Как объектив меняет восприятие

Кино — визуальное искусство. Режиссер говорит со зрителем, в первую очередь, изображением, а потом уже диалогом и сценарием. Камера — язык, объектив — речь. Снять кадр и выстроить картинку можно на любой объектив. В зависимости от его особенностей меняется перспектива — важнейший элемент композиции.

В закладки
Аудио

Термин "перспектива" перекочевал в операторскую работу из живописи. Перспектива — то, как мы видим объемные тела на расстоянии внутри картинки. Как воспринимаем объем, вес и дистанцию до объекта. Три вида перспективы: линейная, тональная и воздушная.

Линейная — объект уменьшается пропорционально расстоянию от переднего плана. Горизонтальные линии картинки переходят в воображаемые.

Тональная — приглушение контраста предметов на расстоянии. Объекты заднего плана выглядят светлее объектов переднего.

тональная перспектива

Воздушная — удаленные предметы теряют четкость контура и цветовую насыщенность. Чем дальше объект от переднего плана, тем сильнее он размыт.

воздушная перспетива

Камера с разными объективами снимет непохожие кадры. Отличаются они как перспективой, так и эмоциональным окрасом. Как это работает в кино? Замена объектива — замена посыла диалога. Широкоугольный, чтобы показать дистанцию в диалоге. Это подчеркнет расстояние между собеседниками, пустоту в центре. Портретный объектив, напротив, сближает участников беседы. Без слов покажет, что они знакомы. Оператор комбинирует фокусные расстояния и влияет на диалог, развитие персонажей, сюжетный подтекст.

Основная классификация объективов: короткофокусный (широкоугольник), нормальный и длиннофокусный. Нормальный объектив также называют штатником. Штатник делает перспективу ясной, приближенной к зрению. Он снимает строгую, неискаженную картинку. Нормальный объектив — не копия человеческого глаза. Охват нашего зрения шире. Штатник подходит в сценах повседневности. Средний кадр, погрудный портрет, наплыв или следование. Элементы, привычные глазу.

Портретник — грубо говоря, смесь элементов нормального и длиннофокусного объектива. Он размывает фон для съемки крупного плана, с акцентом на эмоции. Таким кадром можно выделить объект из окружающего мира, погрузить персонажа вглубь себя.

Длиннофокусный, он же телеобъектив. Частично сохраняет те же свойства, что и портретник. Он дает размытие расстоянием между передним и задним планами. Телевик можно узнать за счет размытого и вытянутого заднего плана. Угол зрения длиннофокусного объектива уже, поэтому камеру ставят далеко от объекта и избегают резких движений. Длиннофокусный вырезает сцену из внешнего мира. Объектив концентрируется на объекте и размывает периферию. Такой прием не ограничивает картинку, наоборот, делает ее громоздкой и необъятной. Телевик также используется при движении объекта: будь это погоня, поход войск или просто одинокая фигура. При съемке на фронтальный ракурс телевика объект перемещается медленнее, чем на коротком фокусе. Приемом отражается тяжесть пути, целеустремление героя. Преодоление расстояния на коротком и длинном фокусе требует разной затраты сил.

Фокусное расстояние нормального объектива близко к широкоугольнику. Заметно это по линиям из центра. Они становятся округленной формы. На широкоугольном задний план приобретает четкость. Линии перспективы сходятся в одной точке. Широкоугольник применяется в репортажном стиле съемки, когда в кадре много жизни и событий.

В кинематографе используется анаморфотный объектив. Он меняет масштаб и деформирует геометрическую форму изображения. Картинка на анаморфотном объективе вытянута. При монтаже кадр сужают, отчего появляются горизонтальные черные линии.

Перечисленные выше объективы — краткое описание и малейшая часть операторских инструментов. От объектива, монтажа и любого операторского решения зависит зрительское восприятие кадра. Сможет ли картинка передать посыл, задуманный режиссером. Увидит зритель подтекст, скрытый в диалоге, беге или взгляде? Камера — всего лишь инструмент. Задача творца — с помощью инструмента донести идею до зрителя. Облегчить восприятие.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Зубков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 105, "favorites": 142, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 24422, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Aug 2018 01:13:24 +0300" }
{ "id": 24422, "author_id": 73625, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/24422\/get","add":"\/comments\/24422\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/24422"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

10 комментариев 10 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
41

Ох... Автор, не в обиду будет написано, но "поехали". Начнем с самого начала:

Камера с разными объективами снимет непохожие кадры.

Я могу снять снять два очень похожих, даже одинаковых, кадра совершенно разными объективами. Да, я понимаю, что имелось в виду, но далее по статье заданная в начале тенденция сохраняется: автор либо не понимает, как работает оптика, либо понимает, но не удосуживается находчиво это рассказать, и вместо этого плодит мифы и льет "воду". Практически каждое второе написанное предложение - как минимум спорно, и как максимум - ложно.

Широкоугольный, чтобы показать дистанцию в диалоге.

Как же быть с теми случаями, когда широкоугольник используется наоборот для показа "вторжения в личное пространство"? Те самые случаи, когда искаженные огромные носатые морды крупным планом? Прямо противоположный пример, тоже весьма часто применяющийся.

Штатник делает перспективу ясной, приближенной к зрению.

Это вообще какой-то бессмысленный набор слов. Что значит "делает ясной"? Можно увидеть примеры "неясной" перспективы и ее сравнения с "ясной"? А дальше написано, что ширик делает ее "четкой". Обалдеть просто. Так и вижу ремарку режиссера уровня: "Не, ребят, это фигня, я просил снять перспективу ясной, а она у вас четкая. Все заново!"

Он снимает строгую, неискаженную картинку.

Ну, вообще, искажения зависят далеко не только от фокусного расстояния объектива, но ладно, примем это за обобщение.

Нормальный объектив — не копия человеческого глаза. Охват нашего зрения шире.

Ну, вообще сравнивать объективы с человеческим зрением - довольно глупое занятие. Мы видим совсем не так, как видит камера. Наше зрение резкое лишь в центре "кадра", а на периферии мы даже цвет практически не воспринимаем - его мозг дорисовывает. Невозможно подобрать объектив, который будет давать такую картинку, как наш глаз, да и бессмысленно это.

Штатник подходит в сценах повседневности.

А ширик, например, не подходит? А если я хочу показать повседневную сцену толп народа, спешащего на работу? Никак, да? Кому-то может показаться, что я докапываюсь до мелочей, но тут же, блин, вся статья такая - голословные и субъективные утверждения без конкретики, без понимания, без примеров, без контекста. Это как написать "карандаш подходит для написания простых текстов". Ну жесть же.

Он размывает фон для съемки крупного плана, с акцентом на эмоции.

Нет, не размывает. На размытие фона влияет расстояние от объектива до объекта съемки, расстояние от объекта до фона, и значение диафрагмы. Фокусное расстояние вообще никак на размытие не влияет, оно лишь позволяет оператору контроллировать расстояния, сохраняя кадр в том виде, в котором он был задуман. При этом ничто не мешает прикрыть диафрагму и получить резкий фон.
Опять же, кто-то скажет, что это мелочи, а я скажу, что потом из-за таких "мелочей" куча народу считает, что "боке" зависит от фокусного расстояния или, что еще круче, от размера кадра (сенсора, формата пленки).

Телевик можно узнать за счет размытого и вытянутого заднего плана.

Что такое "вытянутый задний план"? Телевик (а точнее, большое расстояние до объекта съемки с малым молем зрения) "сжимает" перспективу, уменьшает кажущиеся расстояния между объектами. Что тут имеется в виду под "вытянутым" - для меня загадка.

Длиннофокусный вырезает сцену из внешнего мира.

Такой прием не ограничивает картинку, наоборот, делает ее необъятной.

Боже, что я читаю?

В кинематографе используется анаморфотный объектив. Он меняет масштаб и деформирует геометрическую форму изображения. Картинка на анаморфотном объективе вытянута. При монтаже кадр сужают

Все с точностью до наоборот. Вся суть анаморфного объектива - это возможность вместить более широкий угол обзора в кадр стандартного размера. Объектив сжимает широкую, панорамную картинку по горизонтали, а потом ее уже растягивают обратно, чтобы получить правильные пропорции объекта за счет небольшой потери горизонтального разрешения.

отчего появляются горизонтальные черные линии.

"Горизонтальные черные линии", или леттербоксинг, могут присутствовать и без анаморфного объектива. Кроп, стилистическое решение, несоответствие пропорций исходника и экрана для предполагаемого просмотра - вот лишь самые очевидные из случаев, когда леттербоксинг присутствует.

Итого, вообще непонятно, в чем смысл статьи. Она на 90% состоит из воды, субъективных филосовствований и неточных штампов. Даже если не было цели написать технически грамотную и точную статью, то можно было бы все равно составить интересный материал с примерами, на которых показать, как фокусное расстояние, апертура и дистанция влияют на итоговый результат. А сейчас - какой-то набор мифов и уровня "слышал звон".

Ответить
3

Наверное, автору такое не очень приятно читать, но с вами более чем согласен. Отличная конструктивная критика.
Я, как лишь любитель, а потому статья и заинтересовала, мысленно начал спорить с каждой приведённой мыслью.
Хотя, про перспективу было бы очень интересно почитать - ни раз замечал, как люди вообще не понимают что это и как работает, и при этом умудряются настаивать на своём.

Ответить
14

А я только чаёк заварил

Ответить
6

Хорошо было бы примеры

Ответить
5

Статья действительно кончилась быстрее, чем был выпит чай.
Я думаю тема очень интересная, и статья о искусстве фотографии определенно пошла бы ко мне в Избранное.
Кстати, рассказывая об объективах можно рядом прикладывать фотографии их внешнего вида.
Еще было бы интересно почитать о различном оборудовании фотографа, ценах.
Вообще не занятая ниша на DTF.

Ответить
1

Было интересно почитать, спасибо. Мое понимание кино теперь будет чуточку лучше).
Но у статьи есть одна маленькая проблема: нет ощущения, что ты ее дочитываешь. Она идет в гору, в гору, а потом резкий обрыв в виде "у меня всё")) Это жестоко))

Надеюсь на продолжение в том или ином роде)

Ответить
1

Отличная работа, дружище, продолжай. Там тебя критикуют выше, но я в целом понял всё, что ты хотел сказать.

Ответить
0

Требую продолжения статьи!)
Особенно про различные перспективы и методы их использования.

Ответить
0

Штатник - объектив, который идёт в комплекте с камерой (фотоаппаратом) при покупке, он же - китовый. Обычно - что-то более-менее универсальное в плане фокусного расстояния, что-то подходящее новичкам на все случаи жизни.
А что такое, по мнению автора, "штатник" в кино?.. Собственно, с этого места перестал читать. Ярослав выше неплохо разложил, в чём ещё заключается многочисленные проблемы "статьи".

Ответить
0

Люблю телевики в фото, но общаться с ними неудобно за счет больших фокусных и общей темноты, эх. А статья как-то коротковата, основы основ можно сказать

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления