Без лица: самые известные маски из фильмов ужасов

Косплееры в костюмах хоррор-легенд на <a href="https://www.youtube.com/watch?v=Qvo52rAXQKc" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">фестивале</a> Florida Supercon 2017 года
Косплееры в костюмах хоррор-легенд на фестивале Florida Supercon 2017 года

Для убийц в хоррорах прятать лицо под маской — обычное дело. Хэллоуин — отличный повод вспомнить наиболее впечатляющие варианты злодейских аксессуаров.

Издревле маски присутствовали в жизни людей. Они изготавливались из подручных материалов, в том числе дерева, костей и кожи, и изображали головы животных, различных вымышленных существ, человеческие лица. Маску надевал охотник, желающий перевоплотиться в хищника, одержать победу в схватке с диким зверем и при этом не вызвать гнев духов природы. Ей отводилась важнейшая роль в ритуалах, причем ее можно обнаружить в ритуальных практиках большей части цивилизаций с богатой историей.

В дальнейшем она из сферы архаического священного перешла в светскую зону культуры. В эпоху Средневековья, когда карнавалы еще не утратили сакральных мотивов, их участники носили восходящие к древним временам маски, которые зачастую представляли собой изображения животных и нечистой силы. В XVII–XVIII веках в континентальной Европе были популярны балы-маскарады. В отличие от карнавалов они не имели никаких примет священного. Именно благодаря им маска окончательно стала светским феноменом.

В Средние века в Германии под маской подразумевалась полная маскировка тела, что видно на примере черта с Нюрнбергского шембартлауфа — «воцерковленного карнавала», проводившегося с 1449 по 1539 год
В Средние века в Германии под маской подразумевалась полная маскировка тела, что видно на примере черта с Нюрнбергского шембартлауфа — «воцерковленного карнавала», проводившегося с 1449 по 1539 год

Не стоит забывать и о театральных представлениях. В частности, маски использовались в античном театре. В данном случае они характеризовали персонажей, а также играли наравне с актерами. Другой пример — комедия дель арте, истоки которой стоит искать в карнавальных празднествах. В ней насчитывается более сотни масок, в их числе — Арлекин, Коломбина, Панталоне.

Еще в Средневековье смерть надевала маску красавицы, чтобы скрыть свой безобразный вид и завлечь человека. Она являла истинный лик, когда жертва теряла возможность сопротивляться. В барочном аллегорическом театре персонифицированная смерть тоже предпочитает носить маску. Кроме того, такой ее образ встречается в творчестве Эдгара Аллана По. Маньяки из хорроров, когда скрывают лицо под маской и отправляются на охоту, как будто в некоторой степени становятся наследниками этой старой традиции.

Кожаное лицо, «Техасская резня бензопилой»

Вооруженный бензопилой маньяк по прозвищу Кожаное лицо — умственно отсталый людоед. Он полностью находится под контролем своей семьи, немного боится родственников и готов делать все, что они ему велят. В первом фильме у него три разных маски, выбор той или иной из них обусловлен тем, в каком качестве ему хочется предстать. Первая — «Маска старушки». Ее маньяк выбирает, когда хозяин бензоколонки возвращает домой сбежавшую Салли. Образ дополнен фартуком и деревянной ложкой, то есть Кожаное лицо желает быть хозяйственным, полезным на кухне.

Без лица: самые известные маски из фильмов ужасов

В семье каннибалов одни мужчины. Можно предположить, что Кожаное лицо не первый раз берет на себя роль своеобразной хранительницы очага

Второй вариант — «Маска красотки», чья отличительная черта — наличие макияжа. В ней злодей появляется за обедом, когда за столом собирается вся семья. При этом он одет в черный костюм, а завершает образ парик. Маньяк явно хотел принарядиться, что соответствует традициям Дальнего Юга, где происходит действие фильма.

Именно в «Маске красотки» Кожаное лицо гонится за Салли в мощном финальном эпизоде фильма
Именно в «Маске красотки» Кожаное лицо гонится за Салли в мощном финальном эпизоде фильма

Третий жуткий аксессуар в распоряжении Кожаного лица — «Маска убийцы». К ней он прибегает в те моменты, когда преследует и убивает своих жертв. Этот вариант напоминает о реально существовавшем человеке — американском маньяке, некрофиле и похитителе мертвых тел Эде Гейне, который изготавливал из человеческой кожи одежду, мебель, маски.

Из всех трех масок эта выглядит наиболее зловеще
Из всех трех масок эта выглядит наиболее зловеще

По словам актера Гуннара Хансена, сыгравшего Кожаное лицо в «Техасской резне бензопилой» 1974 года, маска нужна его персонажу, чтобы выразить себя, под ней нет личности. Во всяком случае такова была изначальная задумка авторов сценария — Тоуба Хупера и Кима Хенкела. В ремейке фигурирует более примитивное объяснение: маска необходима маньяку, чтобы скрыть внешнее уродство.

Майкл Майерс, «Хэллоуин»

Маска, которую носит Майкл Майерс, — одна из самых известных в истории фильмов ужасов. По сюжету первой части франшизы маньяк крадет ее из хозяйственного магазина после того, как сбегает из психиатрической лечебницы. Майерс в «Хэллоуине» — чистое зло, которое невозможно понять и с которым нельзя договориться. Полностью лишенная эмоций маска это отлично передает. За ее создание отвечал Томми Ли Уоллес, давний друг режиссера Джона Карпентера. Сперва была идея одеть на взрослого Майерса маску клоуна, которую съемочная группа считала поистине пугающей. К счастью, этого так и не случилось.

В клоунской маске маленький Майерс убивает свою старшую сестру

В волшебном магазине Берта Уиллера на Голливудском бульваре Уоллес купил маску капитана Кирка из «Звездного пути», заплатив за нее чуть меньше двух долларов. Томми модифицировал ее, расширив отверстия для глаз и выкрасив в голубовато-белый цвет. В последующих фильмах франшизы маска Майерса претерпевала изменения, но ее первоначальный вариант до сих пор считается наиболее удачным.

В сценарии указано, что маска имеет «бледные черты человеческого лица» и выглядит действительно жутко
В сценарии указано, что маска имеет «бледные черты человеческого лица» и выглядит действительно жутко

Джейсон Вурхиз, «Пятница, 13-е»

В первой части легендарной франшизы Джейсона показывают лишь мельком в самом финале: он выныривает из озера, на нем нет маски, и зритель видит его деформированную голову. Во втором фильме лицо Вурхиза закрывает мешок, что напоминает о других киногероях — маньяке из триллера «Город, который боялся заката» и Джоне Меррике из драмы «Человек-слон».

В джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке Джейсон выглядит как стереотипная деревенщина. Мешок идеально подходит под этот образ
В джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке Джейсон выглядит как стереотипная деревенщина. Мешок идеально подходит под этот образ

Маской Джейсон обзавелся только в третьей картине. В книге Питера Брэка «Воспоминания о Хрустальном озере: полнейшая история сериала “Пятница, 13-е”» говорится, что соответствующее решение было принято при проверке освещения на съемочной площадке. Сперва Вурхизу планировали отдать простую прозрачную маску, в которой шутник Шелли пугал Энди. Затем режиссер Стив Майнер захотел придать маньяку больше индивидуальности. На выручку пришел Мартин Джей Садофф, супервайзер 3D-эффектов. Будучи болельщиком хоккейного клуба Detroit Red Wings, он предложил маску команды 1950-х годов. Майнеру этот вариант очень понравился. Вот только возникла проблема: во время тестовых съемок выяснилось, что маска слишком маленькая для головы Джейсона. Специалист по SFX-макияжу Даг Уайт увеличил ее и придал ей новую форму. После этого технический консультант Терри Баллард добавил красные треугольники. Кроме того, в маске проделали отверстия. По сюжету фильма свой главный аксессуар Джейсон забирает у упомянутого выше Шелли.

Не в последнюю очередь именно хоккейная маска помогла Джейсону превратиться из обычного маньяка в легенду жанра
Не в последнюю очередь именно хоккейная маска помогла Джейсону превратиться из обычного маньяка в легенду жанра

Гостфейс, «Крик»

В 1990-е слэшеры, расцвет которых пришелся на предыдущее десятилетие, значительно потеряли в популярности. Уэс Крэйвен, отец Фредди Крюгера, сумел вдохнуть в жанр новую жизнь при помощи франшизы «Крик». В четырех частях действуют разные убийцы, но одеты они одинаково: в черный длинный балахон и маску. Последнюю можно без особого преувеличения назвать одним из символов массовой культуры конца прошлого века.

В сценарии, написанном Кевином Уильямсоном, фигурировала просто маска призрака, без каких-либо пояснений. За спецэффекты для фильма отвечала студия KNB EFX Group. Ее сотрудники представили несколько вариантов, но среди них не оказалось подходящего.

Эскизы масок от KNB EFX Group, показанные в документалке 2011 года «Продолжай кричать: ретроспектива главного фильма ужасов»
Эскизы масок от KNB EFX Group, показанные в документалке 2011 года «Продолжай кричать: ретроспектива главного фильма ужасов»

Как это часто бывает, помогла случайность. При поиске локаций съемочная группа зашла в дом, где на протяжении многих лет жила старушка вместе с мужем. В спальне исполнительный продюсер «Крика» Марианн Маддалена и обнаружила нужную маску. При этом на тот момент было неизвестно, кто изготовил ее. Муж хозяйки дома коллекционировал маски, но пожилая женщина не знала, где он взял ту, на которую обратила внимание Маддалена. Сотрудников KNB Effects попросили изменить находку, чтобы избежать проблем с авторскими правами. Предложенные ими варианты не устроили Уэса Крэйвена.

К счастью, на оригинальной маске удалось разглядеть надпись — Fun World. Выяснилось, что это небольшой магазин в Новой Англии. Аксессуар придумала в начале 1990-х годов дизайнер Бриджит Слейертин, вдохновившись в том числе всемирно известной картиной Эдварда Мунка «Крик». По словам Бриджит, маска отражает разные эмоции: она выглядит одновременно безумно, жалко и ужасающе. Создатели фильма смогли получить разрешение на ее использование за сто долларов, при этом права на дизайн и название «Гостфейс» до сих пор принадлежат Fun World.

Во вселенной «Крика» маску может купить буквально кто угодно, что серьезно затрудняет поиск скрывающихся под ней преступников
Во вселенной «Крика» маску может купить буквально кто угодно, что серьезно затрудняет поиск скрывающихся под ней преступников

Джон Крамер и его сообщники, «Пила»

Маска свиньи — такой же символ франшизы «Пила», как и кукла Билли. Ее носит и сам Джон Крамер, и его сообщники. Она помогает скрыть личность в процессе похищения очередной жертвы. Выбор животного объясняется в одном из фильмов серии, когда раскрываются детали прошлого маньяка: дело в том, что именно в год Свиньи по китайскому гороскопу Крамер начал свою кровавую деятельность.

Аманда Янг в маске свиньи похищает фотографа Адама

Во время работы над первой «Пилой» режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл решили, что у антагониста должна быть маска. Они выбрали гниющую голову свиньи, символизирующую пессимистический взгляд Джона Крамера на мир и раковую опухоль, которая уничтожает его тело. Вану и Уоннеллу предоставили резиновую маску для Хэллоуина, совершенно не впечатлившую их. Чтобы сделать ее более ужасной, был добавлен ряд деталей, среди них — черные длинные волосы и гной, сочащийся из глаз и ноздрей.

По словам Ли Уоннела, его разочаровал финальный внешний вид маски
По словам Ли Уоннела, его разочаровал финальный внешний вид маски

Коллекционер/Человек, «Коллекционер»

«Коллекционер» — серия фильмов, фактически порожденная «Пилой». Главный злодей любит насекомых, расставлять смертельно опасные ловушки и пытать людей. Гэри Дж. Танниклифф, на счету которого работа над несколькими частями «Восставшего из ада», придумал для него черную флокированную маску с расположенными на затылке завязками.

Если смотреть на маску вблизи, то кажется, будто ее покрывают крошечные волоски. Это работает на общее впечатление от Коллекционера, повадками напоминающего паука
Если смотреть на маску вблизи, то кажется, будто ее покрывают крошечные волоски. Это работает на общее впечатление от Коллекционера, повадками напоминающего паука

В первом фильме маньяка сыграл Хуан Фернандес. Ношение маски на съемочной площадке вызывало у него клаустрофобию. Она полностью закрывала уши актера, за счет чего Фернандес мог слышать только собственное дыхание. Вместе с тем какой-никакой обзор Хуану обеспечивали лишь два небольших отверстия.

Убийца в маске младенца, «Счастливого дня смерти»

Комедийный хоррор «Счастливого дня смерти» представляет собой сочетание «Дня сурка» и «Крика». Главная героиня — студентка Три Гелбман — попадает во временную петлю. Девушка застревает в дне, в конце которого ее убивает загадочный человек в черной толстовке с капюшоном. Лицо злодей прячет под маской улыбающегося младенца. Над ее дизайном работал Тони Гарднер.

Дополнить маску большим зубом — идея режиссера Кристофера Лэндона
Дополнить маску большим зубом — идея режиссера Кристофера Лэндона

Изначально Лэндон предложил два противоположных друг другу варианта. Первый — маска свиньи, от которой в результате отказались. Возможно, это не в последнюю очередь связано с желанием избежать ассоциаций с «Пилой». Второй — маска ребенка. Эта идея возникла у Лэндона в тот момент, когда он вместе с партнером ждал первенца. Режиссер боялся стать плохим отцом, что в итоге и отразилось в фильме. По мнению Лэндона, маска получилась странной, немного смешной, но вместе с тем страшной. Кроме того, она вышла отлично соответствующей тональности картины.

Текст написала Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

2525 показов
16K16K открытий
22 репоста
25 комментариев

Главного хоррора детства, почему-то, нет в списке.

Ответить

как по мне, то вот эта срань травмировала меня в детстве

Ответить

Вот это был самый ужасный момент в моем детстве. Не считая кукольных мультфильмов, от которых до сих пор мурашки. 

Ответить

Ту-ду тут ту ту-у

Ответить

Смотрел его в детстве, понять не могу, чего там страшного.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить