Роль раскадровки в производстве анимации

Что такое раскадровка, как и когда ее создают и можно ли снять мультфильм без предварительных набросков

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FDisneyAnimation%2Fstatus%2F1245758389616914432&postId=239355" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">От раскадровки до финального кадра</a>: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».
От раскадровки до финального кадра: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».

Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.

История раскадровок

Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.

Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D7JDaOOw0MEE%26amp%3Bfeature%3Dyoutu.be&postId=239355" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Путешествия на луну»</a> 1902 г.
Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для «Путешествия на луну» 1902 г.
Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.
Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.

В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка». Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».

По словам Джона Кейнмейкера в книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.

В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.

Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.

Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.
Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.

Какие проблемы решает раскадровка

Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.

Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».
Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».
Как сцена выглядит в итоге.

Преимущества раскадровки:

  • Воссоздавая сюжет по порядку, создатель визуального произведения может наглядно увидеть, насколько хорошо передан смысл отдельных сцен и истории в целом.
  • Раскадровка иллюстрирует действия персонажей.
  • В раскадровке существуют специальные поля для диалогов и комментариев, где отображают дополнительную информацию о происходящем в кадре.
  • Сториборды содержат примечания о временных рамках, например длительность конкретной сцены или промежутки между кадрами.
  • Раскадровка отображает план съемок: панорама, отъезд и наезд камеры, поворот и так далее.

«Художник-раскадровщик в потенциале может занять режиссерское кресло. Больше всего мне нравится передавать мое видение зрителю. Я говорю не только о том, как сцена выглядит в моей голове, но и как она эмоционально ощущается. Вы контролируете визуальное повествование, темп, звуковой дизайн и многое другое. Когда все это складывается вместе, я могу показать зрителю ту же сцену, которую представлял себе.» — Федерико Д’Алессандро, главный художник по раскадровке и руководитель аниматоров Marvel Studios.

Раскадровка одной из сцен «Мстителей» в виде аниматика.

Основные принципы раскадровки

Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.

Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.

Создайте простые миниатюры

Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.

Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.
Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.

Комфортный монтаж — дорабатываем кадры

В 1917 году советский кинорежиссер, Лев Кулешов написал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».

Другими словами: автор идеального ролика компонует и монтирует разрозненные кадры так, чтобы у зрителя складывалось ощущение беспрерывного действия, постоянства места и времени. Еще это называется комфортным восприятием монтажного стыка (монтажной склейки) или комфортным монтажом.

Всего существует 10 принципов комфортного монтажа:

  • по крупности,
  • по географии или по ориентации в пространстве,
  • по композиции,
  • по цвету,
  • по свету,
  • по направлению движения объекта,
  • по фазе объекта,
  • по скорости движения объекта,
  • по массе движения объекта,
  • перебивка.

Подробнее о визуальном повествовании и монтаже можно прочитать в книге Брюса Блока «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа» и в учебнике «Разработка и технологии производства рекламного продукта». Здесь же, из-за ограниченности формата, мы рассмотрим только первый из основных принципов.

Монтаж по крупности

Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.

Таблица крупностей по Л. Кулешову.
Таблица крупностей по Л. Кулешову.

Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.

Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой.

Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.

Особенности оформления

Не существует единого способа оформить раскадровку: каждый художник выбирает свой формат. Это могут быть карандашные наброски от руки или шаблон в специализированной программе. Последних, кстати, очень много:

Так выглядит шаблон <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwonderunit.com%2Fstoryboarder%2F&postId=239355" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Storyboarder</a>.
Так выглядит шаблон Storyboarder.

Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.

Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.amazon.com%2FParasite-Storyboards-Bong-Joon-Ho%2Fdp%2F1538753251&postId=239355" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Паразиты»</a>.
Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму «Паразиты».

Мы также рекомендуем познакомиться с книгой «Оформленные чернила: рисунок и композиция для визуальных рассказчиков». Автор, Маркос Матеу-Местре — художник-постановщик в компании Netflix. В своей книге он подробно рассказывает читателю пошаговую систему создания наиболее успешных раскадровок и графики для наилучшего визуального общения.

Примеры от мастеров

В последней части нашей статьи мы покажем вам несколько крутых раскадровок и их результат.

Парк юрского периода

Для этой раскадровки художники сделали большое количество пометок. Для некоторых кадров нарисовано сразу несколько миниатюр. Это особенно полезно в съемках сложных динамичных сцен.

Сцена атакующего раптора.
Сцена атакующего раптора.
Конечный результат.

Кунг-фу Панда

Для мультфильмов создают максимально подробные сториборды. Фактически они являются блоками для окончательного изображения.

Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».
Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».
Почти дословное повторение в экранном варианте.

Вверх

Эта раскадровка показывает первую сцену в мультике «Вверх». Так как эту раскадровку также делали для анимационного художественного фильма, можно заметить, насколько близок сториборд к конечному продукту

Раскадровка «Вверх».
Раскадровка «Вверх».
Первая сцена «Вверх».

Бэтмен (мультсериал 1992 г.)

Один из примеров четкого и лаконичного описания движений персонажей и камеры в раскадровках.

Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.
Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.
Посмотрим, как это выглядит на экране.

Gears of War

Без раскадровок не могут обойтись и видеоигры. Ниже продемонстрирована раскадровка к трейлеру «Mad World».

В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.
В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.

Можно посмотреть трейлер и проверить, как кадры из сториборда перенесены на экран:

Gears of War «Mad World».

Остин Пауэрс 3

У Джея Роуча было всего 8 часов на съемки вступления. Он успешно справился со своей задачей, благодаря качественной предварительной работе.

В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.
В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.
В этом видео режиссер рассказывает о важности раскадровки.

Раскадровка — не гарант успеха вашего проекта. Но она отлично работает вместе с другими составляющими: хорошим сценарием, качественной рисовкой, озвучанием и режиссурой. Хороший план особенно важен, если у вас нет большого опыта в производстве видео и анимации. С подробной раскадровкой вы не будете теряться в деталях и сомневаться в правильности решения: вам останется только следовать выбранному направлению.

Статью написала Юлия Хлебко специально для AnimationSchool.ru.

126126
9 комментариев

 Ладно раскадровка, я буквально недавно узнал, что для постановки мультяшных 2D сцен использовались живые 3D люди.

11
Ответить

Дисней давно такое практиковал.

В доп.материал к "Аладдину" (1992) тоже есть снятые живыми актёрами сцены к песням, например, "One Jump Ahead".

2
Ответить

Это скорее видео-референсы, чем ротоскопирование.

Ответить

Простите, но...

4
Ответить

Спасибо за статью и упоминание Storyboarder.
Не слышал о этой программе раньше, интересный и простой софт.

2
Ответить

https://boords.com/ хорошая софтина тоже, странно что их нет в списке

2
Ответить

Почти дословное повторение в экранном варианте.То ли видео не то, то ли раскодировка...

Ответить