Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?

Фильм с Давидом Дастмалчяном в роли грустного ведущего ночного телешоу из 70-х находится в топе лучших хорроров года, однако у него довольно много проблем с финальной частью. Давайте посмотрим.

Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?

Сюжет об амбициозном телеведущем, в погоне за рейтингом готового пригласить в прямой эфир самого дьявола, просился в хоррор — и странно, что никто не догадался сделать что-то подобное ранее. Тем более, что сняли фильм не американцы, а австралийские братья-режиссеры Камерон и Колин Кернс, которые до этого сняли и сами же написали ****«Пугающую кампанию» (2016), хоррор о противостоянии продюсеров классического пранк реалити-телешоу и создателей нового веб-сериала, якобы поднявшего уровень реалистичности насилия на небывалый уровень.

«Полночь с дьяволом» — их новый заход на территорию ТВ, но куда более профессиональный. 70-е, показанные на экране, хоть и ругают американские критики за неточности в деталях, для нас выглядят «реалистично» – душная атмосфера, дым-машина, пышные прически, курение каждую секунду, сальные шутки, сексизм и расизм на полную катушку — ну 70-е, вы поняли.

У Джека Делроя есть лишь один шанс на то, что его шоу останется в эфире канала — последнее время с рейтингами его программы не очень, и приглашенные карлики, подставные драки и «истории, о которых невозможно молчать» больше не привлекают аудиторию. Джек решается на отчаянный шаг — пригласить в хэллоуиновский спецвыпуск парапсихолога и ее подопечную, девочку, выжившую в общине сатанинского культа, а теперь якобы одержимую некой сущностью. Ритуал призыва в прямом эфире уж точно должен вернуть рейтинги его телешоу!

О том, что все пойдет не по плану, мы понимаем со вступительного закадрового голоса Майкла Айронсайда, который сообщает нам, что фильм этот будет в популярном жанре найденной пленки, а кадры, которые мы увидим, якобы нашли, отреставрировали и смонтировали совсем недавно — и сейчас мы увидим весь ужас, который творился в прямом эфире больше сорока лет назад.

И вот тут начинаются проблемы (спойлеры).

Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?

Первая проблема — отсутствие современного контекста, сопровождающего новость о «найденной пленке с адским выпуском телешоу». Помните, как актеров «Ведьмы из Блэр» в интернете указывали как мертвых и сами они не появлялись ни на премьере, ни на тематических мероприятиях? Или был, например, Ghostwatch (1992), псевдодокументальный британский фильм о паранормальных явлениях, показанный «в прямом эфире» на Хэллоуин по BBС. Из-за того, что канал не предупреждал о художественном вымысле, на их коммутатор за ночь поступил один МИЛЛИОН звонков от испуганных британцев.

У этого фильма нет никакой легенды. Совсем не обязательно повторять рекламную кампанию «Ведьмы», но раз уж вы взялись за такой амбициозный проект, стоит хотя бы грамотно выстроить сторителлинг в прологе – объяснить с помощью текста и видеоряда, почему эту пленку «потеряли», как выросло то поколение, которое видело ее в прямом эфире, что с ними стало и как мир (который не мог не измениться после тех кадров) чувствует себя сейчас.

Вторая проблема — недостаточное раскрытие самого Джека. Мы видим лишь его «глянцевую» сторону — в свете софитов, в гримерке, несколько кадров с женой и тд. Нам лишь однажды в нескольких «архивных» кадрах показывают, что он принадлежал к влиятельной секте околомасонов, которая собиралась где-то меж высоких сосен и не то устраивала корпоративы в стиле ЛДПР, не то поклонялось каким-то божествам (но все якобы в рамках закона).

Отсюда мы понимаем второй, более глубокий слой Джека как персонажа. Фраза парапсихолога Джун о том, что «демон таится в каждом из нас», выглядит логично на таком фоне — даже «идеальный» Джек не так прост, как кажется. И в нервном, уязвимом взгляде Дастмалчяна нет-нет да и проглядывает эта тьма. Однако ее недостаточно для того, чтобы вообразить Джека антигероем из финального кадра, вонзающим нож в Лилли. Он действительно виноват в смерти жены, как утверждает демон? Или тот его провоцирует? В чем его вина и мотивация, и что на самом деле произошло в студии? Истории отчаянно не хватает контекста.

Как можно было это исправить?

Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?

Третья проблема, и самая часто упоминаемая в обзорах, это финал. У меня есть своя версия, как можно исправить финал, и я ею сейчас поделюсь. Для начала скажу, что та психоделия, которая начинается в последние десять минут фильма, критикуется абсолютно заслуженно — она не вытекает из логики предыдущих 90 процентов фильма, а самое главное – не дает никаких ответов, способных завершить историю. Это просто способ закруглить ее «хоть как-нибудь», если не знаешь, чем закончить.

Что с этим можно сделать? «Полночь с дьяволом» — хоррор об одержимых. Вспомните, кому мы сочувствуем в большинстве таких фильмов? Не самим одержимым, которые воспринимаются нами как отыгранные карты и практически мертвыми, а главным героям – тем, кто страдает по вине демона, даже если это их собственный ребенок. Однако тема и название этого фильма дает отличную возможность изменить этот канон, поддержав удобную двусмысленность — дьяволом в названии может быть не демон внутри Лилли, а сам хост шоу – Джек Делрой. А Лилли (и демон внутри) станут его обличителями — и не главными злодеями в фильме об одержимости.

Именно тот человек, который все затеял, который поклонялся демонам в своей общине успешных и богатых, кто всю жизнь жаждал славы и успеха, положил на алтарь сначала жизнь своей жены, а затем и жизни участников своего адского шоу. Именно это должен был разъяснить демон внутри Лилли в прямом эфире — представить сначала неопровержимые доказательства своей реальности (что было в фильме показано), а затем — с помощью фактов, которые никто кроме Джека знать не мог — доказательства преступлений самого Делроя (что было сделано невнятно). Так, чтобы зрители в студии и у экранов телевизоров убедились бы, кто здесь настоящий дьявол.

Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?

После этого, как и случилось, Делрой, словно персонаж рассказов Эдгара По, не выдержал бы груза публичного унижения, и вонзил бы нож в Лилли — и только она в этой студии должна была умереть, как носитель одновременно и демона, и той правды, которая ни за что не должна была попасть на экраны. В финальной сцене Делроя должна была скрутить охрана и вывести из зала, но ничья, повторяю, ничья смерть здесь не оправдана сюжетом (кроме желания самих авторов устроить резню).

Чтобы история не повисла в воздухе, в конце фильма снова должен был бы раздаться голос Айронсайда, под который нам бы (как и в начале фильма) показали первые полосы всех американских медиа, на которых красуется Джек Делрой, только теперь не популярный ведущий, а приговоренный к смертной казни преступник. Но добившийся славы — как он и мечтал.

Новость о первом документально подтвержденном случае одержимости меркнет перед сообщением о том, что сделал телеведущий, ведь, следуя логике сюжета, главный в этой истории — не дьявол внутри Лилли, а дьявол внутри безголового Джека, героя хэллоуинской легенды и случившегося балагана в прямом эфире.

Другие переводы, лонги, обзоры, интервью — в телеграме. Подписывайтесь на канал, там много интересного.

4.7K4.7K показов
1.4K1.4K открытий
32 комментария

Отличный хорор не душни

Ответить

Плохой хоррор с хорошим потенциалом, который приятно смотреть ровно до последних 15 минут, не душню

Ответить

поддерживаю

Ответить

Странно, что хоррор мейкеры любят устаревшие сюжеты, это если говорить о крупном кино, а вот бюджетное инди наоборот старается в разнообразие.
Телек, найденные пленки, медиумы, дьяволы. Ну это же чисто говно мамонта. И пофиг на глубокий смысл, метафоры, это уже устарело и никого не пугает.
Вот почему никто не уделяет внимание нейросеткам? Ну это же просто идеальный вариант для хоррора.
А что насчет VR? Поиграйте в Бит сейбер в режиме 360. Да там вообще капец как жутко без всяких скримеров и ебак. Огромное, темное, пустое пространство лишь кубики вылетают откуда-то из пустоты. Там такой саспенс, ничего выдумывать не надо.
А дарк нет? Нет, не всякое говно про стримы маньяков, а что-то по настоящему жуткое, в духе Экспериментов Лейн, демона Лапласа, нетсталкинга.
Где, блин, настоящее переосмысление хорроров, под современные реалии? Зачем использовать, устаревшие ещё 20 лет назад, сюжеты?

Ответить

в книгах иногда встречается. Но киношники не умеют в оригинальность почти) Только инди кино умеет удивить к сожалению

Ответить

Насколько я понял, демону нужно было освободиться из Лили, в которой его заперли культисты, завершить ритуал с этим священным ножом - для этого он и напустил на него эти глюки в финале.

И получается, что в роли демона выступала его мертвая жена, чья душа из-за их предыдущих сотонинских "развлечений" оказалась проклята - поэтому в результате культистского ритуала её в девочку и засаммонило.

Ответить

В финальной сцене Делроя должна была скрутить охрана и вывести из зала

Звук полицейских сирен на заднем плане на этот исход намекал настолько жирно, что внимательному зрителю этого более чем достаточно.

но ничья, повторяю, ничья смерть здесь не оправдана сюжетом

Как минимум все смерти тут часть обещанного незабываемого шоу - а так-то экстрасенс пострадал лишь за то, что спалил присутствие мертвой жены, его способности сослужили ему плохую службу и благодаря его "сверхчувствительности" она смогла его убить даже не пробуждаясь в девочке. Докторша была убита за то, что кувыркалась с её мужем, фокусник убит за демонстрируемое пренебрежение и резкое переобувание, когда запахло жареным, да еще и деньгами пытался откупиться - ну а толстячок просто за то, что попытался свалить в самый разгар расправы, это же неуважение.

Чтобы история не повисла в воздухе, в конце фильма снова должен был бы раздаться голос Айронсайда, под который нам бы (как и в начале фильма) показали первые полосы всех американских медиа, на которых красуется Джек Делрой, только теперь не популярный ведущий, а приговоренный к смертной казни преступник. Но добившийся славы — как он и мечтал.

Это само собой разумеется, под звуки полицейских-то сирен - авторы решили, что зрителю не требовалось дополнительное разжевывание.

Ответить