Взлети же к небу — что такое «Черная молния»

Как на рубеже нулевых и десятых Бекмамбетов создал первого русского супергероя.

Сейчас супергеройский жанр переживает не лучшие времена. Если 5-6 лет назад весь мир с огнем в глазах ждал релиз «Мстителей: Финал», то сейчас такие супергеройские фильмы, как «Флеш», «Капитан Марвел 2» и «Аквамен 2» полностью проваливаются в прокате. В России ситуация получше: первый «Майор Гром» хоть и провалился, но благодаря успеху на Netflix и любви фанатов совсем скоро мы увидим продолжение.

Но давайте перенесемся в нулевые, а если быть точным, то в 2009 год. Жанр фильмов о супергероях набирает обороты за счет успехов «Железного человека» и третьего «Человека-Паука». Заметив достижения Голливуда, российские кинематографисты тоже решили попробовать себя в новом жанре. Пробовать начали с фильмов вроде «Индиго» и «Меченосец», но прорыв случился на рубеже десятилетий. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о том, как Тимур Бекмамбетов и Universal создали первый в России супергеройский боевик — «Черная молния».

Почему в России долгое время не было супергероев

В России долгое время супергероев не существовало, как и культуры комиксов. Если в Америке комиксы о парнях в трико выпускались с 30-х годов, то в Россию комиксы о них попали лишь на рубеже девяностых и нулевых, а свои герои стали появляться лишь в десятых. Но почему так получилось?

Русская культура прославляет героизм простых людей, совершавших подвиги во имя общего блага: древнерусские былины, истории героев Великой Отечественной войны и так далее. Долгое время идея некоего сверхчеловека, который изначально выше остальных людей из-за особенностей, считалась чуждой для нашей культуры.

«Пиф и Геркулес» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fimages.thetvdb.com%2Fseries%2F259022-show&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TheTVDB</a>)
«Пиф и Геркулес» (TheTVDB)

Однако нельзя сказать, что в России не было комиксов. Например, в советском журнале «Наука и жизнь» выходили французские комиксы про Пифа и Геркулеса. Помимо этого, наши художники освоили технику комиксов — вспомните журнал «Веселые картинки». Но культуры комиксов так таковой не было, так как комиксы воспринимались как нечто детское.

Плюс немаловажную роль сыграла политика: в разгар Холодной войны супергерои сражались с коммунистами, что не нравилось СССР. В глазах ЦК КПСС Супермен, Бэтмен и другие герои комиксов прославляли насилие, используя современные технологии, которые могли бы использоваться во благо общества. Об этом сказал великий детский писатель Корней Чуковский в статье для «Литературной газеты».

Первый выпуск комикса про Супермена (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fria.ru%2F20210316%2Fmuzey-1601222230.html%3Fchat_room_id%3D1601222230&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РИА.Новости</a>)
Первый выпуск комикса про Супермена (РИА.Новости)

Массовая фашизация детей вполне соответствует видам нынешних хозяев Америки. Дети – это завтрашняя армия. Нужно внушать им при помощи этих бандитских книжонок, что человек человеку – мерзавец, что бандитизм есть норма людских отношений, что вся великая современная техника идет на потребу преступникам, помогая им грабить, убивать и насильничать.

Корней Чуковский для «Литературной газеты», 1948 год

С распадом СССР положение дел изменилось. Во-первых, в Россию потоком хлынула западная культура, а вместе с ней и комиксов, в результате чего дети познакомились Человеком-Пауком и Бэтменом напрямую. Во-вторых, стала развиваться русская комикс-культура благодаря таким журналам как «Велес» или «Муха», а также кучи комиксов про чудовищ, про Рэмбо и тому подобное.

Но несмотря на это, в 90-х в России так и не появилось супергероя в западном, американском понимании. Например, в «Велесе», который издавался в моем родном Екатеринбурге, выходили разные комиксы: «Красная кровь», рассказывающая о войне в Афганистане; комедийно-фантастический «Агент Z», адаптации народных сказок вроде «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Но ни одного комикса о супергерое.

Данила Багров (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fuznayvse.ru%2Fznamenitosti%2Fbiografiya-sergey-bodrov.html%3Fssp_iabi%3D1677279291780&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Узнай все!</a>)
Данила Багров (Узнай все!)

В какой-то степени русским супергероям стал Данила Багров из дилогии «Брата» Балабанова. Герой Бодрова проповедовал важные для людей в те годы ценности: слабых защищай, сильных усмиряй. Данила стал символом 90-х, который въелся в память народа настолько, что в 2017 году Данилу признали «национальным супергероем». Но Данила не супергерой, так как у него не было сверхспособностей, поэтому его стоит воспринимать как осовремененного богатыря.

В нулевых все российское поп-культурное пространство захватили западные супергерои — стали выходить официальные комиксы Marvel и фильмы вроде «Бэтмен: Начало» и «Человек-Паук», поэтому русские супергерои никого не интересовали. Но однажды продюсер Тимур Бекмамбетов сказал «Хватит это терпеть!» и решил снять первый российский фильм о супергероя.

Ни пуха ни пера

Александр Войтинской (Интернет)
Александр Войтинской (Интернет)

Идея фильма пришла в голову Бекмамбетову, пока тот работал в Голливуде. На тот момент режиссер не мог выделить время на проект и предложил его своему другу Александру Войтинскому. Александр познакомился с Тимуром, когда последний снимал те самые рекламные ролики банка «Империал». Потом пути ребят разошлись: Тимур пошел снимать «Дозоров», а Александр стал продюсером «Зверей», попутно снимая для группы Ромы Билыка клипы.

Клип на песню «До скорой встречи», который снял Войтинский (YouTube)

В середине нулевых Войтинский решил попробовать себя в большом кино и объявил о начале работы над большим историческим блокбастером о Дмитрии Донском. Как говорил сам режиссер, решение снять подобный блокбастер вызвано желанием найти национальную идею, некогда потерянную нами, и рассказать её современной молодежи. Создатели обещали масштабные сцены боев, вдохновленные «Властелином колец», съемки должны были пройти в Италии, Генуе и в Подмосковье, а бюджет должен был составлять 4 миллиона долларов.

Это масштабный исторический блокбастер, обращенный к молодежи, к тем, кто сегодня находится в поисках героя, в поисках образца для подражания, к тем, кто в 2008 году выберет себе президента и будет отвечать за Россию завтрашнюю.

Александр Войтинский на пресс-конференции, посвященной фильму

Но всех удивило то, что роль Дмитрия Донского получил Рома Зверь. Войтинский объяснил свое решение тем, что с молодежью необходимо говорить на её языке, а Рома был очень популярен среди молодежи в середине нулевых.

Рома Зверь — самый востребованный и любимый молодежью герой, которому будут доверять, которому поверят.

Александр Войтинский на пресс-конференции, посвященной фильму
Тимур Бекмамбетов (Интернет)
Тимур Бекмамбетов (Интернет)

Сценарий уже был готов, и создатели должны были скоро приступить к съемкам, но проект отменили. Как говорил сам Войтинский, причиной отмены стала линия войны с татарами, которая таила в себе «зерно раздора». Но долго без работы Александр не сидел: к нему снова обратился Бекмамбетов с предложением поработать вместе. Тимур хотел снять триллер о стритрейсерах, где один из персонажей ездил бы на «Волге». Подумав, Войтинский согласился на предложение Тимура, но при двух условиях:

  • в фильме не будет стритрейсеров;
  • «Волга» должна летать.

Тимур, конечно, сначала опешил. Но потом мы набросали синопсис и решили рискнуть.

Александр Войтинский в интервью для Yoki

Дмитрий Киселев (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fname%2F2000605%2Fphotos%2F&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кинопоиск</a>)
Дмитрий Киселев (Кинопоиск)

Сценарий «Черной молнии» был написан за год, а чуть позже к проекту подключился второй режиссер — Дмитрий Киселев, для которого «Черная молния» стала дебютом в кино. После завершения работ над сценарием студия Бекмамбетова Bazelevs обратилась к Universal Pictures с предложением профинансировать будущий фильм. Universal согласилась и дала денег через свое подразделение Focus Features, которое отвечает за независимое кино. Тимур уже имел опыт работы с Universal до «Черной молнии»: он снял для студии «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, собравший 341 миллион при бюджете в 75.

Изначально главный герой должен был летать на ГАЗ-3110, но было решено поменять машину на старенькую ГАЗ-21. Бекмамбетов объясняет это решение тем, что 21-я «Волга» была массовой, но при этом классической машиной, которая вызывала и вызывает уважение.

Вначале это была современная 31-я модель. Потом машина превратилась в некий абстрактный автомобиль, у которого вообще не было названия. И только тогда, когда сценарий сформировался, стало понятно, что это должна быть звезда советского автопрома 70-х годов.

Дмитрий Киселев в интервью для Yoki
Mercedes Benz C-230 (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FXdFdKgj_0yEkXEGH&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дзен</a>)
Mercedes Benz C-230 (Дзен)

Студия находила старенькие модели «Волги» по всему Подмосковью, и по словам Киселева, было использовано 10 автомобилей ГАЗ-21. Одна модель использовалась для съемок изнутри, другая — для съемок полетов, а остальные использовались для каскадерских съемок. Также создатели купили 3 автомобиля Mercedes Benz C-класса (если точнее — модель C-230).

Машины куплены и готовы к съемкам, и теперь у создателей появилась новая задача — заставить их летать. Для этих целей к проекту были подключены ученые из жуковского Центрального аэрогидравлического института, и по итогу конструкторы ЦАГИ разработали модель летающей «Волги» и летающего «Мерседеса». Киселев вспоминает, что специалисты сделали настолько правильные с точки зрения аэродинамики крылья «Волги», что в один из дней съемок машина пролетела на 4 метра дальше.

Офис «Базелевс» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbazelevs.ru%2F&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">официальный сайт</a>)
Офис «Базелевс» (официальный сайт)

Так как в фильме предполагался большой объем графики, Бекмамбетов организовал при «Базелевсе» студию по визуальным эффектом, которую возглавил Дмитрий Токояков. До «Черной молнии» Токояков успел поработать только на «Особо опасном» и по его словам, за пять месяцев работы было создано 700 кадров с CGI. Помимо студии Bazelevs в работе над визуальными эффектами участвовало 10 студий.

Говоря про актеров, то создатели пригласили как молодых ребят, так и звезд российского кино. Роль Димы, главного героя, досталась Григорию Добрыгину, для которого «Черная молния» стала дебютом в кино. Роль любовной пассии Димы, красавицы Насти, досталась Екатерине Вилковой, а роль богатея Макса получил Иван Жидков.

Помимо молодежи к проекту подключили и «старую гвардию» в лице Сергея Гармаша, Валерия Золотухина и Виктора Вержбицкого. Гармашу досталась роль отца Димы, а Вержбицкий сыграл злодея, миллиардера Крупцова.

Человек-Паук встречает Конька-горбунка

Дима — обычный студент факультета экономики МГУ. На свой день рождения он получает от отца свою первую машину — старый ГАЗ-21. Наш местный Питер Паркер явно не в восторге, потому что он хочет понравиться однокурснице Анастасии Светловой, в которую влюблен Макс, богатенький друг Димы с «Мерседесом». Чтобы понравиться Насте, Дима решает заработать на свой «Мерседес», работая доставщикам цветов, как посоветовал ему миллиардер Купцов, выступивший с лекцией в университете.

Купцов
Купцов

Но в один из дней Дима обнаруживает, что его «Волга» умеет летать. Об этом узнает Купцов и требует от своих подручных поймать машину. Машина нужна злодею не просто так — дело в том, что в «Волге» находится устройство под названием «нанокатализатор», способное превратить обычное топливо в нанотопливо с увеличенным энергопотенциалом. Нанокатализатор необходим Купцову, чтобы запитать свой бур, дабы добраться до скрытых под землей алмазов.

Дима решает использовать способности «Волги» в свою пользу и потихоньку его жизнь налаживается: новый IPhone, свидания с Насте в ресторанах, что не нравится Максу. И Дима так бы и продолжал быть эгоистом, но все меняется после смерти отца, после которой Дима решает использовать свою силу во благо обществу, тем самым становясь «Черной молнией».

Купцов решает создать свою «Черную молнию» и приглашает ученых, работавших над проектом во времена Советского Союза. Ученые успевают разработать прототип машины на базе «Мерседеса» с ограниченным запасом нанотоплива. Купцов успевает похитить Настю, забрать нанокатализатор и вот, казалось бы — главный герой пал и не сможет спасти близких людей. Но Дима не сдается и дает ответный бой главному злодею.

Взлети же к небу — что такое «Черная молния»

Если говорить о сюжете, то это типичная история становления героя. Сценаристы решили не рисковать и просто взяли концепцию «Человека-Паука» Сэма Рейми или любого другого фильма о становлении супергероя. Такой ход можно понять — все же первый фильм о супергерое, надо придумать простую и понятную историю.

Главный герой получает что-то, что дает ему силы, и после какого-то события он решает использовать что-то во имя добра.

Киселев в некоторых интервью сравнивал сюжет «Черной молнии» с сюжетом «Конька-горбунка»:

Здесь есть элемент русской сказки «Конек-горбунок». Как Ивану досталась неказистая лошадка, так нашему герою старая ржавая «Волга».

Киселев в интервью для «Комсомольской правды»

Однако при всей схожести с многими другими проектами, мало кто задумывается, что наша сказка похожа на «Конька-Горбунка». Просто потому, что многие современные зрители его не читали. А ведь на самом деле в «Чёрной молнии» есть и Иван-дурак, и лошадка.

Киселев в интервью для «Вестей»
«Конек-горбунок» 1947 года (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fembed%2Fv1B0KLwAm9Fg&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дзен</a>)
«Конек-горбунок» 1947 года (Дзен)

Мысль понять можно: комиксы в какой-то степени можно назвать современными сказками. Но я не заметил сильных сходств у фильма Войтинского с произведением Ершова. Кроме начала, где герой получает неказистую на первый взгляд вещь, и сцены, где Дима читает Пуговке «Конька», «Черная молния» по концепции и по сюжету является супергеройским фильмом.

От фильма веет той самой атмосферой России нулевых, которую нам не вернуть. Тут тебе и попсовые песни от популярных групп тех лет, и Москва тех лет с недостроенной «Москвой-Сити». Но несмотря на это, в плане графики и качества съемки фильм ни капельки не устарел.

Все персонажи — архетипы стандартного фильма про супергероя:

  • Дима — неудачник, которому предстоит стать героем;
  • Настя — красотка, за которой бегает главный герой;
  • Макс — друг, который позднее станет врагом для героя;
  • Купцов — главный злодей, который хочет убить героя;
  • отец Димы — близкий человек, дающий главному герою важный урок, что изменит его мировоззрение;
  • даже свой комик-релифы есть в лице Бахрама, владельца цветочного магазина, в котором работает Дима, и Ефремова, который играет алкоголика, решившего бросить пить, увидев машину в воздухе.

Говоря про то, как прописали персонажей, то тут все сложно. Я не зря назвал Диму «обычным», потому что по фильму складывается ощущение, что главный герой и не неудачник, что не характерно для фильмов о становлении супергероя. Есть пара моментов, где героя Добрыгина подкалывают, но его нельзя назвать аутсайдером в отличии от того же Паркера в первом «Пауке» Рэйми.

Плюс конфликт с отцом, после которого главный герой меняется, забывается после двух сцен и они спокойно продолжают общаться. То же можно сказать про конфликт Димы с Максом: он заявляется, но никуда не ведет. В какой-то момент Дима начинает вести себя как полный мудак, хоть это и объясняется тем, что он вдохновился советом Купцова «Живи ради себя», но справедливости ради Дима проходит свою арку от эгоистичного парнишки до супергероя.

Также понятна мотивация героя Вержбицкого, и конфликт между ними походит на конфликт Зеленого гоблина и Человека-Паука из первой части трилогии Рейми. В остальном же все герои прописаны очень слабо: мы не знаем ничего ни про героиню Вилковой, ни про героя Жданова, ни про других персонажей.

«Черная молния» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F24h.tv%2Fcontents%2F2009-chernaja-molnija-567763625972859733&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">24ТВ</a>)
«Черная молния» (24ТВ)

Если смотреть на «Черную молнию» с высоты наших дней, то это средний фильм со слабым сюжетом и персонажами, с простенькой моралью о важности близких, но с неплохим визуалом. Но его стоит рассматривать, как попытку перенести концепцию американского супергеройского фильма на российские реалии. И на мой взгляд, со своей работой Бекмамбетов, Войтинский и команда справились на «четверку» с минусом: есть шероховатости, но основная «база» — развитие главного героя, конфликт героя и злодея — сделана неплохо для первого раза.

Русская «Бэтмания»

Бекмамбетов и команда верили в «Черную молнию», поэтому в рекламную кампанию фильма было вложено солидные 7 миллионов долларов. И вот тут хотелось бы остановиться поподробнее, так как я лично застал весь хайп по «Черной молнии». Но обо всем по порядку.

Как я писал выше, в фильме огромное количество рекламы: Макс жует леденцы Mentos, Дима сидит в «МойМир@Mail.ru», а Купцов пьет водку, да не простую, а водку «Русский стандарт». Ниже будут скриншоты со всей рекламой, которую я нашел в фильме:

У этого есть объяснение. В 2007 году Бекмамбетов вместе с «Первым каналом» выпустил «Иронию судьбы: Продолжение», который при общем бюджете в 9 миллионов (5 — бюджет и 4 — маркетинг) собрал безумные по тем меркам 55 миллионов долларов. Одну из главных ролей сыграл product-placement: в «Иронии судьбы 2» насчитали 20 объектов рекламы, а некоторые критики называли фильм рекламным роликом «Билайна». После выхода второй «Иронии судьбы» многие эксперты заявили, что в кино будет больше рекламы, поэтому удивляться такому количеству брендов в «Черной молнии» не стоит.

Продакт-плейсмент — неотъемлемая часть новогоднего праздничного кино и она связана с тем, что мир, в котором мы живем, наполнен всевозможными предметами, которые говорят о нас больше, чем слова и поступки. Поэтому мы дружим с брендами, в картине много партнеров, они помогли нам его сделать.

Тимур Бекмамбетов для РИА Новости

За рекламу фильма отвечали «Газпром» и Universal. Благодаря участию двух крупных корпораций, в частности, «Газпрома», который потратил 1,5 миллиона долларов на продвижение, фильм получил масштабную поддержку на ТВ за всю историю российского кино, а объем совместной рекламы составил 300 GRP (gross rating point, показатель для измерения масштаба воздействия рекламы). Помимо рекламы Universal взяла на себя обязательства по борьбе с пиратством.

Учитывая масштабный характер релиза «Черная молния», принимаются практически беспрецедентные меры по обеспечению безопасности продукта.

Егор Борисов, гендиректор NBCUniversal Russia

Реклама «Газпрома» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbazelevs.ru%2Fpartnership%2F&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">официальный сайт Bazelevs</a>)
Реклама «Газпрома» (официальный сайт Bazelevs)

Помимо рекламы, «Газпром» и «Базелевс» организовывали благотворительные показы для детей-сирот, а также спецпоказы для депутатов Госдумы. Чуть позже ГАЗ-21 из фильма выставили на благотворительный аукцион, деньги с которого пошли в фонд Бекмамбетова «Подсолнух».

В Интернете запустили сайт, к созданию которого приложил руку сам Варламов (признан на территории РФ иноагентом). «Новый диск» выпустил целых две игры по мотивам фильма — для мальчиков и настоящих мужчин, которые сейчас вспоминают по обзорам Мэддисона. К релизу фильма на прилавках магазинов было огромное количество товаров с «Черной молнии» — от раскрасок до новеллизации.

Специально для этого лонгрида я не поленился и купил небольшой сет по «Чёрной молнии»
Специально для этого лонгрида я не поленился и купил небольшой сет по «Чёрной молнии»

Все это застал лично я, будучи семилетним пацаном: в те годы я буквально фанател по «Черной молнии», и под Новый год мои родители подарили настольную игру от «Звезды» и спецвыпуск «Трансформеров». Журнал я зачитал до дыр, а вот правила настолки ни мой брат, ни моя мама не поняли. В те годы я фанател по фильму, ибо мелкий я считал, что нет ничего круче, чем летающая машина.

Александр Рыбак (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinoafisha.info%2Farticles%2Fpomnite-triumf-rybaka-na-evrovidenii-ego-dalneyshaya-zhizn-vyzovet-zhalost_id36978_a14813646%2F&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">КиноАфиша</a>)
Александр Рыбак (КиноАфиша)

К фильму было записано несколько песен от популярных тогда групп: Salvador, А-Студио и легендарные «Ранетки». Главную песню фильма «Супергерой» исполнил победитель «Евровидения-2009» Александр Рыбак. Создатели объяснили свой выбор соответствием Рыбака образу Григория Добрыгина. Тогда на радио каждый пять минут обязательно включали «Я не верю в чудеса», и я буквально запомнил ее наизусть.

Когда мы записывали песню на студии, мне сказали, что она станет саундтреком к фильму «Черная молния», снятому Тимуром Бекмамбетовым. Я был очень польщен тем, что мне выпала возможность поучаствовать в таком проекте.

Александр Рыбак для Yes! Звезды

Все указывало на будущий успех. Бекмамбетов заявил, что совсем скоро зрители увидят продолжение фильма. К сиквелу хотели подключить продюсера Билла Конга, ответственного за «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Более того, продюсер планировал снять американский ремейк о противостоянии Димы и международного криминального синдиката, который описывали как «смесь славянских «Трансформеров» и «Бэтмена».

И вот фильм выходит 28 декабря в мире, а 31 — в России. Все ожидают, что он разорвет прокат и…

Не взлетел?

За первый уикенд фильм не смог окупить свой бюджет, собрав лишь 7,9 миллионов долларов. Это меньше, чем было у продолжения «Иронии судьбы» — в первый уикенд продолжение фильма Рязанова собрал 9 с половиной миллионов долларов. По итогу проката «Черная молния» собрала 21 миллион долларов при общем бюджете в 15 миллионов, хотя Бекмамбетов заявлял, что фильм должен собрать не меньше второй «Иронии судьбы», то бишь 50 миллионов.

Есть две причины, по которым фильм провалился:

  • Высокая конкуренция. Если посмотреть на декабрьский график премьер за 2009 и январский за 2010, то получиться следующая ситуация. 17 декабря выходит «Аватар» Джеймса Кэмерона, который за свой первый уикенд в российском прокате собрал 8,5 миллионов долларов, а по итогу собрал 119 миллионов долларов. Также 31 декабря, рядом с «Черной молнией» вышел «Шерлок Холмс» Гая Ричи, а 1 января 2010 года вышла «Принцесса и лягушка» от Disney. Когда фильм выходит рядом с одним из самых кассовых фильмов в истории и двумя сильными конкурентами, остается надеяться на чудо.

Константин Эрнст (Интернет)
Константин Эрнст (Интернет)
  • Слабая реклама. В те годы ходили слухи, что «Черная молния» не очень понравилась продюсеру «Первому каналу» Константину Эрнсту, в результате чего фильм лишился мощной рекламы и протекции ОРТ. В результате за раскрутку фильма отвечала СТС. Рекламной мощи и спецвыпуска «Даешь молодежь» явно не хватило, чтобы завлечь людей в кинотеатры. Это немного контрастирует с тем фактом, что у фильма был партнер в лице ГМП, но возможно вся реклама была сосредоточена больше на ТВ, нежели в быстро развивающемся Интернете.

Но вот что интересно: «Ведомости» пишут о том, что фильм окупился, хотя цифры показывают обратное. Я решил разобраться и вот что у меня получилось.

«Базелевс» и Universal потратили на фильм 8 миллионов долларов (на РИА Новости пишут, что бюджет составил 8,5). Бекмамбетов официально заявил, что 10 процентов было покрыто партнерами, решившими прорекламировать себя в фильме. Вычитаем 10 процентов от 8 миллионов и мы получаем 7,2 миллиона долларов. Говоря про рекламный бюджет, то тут цифры разнятся: «Ведомости» пишут о 5,5 миллионах долларов, «Кинопоиск» указывает 7 миллионов, а Media News — вообще 10 миллионов. Если взять известную цифру в 7 миллионов, то итоговый бюджет фильма составил 14,2 миллиона долларов, и при таком раскладе сборы в 21 миллион говорят скорее о явном недоборе.

Логотип СТС Media (Интернет)
Логотип СТС Media (Интернет)

Также Бекмамбетов и компания заработала 1,5 миллиона долларов на продаже прав на показ фильма СТС Media. Также не стоит забывать о носителях: управляющий директор Bazelevs Никита Трынкин сказал «Ведомостям», что доход от продаж DVD-дисков и международный прокат, за который отвечала Universal (фильм показывали в Китае), принесут компании чистую прибыль, обеспечив не менее 15 процентов рентабельности.

Английский трейлер фильма (YouTube)

Мы довольны проектом. Сборы в $20 млн показывают, что на телепоказах мы соберем достаточную аудиторию, чтобы отбить затраты на покупку прав.

Генеральный продюсер СТС Media Вячеслав Муругов для «Ведомостей»
Анонс фильма на СТС (Rutube)

Получается, что фильм стал вполне успешным за счет мерчендайза и носителей и принес «Базелевс» и Universal неплохие деньги. Но Бекмамбетов явно ожидал от фильма большего, и возможно из-за слабых цифр решил не снимать продолжение, а после 2010 года никаких новостей ни о американском ремейке, ни о сиквеле не поступало.

Это классика! Это знать надо!

После выхода фильма ни с кем из работавших над проектом ничего плохого не случилось. Бекмамбетов выпустил в Голливуде «Девять» и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров». Войтинский продолжил снимать и сейчас вышел его новый фильм «По щучьему велению». Григорий Добрыгин получил «Серебряного льва» Берлинского кинофестиваля за «Как я провел этим летом», а потом снимался в крупных голливудских фильмах вроде «Самый опасный человек» с Филипом Сеймуром Хоффманом и в российских как, например, «Матильда» Учителя.

Но возникает вопрос: почему сейчас люди не вспоминают «Черную молнию», а если вспоминают, то в контексте истории развития супергеройского кино в России? На мой взгляд, о «Черной молнии» забыли, потому что она банально затерялась среди больших и более важных для истории кино проектов — тот же «Аватар», который популяризировал 3D, или «Принцесса и лягушка» — фильм, ставший последним крупным нарисованным проектом мышиного дома.

«СуперБобровы» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.film.ru%2Fmovies%2Fsuperbobrovy%2Fonline&postId=2424052" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Film.ru</a>)
«СуперБобровы» (Film.ru)

Но влияние «Черной молнии» нельзя не отрицать: фильм показал, что супергеройский жанр может жить в России — нужны только опытные люди. Наши киноделы решили попробовать снова лишь в 2016 году с фильмом «СуперБобровы», объединив кинокомикс с семейной комедией. Получилось неплохо, но после второй части все скатилось в тартарары. С чем связан перерыв в 6 лет неясно. Может, боялись конкуренции со стороны голливудских фильмов, а может, финансовый кризис 2014 помешал планам — честно, я не знаю.

«Защитники» (PlayGround)
«Защитники» (PlayGround)

В 2017 году выходят легендарные «Защитники», по которым я тоже фанател. У Сарика Андреасяна были наполеоновские планы по созданию целой вселенной «Защитников», ибо книга, комикс и три игры (одна от российских разработчиков для Андроид и iOS, вторая для VR и третья от Gameloft) делали намеки на это. Более того, Сарик планировал запустить еще одну вселенную — на этот раз на основе книг Александра Беляева. Но провал фильма о медведе с миниганом помешал планам Сарика, так как создатели откусили слишком большой кусок, сразу замахнувшись на командный фильм.

Вселенная «Последнего богатыря» (Интернет)
Вселенная «Последнего богатыря» (Интернет)

Но своя супергеройская вселенная у нас появилась, а именно Вселенная «Последнего богатыря». Несмотря на то что это фэнтези в сеттинге сказочного Белогорья, у «Последнего богатыря» от Disney есть все признаки супергеройской франшизы, только оформленной в старославянский сеттинг и совсем скоро нас одарят приквелом и сериалам.

«Майор Гром: Чумной доктор» (Интер)
«Майор Гром: Чумной доктор» (Интер)

В 2020 году вышел «Майор Гром: Чумной доктор», которому, несмотря на все составляющие успеха (комиксная основа, хороший сценарий, красивая картинка и работа актеров), просто не повезло с выходом: пандемия, конкуренция в прокате и критика со стороны либеральных медиа. Но все последующее, что случилось с фильмом Олега Трофима, доказало, что в России умеют снимать супергеройское кино, которое отличается оригинальностью и самобытностью. Также, как и в случае с «Последним богатырем», у «Майора Грома» есть все для создания супергеройской вселенной, которую скоро пополнят сериалом про Красную Фурию и сиквелом «Игра».

И вот какая интересная ситуация выходит: в то время, пока в Голливуде жанр супергеройского кино находится в кризисе и все пророчат ему скорую кончину, этот жанр у нас только набирает обороты. Есть масштабные проекты от крупных студий вроде того же сиквела похождения Майора Грома, есть микс супергеройки и славянской мифологии вроде «Невского», а есть российские супергеройские фильмы со своим колоритом, которые создаются при народной поддержки — как пример, «Настоящий герой».

Итог

Взлети же к небу — что такое «Черная молния»

По итогу можно сказать, что «Черная молния» является вехой в развитие нашей индустрии кинокомиксов. Он показал, что в России можно создать своего супергероя. Фильм появился в важное время, когда стране необходимы были свои герои, так как забугорные парни и девушки в плащах не отражают ценности, исповедуемые русской культуры, а именно героизм простого человека. Ведь основная мораль фильма такая:

Даже самый обычный человек способен на героические поступки

Но нужна ли «Черная молния» сейчас в виде сиквела? Нет, «Черной молнии» нужен перезапуск, который бы отражал нынешние реалии нашего мира. Поэтому я хочу, чтобы больше людей обсуждали «Черную молнию» и разговаривали об этом фильме как можно чаще. Не только как о фильме, где «Волга» летает без разрешения по Москве, но и как о простой истории о том, что в обычной жизни есть небольшое место геройству.

284284
285 комментариев

что такое «Черная молния»Кусок говна. Сократил твой текст, не благодари.

143

Не совсем так, но в попытке сесть на хвост хайпу, выходит всегда второсорное кино. Хайп проходит и у него есть пиковое значение. Мы все это увидим вскоре на очередном чебурашке.

2

Хз. Всё познаётся в сравнение...
В сравнение с человеком пауком 1 и 2 части начала 00ых - кал+копирование.
В сравнение с current state марвел-фильмов... ну хотя бы миксер в глаза сунуть не хочется.

Я сейчас пытаюсь вычеркнуть из памяти тизер нового блейда, который на коленке сделали и верить, что он выйдет хорошим. Как минимум, у него рейтинг R 18+ будет, что внушает надежду. Потому что он вполне может повлиять на нынешнее состояние фильмах, где гг -"супергерои" и повлиять как-то на них.

я не с России, но для тех времен нормальный фильмец, ну ребят почему у вас склонность засирать ваши отечественные производства ?

90