«Лето'85» — цена свободы

Драма Франсуа Озона, в которой дружба двух молодых парней иллюстрирует несвободу.

«Лето'85» — цена свободы

Побережье Нормандии, что венчает север Франции, усеяно не только останками пропавших без вести солдат и исполинскими обрывами, но и многочисленными пляжами, по которым в теплые деньки даже ночами семенят люди. 16-летнему Алексу, чья молодость выпала на 80-е, немного не повезло — берег неподалеку от его дома покрыт колкой галькой, потому он вынужден пробираться к воде, мучая стопы и ежась от каждого шага.

Лучший способ поберечь ноги — взобраться на яхту, отплыть подальше от шумной толпы и подставить лицо солнцу. Но однажды, когда Алекс отплывает от берега, на его негу набрасывается внезапный шторм. Испуганный паренек вскакивает, поднимает парус и тут же падает за борт перевернувшейся лодки. Позади сгущаются тучи, молнии с грохотом ныряют в море — кажется, главный герой вот-вот уйдет на дно к американским юнцам, почившим 40 лет назад.

Но не успевает Алекс позвать на помощь, как его замечает Давид — улыбчивый повеса двумя годами старше. Он помогает перевернуть яхту, буксирует ее вместе с неудачливым «капитаном» к берегу и тащит того к себе домой, чтобы напоить горячим чаем и поделиться сухой одеждой. Благодаря случайной встрече удается избежать очередной трагедии и положить начало великой дружбе, которой не суждено пережить лето 1985-го.

«Лето'85» — цена свободы

Помимо молодости новоиспеченных товарищей объединяет подростковая неустроенность и непонимание, какими они хотят видеть свои жизни. Алекс скоро закончит школу, и ему пора определиться — продолжит он учебу или, подобно отцу, устроится на местную верфь. Если крепкие рабочие востребованы почти в любые времена, то «воины» литературы, к которой у главного героя имеется талант, могут рассчитывать лишь на избыток дождевой воды в трясущихся ладонях.

Давид, которому также пророчили титул нового Бодлера, после смерти отца отложил перо в сторону и встал во главу семейного дела — облачился в одеяния управляющего небольшого, но вполне успешного магазина для поклонников судоходства. Если Давид, пусть и по воле случая, пошел по стопам почившего родителя, то Алекс все еще пытается разобраться, по размеру ли ему покрытые трудовыми ссадинами сапоги, что каждый вечер возвращаются в родную прихожую.

В основе «Лета'85», новой картины Франсуа Озона, лежит роман 1982-го года Эйдена Чемберса — «Станцуй на моей могиле». Это была одна из первых книг в Великобритании, напечатанная относительно крупным издательством, в которой гомосексуализм представили обыденной и приемлемой гранью общества, не заслуживающей слепого гнева или порицания.

Для Альбиона тех лет выход подобного романа был внушительным шагом в сторону либерализации. Дело в том, что вплоть до 1967-го года гомосексуалисты в Англии пребывали вне закона, а в Шотландии и Северной Ирландии декриминализация однополых отношений произошла лишь в начале 80-х. Но отношения героев фильма играют в нем далеко не главную роль. Во многом у Франсуа Озона получилась история о внутренней и внешней свободе, а не о запретной любви.

Для молодежи тех лет, в особенности геев, роман “Станцуй на моей могиле” стал откровением, поскольку тема сексуальности в нем не была трагичной. В те годы изображение гомосексуализма в кино и литературе было сомнительным — все сводилось к борьбе, греховности или вине. В книге ничего этого не было, это была всего лишь история любви.

— Франсуа Озона, интервью The Guardian
«Лето'85» — цена свободы

Еще до происшествия с яхтой Алекс прямо заявляет, что скоро «друг его мечты» умрет — это данность, которая опутывает героев, но не мешает им дышать полной грудью. Они веселятся, узнают друг друга и всячески радуются жизни. Но даже в наиболее яркие моменты между героями видна огромная разница, ведь Алекс по-настоящему свободен, хотя сам этого не осознает, а вот Давид — узник обязательств.

Из-за любви к родителям он отмахнулся от собственных желаний и встроился в приземленный мир, который те возводили годами. Теперь Давид будто вкопан в землю — он во всех красках видит окружающий мир, но сдвинуться с места ему не под силу. Вот паренек и хватается за любой лакомый кусок, что попадается на глаза. Отсутствие свободы выбора пробудило в нем голод к новым впечатлениям и красивым людям, а также познакомило со смертью.

Именно Давид выступает главной фигурой фильма. Несвобода и подсознательное желание вырваться на воздух рождают в нем любопытное противоречие. Подобно несмышленому птенцу, он самостоятельно забрался в красивую клетку, убедил себя и окружающих, что она прекрасно ему подходит, но стоит миру на секунда закрыть глаза, как он тут же пытается протиснуться между прутьев. Но старания тщетны — за духотой отцовского магазина ждет лишь белесая тьма.

«Лето'85» — цена свободы

Несмотря на заглавие фильма, он не зацикливается на пышной эстетике 80-х. Единственное, что выдает эпоху — смешные прически, аляповатые куртки и французский конкурент «Ласкового мая», звучащий в одной из сцен. В данном случае 80-е и фоном не назвать, скорее они походят на расплывчатое воспоминание самого Франсуа Озона об ушедшей юности.

При том, что «Лето'85» не стало для Франсуа Озона новым откровением, также в отличие от романа Эйдена Чемберса картина не привнесла ничего нового в споры об однополой любви. На месте главных героев могла быть пара любого возраста и гендера, даже кошка с собакой не исказили бы сути. А суть кроется в важности оставаться собой и не разменивать внутреннюю свободу на выполнение обещаний, о которых никто не просил.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

3333
39 комментариев

Щас вообще активизировались я смотрю, на каждом третьем постере два мужских ебла, приходится читать описания чтобы понять, возможно это просто неплохое бро-муви

8
Ответить

2 месяца спустя про тот же фильм написали пост. Нихуя себе дерзость. Бывает же

4
Ответить

действительно, обзор фильма, спустя пару месяцев

1
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Не всем твой комфорт интересен

Ответить

Лето 84 был фильмом  про маньяка,Лето 85 про геев,о чем будет триквел лето 86?

4
Ответить