«Лето'85» — цена свободы

Драма Франсуа Озона, в которой дружба двух молодых парней иллюстрирует несвободу.

«Лето'85» — цена свободы

Побережье Нормандии, что венчает север Франции, усеяно не только останками пропавших без вести солдат и исполинскими обрывами, но и многочисленными пляжами, по которым в теплые деньки даже ночами семенят люди. 16-летнему Алексу, чья молодость выпала на 80-е, немного не повезло — берег неподалеку от его дома покрыт колкой галькой, потому он вынужден пробираться к воде, мучая стопы и ежась от каждого шага.

Лучший способ поберечь ноги — взобраться на яхту, отплыть подальше от шумной толпы и подставить лицо солнцу. Но однажды, когда Алекс отплывает от берега, на его негу набрасывается внезапный шторм. Испуганный паренек вскакивает, поднимает парус и тут же падает за борт перевернувшейся лодки. Позади сгущаются тучи, молнии с грохотом ныряют в море — кажется, главный герой вот-вот уйдет на дно к американским юнцам, почившим 40 лет назад.

Но не успевает Алекс позвать на помощь, как его замечает Давид — улыбчивый повеса двумя годами старше. Он помогает перевернуть яхту, буксирует ее вместе с неудачливым «капитаном» к берегу и тащит того к себе домой, чтобы напоить горячим чаем и поделиться сухой одеждой. Благодаря случайной встрече удается избежать очередной трагедии и положить начало великой дружбе, которой не суждено пережить лето 1985-го.

«Лето'85» — цена свободы

Помимо молодости новоиспеченных товарищей объединяет подростковая неустроенность и непонимание, какими они хотят видеть свои жизни. Алекс скоро закончит школу, и ему пора определиться — продолжит он учебу или, подобно отцу, устроится на местную верфь. Если крепкие рабочие востребованы почти в любые времена, то «воины» литературы, к которой у главного героя имеется талант, могут рассчитывать лишь на избыток дождевой воды в трясущихся ладонях.

Давид, которому также пророчили титул нового Бодлера, после смерти отца отложил перо в сторону и встал во главу семейного дела — облачился в одеяния управляющего небольшого, но вполне успешного магазина для поклонников судоходства. Если Давид, пусть и по воле случая, пошел по стопам почившего родителя, то Алекс все еще пытается разобраться, по размеру ли ему покрытые трудовыми ссадинами сапоги, что каждый вечер возвращаются в родную прихожую.

В основе «Лета'85», новой картины Франсуа Озона, лежит роман 1982-го года Эйдена Чемберса — «Станцуй на моей могиле». Это была одна из первых книг в Великобритании, напечатанная относительно крупным издательством, в которой гомосексуализм представили обыденной и приемлемой гранью общества, не заслуживающей слепого гнева или порицания.

Для Альбиона тех лет выход подобного романа был внушительным шагом в сторону либерализации. Дело в том, что вплоть до 1967-го года гомосексуалисты в Англии пребывали вне закона, а в Шотландии и Северной Ирландии декриминализация однополых отношений произошла лишь в начале 80-х. Но отношения героев фильма играют в нем далеко не главную роль. Во многом у Франсуа Озона получилась история о внутренней и внешней свободе, а не о запретной любви.

Для молодежи тех лет, в особенности геев, роман “Станцуй на моей могиле” стал откровением, поскольку тема сексуальности в нем не была трагичной. В те годы изображение гомосексуализма в кино и литературе было сомнительным — все сводилось к борьбе, греховности или вине. В книге ничего этого не было, это была всего лишь история любви.

— Франсуа Озона, интервью The Guardian
«Лето'85» — цена свободы

Еще до происшествия с яхтой Алекс прямо заявляет, что скоро «друг его мечты» умрет — это данность, которая опутывает героев, но не мешает им дышать полной грудью. Они веселятся, узнают друг друга и всячески радуются жизни. Но даже в наиболее яркие моменты между героями видна огромная разница, ведь Алекс по-настоящему свободен, хотя сам этого не осознает, а вот Давид — узник обязательств.

Из-за любви к родителям он отмахнулся от собственных желаний и встроился в приземленный мир, который те возводили годами. Теперь Давид будто вкопан в землю — он во всех красках видит окружающий мир, но сдвинуться с места ему не под силу. Вот паренек и хватается за любой лакомый кусок, что попадается на глаза. Отсутствие свободы выбора пробудило в нем голод к новым впечатлениям и красивым людям, а также познакомило со смертью.

Именно Давид выступает главной фигурой фильма. Несвобода и подсознательное желание вырваться на воздух рождают в нем любопытное противоречие. Подобно несмышленому птенцу, он самостоятельно забрался в красивую клетку, убедил себя и окружающих, что она прекрасно ему подходит, но стоит миру на секунда закрыть глаза, как он тут же пытается протиснуться между прутьев. Но старания тщетны — за духотой отцовского магазина ждет лишь белесая тьма.

«Лето'85» — цена свободы

Несмотря на заглавие фильма, он не зацикливается на пышной эстетике 80-х. Единственное, что выдает эпоху — смешные прически, аляповатые куртки и французский конкурент «Ласкового мая», звучащий в одной из сцен. В данном случае 80-е и фоном не назвать, скорее они походят на расплывчатое воспоминание самого Франсуа Озона об ушедшей юности.

При том, что «Лето'85» не стало для Франсуа Озона новым откровением, также в отличие от романа Эйдена Чемберса картина не привнесла ничего нового в споры об однополой любви. На месте главных героев могла быть пара любого возраста и гендера, даже кошка с собакой не исказили бы сути. А суть кроется в важности оставаться собой и не разменивать внутреннюю свободу на выполнение обещаний, о которых никто не просил.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

11 показ
1.8K1.8K открытий
39 комментариев

Щас вообще активизировались я смотрю, на каждом третьем постере два мужских ебла, приходится читать описания чтобы понять, возможно это просто неплохое бро-муви

Ответить

2 месяца спустя про тот же фильм написали пост. Нихуя себе дерзость. Бывает же

Ответить

действительно, обзор фильма, спустя пару месяцев

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не всем твой комфорт интересен

Ответить

Лето 84 был фильмом  про маньяка,Лето 85 про геев,о чем будет триквел лето 86?

Ответить