Mad Max

Дисклеймер.Данный текст - пересказ того, что мне рассказывают голоса в голове. Я не претендую на обьективность или какое то авторитетное мнение.
Mad Max

В 1979 году режиссер Джордж Миллер и продюссер Байрон Кеннеди выпустили фильм Безумный Макс. Он стал самым окупаемым фильмом своего времени т.к. заработал больше 100 000 000$ в мировом прокате, а снят был по цене трех разбитых машин и 5ти банок австралийского пива. Мэл Гиббсон из неизвестнго молодого актера мгновенно стал звездой. Фильм стал началом франшизы и вдохновил сотни других произведений в жанре пост-апокалипсис. Я посмотрел все фильмы со словами "Mad Max" в заголовке (и даже поиграл в игру). И подумал пару мыслей, которыми решил тут поделиться.

Что это такое

История фильмов о Безумном Максе длинная и интересная и я хочу начать рассказывать ее издалека. Прямо оооочень издалека.

1899 год. И я имею в виду реальный мир, не мир фильмов. В 1899 году мир увидел первый в истории фильм в жанре “Вестерн”. Хотя сама эстетика вестернов была заложена раньше. На свете еще жили люди, которые помнили фронтир и настоящую жизнь там. Но для большинства американцев это была экзотика. Но при этом очень близкая. Ведь события вестернов происходили не на других планетах, они происходили тут же, в Америке. Совсем недавно. И не важно, что исторической точности в вестернах было чуть меньше чем 0, сама идея того, что ты ходишь по той же самой земле, где отважные герои спасали прекрасных пастушек из лап опасных злодеев - эта идея завораживала.

Вестерны были популярны почти 70 лет. Но рано или поздно зритель всегда устает. В 60х вестерны начинают снимать в Италии. Климат позволяет сделать вид на камеру, что события происходят не в Средиземноморье, а в штате Юта, чем итальянцы активно пользуются. В америке их фильмы получают название спагетти-вестерн. Такой вот бесхитростный расизм 60х. Спагетти-вестернов много, они заваливают зрителя. И есть лишь ограниченное количество раз, сколько ты можешь посмотреть на то как таинственный стрелок спасает маленький городок от банды злых бандитов. Зрители устали и хотят чего то нового.

Я не знаю что у него с головой, не спрашивайте...
Я не знаю что у него с головой, не спрашивайте...

И голливуд им дает. На самом деле идея гениальная, я честно снимаю шляпу перед тем, кто это придумал. Берем точно такой же сюжет. Городок посреди нигде. Честный шериф. Ну или таинственный стрелок. Банда злых разбойников, от которых нужно спасти город. Вот только перенесем все это с дикого запада в современную америку. Пересадим злодеев с лошадей на мотоциклы. И готово! Изи-пизи, у нас в руках новый жанр. Фильм про байкеров, духовный наследник вестерна, который дешевле снимать. Не нужны ни “исторические” декорации, ни лошади. Просто звоним в ближайший байкерский клуб. Толпа бородачей будут с удовольствием кривляться на камеру и злобно реветь своими байками, а платить им можно бочкой пива. Опять таки, никого не волнует что в таких историях нет ни капли смысла, что в современной америке разыскиваемые преступники не бросают вызовы шерифам и не терроризируют целые города. Эти фильмы слишком развлекают, чтобы задумываться о таком.

По моему, огонь)

Этот поджанр в какой то момент станет настолько популярным, что для простого американца термин байкер и бандит окажутся равны. В сенате будут проходить слушания об ограничениях байкерских клубов и Ангелы Ада сделают свое знаменитое заявление об одном проценте. А так же, именно этот специфический поджанр даст нам первый фильм про Безумного Макса.

Безумный Макс

Кстати, персонаж на посторе тоже больше похож на Джима Гуся, чем на Макса
Кстати, персонаж на посторе тоже больше похож на Джима Гуся, чем на Макса

Да, да, именно байкерский фильм, наследник вестрена. А вовсе не постапокалипсис, как можно было бы подумать. События этого фильма происходят в Австралии. В начале фильма есть небольшая заметка про то, что экономические и экологические кризисы подорвали центральную власть. Но она есть, есть полиция, есть магазины и закусочные, есть фермы, есть общество.

Это меня всегда сбивало с толку, если честно. Я посмотрел все три фильма в детстве и многого не понял. Но это было нормально, я тогда часто не понимал чего то в кино. Что-то из-за странностей перевода, что-то из-за недостатка жизненного опыта. Поэтому небольшое непонимание было нормой. Я знал заранее что Безумный Макс это про жизнь после конца света. Но мне было непонятно почему после конца света приходится работать. И как можно взять отпуск. Я не знал что от постапокалипсиса можно взять отпуск и просто поехать с семьей на ферму.

Mad Max

Картина такая: мне примерно лет 12, сижу на кухне и смотрю кино по телевизору. Заходит папа и спрашивает такой:

  • Ого, что это ты смотришь?
  • Безумного Макса. Это кино про пост-апокалипсис. - Говорю я. Только что открытая идея жизни в мире после конца цивилизации волнует меня и будоражит мое воображение.
  • Да? - Папа задумчиво смотрит на экран, где происходит очередная погоня. Грязные люди в странных лохмотьях с шипами кидают копья и ножи в других грязных людей. Старые ржавые машины, тоже с шипами, несутся по пустыне. Папа наблюдает за этим какое то время, а потом говорит. - Я смотрел. Но я думал это просто про Австралию.

Шутка меня тогда очень повеселила. Но спустя много лет я решил пересмотреть эти фильмы. И каково было мое удивление, когда я понял что папа был очень близок к истине. И возможно даже не шутил.

Итак, действие фильма Безумный Макс происходит не после конца света. Это то, что сразу бросается в глаза, если смотреть фильм сейчас. Есть дороги и дорожное движение, больницы, телевидвние, зеленая трава, моря и леса. Наш протагонист Макс Рокатански - просто офицер дорожной полиции. Естественно, если смотреть этот фильм в отрыве от его наследия - все это не вызвало бы никакой реакции.

Mad Max

Но есть и другая сторона фильма. Ощущение, которое невозможно выразить одним словом. Все выглядит немного …потрепанно. Бандиты в фильме - безумны. Один из антагонистов - Ночной ездок - читает проповеди, в которых смешиваются религиозные отсылки и жаргон автомехаников. Другой - Отрезатель пальцев - ведет себя скорее как лидер культа, чем как предводитель банды байкеров. В фильме довольно много модифицированных машин и мотоциклов. Не так много, как можно ожидать от Безумного Макса. Теперь. Но больше, чем можно ожидать от обычного фильма про байкеров тогда. Все элементы уже на месте, но присутствуют минимально.

Фильм больше триллер, чем постапокалипсис. Ужастик про жизнь в маленьком городе, где страшно выйти на улицу, потому что в любой момент могут налететь байкеры, избить, ограбить, изнасиловать. Это такой достаточно приземленный хоррор, практически лишенный фантастических элементов. Это ощущение подчеркивает очень брутальное изображение насилия. Опять таки не благодаря каким то невероятным эффектам, а благодаря безкомпромисной честности авторов.

Mad Max

Весь сюжет это по сути эпизоды войны патрульных и байкеров. Патрульный избил байкера, байкер убил патрульного и т.д. Любопытно наверно то, что протагонист не является героем. Макс - не самый смелый малый, он не готов бороться за закон и справедливость и рисковать своей жизнью. В конце концов, у него есть семья, о которой нужно заботиться. Герой в фильме присутствует - это друг Макса по имени Джим Гусь. В целом, для меня было странно видеть такую дружбу между ними, ведь всем известно что одно из определяющих качеств Макса как персонажа - его безраздельное одиночество. Но мы то знаем это уже постфактум.

Джим - смелый и неунывающий блондин с ядреным акцентом. Рисковый мотоциклист и любимец девушек. Именно Гусь бросает вызов преступности и идет на самые крайние меры, чтобы поймать бандитов.

Mad Max

И в конце концов бандиты сжигают его заживо.

Нам показывают что Гусь выжил, но все его тело покрыто ожогами. И если он и сможет когда либо покинуть больницу, он точно уже не сможет жить той же яркой жизнью, что раньше.

Это глубоко потрясает Макса. Он решает оставить службу и посвятить себя семье. Макс считает что так будет безопасней. Он берет жену и ребенка и они втроем едут в отпуск на побережье. Но им страшно не везет наткнуться на тех же байкеров. В результате напряженной погони, байкеры убивают жену и сына Макса.

Mad Max

Это тот момент, когда Макс становится Безумным. Он трансформируются в другого персонажа и это и есть наиболее интересная часть фильма, как мне кажется. Макс решает отомстить. Но вопреки канонам приключенческих боевиков, для него месть - не смысл жизни. Это лишь способ занять время. А смысла больше нет. Макс не боится смерти, но не потому что обрел смелость, а потому что потерял ценность жизни. Он больше не скован никакими моральными нормами. Или законами. Все, что раньше было для важно - больше не важно.

Mad Max

Макс находит и убивает всех членов банды. Но он не получает удовлетворения от мести. Не ощущает завершенности или готовности двигаться дальше. Он вообще ничего не ощущает. И это и есть Безумный Макс. Такой, каким он стал под самый конец фильма.

Безумный Макс 2: Воин Дороги

Mad Max

Я искренне впечатлен смелостью Джорджа Миллера. Сегодня можно найти пару франшиз, которые решились изменить сеттинг и даже жанр по ходу развития. Но даже среди них я не могу вспомнить ни одной, где бы конец света произошел за кадром. Нет, правда, представьте, что смотрите например Крепкий Орешек. Посмотрели первую часть. И начинаете вторую. И вас приветствует закадровый голос, который рассказывает что произошел апокалипсис и общество скатилось обратно к племенам. И теперь фильм посвящен выживанию Джона МакКлейна в радиоактивной пустыне. Мир полностью поменялся, и это произошло ЗА КАДРОМ.

Но именно это случилось с Безумным Максом. Второй фильм нам заявляет что цивилизация окончательно рухнула. Больше нет правительства, нет полиции, нет школ, больниц, магазинов. Нет травы и деревьев, нет моря. В конце прошлого фильма Макс был одет в модную кожаную форму патрульного и ехал но новеньком блестящем Перехватчике. Сейчас форма Макса изодрана в лохмотья. И это нормальная одежда этого мира. Перехватчик весь в пыли и дырках, он сильно переделан чтобы в нем можно было жить. И это тоже теперь нормально. На дороге валяются трупы и никто их не убирает. И это то, в какой мир нас занесло.

Mad Max

В то же время новый сеттинг идеально отражает состояние нашего героя. Ведь Макс потерял семью. Его мир и правда разрушен. Эта синергия формы и смысла так хороша, а сама смена так неожиданна, что когда фильм вышел на экраны, у фанатов появилась теория. Согласно этой теории, конец света случился только в голове Макса. Мы видим мир таким, каким он его видит. Теория, конечно, несостоятельная. Разумеется, в мире фильма апокалипсис произошел на самом деле, Джордж Миллер это подтвердил. Но сам факт существования такой теории, как мне кажется, говорит о том, что решение сменить сеттинг было очень удачным.

Если первый фильм был достаточно прямолинейным, то второй внезапно оказывается наполнен смыслами и аллегориями. В первой части Безумного Макса происходили события. Но даже там эти события были скорее фоном для главной звезды - атмосферы. Во второй части атмосфера стала гораздо гуще, фильм стал практически сюрреалистичным. А сами события в фильме еще дальше на заднем плане.

Его можно смотреть как обычный фильм - там всякие фермеры и бандиты, какие то разборки. Но эти события скорее всего не отложатся в памяти. А вот ощущение, впечатление, оно останется надолго.

Как и в первом фильме, Макс - протагонист. Но не герой. У нас есть герой - харизматичный лидер поселенцев по имени Паппагалло. Да, конец света изменил отношение людей к именам. А может это нормальное имя в Австралии, я не знаю. Он - мускулистый блондин, всегда одетый в белое. Его машина изящна и блестит на солнце. Он стремится спасти как можно больше людей и готов пожертвовать собой ради других.

Mad Max

Сеттап такой: у поселенцев есть цистерна с бензином. Их поселение окружено бандитами, которые этот бензин хотят. Поселенцы планируют прорваться через блокаду и блондин предлагает Максу место за рулем тягача с бензином. Макс отказывается. Один из селян спрашивает: “Кто же тогда поведет тягач?” - “Я поведу.” отвечает блондин и задумчиво смотрит как пересыпается песок в песочных часах. В конце фильма мы узнаем что цистерна наполнена песком и весь этот план нужен чтобы отвлечь бандитов и дать возможность жителям безопасно сбежать. Изначально они хотели чтобы чужак Макс исполнил роль приманки для разбойников. Но теперь лидер поселенцев героически берет эту ношу на себя, фактически отдавая свою жизнь за своих людей.

Конспирология

Mad Max

Другой интересный персонаж фильма - главный антагонист, Лорд Гомункус. Бодибилдер с маской на лице, немноголсловный и жестокий. Про него не известно практически ничего, но мелких деталей достаточно чтобы поверить в то, что под маской скрывается настоящий человек со своей сложной судьбой. Из доп материалов можно узнать, что в первых версиях сценария в конце должен был произойти внезапный поворот. Сняв маску с умирающего лидера бандитов, Макс должен был обнаружить своего доброго друга из первой части - Джима Гуся. Некоторые детали той версии персонажа остались в сценарии - маска, которая закрывает обожженное лицо, полицейский Смит-н-Вессен.

Mad Max

Но на мой взгляд, это сыграло с авторами злую шутку. Так как по пистолету можно догадаться что этот человек - бывший полицейский, но из всех персонажей, которых мы знаем, Лорд Гомунгус наиболее похож на бывшего начальника Макса - Фифи. У них примерно одинаковое телосложение. В первой части есть короткая сцена, где мы видим Фифи без рубашки и узнаем что он в удивительно хорошей форме для своего возраста. Как и Фифи, Лорд Гомунгус лыс, кроме заметных рыжих бровей. Может быть такое, что Фифи решил наводить порядок новыми методами после того как Макс их бросил? Мне кажется, в это легче поверить, чем в то, что Джим Гусь сошел с ума и стал бандитом.

Mad Max

В банде Лорда Гомунгуса есть человек в полицейской форме. На его голове мотоциклетный шлем, лицо полностью закрыто очками и платком. А Джим Гусь как раз был мотоциклистом. И по телосложению они довольно близки. Так что в моем хэдкэноне Джим последовал за своим начальником и стал лейтенантом в его банде. Я не претендую на реальность этой гипотезы. Но такая трактовка, как мне кажется, хорошо укладывается в общий сюрреалистичный вайб фильма. Все больше не то, чем оно было раньше. Старые вещи обрели новый смысл. И люди из прошлого изменились до неузнаваемости. Все перепуталось, переплавилось и обрело новые формы под этим палящим солнцем.

Про эффекты

Mad Max

На самом деле в 2024 году эффекты из Воина Дороги сложно назвать невероятно зрелищными. Но было несколько моментов, которые меня впечатлили. Во-первых, я подозреваю что в большинстве стран такие трюки снимать было бы просто незаконно. Каскадеры без особых заморочек прыгают между машинами на ходу, машины врезаются друг в друга, горят и взрываются. Я не знаю сколько травм было получено на съемочной площадке, но если все ушли домой с целыми ногами и руками, то я буду удивлен. (Дополнено: я нашел список травм на съемках. Я не удивлен)

Особую награду получает сцена, где ребенок лазит по капоту едущего грузовика. С одной стороны совершенно безупречный монтаж - я понимаю что большинство ракурсов снято на самом деле не на ходу и мальчик в безопасности. Монтаж очень хорош, он заставляет верить в реальность всего что видишь. С другой стороны я задушнил и специальный высматривал есть ли там кадры, где видно что мальчик находится вне кабины когда грузовик едет.

Есть.
Есть.

Стиль

Mad Max

Центральной звездой фильма является не сюжет и не Мэл Гиббсон в кожаных штанах. И даже не эффекты, хотя они получают почетное второе место. Настоящая звезда - это стиль. Машины-мутанты, бдсм-костюмы, странный слэнг будущего, столь близкий к нашей речи но и столь чужой. Повседневные предметы наполняются новым смыслом. А практические эффекты добавляют всем этим элементам правдоподобности.

Mad Max

Это мир, который так сильно не похож на наш. И в тоже время так близок. Безумный Макс вдохновил людей по всему миру по другому смотреть на вещи, заставил нас поверить что конец привычной нам жизни может быть не так уж далеко, как нам кажется. И что такие вещи, как вода, еда и безопасность - то, что мы привыкли считать положенными нам от рождения - когда то были недостижимой роскошью. И очень легко могут стать ей вновь.

Безумный Макс 3: Под куполом грома

Mad Max

Оооооооох………

Мне сложно говорить об этом кинофильме, сложно начать о нем говорить и сложно продолжать и очень сложно закончить. Он не очень хорошо снят, назовем это так. Условно, его можно разделить на три очень слабо связанные части. Я так и сделаю и буду говорить по отдельности о каждой части и почему они все –не-очень-хорошо-сняты—.

Бартертаун

Первая часть относительно качественная. У Макса украли все его пожитки и он приходит в поселение Бартертаун чтобы вернуть их. Там он оказывается втянут в местные интриги - Тина Тернер интригует против карлика - и даже сражается Под Куполом Грома, который дал название фильму. В целом это нормальный постапокалипсис, адекватное продолжение второй части, продолжает его дух и внешний стиль. Есть странности с выбором актеров, странности в саундтреке, но ничего фатального.

Mad Max

Можно прикопаться к лору фильма. Ведь Макс все еще довольно молод и можно видеть как люди намного старше него ведут себя так, как будто не жили в нормальном мире. Они носят странные лохмотья и скандируют людоедские правила так, как будто они выросли в этой культуре. Но к этому я еще вернусь.

В целом эпизод норм.

Оазис

Mad Max

Теперь Макс попал в оазис в пустыне. Тут живут дети, выжившие после авиакатастрофы. Они верят что пилот самолета вернется за ними и на самолете повезет их в нормальный город, где им не придется выживать. У них есть рисунок капитана и тот оказывается удивительно похож на Макса.

Грустный такой)
Грустный такой)

И снова у нас есть постапокалипсис, но на этот раз фирменного стиля тут практически нет. Конфликт в истории мог быть любопытным, но на его развитие практически нет времени. Ну и дети. Они милые, глупые, смешные, трогательные в своей наивности. И все это хорошо, конечно, но как будто не уместно в фильме про Безумного Макса. Тут настроение фильма мягко меняется в какую-то совершенно странную сторону.

Чан с говном

Нет, я не назвал третью часть этого фильма чан с говном, просто там буквально есть эпизод где человек падает в чан со свиным говном. Безумный Макс Рокатански в компании детей устраивает потешную потасовку в свинарнике. И это просто грустное зрелище.

Mad Max

Затем следует погоня в стиле второго фильма. И с одной стороны в ней участвует больше машин и людей, они выглядят более странно и интересно. С другой стороны появляются совершенно неуместные комедийные трюки, забавные звуки и в целом…дети…

В итоге Макс жертвует собой чтобы спасти детей. Но внезапно Тина Тернер, только что требовавшая голову Макса, решает его пощадить и просто уезжает. Пророчество детей, в некотором смысле, исполняется и они заселяют руины Сиднея. Концовка копирует вторую часть - у нас также есть другой персонаж, девочка, которая уже во взрослом возрасте рассказывает кому то легенду про человека, который ее спас.

Короче с этой частью все очень плохо.

Мысли о Куполе Грома

Я упоминал, что в предыдущих фильмах Макс редко был главным героем. Иногда он был протагонистом, но и то не всегда. Первый фильм был про то как Джим Гусь борется с бандами байкеров. И Макс был его напарником. Второй про то, как поселенцы спасаются от бандитов. И незнакомец Макс им помогает. В третьем внезапно этот тренд нарушен и именно Макс - наш протогонист, кроме него у нас никого нет. Нарушается темп фильма, это не складная история а просто какие то события, которые просто происходят. Из-за этого фильм кажется тянется бесконечно долго.

Концовку можно тарктовать как завершение арки персонажа Макса. Он потерял семью, потом он думал что не способен на привязанности и должен жить один. И потом встретил тех, о ком он решил заботиться и ради кого он пожертвовал собой. Окей, но итог бесконечно скомканный. У Макса нет времени и правда построить отношения с детьми, так чтобы его жертва выглядела убедительно. Тина Тернер пощадила Макса, хотя совсем недавно жаждала его крови - мне сложно придумать причину для этого.

Смотришь в окно, а оттуда на тебя смотрит Тина Тернер 0_о
Смотришь в окно, а оттуда на тебя смотрит Тина Тернер 0_о

В голову приходит разве что безумная мысль. А что если Миллер пытался снять детский фильм? Огромное количество детей в касте, минимум крови и насилия, веселые трюки и шутки про макание в говно. Очень похоже что возрастная планка для фильма была сильно опущена. Только непонятно зачем…

Особенно подчеркивает балаганность этого фильма его саундтрек. Нужно признать что он довольно странный современному уху во всех трех фильмах классической трилогии. Это везде симфонический оркестр. Возможно, в 80х такой звук добавлял кино какой то статности, но сейчас он смотрится совершенно неуместно. Но в третьей части это особенно заметно. Дети бросаются говном под веселые переливы скрипок и труб. Если закрыть глаза, можно подумать что смотришь первые фильмы о Гарри Поттере. Открываешь - а тебе в лицо уже летит какашка. К тому же, внезапно в осте появился джаз, видимо какая то аура Тины Тернер.

Mad Max

Сохранилась фирменная манера Миллера показывать нам интересных персонажей, но не рассказывать ничего о них. Таких тут много, от пилота самолета, до безымянного парня в свинарнике.

Пилот самолета от меня получает особую премию за самый сбивающий с толку каст в истории. Его исполняет тот же актер, который во второй части играл пилота вертолета. Его даже не пытались загримировать. Когда фильм начинается, ты уверен что это тот же персонаж, но нет, они с Максом не узнают друг друга. В интервью у авторов фильма спрашивали, почему они выбрали этого актера на две разные но столь похожие роли. Ответ был: “Прост.”

Mad Max

Если заглянуть за кулисы, то становится понятно, что случилось. Дело в том, что незадолго до начала съемок, погиб близкий друг Миллера, Байрон Кеннеди. Кеннеди при этом был продюсером первых двух фильмов. Миллер признавался в интервью, что взялся за создание Купола Грома под влиянием горя, желая уйти от эмоций в работу. Себе в помощь Миллер пригласил со-режиссера Джорджа Огвила. Естественно, когда фильм снимают два режиссера, один из которых находится в трауре а другой имеет совершенно отличающееся видение, то получается…ну, Купол Грома.

Mad Max

Еще я хочу отметить персонажа парнишку-гота. Он покрывает себя белой известью, с черными пятнами вокруг глаз. Его пещера украшена черепами. И ты задаешься вопросами - чьи это черепа? Парнишка просто любит эту эстетику или он выполняет какие то духовные функции в племени, типа провожать мертвых в последний путь? Ответов, как обычно нам не дают. Но в данном случае я не против, это очень эффектный способ добавлять правдоподобности миру. А еще парнишка послужил явным прототипом одного из главных героев следующего фильма…

Безумный Макс: Дорога ярости

Mad Max

Оооооууууу бооооойй…. вот мы и добрались. Я тут предвзят, ничего не могу с собой поделать. Я готов часами рассказывать насколько этот фильм идеален, совершенное сочетание формы и наполнения, переплетение смыслов и символов. Через какой АД прошла съемочная команда, создавая этот шедевр, вы не представляете!

Но я постараюсь держать себя в руках.

По дороге к Дороге Ярости

Как я сказал, это был ад. Больше 20 лет прошло между тем как у Миллера появилась идея фильма, до выпуска его на экран. Изначально Мэл Гиббсон должен был вернуться к своей роли, но за время препродакшена он успел состариться. Некоторые машины, которые в итоге участвовали в съемках, были собраны еще в 90х и все эти годы стояли в ангарах.

Изначально планировали снимать в Африке, но тут произошло 11е сентября (2001го года!) и голливудские гильдии запретили снимать в арабских странах. Тогда выбрали Австралию.

Mad Max

Когда команда прибыла в Австралию для съемок, над континентом прошел шторм, из таких что бывают раз в столетие. Пустыню затопило, а затем она зацвела. Команда решила подождать пока цветы завянут и можно будет снимать постапокалипсис. Ждали полтора года. Но цветы так и не завяли.

За время всех этих проволочек анти-арабские настроения утихли и Миллеру вновь разрешили снимать в Африке. И там оказалось что у Миллера нет сценария. Есть борды с раскадровками, в которых только он понимал что нарисовано. В результате актеры и каскадеры просто делали то, что им говорят, но никто не понимал что именно они снимают. Шарлиз Терон и Том Харди ругались друг с другом и с Миллером, последний предрекал что фильм будет полной бессмыслицей и провалится.

Mad Max

После завершения съемок у Миллера на столе оказалось больше трехсот часов материалов. Из них в течение еще полутора лет монтировался двухчасовой фильм. Монтаж тоже имел интересную особенность. В каждом отснятом дубле выделялась область, где происходит основной экшен - место, на экране куда будет направлен взгляд зрителя. Затем все экшн-сцены монтировали так, что даже при очень частых склейках эта область двигалась по экрану из стороны в сторону очень медленно.

Mad Max

Обычно считается что много склеек - это плохо т.к. после каждой из них зрителю нужно адаптироваться к тому, что он видит на экране. Найти, куда ему смотреть. И частые склейки означают что зритель будет много двигать глазами и не успевать понять что именно ему показывают. Но при такой технике зритель двигает взгляд по экрану плавно, и самый экшен всегда окажется ровно там, куда он уже смотрит.

Сложно уместить в голове, сколько трудностей преодолел Миллер и его команда и сколько оригинальных решений они применили при создании Дороги Ярости.

И наконец он вышел

И получил 10 номинаций на Оскар. И собрал 6 из них. Фильм жанра боевик, я напомню. Мгновенно признан современной классикой и одним из моих любимых фильмов. Том Харди публично извиняется перед Миллером и мирится с Шарлиз Терон. Спустя почти 40 лет после первого фильма, мир снова смотрит Безумного Макса.

Дорога Ярости вобрала в себя лучшие составляющие старых частей. Узнаваемый стиль, выкручен на 11. Бешенный драйв бешенней чем когда либо. Визуально интересные персонажи настолько интересны, что зрители забрасывают Миллера вопросами об их историях. Машин мутантов столько, что даже посмотрев фильм десяток раз, можно находить новые интересные решения.

Mad Max

Лишнее было отброшено. Долой детей и шутки про говно. Симфонический оркестр уступил место тяжелому металлу. Практические трюки на грани жизни и смерти дополнены компьютерной графикой настолько изящно, что совершенно невозможно увидеть где заканчивается одно и начинается другое. При том, что про каждого из персонажей Миллер написал десятки страниц бэкстори, диалоги сведены к минимуму. Потому что Дорога Ярости - это абсолютное кино. Его язык - изображение. Нет, даже…

Его язык - насилие.

Задача любого произведения искусства - передать эмоцию. Идею, ощущение, что-то, что невозможно просто описать словами. Этот контакт между творцом и зрителем - и есть самая важная часть любого искусства. Это то, зачем люди смотрят на картины и слушают музыку. Осознание того, что ты не одинок в своих ощущениях. Что хотя ты сам не можешь выразить своих чувств, в мире есть как минимум один человек, который тебя понимает. И возможно, есть множество людей, которые разделяют твою страсть к этому произведению. И значит, все они чувствуют то же самое что и ты. По крайней мере, такой мой взгляд. Но к чему это я…

Mad Max

Когда я смотрел Дорогу Ярости в кино, люди топали ногами под такт боевых барабанов. И я тоже топал. Люди вскрикивали от восторга, ужаса, отчаяния. Этот фильм передает эмоции, так же как это делает любое другое произведение искусства. Его уникальность в его формате. Это боевик. Но если все остальные боевики используют экшн-сцены для того, чтобы развлекать зрителя, Дорога Ярости использует экшн для передачи эмоций.

Нет, в мире есть боевики со смыслом, есть трогательные, есть умные. Но в них всегда есть четкое разделение - экшн для развлечения, а остальные сцены для смыла или чувств. Дорога Ярости передает чувства ПРИ ПОМОЩИ экшена и этим она уникальна. При помощи действий, при минимальном количестве реплик, нам показывают развитие персонажей, их отношений. Как Макс из обезумевшего животного становится обратно человеком. Как растет доверие между ним и Фуриосой. И женами Несмертного Джо. Как Накс преодолевает культ, в котором он жил и видит правду. Все это показано нам через динамичный экшн. Миллер рассуждает на вечные темы жизни и смерти, страха, обмана и любви, доверия и дружбы. И все это на языке действий.

Mad Max

И символов. Каждая сцена наполнена символизмом. Когда женщины срезают пояса верности и показывают что обретают свободу. И когда Макс наконец (последним в группе) срезает с себя ошейник, обретая человечность. Когда Макс смывает с себя кровь врагов материнским молоком. Когда он отдает свою кровь Фуриосе, показывая что и в этом мире мужчины могут нести не только смерть, но и жизнь тоже. Во всех этих и многих других сценах Миллер и его команда смогли спрятать двойные и тройные смыслы. Это моменты, которые легко пропустить в первый просмотр, не разглядеть за мельтешением машин и ревом моторов. Но пересматривая Дорогу ярости во второй, третий, пятый разы я каждый раз находил что то новое для себя.

Как я уже сказал, фильм немногословен. Он очень четко следует правилу Показывай а не рассказывай. Но иногда он все таки говорит. И благодаря этой немногословности сказанные слова обретают огромную силу. Например ближе к началу фильма одна из жен кричит Наксу: “Кто убил мир?!” (и сбрасывает его с машины). У меня каждый раз мурашки по коже в этот момент. Это не остроумная перепалка во время битвы, как принято в марвел или современных звездных войнах. За этой короткой фразой скрываются бесконечные дни и ночи страданий, неволи, голода и холода. И люди, проживающие свои короткие жизни в этих ужасных условиях снова и снова задаются вопросом - кто убил мир?

Mad Max

Другой пример - Макс. Он называет свое имя только в самом конце фильма. И это выглядит не очень эпично, он просто называет его и все. Но это важный момент. Как я уже упоминал, Макс в Дороге ярости проделывает длинный путь от выживающего в пустыне животного, до мыслящего и чувствующего человека. Он называет свое имя когда чувствует что вновь обрел его и имеет на него право.

Любопытно что сама сцена привлекла внимание многих людей. Как это было с Воином дороги, появились фанатские теории, утверждавшие что персонаж на экране это не Макс Рокатански, а дикий мальчик из второй части. Он просто хочет во всем подражать своему кумиру и берет его имя когда чувствует что заслужил его. Теория неплохая, но сам Миллер ее прямо опровергю Нынешнее состояние Макса он объясняет в комиксах и в игре. Эта теория могла бы объяснить некоторые хронологические аномалии, но об этом я расскажу чуть позже.

Каст.

Не обошлось без своих интересных моментов в касте. Так например, помните, я написал что на съемочной площадке уже были травмы среди каскадеров? Во время съемок Дороги ярости за безопасность трюков отвечал каскадер с огромным опытом по имени Гай Норрис. Его опыт включает перелом ноги во время съемок Дорожного Воина. И благодаря ему на съемках Дороги Ярости никто не получил заметных физических травм.

Mad Max

Другой актер, вернувшийся закончить начатое - актер Хью Кийс-Байрон. В Дороге Ярости он исполняет роль Несмертного Джо, а почти 40 лет до этого он исполнил роль Отрезателя Пальцев - главного антагониста самого первого Безумного Макса. Тут у меня теорий заговора нет, сорри, он просто хорош в том, что он делает.

Сюжет.

Сюжет как всегда на втором плане. На первом плане стиль и драйв. Сам Макс едва ли в фильме, он не главный герой, как и положено правильному Безумному Максу. Кроме него есть Фуриоса, однорукая воительница пустошей. Жены Бессмертного Джо. Их пять, но с точки зрения сюжета и экранного времени, они действуют как один персонаж. И есть паренек по имени Накс. У каждого персонажа есть своя функция. Жены борются за свою роль и доказывают что они не просто макгаффин а живые люди. Фуриоса является нашим проводником в этот суровый мир. А Накс обеспечивает нам арку персонажа - он проходит долгий путь от обалваненного культиста до настоящего героя, готового пожертвовать собой ради любви.

Mad Max

Макс исполняет свою роль - странника, который бесконечно колесит по пустыне, пытаясь спастись как от разбойников, так и от кошмаров своего прошлого. Его затягивает в эту историю, но в конечном итоге он не становится ее частью. Потому что эта история заканчивается хорошо. А история Безумного Макса Рокатански не может закончиться хорошо. Я подозреваю, что она вообще не может закончиться. Потому что…

Макс Рокатански в аду.

О чем вообще эти фильмы? Я рискну сделать предположение, что они про очень конкретную жизненную ситуацию. Про человека, который потерял все, что было для него значимо. Человека, который потерял смысл существования, но продолжает существовать. И все особенности повествования подчеркивают эту идею. Макс не является центром сюжета потому что ему на самом деле не интересен этот мир. Какие то события происходят, он как то неохотно вмешивается. В конце истории он всегда уходит туда же, откуда он пришел. Второплановые герои интересны зрителю, но не Максу.

Mad Max

А сам Макс не может быть главным героем, ведь герою нужна арка персонажа, какая то трансформация. А у Макса в душе не происходит никаких изменений, его душа - такая же выжженная пустыня, как и то, по которой он слоняется. Кстати, как выглядит эта пустыня?

Мерзкая еда, какие то личинки и собачьи консервы. Полное отсутствие гигиены. Некоторые кадры буквально пахнут. Палящий зной. Это условия в которых невозможно выжить. Нет, серьезно, всего того, что нам показали в фильме, недостаточно чтобы даже просто выжить.

Mad Max

И рев моторов, грохот железа. Самые брутальные, маскулинные звуки, что можно представить в нашей культуре. Машины, которые мы видим на улицах каждый день. Вернее, которые видели австралийцы в 70х. Но искаженные, переделанные в орудия смерти. И как и в случае с людьми, мне сложно представить, чтобы эти машины ездили в таких условиях. Без инфраструктуры, без стабильных поставок масла, бензина, запчастей. Да, они выглядят потрепанными, но если бы этот мир работал бы по законам здравого смысла, они бы вообще не двигались бы.

Mad Max

Так же как и машины, искажены люди. Многие из них изувечены, очень много людей с врожденными деформациями. И снова, с одной стороны логично - конец света же. С другой стороны - когда они успели? Макс не выглядит древним стариком, а горбуны и карлики, которых мы видим - его ровесники.

Искажены умы людей. Они говорят знакомыми словами, но для нас в их речах нет смысла. Даже сами слова чуть - чуть искажены. Люди не знают как правильно их произносить. У них другие приоритеты, для них бензин - нечто священное. Нормально услышать слово безин в одном предложении с душой или святыми. Воду они называют аква-колой, хотя саму колу они никогда не видели. В Вальгалле, по мнению Накса ему ожидает Мак-Пир (Чибургер в руссоком дубляже). Эдакая дань фаст-фуду, от которого ничего не осталось, как и от мира, в котором он был уместен. Культура нового мира кардинально отличается от нашей.

Mad Max

И снова возникает вопрос - когда это случилось? Макс жил до конца света, в более-менее нормальном мире. Он не сильно постарел внешне, по его виду не прошло больше двух, ну максимум пяти лет. Но теперь он в совершенно другом мире, окруженный другими людьми с другой культурой. В отличии от него, эти люди не помнят мира до. И Макс, как Каин, уже целую вечность слоняется по пустыне, обреченный на вечные муки. Обреченный смотреть как люди вокруг него страдают и умирают.

Mad Max

Я не утверждаю что тут есть какая то теория заговора. Что это все Максу лишь кажется. Или что он умер и попал в ад. Нет. Смысл в том, что мир, который нам показывает Миллер в первую очередь служит для того, чтобы обозначить внутреннее ощущение Макса. Пустой, безжизненный, невыносимый. И в то же время полный ярости, огня и грохота металла. Вот и всё. Для того, чтобы попасть в ад, не нужно было ни умирать, ни сходить с ума. Хотя, последнее может и нужно.

Итак

Короче, кино посмотрел, всем доволен. Кроме третьего фильма, его было больно смотреть. Ну и первые два, хотя и обладают определенным шармом боевиков 80х, выглядят уже устаревше и очень медленные по современным меркам.

Дорога ярости по сути переизобрел франшизу. Стал прорывным фильмом для своего времени, хотя кто-то скажет что он и до сих пор не переплюнут.

Внимательный читатель мог заметить, что в этом посте я не продушнил игру 2015го года, хотя она тоже напрямую относится к франшизе. Собственно, посмотреть все это и написать меня сподвигла именно игра. Но текста получилось много и пришлось разбить его на несколько частей. Пост про игру обязательно будет и тут будет ссылка.

Mad Max

Читатель с хорошей памятью мог также вспомнить что существует спин-офф фильм про молодую Фуриосу, который незатейливо называется Фуриоса. И его я тоже обошел вниманием в этом посте. Дело в том, что когда я начинал его писать, этот фильм даже не был запланирован. И так случилось, что черновик лежал у меня в столе очень долго. Примерно до момента выхода кино.

Mad Max

Несмотря на мою нежную любовь к Дороге Ярости, (а может как раз таки из-за нее) я не очень интересовался этим проектом. Но вот я значит дописываю последние строчки. Тяжело вздыхаю и смотрю в интернете когда там Фуриоса выходит. Оказалось что на следующий день. Ну было бы нечестно написать столько всего про франшизу и проигнорировать последний фильм.

В тот момент я не знал во что ввязываюсь. Когда текста про Фуриосу стало больше, чем про все остальные четыре фильма вместе взятые - я выделил ее в отдельный пост. Сейчас он на стадии редактирования.

Ну а пока это все, спасибо, если вы продрались через все эти буквы.

Mad Max
3030
9 комментариев

Макс рокатански в сердечке , помню в 11 лет впервые посмотрел фильм ( 2 часть ) в каком же был восторге от фильма, даже не знал что существует эпичная 1 часть про отморозков мотоциклистов , один из любимых фильмов ) Лорд Хумангус великий злодей!

2
Ответить

После Дороги Ярости эта Фуриоса сплошное разочарование. Дед сдулся, даже вроде бы изобретательный экшен стал выглядеть уныленько, как марвеловское CG-мельтешение.

1
Ответить

Прикол, буквально на днях впервые в жизни посмотрел старую трилогию и хотел написать примерно такой же текст:)
Теперь сравню свои ощущения от просмотра с твоими

1
Ответить

Каждый раз видя лицо главного героя из Диких Ангелов в голове начинает играть трек: https://youtu.be/Y3ixEzKA4k0?feature=shared

Ответить

милляр буквально говорил в интервьях, как в сонном мельбурне он впервые в жизни услышал живые выстрелы - из-за задержки в поставке бензака всего лишь на неделю. всё там ок с окопалипсисом.

Ответить

да третий фильм типичный янг адалт, к нему надо так и относиться. однако, эпизод с детьми и самолетом - типичная для Макса психоделия и шиза, как мне кажется.
ну а аналога визуализации сеттинга тогда просто не было в кино.

Ответить