Американская трагедия
Более известный отечественному зрителю под весьма расплывчатым названием «Американцы», экономический неонуар (если угодно, бизнес-драма) «Гленгарри Глен Росс» 1992 года — определённо большая удача команды режиссёра Джеймса Фоули, зарекомендовавшего себя участием в проекте Дэвида Линча и Марка Фроста «Twin Peaks», а также поставившего неплохой триллер «Perfect Stranger». Сложно умолчать и о звёздном кастинге картины — тут тебе и темпераментные Эд Харрис с Аль Пачино и Алеком Болдуином, и вечно неловкий и неуверенный в себе Джонатан Прайс, и нежданно-негаданно — Кевин Спейси. Если добавить несколько номинаций и пару призов, один из которых был получен на Венецианском кинофестивале, то высокие ожидания от картины более, чем правомерны.
К счастью, она охотно их оправдывает. Человеку, не понаслышке знакомому с пьесами (в диапазоне от Шекспира и Гёте до Уильямса и Аллена), уже к первым десяти-пятнадцати минутам станет очевидно, что это экранизация именно драматургического труда: единство места, масса диалогов и практически полное отсутствие лирических отступлений в кадре не могут лгать. И действительно, основой для фильма послужило двухактное творение Дэвида Мэмета, но, что важно, лёгкий налёт театральности ничуть не портит увлекательную историю, интригующую темой промышленного шпионажа.
В центре кинокартины оказываются «наводки» — карточки с контактами потенциальных клиентов, среди которых, к сожалению, попадаются совершенно бесполезные, но это единственный инструмент для достижения персонажами конечной цели — успешного заключения сделки по продаже недвижимости. Процессы продажи (как успешные — между Рикки Ромой и его клиентом Джеймсом Лингом в неформальной обстановке, так и провальные — у Шелли Левина, страдающего в первой половине фильма от собственных пораженческих настроений) и работы с возражениями (опять же, близкая к финалу сцена в офисе между героями Пачино и Прайса) блестяще сыграны. Хочется также отметить, как показаны маленькие хитрости — это и переговоры Шелли Левина «с секретаршей» в процессе телефонных переговоров с клиентом, и его слова, дескать, я специально прибыл туда-то в определённый день и наше предложение действует именно сейчас; и грамотный отыгрыш со стороны того же Левина перед клиентом Рикки ближе к финалу. Наконец, нельзя не отметить и момент из финала, связанный с тем, что наивный Шелли по незнанию заключил недействительную сделку с парой душевнобольных — последний гвоздь в крышку гроба алчного горе-продажника. Иными словами, VC.ru — бери на карандаш.
Также не могу умолчать о психологических образах персонажей. Очевидно, что сфера продаж время от времени втягивает в себя, как личностей, страдающих нарциссическим расстройством и от того блестящих манипуляторов (герой Пачино), так и откровенных психопатов (герои Харриса и Леммона). Явилась ли беспринципность и готовность к откровенному шантажу Дейва Мосса следствием его профессионального выгорания, или же она всегда была частью его психологического портрета? Можно ли, успешно продавая товар и манипулируя чувствами, желаниями и мыслями других людей оставаться самим собой? Как говорит Рикки: «Этот мир создан не для мужчин… Для столоначальников, но не для мужчин, добивающихся поставленных целей.»
В заключение, думаю очевидно, что картина мне очень понравилась. Это жёсткое, бескомпромиссное бизнес-порно, эдакая «Деловая женщина» для мужчин, после которого невольно лишний раз задумаешься, на своём ли месте сидишь ты и твои коллеги. Всем продавцам и любителям хороших детективных драм — рекомендую. Киноманам — тем более!
Хороший фильм. Американцы тоже хорошие
Кстати, в театральной постановке засветились, как минимум, Слэйтер (по-моему, он как раз на последнем фото, не сразу его разглядел) и, да, сам Пачино.
хороший фильм, я на нем вырос и стал продажником! Надеюсь хорошим!