркхарта сложным героем: при всей податливости характера и местами наивности, свойственной скорее герою-аутсайдеру, вплоть до финальных титров невозможно однозначно сказать, Беркхарт – действительно любит жену или убеждает ее и зрителя в этом. А еще: не убеждает ли он себя в честности любви, чтобы сохранить психику после причинения душевной и физической боли супруге.

Благодаря Де Ниро Уильям Хэйл предстает столь циничным героем, уверенным в адекватности своих целей и методов. Даже в отеческих диалогах с племянником, когда Король не скрывает своих намерений, он не выглядит злодеем, скорее наставником, который дает советы, исходя из своего видения мира, которое сам Хэйл считает нормальным. Принципиально иная позиция у Скорсезе. В его объективе персонаж Де Ниро – и символ капитализма, и предвестник смерти, сюжетно тождественный филину. Образ этой птицы, согласно убеждениям осейджей, возникает перед уходом в иной мир, у появлений Короля в жизни семьи Кайл схожий символизм:

  • Хэйл подходит к болеющей Мэнни на свадьбе Эрнеста и Молли и внешне заботливо убеждает ее в том, что она поправится – в следующей сцене Мэнни уже мертва;
  • на похоронах Мэнни именно Хэйл не говоря лишних слов в качестве утешительного жеста дает бутылку Анне, чем запускает ее яркую, но короткую сюжетную арку, в которой алкоголь будет важным фактором;
  • даже в случае естественной смерти Лиззи Кью (мамы сестер Кайл), Хэйл стоит за ее спиной и «его врачи» фиксируют факт смерти;
  • наконец, в момент болезни Молли, филин и Хэйл сливаются в единый образ, поочерёдно посещая героиню.
«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

Единственный случай, когда представитель семьи Кайл не пересекается с Хэйлом перед смертью – взрыв Смитов. В доме Риты и Билла вместо Короля появляется его подданный – сам Эрнест Беркхарт. И этот визит с одной стороны символически сопоставляет персонажей ДиКаприо и Де Ниро (подчеркивая преемственность бизнес-подходов), но с другой, отражает разницу в их характерах. Беркхарт приходит в гости к белому человеку, который так же пытается разбогатеть за счет наследства индейцев

– Хотел бы выпить? - спрашивает Билл Смит

– Да, выпью, если предложишь

– Нет

– Тогда зачем спросил? - недоумевает Эрнест

– Просто вижу, что ты волнуешься…

Билл Смит женат уже на второй девушке из семьи Кайл (после смерти Мэнни он переключился на Риту). В целях этот персонаж близок Хэйлу, поэтому для Эрнеста это возможность поговорить со своим дядей без страха допустить ошибку и получить наказание. Для Скорсезе это возможность показать разницу между хладнокровием циника и тем, кто не уверен в правильности своих действий или по крайней мере испытывает дискомфорт в диалоге с тем, чье убийство готовит.

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

«Убийцы» длятся 3,5 часа. Такой размах нужен и для создания эпоса, отражающего метафорическую значимость событий в округе Осейдж начала 20 века, и как возможность прожить героев (не только «прожить с героями», а именно «прожить героев» - без предлогов) – попробовать ощутить их характеры и мотивацию, если не обусловленную эпохой, то связанную с ней.

В диалогах друг с другом Беркхарт и Хэйл говорят об убийствах индейцев, как о чем-то естественном – у них нет ненависти на расовой почве или зависти из-за почвы, просто бизнес (да, редкий фильм Скорсезе обходится без критики капитализма). Часто в таких сценах только музыка подчеркивает коварство главных героев и трагизм ситуации. За саундтрек здесь отвечает Робби Робертсон – один из любимых соавторов Скорсезе. Вместе они работали над «Королем комедии», «Ирландцем», а еще Робертсон помогал с подборкой музыки для «Банд Нью-Йорка», «Бешеного быка», «Уолка с Уолл-стрит». «Убийцы» - последний кинопроект лидера группы The Band.

События фильма происходят на протяжении нескольких лет – Скорсезе обходится без титров, но и без искусственных указателей нет потерянности во времени – настолько интуитивно понятно, когда происходят события и какой временной шаг между сценами. Это достигается благодаря монтажу (как и в большинстве работ Скорсезе за него отвечает Тельма Скунмейкер) – за склейками иногда проходит час, иногда день, а иногда несколько лет. Это то ужимает время повествования, то растягивает его.

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

Несмотря на постоянные убийства на протяжении большей части, фильм не выглядит остросюжетным. Но лишенные пафоса преступления лишь подчеркивают цинизм по отношению к жизням индейцев – для белых американцев их смерть всего лишь часть быта. Остросюжетность если и возникает, то в заключительной части «Убийц» с появлением агентов недавно образованного ФБР (главный из них – Том Уайт в исполнении Джесси Племонса). В этот момент в уязвимой позиции оказываются уже сами Хэйл, Беркхарт и их сообщники.

Главный персонаж «Убийц цветочной луны» со стороны осейджей (и одновременно главных женский и главный положительный персонаж) – Молли Кайл (Лили Гладстоун). Ее образ отражает ключевые для фильма конфликты. Внешний: коренное население – колонисты. И внутренний: искренность – лицемерие.

Молли любит мужа, но даже флиртуя с ним не пытается понравится и обворожить, сохраняя самость: мы, конечно, выпьем виски, я же сама принесла бутыль, но сейчас помолчим и послушаем грозу, потому что «это мощная сила», мощнее нашего человеческого влечения друг к другу. Целостность персонажа Гладстоун подчеркивает и ее несгибаемость – чтобы не происходило в жизни ее племени, ее семьи, с ней самой – она не теряет самообладание и не мечется из стороны в сторону в пограничных ситуациях и моментах выбора (в отличие от того же Эрнеста, который пытается усидеть на двух стульях).

«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос

Наконец еще одно важное противопоставление «Убийц цветочной луны» - гендерное. И оно раскрывается через главную сюжетную пару. Все представители семейства Кайл – это женщины: мать и четыре сестры, включая Молли; все дела Беркхарта связаны с мужчинами (дядя, брат и другие соучастники преступлений). И здесь возникает контраст материнского начала (природного, естественным образом связанного с землей и ее ресурсами – хоть исторически осейджи и не по своей воле оказались в этом регионе) и мужского (социального, которое стремится овладеть землей и использовать ее для увеличения капитала). И, кажется, не все плоды этого союза нравятся Скорсезе, и не все выживают.

16K16K показов
4.4K4.4K открытий
37 комментариев

Там опять скучный фильм на 3 с половиной часа?

Ответить

Да

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А ты смотрел ирландца?

Ответить

Вроде и не скучный, но я в один присест не осилил, смотрел три дня.

Ответить

по мне так форсаж круче, больше того сего туда сюда

Ответить

Вот это сравнение

Ответить