Странствия Салливана

Американский фильм 1941 года режиссера Престона Стёрджеса.<br />
Американский фильм 1941 года режиссера Престона Стёрджеса.

Модный режиссер Салливан хорош в комедиях и мюзиклах, но душа просит, чего то большего. Реализма, срывания покровов с темных закоулков тяжелой жизни простого люда. Помочь в этом ему сможет роман "О, где же ты брат?", который он экранизирует. Да этот самый роман спустя почти 60 лет экранизировали братья Коэны.

Роман фикция, все что у него есть это название, его и позаимствовали братья Коэны. Предполагалось, что роман острая социальная драма, антипод комедиям и мюзиклам, которые и снимает Салливан, но братья, надо полагать нарочито, сняли как раз комедию и мюзикл.

Братья Коэны надругались над остросоциальным романом. <br />
Братья Коэны надругались над остросоциальным романом.

Для того же чтобы лучше понять жизнь простых американских бомжей, наш герой, нарядившись бомжом, отправится в этнографическую экспедицию, на самое дно общества. Но это оказывается не так просто, он постоянно всплывает с этого дна. Но в процессе этого дрейфа в толще социального океана, в придорожной забегаловке он встречают начинающую актрису, карьера которой потерпела полный крах. И она прям в вечернем платье собирается шуровать обратно в свой родной Барнаул. Напоследок она угощает псевдобомжа завтраком, что становится началом большой дружбы.

Примерка костюма нищеброда<br />
Примерка костюма нищеброда

Девушку, а именно так и называется ее роль, играет Вероника Лейк. И она одни из серьезных доводов в пользу просмотра данной киношки. На мой вкус не всякая голливудская кинодива былых времен, соответствует современным стандартным красоты, но Лейк прям огонь.

Теперь исследовать дно Салливан будет с напарницей. И со второго раза им удается его нащупать. Тут фильм совершает стилистический поворот.

Можно совмещать комическое дрыганье ногами с эротикой.<br />
Можно совмещать комическое дрыганье ногами с эротикой.

До этого момента, фильм строго следовал путями комедии, не знаю как для 41 года, но сейчас я бы назвал эту комедию эксцентрической. Герои часто падают и в падении дрыгают ногами на манер Чаплина или Китона. Но что для Чаплина и Китона выглядит органично, тут выглядит кринжово, хотя можно воспринимать это как постиронию. Очень «смешно» по мнению авторов падение в воду. Они с превеликим удовольствием сталкивают любого кто попадется в бассейн. А чиханье вообще бомба. Салливан добрые минут пять чихает как заведенный, видимо, в 41 не мало человек полегло в кинотеатрах от смеха. Да есть и парочка годных шуток, но они теряются на фоне очевидной клоунады.

White face. Уморительно же.<br />
White face. Уморительно же.

Но вот фильм сворачивает на дорожку социальной драмы. Не сказать, что он прям становится социальной драмой, но весьма близко к ней подступает. Мне приходит на ум два источника вдохновения, "Гроздья гнева", в чем я не уверен, и "Я — беглый каторжник", откуда Стёрджес, мне сдается, целиком спер некоторые кадры и мизансцены.

Где то я такие койки с цепями я уже видел<br />
Где то я такие койки с цепями я уже видел

Но в конце концов социальное отступление завершает Вероника Лейк. Как кот Том, в потешных подштанниках она несется сломя голову неведомо куда и тем самым определяет место всего этого гнилого реализма на колесе Сансары. Простому люду надо хорошенько поржать, а не задумываться с хрена ли одни жрут очистки из мусорных бачков, а другие живут на хатах размером с железнодорожный вокзал. Мораль о пользе безудержного хохота по сравнению с другими формами времяпрепровождения, нам явным образом проговаривают. Конечно, Стёрджес, намекает, что социальное кино не то чтобы не имеет права на жизнь, он скорей утверждает место комедии в сердцах людей, но лично у меня, хотя я и не любитель социальных драм, главный посыл оставил в душе неприятный осадок.

Смех продлевает жизнь<br />
Смех продлевает жизнь

К плюсам можно отнести Веронику Лейк и насыщенность повествования, за полтора часа экранного времени, куда только не бросает судьбинушка бедолагу Салливана.

Минусы — несколько устаревший и навязчивый юмор, сомнительный посыл.

Фильм входит в золотой фонд американского кино. Для любителей этого фонда и Вероники Лейк к просмотру рекомендуется.

66
2 комментария

Фильм превосходный. Но слишком категорично ты принял посыл. Как по мне, режиссёр не проповедует превосходство комедий над социальными драмами, а просто показывает, что комедии тоже играют немаловажную роль в кино, а не являются просто низшим жанром. Несмотря на некую примитивность и простоту, такие произведения тоже нужны и важны. Особенно, если учесть контекст выхода фильма — Великая депрессия только-только закончилась, и, скорее всего, люди предпочтут просмотр какой-нибудь легонькой комедии, чем тяжёлой социалочки, которой им и в жизни хватает. Да и вообще, во все времена такие фильмы будут актуальны и востребованы. Но никакого гнобления и принижения более серьёзных жанров я здесь не увидел.
Ну а вообще, данное кино прежде всего охеренно тем, что свободно по ходу событий несколько раз меняет жанр, от немой комедии до мелодрамы, от социальной драмы до практически триллера.
В общем, кино отличное. А автору лайк, такие посты надо поддерживать, ибо мало кто здесь разбирает старое голливудское кино.

1

Все ж таки некоторый камень в огород социального кино имеет место быть, хотя не без доли оммажа в ту же сторону. Это, конечно, все субъективно, но мне так показалось. Но мне очень понравились слова Салливана в конце, мол я не достаточно страдал чтоб снимать такое кино. Это уважаемо. Без этих слов я бы был более категоричен.
А насчет времени если глянуть номинации на Оскар с 39 по 41 то мы там увидим кучу серьезного кино на первых ролях, Унесенные ветром, Гражданин Кейн, Гроздья гнева, Великий диктатор, Мр Смит идет в Вашингтон и даже Малтийский сокол. Все такое кино которое в определенные моменты заставляет приуныть. До 39 года все радужней, больше комедий. Сдается мне, что Салливан стал ответом на эту тенденцию и желанием переломить её.
Да и мы конечно все любим эскапизм, но блин пропагандировать его с широких экранов так себе идея. Это все равно что рекламировать бухло, курево и фаст фуд. Это все такое постыдное удовольствие, можно и прибухнуть и курнуть пожрать какой нить дряни, но ты скажи мол виноват, а потом прибухни, курни и сожри бургер, но не часто.

1