Бездна / Abyss

Испытание Джеймса Кэмерона, задолго до Аватара и Титаника, история об одном из самых сложных и недооцененных фильмов в истории кино.

Бездна / Abyss

Добро пожаловать в мир подводной тьмы и безжалостного давления.

События разворачиваются в Южной Каролине США, на дне заполненного водой, огромного резервуара заброшенной атомной электростанции.

У всей съемочной группы работавшей в котловане на съемках Бездны, были страховочные водолазы, которых называли Ангелами. Режиссер Джеймс Кэмерон, координируя работу, обычно дольше всех находился в воде, и все участники кинопроизводства уважали его за такую самоотдачу и трудоспособность.

Кэмерон нагружал себя дополнительным весом чтобы его не тянуло к поверхности, так было удобней управлять съемочной группой и камерами, на глубине более десяти метров.

Кислорода в баллоне хватало на час погружения, после чего требовалось отплывать к заправочной станции, но Кэмерон порой настолько увлекался процессом, что напоминать о заправке воздуха приходилось его ассистенту.

Было что то общее между актерами в аквалангах под водой, и астронавтами на луне. Кэмерон отдавал указания через встроенный микрофон в маске, рядом в нескольких метрах парила Мэри Элизабет Мастрантонио, исполнительница главной женской роли, снимал происходящие на глубине кинооператор Эл Гиддингс.

Все произошло очень быстро. Кэмерон делает вдох, но ему это не удается. Воздуха нет, датчик кислорода показывает ноль. Его ассистента рядом нет, предупредить Джима оказалось некому. Быстро всплыть мешает дополнительный вес на жилете и лодыжках. Попытка обратиться по связи к ближайшему человеку, оператору Элу Гиддингсу проваливается. Из-за неудачного предыдущего погружения, Эл плохо слышит.

У меня серьезные проблемы, - констатирует Кэмерон.

Бездна / Abyss

И так, со связью проблемы. Кэмерон пробует подавать сигналы о помощи, которые он отрабатывал с дайверами - проводит пальцем по горлу, прижимает кулак к груди, но все четно, знаки никто не замечает. Не понятно где в этот момент были Ангелы, и по какой причине проморгали надвигающуюся беду.

До поверхности больше десяти метров, и единственным решением выходит бросить все снаряжение, и попытаться всплыть, при этом постепенно выдыхая оставшийся воздух чтобы не повредить легкие.

Подводное пространство обволакивает тьма, это сделано специально, действие Бездны проходит в черно-синих глубинах океана, солнечному свету не дает пробиться мелкая пластиковая крошка, покрывающая поверхность воды в котловане атомной электростанции.

Оттолкнувшись от дна, скинув оборудование и утяжелители режиссер начал всплытие. Примерно на середине подъема, его все таки заметили. Дайвер спасатель подхватил Дмима, прижав к его рту запасной кислородный шланг. Но режиссер вдохнул не воздух а воду, после чего начал извиваться от удушья, пытаясь освободиться от объятий Ангела, который ухватил его так крепко, думая что Кэмерон просто паникует.

Собрав остатки воли, Кэмерон со всей силы ударил своего спасителя по лицу, тем самым сбив с него водолазную маску - избавившись от пут дайвера, на грани потери сознания он все таки выбирается на поверхность.

Отдышавшись, Джеймс первым делом увольняет своего ассистента, и дайвера спасателя. Жизнь снова напоминает ему, что единственный на кого он всецело может рассчитывать - это он сам. Похоже что в этот день смерть была близка как никогда.

Через час, Кэмерон уже вернулся обратно в подводную тьму, и продолжил съемки.

На дворе 1988-ой год, Бездна третий полнометражный проект Джима после оригинального Терминатора и Чужих, Пираньи 2 Нерест режиссер за свой фильм не считает.

Амбиции и замыслы были высоки как никогда.

Бездна / Abyss

Чем сложней задача тем больше она мне нравится. Джеймс Кэмерон.

Я всегда любил подводный мир, сколько себя помню - рассказывает Кэмерон.

В детстве, проживая в Канаде, будущий режиссер обожал документальные фильмы океанолога Жака Ива Кусто, о жизни под водой. Заметив увлечения молодого Джеймса, родители помогли ему пройти курсы подводного плавания, после чего Кэмерон продолжил самостоятельно нырять в ближайшем водоеме, и всецело полюбил это дело.

Сын инженера и медсестры, изучавший в университете физику и пришедший в режиссуру из мира визуальных эффектов, Джеймс Кэмерон с детства был поклонником научной фантастики.

Он начал работать в кино под влиянием Космической Одиссеи и Звездных войн, мечтая снимать схожие по размаху и драматизму эпические повествования о странствиях среди звезд и столкновениях с инопланетянами.

Кэмерон с детства рисовал, мать водила его в галереи и музеи, где он тихо сидел на скамейке и зарисовал все что казалось ему интересным. Способности к изобразительному искусству похоже достались ему от мамы, она в юности даже выигрывала большой национальный конкурс художников. Джеймс это достижение повторит.

Мне хотелось запечатлеть все что привлекало мое внимание - рассказывает о себе Джим. Сидя дома перед телевизором Джеймс изображал на бумаге персонажей из сериала Звездный Путь, придумывая для них свои истории, превращая все в свой комикс. В будущем этот навык поможет ему создавать раскадровки и презентации к собственным фильмам. Джим был весьма ловким молодым человеком, он мог самостоятельно построить плот, спроектировать крепость или даже картинг.

С юности Кэмерон сочетал в себе два противоположных типа личности, он мог быть прирожденным лидером экстравертом, собирать вокруг себя единомышленников и строить вместе деревянный форт в лесу - раздавая команды, а мог быть и интровертом, с головой уходящим в книги - погружаясь в собственное воображение, мечтая жить в мире будущего, под водой или на другой планете.

Причиной эскапизма зачастую были тревожные телевизионные новости того времени, рассказывающие о шатком балансе над пропастью, СССР и США, на грани ядерной войны - которая легко может сжечь весь земной шар, именно в такие моменты Кэмерон понимал насколько хрупка может быть человеческая реальность, это обостренное чувство грядущего Судного Дня, станет движущей силой почти каждого его фильма.

Бездна / Abyss

Но именно научная фантастика помогала ему справится с тревогой и страхами, Кэмерон много читал, в автобусе по долгой дороге в школу и обратно, Азимов, Кларк, Брэдбери, и многие другие классические авторы, помогали развить воображение и с удовольствием провести свободное время. Кэмерон мечтал быть рассказчиком, как его кумиры из писательской среды.

Джим сам пробовал писать небольшие рассказы, например под впечатлением от лекции о возможности некоторых животных дышать водой с растворенным кислородом, он написал рассказ Бездна, об ученых подводниках и инопланетных существах на дне океана, к которому много лет спустя он вернется.

Страсть к кино так же присутствовала всегда, на сэкономленные с обедов деньги, Кэмерон в одиночку добирался автостопом до ближайшего крупного города, и посещал свежие кинопремьеры. Фильмы для Джима были окошком в новые неизведанные миры. После таких путешествий, Джеймс по возвращению домой рассказывал все о увиденном своей маме, давая всестороннюю критику, отмечая в каких моментах фильм можно было сделать лучше и что исправить.

Однажды молодому Кэмерону посчастливилось увидеть на большом экране Космическую Одиссеею Кубрика, и с ней все было иначе, ради просмотра Джеймс преодолел сто сорок километров до Канадского Торонто, чтобы быть одним из первых кто увидит фантастический эпос знаменитого режиссера. И погружение в это кино было сродни первому погружению с аквалангом под воду, грандиозное приключение где зрителя в конце ждала встреча то ли с богом то ли с инопланетянами. Предательство искусственного интеллекта HAL весьма сильно потрясло Джима, ему очень хотелось знать все до мелочей о том как фильм был снят, благо параллельно кино вышла книга Джерома Агеля, о том как создавалось произведение. Кэмерон был под глубоким впечатлением от Одиссеи и это послужит катализатором для всей его будущей деятельности.

Нужно было с чего то начинать. Собрав своих школьных друзей в подобие съемочной группы, Кэмерон принимает на себя руководство. Использовать будут пленочную камеру Super 8, культовую любительскую оптику того времени - смотреть результат будут на кинопроекторе в гараже, друзья начнут много экспериментировать, снимать модели космических кораблей, создавать собственные спецэффекты, взрывая все петардами.

Джим и друзья мечтали пробиться в волшебный мир кино, они пристально следили за всеми новинками индустрии и не пропускали ни один научно фантастический фильм, постоянно обсуждая что было сделано круто и правильно, но чаще что было сделано неправильно. Просмотр Звездных Войн Лукаса в 1977-ом году, только укрепил их желание стать профессиональными кинематографистами. Джеймс влюбился в этот фильм(а кто не влюбился?) и одновременно возненавидел его, ведь все о чем он мечтал и грезил с детства, воплотил в кино кто то другой, а не он сам. Но Джордж Лукас просто великолепно подготовил почву для прихода в киноиндустрию гиков и любителей фантастики со всех уголков мира, в том числе и для прихода Джеймса Кэмерона.

Но перед тем как стать известным режиссером и побить множество кино рекордов, Кэмерон рано женится на местной официантки Шэрон Уильямс, бросит учебу в универе, поработает водителем грузовика, уборщиком, машинистом, механиком, заправщиком, разведется. Вообщем вкусит всю прелесть обычной жизни без творчества. И только потом найдет деньги на свою первую короткометражную работу Ксеногенезис и попадет художником к Роджеру Корману, в студию по созданию спецэффектов.

Бездна / Abyss

От идеи до реализации. Бездна.

После непростых съемок первых двух фильмов, Кэмерон взял небольшую паузу чтобы перевести дух, и вскоре начал задумываться о том куда двигаться дальше. В идеях недостатка не было, по словам Джима в уме крутилось не менее десятка потенциальных кино концепций. В планах было поработать над сценариями некоторых из них, обсудить эти идеи со своим тогдашним продюсером и по совместительству женой Гейл Энн Херд, и позволить творческой силе взять верх.

К тому времени, Кэмерон не только не утратил интерес к миру глубины а даже наоборот, провел под водой уже более двух с половиной тысяч часов, пятьсот из них в глубоководных аппаратах, и на тот моменту вряд ли кто-то лучше Джима мог бы снять крутой и достоверный фильм о подводных погружениях. Но о каких именно погружениях? Кэмерону хотелось настоящего экстрима в глубинах океана.

Это заставило его вспомнить свой рассказ Бездна, написанный еще подростком.

Идею тогда подсказала наука, в школе ему выпала возможность посетить лекцию о возможности дышать смесью кислорода и жидкости для более глубокого погружения. Там были продемонстрированы кадры такого эксперимента, доктор Йоханнес Кайлстр из Дюкского университета, не только проводил опыты на крысах, но и сам пробовал дышать подобной жидкостью, впоследствии он станет научным консультантом Джима в его фильме.

Школьный рассказ Джеймса описывал команду ученых, работавших в подводной станции, на краю Каймановой впадины, одной из самых глубоких точек в мире, более семи километров тьмы. Друг за другом герои с помощью жидкостно-дыхательных глубоководных скафандров, совершают погружение на дно бездны. Но не один из них не возвращается. Когда последний ученый спускается, чтобы выяснить что стало с остальными, рассказ обрывается на пульсации чего то огромного на дне океана.

Семнадцать лет спустя Кэмерон начинает писать сценарий отталкиваясь от основных элементов старого рассказа, место действия - подводная нефтедобывающая станция на краю огромной океанской впадины, вместо ученых - команда подводников и военных и загадочные порождения со дна океана, также частично основой послужит фильм, День когда земля остановилась 1951-го года, где инопланетяне предупреждают человечество что оно движется к неминуемому ядерному апокалипсису.

Бездна / Abyss

Во время подготовки к производству, у Кэмерона и мысли не было, чтобы сымитировать подводную съемку. Хромакей, специальные тросы и разные другие ухищрения, может могли бы сгодиться для крупных планов или коротких вставок, но длинные подводные сцены выглядели бы абсурдно и нереалистично.

Сорок процентов Бездны должны были сниматься с актерами под водой. И Кэмерон хотел видеть их лица, а не лица дублеров водолазов. С этой целью были спроектированы специальные не существовавшие нигде ранее открытые водолазные маски позволяющие видеть эмоции героев.

Для подводных съемок Кэмерону нужен был невероятно огромный резервуар с водой, чтобы вместить декорации подводной станции, но при этом максимально контролируемый по прозрачности и температуре, необходимо чтобы вода была теплой, для длительных погружений, чтобы не вызвать переохлаждение у команды, чтобы съемочная группа могла работать при желание и по двенадцать часов.

В процессе поиска Кэмерон и Гейл Энн Херд осмотрели все возможные резервуары, но не один им не подходил. Джиму предстояло не только воплотить художественную часть фильма, но и придумать средства для реализации задуманного, например разработать подводные камеры и связь, но ему это только нравилось, ведь в Джеймсе Кэмероне заключена душа настоящего инженера. Нужный котлован подвернулся продюсеру Эрлу Оунсби, он приобрел права на съемку на объекте стоимостью в семьсот миллионов долларов, это была недостроенная атомная станция Чероки в Южной Каролине. Пять полных дней уйдет только на то чтобы заполнить резервуар водой.

Бездна / Abyss

Тяжелые съемки начнутся 15 августа 1988 года, фильм выйдет в прокат 8 августа 1989. Проблем с производством будет предостаточно.

Бездна имела нескольких уровней фантастического допущения, первое - такой передвижной буровой станции для нефтедобычи, которую представлял Кэмерон не существовало, ее предстояло разработать с нуля. Необходимо было построить декорации в реальную величину, для съемок снаружи, и создать интерьеры внутренней части в павильонах, которые по сюжету в дальнейшем будут затоплены. В итоге подводная станция выполнена на таком уровне, что никаких сомнений в ее реальном существование не возникает.

Второй уровень допущения - это таинственные силы которые топят Американскую атомную подводную лодку, и последующий подряд команды буровой станции, которую из-за надвигающегося шторма и близкого местонахождения отправляют на помощь в область катастрофы, что также является элементом фантастики. Это примерно как буровики на астероиде в Армагеддоне Майкла Бэя. Но без подобных условностей вряд ли возможно создать обстоятельства для действий киногероев, вообщем фильму это совсем не мешает.

Роль лидера подводной станции Бада Бригмана, волевого и требовательного, но справедливого и весьма харизматичного, возможно похожего на самого Кэмерона, сыграл Эд Харрис. Студийные боссы предлагали присмотреться к Мелу Гибсону и Харрисону Форду, это были гораздо более громкие имена на тот момент, но Джеймс их отверг. Эд Харрис не был тогда из топа актерской лиги, но Кэмерона это не волновало. Глава команды бурильщиков Бад Бригман, совершенно не высокомерен для своей должности, он скорее глава семейства чем начальник, работая в жестких условиях он всегда готов прийти на выручку своему экипажу, за таким героем приятно наблюдать.

Баду предстоит совершить погружение к затонувшей подводной лодки с ядерным ракетным арсеналом способным уничтожить континент, и помочь военно морским котикам выяснить обстоятельства затопления, что затянет его в сложнейший водоворот событий и череду тяжелейших выборов.

Бездна / Abyss

Вся любовь Джеймса к погружениям и документальным фильмам Кусто, нашла отражение в Бездне. Доподлинно неизвестно, какой у Джима все таки был мотив, хотел ли он просто понырять и для этого придумал Бездну, или все таки он хотел воплотить в реальность Бездну и для этого пришлось понырять, а может быть и то и другое вместе?

Но так или иначе сердце фильма это не настоящие подводные съемки, не супер крутой экшен с использованием батискафов, не столкновение с пришельцами, не послание миру что война может уничтожить нас всех, сердце истории Джима это отношение между Бадом и его отдалившейся женой Линдси, являющейся при этом инженером спроектировавшим подводную станцию. Линдси прибывает на глубоководную установку, чтобы поддержать команду, никто лучше нее не знает как все устроено. Она умна, холодна и очень остра на язык.

Джеймс Кэмерон тридцать лет назад подарил миру двух самых крутых героинь в истории кинематографа - Сару Коннор и Эллен Рипли, но все почему то забывают про Бездну, где тоже есть очень фактурный женский персонаж в исполнении Мэри Элизабет Мастрантонио. Ее смелые человечные поступки и самопожертвование по настоящему вдохновляют. Линдси пример женщины с большой буквы.

Сцена где Бад и Линдси попадают в подводный капкан, по накалу и драматизму не сравнима ни с чем вообще. В моем скромном топе пяти лучших сцен за всю историю кино точно.

На роль Линдси изначально претендовала Джеми Ли Кертис которая в будущем сыграет супругу Терминатора в Правдивой Лжи, но на момент съемок она была занята, и предпочтение отдали Мастрантонио. Мэри Элизабет сочетает в себе, силу, нежность и волю. События Бездны станут испытанием для нее и Бада, и их чувства друг к другу либо спасут людей и мир вокруг, либо погубят.

Бездна / Abyss

Главную отрицательную роль в фильме сыграет Майкл Бин, до этого воплощавший у Джеймса положительных персонажей Кайла Риза из Терминатора и Хикса в Чужих, Бину удалось великолепное перевоплощение в настоящего параноика, солдата оставшегося без командования, у лейтенанта Коффи взгляд реального безумца, он поражен нервным синдромом от высокого давления, и считает что действует в интересах родины.

Бездна / Abyss

Связь кинозрителя с персонажами в произведениях Кэмерона важна как никогда. Именно поэтому Джеймс хотел чтобы актеры были с ним на глубине, и исполняли все самостоятельно без дублеров. Только так можно по настоящему за них переживать и верить в их чувства. Чем больше технологий в произведение Кэмерона, чем сложней производство тем больше человеческих эмоций Джим хочет видеть в своем фильме.

При всем этом, Кэмерон не просто забрасывает публику неожиданными трюками, а использует их как составляющие увлекательной и драматичной истории. Несмотря на всю инновационность и любовь к технике и оружию Кэмерон тяготеет к человеческим отношениям. Вспомним про связь Сары и Риза в Терминаторе, связь матери и дочери Рипли и Ньют в Чужих, отца и сына Т800 и Коннора в Судном Дне, Джека и Розы на корабле.

Нужно найти ключ к сердцу зрителя, показать что то близкое им, герои должны нести в себе то что почувствует аудитория, - рассказывает Кэмерон.

В основе всех моих фильмов лежит любовь, и она всегда подвергается тяжелым испытаниям.

Бездна / Abyss

Спецэффекты. Появление компьютерной графики в кино.

На Оскаре в 1990-ом году фильм выиграл награду за лучшие визуальные эффекты, и они до сих пор прекрасны. В экшен сценах Кэмерон умело комбинирует съемки батискафов в миниатюре, сочетая их с крупными планами настоящих глубоководных аппаратов, и разницу заметить практически невозможно. Иногда видно проекцию пилотов подводных аппаратов на моделях, но ощущения кукольности нет, только в паре сцен заметен эффект покадровой съемки на манипуляторе одного из батискафов, примерно как в сценах с обгоревшим Терминатором из первой части, но это заметно буквально в одном двух эпизодах, и в состояние неверия не ввергает.

Все смотрится очень реалистично, от декораций до всех используемых подводных аппаратов, кораблей, аквалангов, созданий со дна океана, глубоководных дронов и прочего. И как всегда у Джеймса великолепный свет, и особенная цветовая гамма.

Можно сказать впервые в кино использована полноценная компьютерная графика, и это не то недоразумение - ходячий рыцарь с витражного стекла из Молодого Шерлока Холмса 1985-го года, а очень реалистично выполненная щупальца из воды, которая принимает облик героев фильма, эффект морфинга потом будет использован на T1000. Можно сказать что CGI графика в кино берет начало именно с фильма Джеймса Кэмерона. Компания ILM(Джорджа Лукаса!) потратила шесть месяцев, чтобы создать семьдесят пять секунд компьютерной графики, необходимой для создания существа.

В фильме Бад при глубоководном погружение в скафандре конечно же не дышит жидкостью, а вот мышка вполне дышит. В сцене где один из морских котиков объясняет принцип работы дыхательного аппарата, крыска действительно погружена в жидкость, и с ней все в порядке. Правда эту сцену в версии фильма для кинопроката вырезали, так как организации по защите животных были почему то в ярости.

Ну и конечно стоит увидеть как выполнены красивейшие подводные создания, которые переливаются яркими фиолетово-синими цветами. Красота неземная. Всегда приятно смотреть на работу людей, страстно увлеченных своим делом. А Джеймс Кэмерон и художники которых он собрал, безусловно фанаты кино и получилось у них великолепно. Ничего подобного не до ни после снято не будет. (Титаник и Путь Воды не в счет)

Для Кэмерона же это будет самый непростой фильм в карьере, в процессе съемок он разведется со своей женой продюсером Гейл Энн Херд с которой он начинал кинокарьеру и делал первые два фильма, Бездна потерпит неудачу в прокате и не отобьет свой бюджет. Но вот что говорит сам Джим по этому поводу:

Если вы ставите перед собой по настоящему высокую цель и вам не удается ее достичь, ваша неудача будет выше успеха всех остальных.

Бездна / Abyss

Стоит пару слов сказать про театральную версию, она короче Special Edition с носителей на полчаса, но я ее никогда не смотрел, поэтому не знаю что именно кроме мышки там вырезано.

Все фильмы Джеймса обладают невероятной иммерсивностью, когда я смотрел на большом экране Чужих - мне очень повезло, неизвестно откуда в нашем городском кинотеатре Рассвет-Экран появилась копия, на сеанс нас пришло четверо школьников в пустой зал, сказать что мы были в шоке, значит ничего не сказать, это было полное ощущение полета вместе с морпехами на другую планету, потом я совершенно точно побывал на Титанике - немного позже мировой премьеры, кинотеатр находился в семи минутах ходьбы от нашего района, и мы были там завсегдатаи, дальше было долгое затишье, Т2 3D я пропустил, и появление Аватар 3D и Путь воды(спасибо Казахстан), благодаря которому я снова отправился на неизведанную планету.

Спасибо тебе Джим за такие путешествия, за культурный код, ты всегда незримо как автор присутствуешь где-то рядом с самого детства. Низкий поклон.

Фильмы Бездна, и Правдивая ложь впервые будут выпущены на дисках Blu-ray 12 марта 2024 года.

182182
76 комментариев

На 10 метрах никакой кессонки не будет, можешь пулей вылетать.
Груз вешается не на ноги (если ты не в лапах мафии) а на пояс - который о чудо - легко отстегивается и сбрасывается.
То что ему попала в рот вода - говорит только об отсутствии тренировки, спасатель тут не при делах - делается это так - на глубину 6 метров кладут акваланг, ласты, маску - ныряешь и все это одеваешь под водой.
Второй вариант - один кент с аквалангом сидит под водой, два других наматывают по дорожке под водой без снаряжения, по пути делают два глотка воздуха и дуют дальше - так что на одном аппарате трое могут до поверхности дойти.
На аквалангах всегда есть резерв - когда становится трудно дышать, дергаешь за пимпочку и у тебя есть еще минут пять.
Так что единственный, кого стоило уволить - Кэмерон. Но видимо режиссер и техника безопасности вместе не уживаются (вспомним незаряженный револьвер).

10

Интересно версию "уволенных" послушать =)

2

До поверхности больше десяти метров, и единственным решением выходит бросить все снаряжение,

На 10 метрах никакой кессонки не будет, можешь пулей вылетать.

Актеры играли свои сцены на глубине 33 фута (11 м), слишком маленькой, чтобы им требовалась декомпрессия, и редко оставались под водой более часа за раз. Кэмерон и команда подводников из 26 человек опускались на глубину 50 футов (17 м) и оставались под водой по пять часов за раз. Чтобы избежать декомпрессионной болезни, они должны были висеть на шлангах на полпути к резервуару в течение двух часов, дыша чистым кислородом.

Не стал этот момент уточнять в тексте, посчитав его не нужным.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Abyss

1

То что ему попала в рот вода - говорит только об отсутствии тренировки, спасатель тут не при делах - делается это так - на глубину 6 метров кладут акваланг, ласты, маску - ныряешь и все это одеваешь под водой.

Какие-то другие причины могут быть, неисправный клапан? Еще что-то?

На аквалангах всегда есть резерв - когда становится трудно дышать, дергаешь за пимпочку и у тебя есть еще минут пять.

Так что единственный, кого стоило уволить - Кэмерон. Но видимо режиссер и техника безопасности вместе не уживаются (вспомним незаряженный револьвер).

На каких аквалангах и в каком году появился этот резерв? Можно чуть подробней? А какие баллоны Джим использовал? Но то что история не детализированная как прокурорское дело, я с вами согласен.

А вы бы как поступили если бы задыхались под водой, а спасатель не давал бы вам всплыть, и не обратил внимания что глотнуть воздуха у вас не вышло?

Другими словами вас дайвер спасатель чуть не убил своей хваткой, вместо того что бы помочь. Может ему надо было премию выписать?

1

Возможно паника, но тоже вопрос он ведь не новичком в погружениях был.

То что ему попала в рот вода - говорит только об отсутствии тренировки, спасатель тут не при делах

Там была некомпетентность спасателя, он дал ему нерабочий регулятор, и при этом не давал ему всплыть, когда Кэмерон начал задыхаться.

Груз вешается не на ноги (если ты не в лапах мафии) а на пояс - который о чудо - легко отстегивается и сбрасывается.

Мне кажется я это в документалке заприметил, Under Pressure Making The Abyss. Хотя ваш вариант звучит логичней.