Странствия Салливана
Модный режиссер Салливан хорош в комедиях и мюзиклах, но душа просит, чего то большего. Реализма, срывания покровов с темных закоулков тяжелой жизни простого люда. Помочь в этом ему сможет роман "О, где же ты брат?", который он экранизирует. Да этот самый роман спустя почти 60 лет экранизировали братья Коэны.
Роман фикция, все что у него есть это название, его и позаимствовали братья Коэны. Предполагалось, что роман острая социальная драма, антипод комедиям и мюзиклам, которые и снимает Салливан, но братья, надо полагать нарочито, сняли как раз комедию и мюзикл.
Для того же чтобы лучше понять жизнь простых американских бомжей, наш герой, нарядившись бомжом, отправится в этнографическую экспедицию, на самое дно общества. Но это оказывается не так просто, он постоянно всплывает с этого дна. Но в процессе этого дрейфа в толще социального океана, в придорожной забегаловке он встречают начинающую актрису, карьера которой потерпела полный крах. И она прям в вечернем платье собирается шуровать обратно в свой родной Барнаул. Напоследок она угощает псевдобомжа завтраком, что становится началом большой дружбы.
Девушку, а именно так и называется ее роль, играет Вероника Лейк. И она одни из серьезных доводов в пользу просмотра данной киношки. На мой вкус не всякая голливудская кинодива былых времен, соответствует современным стандартным красоты, но Лейк прям огонь.
Теперь исследовать дно Салливан будет с напарницей. И со второго раза им удается его нащупать. Тут фильм совершает стилистический поворот.
До этого момента, фильм строго следовал путями комедии, не знаю как для 41 года, но сейчас я бы назвал эту комедию эксцентрической. Герои часто падают и в падении дрыгают ногами на манер Чаплина или Китона. Но что для Чаплина и Китона выглядит органично, тут выглядит кринжово, хотя можно воспринимать это как постиронию. Очень «смешно» по мнению авторов падение в воду. Они с превеликим удовольствием сталкивают любого кто попадется в бассейн. А чиханье вообще бомба. Салливан добрые минут пять чихает как заведенный, видимо, в 41 не мало человек полегло в кинотеатрах от смеха. Да есть и парочка годных шуток, но они теряются на фоне очевидной клоунады.
Но вот фильм сворачивает на дорожку социальной драмы. Не сказать, что он прям становится социальной драмой, но весьма близко к ней подступает. Мне приходит на ум два источника вдохновения, "Гроздья гнева", в чем я не уверен, и "Я — беглый каторжник", откуда Стёрджес, мне сдается, целиком спер некоторые кадры и мизансцены.
Но в конце концов социальное отступление завершает Вероника Лейк. Как кот Том, в потешных подштанниках она несется сломя голову неведомо куда и тем самым определяет место всего этого гнилого реализма на колесе Сансары. Простому люду надо хорошенько поржать, а не задумываться с хрена ли одни жрут очистки из мусорных бачков, а другие живут на хатах размером с железнодорожный вокзал. Мораль о пользе безудержного хохота по сравнению с другими формами времяпрепровождения, нам явным образом проговаривают. Конечно, Стёрджес, намекает, что социальное кино не то чтобы не имеет права на жизнь, он скорей утверждает место комедии в сердцах людей, но лично у меня, хотя я и не любитель социальных драм, главный посыл оставил в душе неприятный осадок.
К плюсам можно отнести Веронику Лейк и насыщенность повествования, за полтора часа экранного времени, куда только не бросает судьбинушка бедолагу Салливана.
Минусы — несколько устаревший и навязчивый юмор, сомнительный посыл.
Фильм входит в золотой фонд американского кино. Для любителей этого фонда и Вероники Лейк к просмотру рекомендуется.