Дюна 2 глазами писателя.

Прочитал тут классный пост про "Эффект голого короля" в главном фильме прошедшего года (вот этот). И вспомнил, что я вообще то хотел написать отзыв о Дюне2, но как обычно забил. Хотя мне есть, что сказать.

Дюна 2 глазами писателя.

Да, я уже читал вот этот пост (Разочарование), как и множество других ругающих самый главный фильм года, а то и десятилетия (я когда это пишу имею ввиду, естественно, фильмы в жанре фантастика). Проблема в том, что все ругают огромное количество нестыковок называя это проблемами с сюжетом, хотя это не совсем верно. Точнее огромное количество нестыковок имеет место быть, но вопросы ли это сюжета? И откуда вообще у сюжета появились проблемы?

Моя любимая доебка. Как они вообще умудрялись толпой залезать на несущегося червя, палатки там расставлять, провизию закидывать? лол.
Моя любимая доебка. Как они вообще умудрялись толпой залезать на несущегося червя, палатки там расставлять, провизию закидывать? лол.

Если на нестыковки и несоответствия с книгой мне глубоко насрать, то к сюжету у меня, как у писателя (пускай такого себе и так то никому не известному) есть вопросы. Но сначала, давайте вспомним первую часть.

Дюна: часть первая.

В первой части можно выделить два ключевых события в фильме.

1) Переезд дома Атрейдесов на Арракис и, КАК СЛЕДСТВИЕ, полный разгром их дома армией Харконненов с помощью войск Императора

2) Присоединение Пола к фрименами.

Еще раз, все остальные события, буквально каждая сцена, подводит нас к одному из этих событий.

Мы начинаем понимать, что у Атрейдесов на Арракисе будут проблемы когда нам показывают, что Харконнены оставили после себя хлам, а не оборудование.

Когда нам показывают нападение на дом Атрейдесов на Арракисе, мы не удивляемся, потому что уже было покушение на Пола.

Нас целый час умышленно подводили к этому.

Почему Пол смог присоединиться к фрименам? Нам показывали как он изучал их. Почему мы верим, что он может быть избранным? Так он же вот только что прошел гом-джаббар!

Вообще фильм строится по классической трехактной структуре.

12 шагов до конца фильма.
12 шагов до конца фильма.

1) Нам показывают Каладан, Дом Атрейдесов.

2) Пришествие послов Императора, сообщающее о переезде Дома Атрейдесов.

3) ПЕРЕЕЗД НА АРРАКИС.

4) Первое препятствие: оборудование которое оставили Харконнены - хлам, к тому же один из краулеров уничтожен песчаным червем.

5) Второе препятствие: Покушение на Пола Атрейдеса.

6) БОЛЬШОЙ ПОВОРОТ: Предательство доктора Юэ.

7) Третье препятствие: Вторжение армии Харконненов и сардаукаров.

8) Катастрофа: Смерть герцога Лето Атрейдеса.

9) Кризис: Похищение леди Джессики и Пола.

10) КУЛЬМИНАЦИЯ (НОВАЯ НАДЕЖДА): леди Джессика и Пол спасаются в палатке(?) и принимают решение двигаться в сторону фрименов.

11) Находят фрименов.

12) Дуэль Пола и Джамиса.

Тут кстати очень классный момент всей истории. Перед дуэлью все однозначно говорят, что у Пола нет шансов против Джамиса, но когда во время дуэли Пол показывает свое превосходство и Стилгар спрашивает чего он тянет. Леди Джессика говорит ему, что Пол еще никого не убивал, а потому не может закончить дуэль. На самом же деле т.к. у Пола дар к "предвидению" и он видел РАЗЛИЧНЫЕ варианты будущего, во множестве его видений он становился с Джамисом лучшими друзьями, тот становился его наставником, возможно даже заменял ему отца, а потому он пытался свести бой к такому результату в котором Джамис не погибал. Что еще раз доказывает на сколько Пол превосходил соперника в битве, шансов на самом деле не было у Джамиса.
Если не ошибаюсь, первый это подметил rocketman.

13) Конец. Присоединение к фрименам.

Нам нравится первая часть т.к. она сделана по канонам сторителлинга. Вот и все.

Дюна: часть вторая. Проблемы.

Попробуйте расписать сюжет второй части по классической структуре. У меня вот не получается. Да есть испытания, да препятствия, но появляются они в повествовании не структурно. Например, за побуждающее происшествие может сойти сцена где леди Джессика пьет Воду Жизни, но скорее оно происходит ближе к концу фильма когда Воду Жизни пьет уже сам Пол. Или это считать как "большой поворот"? Или "большой поворот" случается когда появляется Гурни Халлек?

Сбой в структуре произошел из-за того, что по факту это сюжет последней трети книги, а потому история в фильме не целостная. Когда писателю нужно увеличить размер книги он закольцовывает второй акт и крутит его столько сколько надо.

По сути, Дюна часть 2 выглядит так:

4) препятствие.

5) препятствие.

6) поворот.

4) препятствие.

5) препятствие.

6) поворот.

7) препятствие.

8) Катастрофа

9) кризис.

10) Кульминация второго акта.

11) Кульминация третьего акта.

12) развязка.

13) Джихад.

Дюна 2 глазами писателя.

Отсюда и появляются проблемы.

Проблема 1.

Из-за того, что это отдельная часть фильма, к тому же начинается сразу с препятствия, а потому нас не подводят к ним, простыми словами, нам на них все равно.

Ключевых событий во второй части стало больше, я выделяю следующие.

1) Первый поцелуй с Чани.

2) Езда верхом на черве.

4) Пол выпивает Воду Жизни.

5) Сражение с Харконненами и Императором.

6) Дуэль с Фейд Раутой.

Из шести пунктов нас подвели только к Дуэли с Фейд Раутой (которая получилась просто огонь). Подводка к тому, почему Пол выпивает Воду Жизни, суммарно занимает 15 минут (напомню, общий хронометраж - 2. 40 часа), а де факто заключается в "голосе" Леди Джессики. Подводкой к сражению можно считать события первого фильма и частично появление Гурни Халлека (словно рояль из кустов) Поцелуй с Чани и езда на черве, выглядят вообще как филлеры к истории. Складывается впечатление, будто фильм добротно порезали и поэтому поцелуй главных героев, например, подается настолько неожиданно, что ты вообще им не проникаешься. Хотя это наверное самая красивая сцена фильма.

Или вот пример.

Вот второстепенный персонаж говорит Полу, что никто из фрименов не бросит его тут.
Вот второстепенный персонаж говорит Полу, что никто из фрименов не бросит его тут.
Дюна 2 глазами писателя.

А в следующей(!) сцене нам показывают как ее казнят прибывшие Харконнены. Сочувствуем ли мы ей? Ну нет конечно, мы только удивляемся, почему она осталась, а не ушла. Почему осталась ОНА, ведь Шишакли лучшая подруга Чани. Да и к тому же, она относилась предвзято к Полу ВЕСЬ ФИЛЬМ. Почему вообще кто то остался? Задержать врагов? Нам не сказали. Просто смотрите какой жуткий Фейд Раута с огнеметом.

Да, можно сказать, что в качестве первого акта выступает ВСЯ первая часть. Но между фильмами прошло три года так то, все ли перед просмотром смотрели первую часть? Я вот смотрел. Помогло ли мне это? Нет, получилось только хуже. Почему? Это вторая проблема.

Проблема 2.

Персонажи кардинально поменялись! Они даже разговаривают по другому, не понятно почему, их характеры поменялись на столько, что это буквально ДРУГИЕ персонажи.

Загадочная Чани, говорящая в первой части исключительно пафосно, будто персонажи Эллады, стала подругой Питера Паркера во второй части.

Крутой, маскулинный Стилгар из первой части, превратился в шута.

Леди Джессика просто ебнулась. Ну ок, это сюжетно объяснимо, просто мне жаль, что мы потеряли такого восхитительного персонажа с первой части.

Грозный Раббан? Идите смотрите первую часть, тут он пускает сопли.

ВЛАДИМИР ХАРКОННЕН! Сори, бутафория.

Проблема 3.

Юмор. Зачем? У нас тут Джихад же вобщет.

Да, в первой части тоже была шутка. Одна.

Во второй части смешной Стилгар только сбивает темп повествования. Хотя, будем честны, он очень смешной. Проблема в том, что он лишний.

На выходе мы получаем не целостную историю. Мотивация некоторых персонажей осталась в первом фильме, но во второй части это НОВЫЕ персонажи. Вторая часть стала богата на события и ей не хватило хронометража (даже такого), вырезанные сцены доломали структуру в конец.

Все эти моменты спокойно бы пофиксились в формате сериала, но увы.

Эпилог.

Пока я все это собирал в кучу, меня смущала только одна вещь. Как из такого цельного повествования можно было все перевернуть во вторую часть. Ответ есть.

Эрик Рот.

Эрик Рот американский киносценарист, писал или был соавтором таких фильмов как "Форрест Гамп", "Свой Человек", "Мюнхен", "Загадочная история Бенджамина Баттона", "Жутко громко и запредельно близко", "Звезда Родилась", "Манк", "Убийцы цветочной лучны".

Премии и номинации

2022 — номинация на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Дюна»)

2021 — номинация на «Оскар» в категории «лучший фильм» (фильм «Манк»)

2019 — номинация на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Звезда родилась»)

2009 — номинация на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»)

2006 — номинация на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Мюнхен»)

2000 — номинация на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Свой человек»)

1995 — премия «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» (фильм «Форрест Гамп»)

Вы спросите, как человек который лауреат премии Оскар, шестикратный номинант на Оскар смог так оступиться? Ни как. В создании сценария ко второй части он не участвовал).

Ровно по этой причине у людей возникают вопросы к сюжету, нестыковкам и прочему. Человек который хорошо умеет в свое дело не смог принять участие в создании фильма (поговаривают, что из-за голливудской забастовки киносценаристов). Отсюда вот это все.

А кто тогда писал сценарий? Знакомьтесь, соавтор Эрика по первой части Дюны - Джон Спэйтс.

Дюна 2 глазами писателя.
Дюна 2 глазами писателя.

Автор сценариев таких фильмов "Фантом", "Прометей" (сценарий переписан Деймоном Линделофом), "Доктор Стрэндж", "Пассажиры", "Мумия" (2017).

Такие вот дела, малята.

P.S.

Как и предыдущие ораторы, из кинотеатра я вышел с разочарованием. Это и вправду один из главных фильмов в жанре фантастики. Со времен Властелина колец, так точно. Разочарование в том, что с тех времен ничего лучше второй Дюны и не выходило, разве что первая Дюна.

2727
87 комментариев

маскулинный Стилгар превратился в шута

11

Лично для меня первая часть была как "братство кольца" от мира фантастики.
От второй я ждал уже "две крепости", чтобы в триквеле получить "возвращение короля" и заветное место в коллекции с пересмотром каждые N лет.
Но получил какого то франкенштейна, которого просто сшили из рандомных кусков двух последних...
Прям плохим его назвать язык не повернётся, но уж точно не лучше первого. Разок глянуть можно, но вот желания смотреть продолжение уже нет.

6

Схожие чувства! Я в конце про это и писал. Проблема в том что и лучше то ничего не сняли(

4

Мне зашло, продолжение жду. Просто не нужно завышать ожидания. Работает в 100% случаев

классный пост про "Эффект голого короля"Дальше можно не читать.

4

я имел ввиду сам "Эффект голого короля".
Да хотя и пост норм, чо ты.

2

Потому что книга - почти графомания, которую спасает только необычный (тогда) сеттинг

2