10 мультфильмов, посвящённых мифам, сказкам и легендам

В тему моего поста про мифы сложилась подборка мультфильмов, в которых используются разнообразные мифологические, сказочные и легендарные мотивы.

Это работы, которые не просто заимствуют что-то из фольклора, а пытаются выразить его поэтику с помощью уникального авторского стиля или осмысления оригинального материала. Короче, с творческим подходом.

Кроме того, автор старался отбирать не самые известные прозведения. Поэтому диснеевских мультов здесь не будет, да и вообще в основном СССР и соцблок.

Понравится тем, кто любит:

  • необычную авторскую анимацию,
  • темы мифов, сказок, легенд, эпоса.

1. Большой Тылл (реж. Рейн Раамат, 1980)

10 мультфильмов, посвящённых мифам, сказкам и легендам

Экранизация эстонских сказаний о великане Тылле. Эпическая драма о борьбе с силами зла и о победе ценой смерти героя.

"Большого Тылла" знают и любят в среде любителей нестандартной советской анимации, и его действительно есть за что любить.

В "Тылле" очень хорошо выдержан ритм повествования, что делает его весьма доступным для зрителя. Он динамичен, с чередованием экшена и спокойных сцен и с эмоциональными качелями.

А ещё нужно отметить атмосферное звуковое сопровождение и визуал, который вообще проходит по категории современного искусства. Ну вы видите.

2. Сказание про Игорев поход (реж. Нина Василенко, 1972)

Незаслуженно недооценённый фильм, который потянет на небольшой шедевр. Снят на "Киевнаучфильме" малоизвестным режиссёром Ниной Василенко.

Как нетрудно догадаться по названию, это экранизация "Слова о полку Игореве". Очень поэтичная работа, сочетающая христианскую и более раннюю славянскую эстетику и делающая это хорошо.

Вся полуязыческая одухотворённость, вся проникновенная метафоричность оригинального эпоса здесь сохранены и любовно раскрыты. "Слово о полку" было одновременно и светским произведением, и явлением христианской культуры, и воспоминанием о временах, когда вера и поэзия были сродни:

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя

и поехал по чистому полю.

Солнце ему тьмою путь заграждало,

ночь стонами грозы птиц пробудила,

свист звериный поднялся,

встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,

велит послушать земле неведомой,

Волге,

и Поморью,

и Посулью,

и Сурожу,

и Корсуню,

и тебе, Тмутороканский идол.

В экранизации иконопись соседствует с языческой символикой, а пиршество неотличимо от религиозного обряда. Важную роль играет природа, которая воспринимается живой, почти одушевлённой.

Вместе с тем создатели не забывают, что оригинальный эпос является феодально-воинским: основными темами остаются братоубийственная война и война священная.

3. Бескрылый гусёнок (реж. Оксана Черкасова, 1987)

Советский режиссёр Оксана Черкасова не раз обращалась к чукотскому фольклору, и "Бескрылый гусёнок" — одно из таких обращений. Общий сюжет мультфильма отражает символическое перерождение, становление, которое осуществляется с помощью визита в потусторонний мир.

Это показано очень атмосферно, по-шамански, чему способствует и озвучка мультфильма, выполненная на чукотском. Визуальный стиль даёт понять, что искусство "примитивных" народов на самом деле имеет огромный эстетический потенциал.

Наверное, нерождённые души и полуоформленные тени иного мира действительно выглядят похоже.

4. Кутх и мыши (реж. Оксана Черкасова, 1985)

"Кутх и мыши" — более ранняя работа Черкасовой. Она тоже посвящена мифологии чукчей, однако здесь ещё нет такого эстетического экспериментаторства, как в "Бескрылом гусёнке".

В мультфильме рассказывается о том, как ворон-демиург Кутх создаёт мир и организует космос, но сам же невольно становится поводом для появления мышей. Мыши веселятся и вносят беспорядок в его работу. Ворон уничтожает всё и создаёт снова, грызуны снова появляются, и сюжет замыкается в круг.

"Кутх и мыши" выглядит стильно, но всё же более традиционно по сравнению со следующей работой режиссёра. Он хорош и для любителей фольклорной экзотики, и для тех, кто опасается сразу нырять в психодел.

5. Как я ехал к деве Севера (реж. Розе Стиебра, 1980)

"Как я ехал к деве Севера" — это не фольклор, а экранизация сказки латышского писателя Карлиса Стилбе. Но произведение весьма примечательно и вне Латвии слабо известно, а кроме того, обладает сильным фольклорно-сказочным вайбом. Поэтому я просто не могу про него не рассказать.

Это грустная и романтическая притча о светлых порывах, которые здесь олицетворяет стремление к недосягаемой деве Севера. Об искушениях обыденной жизни, стоящих на пути к мечте. О том случае, когда свет проникает до самого сердца, и оставить его уже невозможно.

А ещё здесь необычная анимация — она рисованная, но скользяще-полупрозрачная, как будто выполнена в технике живописи по стеклу.

6. Геракл у Адмета (реж. Анатолий Петров, 1986)

Мультфильм по мотивам древнегреческого сказания, выполненный в очень нестандартной технике, похожей на псевдо-3D.

Сюжет повествует о царе Адмете, который обречён на смерть, о его жене, пожертвовавшей собою ради мужа, и о том, как случайно мимо проходил Геракл и спас ситуацию. Спас и пошёл дальше: ему ещё подвиги совершать.

Особенность "Геракла у Адмета" в том, что он старается передать мироощущение Древней Греции. Это чувство наслаждения жизнью, постоянно соседствующее с тёмным трагизмом рока, а также внимание к человеку, которое выражено в культе прекрасной юности.

Одним из основных визуальных мотивов мультфильма является изящное и красивое человеческое тело. Тела здесь не настолько чувственные, как в "Нимфе Салмаке" того же Анатолия Петрова, но и не отрешённо-асексуальные, а именно гармоничные, человеческие. Своеобразная "духовность телесного".

Даже останки погибших воинов выглядят эстетично, вызывая в памяти строфы "Илиады":

О, юноше славно,

Как ни лежит он, упавший в бою и растерзанный медью,—

Все у него, и у мертвого, что ни открыто, прекрасно!

"Илиада", песнь XXII

Режиссёр любовно заостряет внимание на природе Греции: её морях, оливковых рощах и скалах, в которых как будто застыли смутные очертания скульптур. Всё представлено живым, но живым в терминах человеческого тела.

В общем, отлично передана суть античной культуры.

7. Сказка о Гонзике и Марженке (реж. Карел Земан, 1980)

Если до этого в списке были короткометражки, то отсюда начинается полный метр.

"Сказка о Гонзике и Марженке" — работа Карела Земана, режиссёра, которого в основном знают по "Крабату — ученику колдуна".

Сюжетно это самая обычная сказка по фольклорным мотивам, с волшебными предметами, чудесными помощниками, превратностями становления и свадьбой в финале. Более того, она длится час, то есть в несколько раз дольше, чем требуется для всем знакомого сюжета.

В чём же особенность?

В визуальном стиле, повторяющем старые книжные иллюстрации. Это мультфильм — средневековый манускрипт, который хочется не столько читать, сколько рассматривать и восхищаться. Земан полностью отдаётся безмятежно-пастельному миру своей фантазии, с замками и рыцарями, гномами и феями, и приглашает сюда нас.

Режиссёр "Сказки" не раз обращался к технике перекладки. В истории анимации она, бывало, доносила самую разную стилистическую идею. В ней создавались и пропагандистские плакаты ранних советских мультфильмов, и постмодерновый "Южный Парк".

В "Сказке о Гонзике и Марженке" перекладочная технология задаёт очень нежный стиль, которому соответствует неспешное повествование.

8. Сказание о принцессе Кагуя (реж. Исао Такахата, 2013)

10 мультфильмов, посвящённых мифам, сказкам и легендам

Японский анимационный фильм, снятый на студии Ghibli режиссёром Исао Такахатой, соавтором Миядзаки.

"Сказание о принцессе Кагуя" основано на сказке "Повесть о старике Такэтори", в которой рассказывается о Кагуя-химэ, девушке из лунной страны. Кагуя-химэ оказывается на Земле и взрослеет в нашем мире. Её красота привлекает внимание множества богатых женихов, включая самого императора. Девушка отказывает всем, формально давая невыполнимые задания. В конце концов она возвращается в лунный мир.

Одной из главных тем "Сказания" служит контраст застывшего и безжизненного идеала и несовершенной, но подлинной жизни. Кагуя-химэ в буквальном смысле не от мира сего. Она рождена в ожившей утопии лунной страны, а на Земле ей не место. И тем не менее она отчаянно не хочет расставаться со своими маленькими радостями, со своими друзьями и земной семьёй. Возвращение на родину в финале воспринимается как трагедия.

Я не знаю, почему красота и совершенство должны быть противопоставлены жизни, но если вам такой посыл близок, то сюжетно "Сказание" вам обязательно понравится.

Что же касается визуала, то достаточно сказать, что фильм номинировали на "Оскар":

9. Тайна Келлс (реж. Томм Мур, 2009)

Анимационный фильм ирландского режиссёра Томма Мура.

Сюжет является фантазией на тему происхождения Келлской книги — памятника средневековой книжной иллюстрации. Фильм описывает приключения юного послушника Брендона, в будущем ставшего одним из иллюстраторов книги. Кельтские вайбы и дружба с фэйри в наличии.

Фильм довольно детский и содержательно не сильно отличается от массовой продукции того же Pixar. Однако его стоит посмотреть ради гениального визуала Томма Мура — одного из самых эстетичных мультипликаторов современности.

Творческое видение Мура в "Тайне Келлс" временами граничит с авангардом. В изображении человеческих фигур стилизация едва не переходит в откровенный кубизм. Пространство самого фильма, его локации и соотношения масштабов, тоже необычны. В него проникают отвлечённые узоры, схемы, посторонние вещи, которых, согласно бытовой логике, быть не должно.

Визуально фильм выглядит узорным и многомерным, словно отражая причуды свободной фантазии художника. Весь мир "Келлс" служит скорее символическим продолжением темы иллюстраций, нежели копией реального мира.

10. Сын белой лошади (реж. Марцель Янкович, 1981)

Чудо венгерского артхауса. Полтора часа беспредельного психоделического мифологизма.

Формально "Сын белой лошади" основан на волшебной сказке, аналогом которой является русская сказка "Три царства". На деле же Янковичу был интересен не обрывок фольклора сам по себе, а его соотношение с первобытным синкретизмом, в котором нет различий между мифом, эпосом и более бытовыми рассказами.

Режиссёр раскрывает истинное содержание и происхождение того сюжета, который к XX в. выродился в волшебную сказку. Если вы читали Проппа, то, скорее всего, хорошо понимаете, о чём речь.

"Сын белой лошади" — это одновременно героический эпос, повесть об инициации и обретении силы и история космического масштаба, стремящаяся смоделировать вселенную. Более того, режиссёр прекрасно отразил в анимации сущность мифологической картины мира. Поэтическая одухотворённость пронизывает здесь всё равноправно, не делая различия между человеком, животным, растением и неживой природой.

Человек может быть уподоблен светилу, если, например, необходимо придать герою солярный смысл, или яблочному зерну, если он показан как часть большего целого. Небеса принимают облик человека, сохраняя свой изначальный символизм. Дерево неотличимо от мироздания.

Всё, что изображено на экране, изменчиво и текуче. Одно постоянно переходит в другое, а объекты открываются со столь неожиданного ракурса, что совершенно меняют сущность. Полное всеподобие. Ничто не разделено и не утверждено однозначно. В каждом предмете живёт отражение космоса.

Это истинная мифологичность, переданная настолько точно, насколько анимация вообще способна отразить сюрреализм первобытного восприятия.

20K20K показов
2.2K2.2K открытий
18 комментариев

Каких аниматоров проебали. Петров со своим Гераклом вообще ахуй был

Ответить

За пост - однозначный лайк! "Крутые" описания стилистик и информационного содержания мультов.
Но.
Вот мужики рисуют - всё чётко и красиво, приятно смотреть. А "бабы" (простите) - акварельную мазню, вызывающее отторжение..

Ответить

И нахуй ты это высрал?

Ответить

Всё таки известен Земан больше не Крабатом, а комбинированными фильмами, вроде Тайны острова Бэк-Кап.
А в тему посоветую работы жены Петрова - Галины Бариновой:
"Когда песок взойдет" и "Когда-то давно..."

Ответить

А есть ещё великолепный "В поисках Олуэн" Угарова, совместный с британцами, но британцы из титров как-то несравнимы по уровню известности с Угаровым.

Ответить

Опа, лонг в 4 утра, не зря Карасик ДТФ качал

Ответить

Можно вспомнить "Легенды Перуанских индейцев"

Ответить