«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

Узнали лестницу?
Узнали лестницу?

О, да... Это было сказано громко, но честно. Я правда ждала этот фильм и очень хотела его увидеть. И вот это случилось, и я посмотрела это кино. И готова поделиться своим мнением и немного его разобрать.

О чем этот аудиовизуальный продукт (фильм)?

«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

Это кино рассказывает о периоде в истории С.М. Эйзенштейна, когда он учился в мастерской В.Э. Мейерхольда. И в конце концов ушел от нее, чтобы творить кино. Это довольно интересный и знаковый момент в истории кино.

Фильм затрагивает не только конкретную веху в жизни отца по монтажу аттракционов, но и его сложные душевные перипетии, которые заставляют выйти из театра и начать снимать кино.

Как следует относиться к кино?

«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

В целом, исторические персоны, как правило, развиваются в нескольких типах фильмов:

  • Биографический фильм, показывающий на экране ключевые моменты жизни человека.
  • Аналитический фильм, который измеряет вклад человека в мировую историю, либо дает оценку его действиям.
  • Сторонний фильм, который снимает режиссер из своих внутренних мыслей и желаний (фанфик на экране) Как правило, такое кино не имеет ничего общего с реальностью.
  • «Фильм вкусняшка» - кинолента, экранизирующая какой-то момент жизни людей, его переход с более интересной стороны анализа и показывающий этот момент с точки зрения всей истории.
  • Документальный фильм.

Нетрудно догадаться, что динамичная лента — это предпочтительный тип. Авторы фильма взяты за основу одного эпизода жизни С.М. Эйзенштейна и показывает его на экране, приправляя метафорами и отсылками на другие фильмы режиссера (Спойлер, в этом фильме можно увидеть отсылки на все немые картины Эйзена, что весьма символично) Следовательно, воспринимать это кино стоит, как экранизацию определить отрезок биографии, цель, которую заинтересовать смотреть в глубине в наследие самого великого кинорежиссера.

Образ Эйзена на экране

Большой респект за такую идею
Большой респект за такую идею

Стоит сказать, что я немного переживала об этом элементе. Боялась, что экранный герой будет совсем непохож на настоящую историческую персону, либо вообще окажется не таким интересным. Но все вышло просто отлично.

Да, на экране мы видим совсем молодого, еще будущего режиссера, который боготворит своего мастера и много мечтает о будущем. У него свой уникальный внутренний мир, в который он пускает не каждый (Того же Гришку сначала отталкивает, пока он не начинает докучать). И это чертовски мило и образ красивый. Да, современный зритель не может с уверенностью сказать, каким был человек, живший сто лет назад. Но он может сделать свой вывод о нем через мемуары, книги, дневники и воспоминания современников. И если честно, читая все источники, я его именно так и проявил.

«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

В кадре Эйзен - добрый, чувственный и очень ранимый человек, который все же относится к свержению, пусть пока и не окрепшим (по крайней мере, в начале картины). Он боготворит мастера, работает себе в быту и много размышляет. Если честно, мне очень понравились вставки с маленьким Эйзеном, который олицетворяет собой его детские мечты и надежды и который своего рода переводит внутренний монолог в явственный диалог на экране. Это очень яркая метафора в принципе его личности и, наконец, воплощения внутреннего мира. (Обожаю кадр, где за спиной детской версии сидит взрослый Эйзен. Вообще их взаимодействие это что-то шедевральное)

Особое внимание привлекают оживающие рисунки, которые олицетворяют собой, как раз этот самый кинопоход к рассказу истории и ее воплощению через объекты. (После создания эти объекты преобразуются в кадры) Ну и самый любимый кадр с броненосцем, когда Эйзен сжался под дверью зрительного зала, где шел премьерный спектакль с его декорациями. Шикарная метафора к его внешнему состоянию. И отсылка к самой метке работы. (Хотя я и понимаю, что тут больше закладывается мысль о продвижении внутреннего мира - броненосец ведь носит броню, но внутри имеет мягкое тело)

Образ Мейерхольд на экране

«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

Тут я боюсь налажать в сфере ответственности. Да, я знаком с работами и теоретическими трудами Мейерхольда, но все же не так глубоко. Хотя я восхищаюсь его вкладом в театральное искусство.

Да, на экране он выглядит сначала как типичный антигерой, который ставит палки в колеса талантливому ученику. Но позже становится понятно, что он его просто вытолкнул из своего круга, чтобы тот пошел своей дорогой. (Хотя лично я осуждаю такой подход в педагогике, ведь можно было через рот, а не гнобить сказать и забирать работу) Ну ладно. Кто я такой, чтобы заняться историей.

Вообще, я бы Мейерхольда не относился к типичным антигероям на экране. Он тут скорее некий образ и пинок для главного героя, чтобы тот встал на нужное ему место. Не зря ведь в начале горят афиши, вывеска «Тихо, идет съемка» закопана в песок. Истинная дорога в кино всегда была рядом с Эйзеном, но ему нужен был толчек, чтобы стать на нее. И вот этим толчком и стал Мейрхольд. Который изначально и привел его в режиссуру. Но только театральную.

Особенности самого фильма

«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм

А теперь хочу поговорить об особенностях самой ленты. И их тут немаловажно. Фильм идет всего 40 минут, экстаза дает много и надолго. По крайней мере, я кафовала от каждого кадра. И вот почему:

  • Обилие метафор. Их тут просто огромное количество. Почти на каждой сцене их по несколько штук. Самый яркий я позже разберу. Но могу сказать только одно - многие из- поймут только меня, кто непосредственно знаком с трудами и фильмами Эйзенштейна.
  • Камера часто фокусируется на лицах персонажей, а не на фоне. Ну это такой операторский прием.
  • Суанд дизайн, который восхищает. Вообще о звуке можно написать много. Но сдержу свои порывы, иначе эта статья увеличится в 2 раза и читать ее станет скучно. Отмечу лишь одно - контрапункты в звуке - шикарные.
  • Саундтрек . Особенно песня «Сердце». Это было просто самое душевное и замечательное окончание ленты. Этакая вишенка на шоколадном тортике.

Метафоры внутри киноленты

Очень яркая экспозиция
Очень яркая экспозиция

Как я уже и говорила - метафор тут много. И разбирать их можно долго. но я хочу акцентировать внимание лишь на самых ярких:

  • Горящие афиши - это метафора, появляющаяся в разоблачении и ярко предвещающая итог этой истории. Афиши его род символизирует итог театральной карьеры, столь волнующую, из пепла которой позже, по принципу фениксу, родится новый кинематографист - С.М, Эйзенштейн.
  • Рисунки, как отражение внутреннего мира - не секрет, что и в жизни Сергей Михайлович много рисовал. Его дневники и просто монографии содержат множество зарисовок и картинок. И некоторые из них мелькают в том числе в самом фильме. Причем как иллюстрации повествовании и оживают на экране подобно фантазии режиссера, которая начинается именно с иллюстрации и после оживает уже на экране.

  • Броненосец - уже говорила, что что-то обозначает объект в кадре. Здесь лишь добавляю - этот броненосец очень мило помахал рукой Гришке. (Как известно, Эйзен и Гриша впоследствии стали коллегами и друзьями.) Смею предположил, что еще в первую встречу Эйзен лишь прикинулся таким ежистым. А на самом деле немного обрадовался человек, который искренне восхищался его талантом и набивался в друзья.
«Броненосец» про С.М. Эйзенштейна. Самый ожидаемый мною фильм
  • Богатый и уникальный внутренний мир за обычной дверью. Это моя любимая сцена, когда Эйзен приводит в гости Ирину и показывает ей свой внутренний мир и свою квартиру, которая совсем не похожа на жилище студента. Туда повсюду оставляют книги, украшения, рисунки, чертежи, фотографии, висят ткани, много стекол и песков, в которых утопают предметы. Это прямая метафора к тому, как картины реальности глазами творческого и одаренного человека, который находит смысл в каждой мелочи.
  • Образ мальчика - довольно запоминающийся росчерк пера - показ маленького Эйзена, который всегда незаметно присутствует рядом со взрослыми. Это метафора к тому, что часто в телевозрасте ребенок начинает жить со своими мечтами и своим видением мира. И очень хорошо, что авторы фильма реализовали это посредством диалога между этим самым взрослым и ребенком.
  • Внутренний мир буквально рушится. Это самая яркая иллюстрация разрушения идеалов, которые способен настроить себе человек. И слома его прошлой жизни, чтобы на этих руинах построить новую. Примечательно, что эти руины - это книги, декорации и бумаги.
Вот так рушится мир героя и его идеализация мастера
Вот так рушится мир героя и его идеализация мастера
  • Мягкий свитер и строгий костюм — вот эта метафора специфична. Ее скорее всего привлекли к просмотру фильма. Но я опишу ее тут. Итак, как можно рассмотреть, Эйзен часто появляется в кадре в чем-то мягком и теплом — кардигане, какой-то кофточке вязаной текстурной рубашке, расшитой бисером. Это очень теплая и уютная одежда, которая ярко расчерчивает его американский уют. А вот костюм, в котором герой появляется на сцене, где он приходит в дом Мейрхольда, чтобы наконец сломать с ним связь и уничтожить свои наработки. При этом видно, как герою тяжело даётся такое решение. И как он минется не только внешне, но внутренне, как бы вырастая на глазах и выход из зоны своего комфорта - теплого и уютного свитера.
Ну шикарный кадр
Ну шикарный кадр
  • Тихо, идет съемка - ну слаще этой метафоры тут нет ничего. Это буквально вкуснейший гонобобель с черникой среди всего шика этой ленты. Примечательно, что эта вывеска с самой кинематографичной надписью, появляется 3 раза: сначала она лежит в песке и не включена в сеть. Второй раз - когда рушится мир главного героя. Именно в этой сцене она впервые зажигается и замещает собой все пространство. Третий раз - когда будущие кинорежиссеры идут навстречу судьбе. И в данном кадре вывеска уже подводит итог истории. То есть в фильме есть вывеска, но она имеет 3 значения в зависимости от тайминга фильма, где она находится и от сцены. И это очень сильный ход номер два.

Личное мнение

Догадались на какой фильм эта отсылка?  Я лично просто урчала от этого кадра
Догадались на какой фильм эта отсылка?  Я лично просто урчала от этого кадра

Этот фильм шикарен и обязателен к просмотру. Вот просто настоятельно рекомендую пойти и посмотреть его в официальном источнике, поставить высокую оценку и порекомендовать кому-то еще. Потому что такое хорошее кино хочется поддерживать. И хочется громко и долго аплодировать создателем за такой труд.

Читала, что вроде как планируется продолжение. Но не буду утверждать. А буду просто надеется и ждать. Может еще в кино на большом экране, на большом экране, увижу кино о великих кинематографистах 20-го века.

Да здравствует фильма!

88
Начать дискуссию