Почему фильм «Человек, который убил Дон Кихота» снимали почти 30 лет

Ураган, травма спины, недостаточное финансирование и другие проблемы кино Терри Гиллиама.

В закладки

27 сентября в российский прокат выходит новый фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота». То, что зрители всё-таки смогут увидеть этот проект режиссёра, кажется чем-то нереальным. Кино по мотивам романа Сервантеса Гиллиам пытался снять начиная с 1990 года, но работа над проектом постоянно прерывалась на ранних этапах по разным обстоятельствам: режиссёру мешали собственная неорганизованность, продюсеры, природа и другие факторы.

В итоге за двадцать с лишним лет процесс создания «Человека, который убил Дон Кихота» сам превратился в эпичную историю.

Снять фильм о Дон Кихоте Терри Гиллиам решил до прочтения книги

Идея создать фильм о Дон Кихоте пришла к Гиллиаму ещё в 1990 году, когда у режиссёра, по его собственным словам, был ПМС, то есть «постмюнхаузенский синдром». Его последний на тот момент фильм «Приключения барона Мюнхаузена» провалился в прокате, собрав в пять раз меньше потраченного на производство бюджета. За помощью в реализации задуманного Гиллиам обратился к исполнительному продюсеру «Мюнхаузена» и, по совместительству, старому другу Джейку Эбертсу.

Я позвонил Джейку и сказал: «Есть два имени: Кихот и Гиллиам. Мне нужны 20 миллионов». На что он ответил: «Согласен!»

Терри Гиллиам
режиссёр

Забавный факт: о финансировании фильма Гиллиам договаривался, ни разу не прочитав роман Сервантеса, а впервые познакомиться с источником режиссёр решил только после одобрения со стороны Эбертса. Когда он всё-таки взялся за книгу, то понял, что с 20 миллионами снять фильм о Дон Кихоте не сможет, но в увеличении бюджета ему отказали.

Созданию фильма мешали не только проблемы с финансированием, но и творческие разногласия. Так, Гиллиам не мог сойтись со студией во мнении о том, кто должен играть Дон Кихота: продюсеры хотели видеть в этой роли Шона Коннери, а Гиллиам — Найджела Хоторна. В итоге, не сумев договориться со студией, Гиллиам решил оставить проект, и режиссёрское кресло фильма о Дон Кихоте занял Фред Скеписи («Прибежище дьявола»).

Было по-настоящему больно от того, что я отдал фильм, для которого я был бы идеальным режиссёром, другому.

Терри Гиллиам
режиссёр

У Скеписи работа над фильмом о рыцаре печального образа тоже не складывалась, и в 1997 году проект закрыли на стадии предпроизводства. Гиллиам, не долго думая, решил занять освободившуюся нишу и снова приступил к работе.

Вооружившись поддержкой британского продюсера Сары Рэндклифф, он отправился продавать свою идею французской киностудии «Pathé»: в Голливуде режиссёр работать не хотел из-за неудачного опыта с прокатом «Бразилии» и провала «Приключений барона Мюнхаузена». В этот раз на фильм Гиллиам просил уже не 20, а 35 миллионов. Дать такую сумму согласился немецкий продюсер Райнер Мокерт, и «Pathé» назначили старт съёмок на лето 1999 года. К этому времени в проекте согласились работать Джонни Депп, Ванесса Паради, Миранда Ричардсон и Жан Рошфор.

По сценарию, написанному Гиллиамом, главный герой фильма — исполнительный директор рекламного агентства Тоби Гросини, который при помощи машины времени переносится в XVII век. Там его по ошибке принимают за верного оруженосца Дон Кихота — Санчо Панса.

Начать съёмки в срок, однако, не удалось: в июле того же года выяснилось, что Райнер Мокерт не сможет предоставить обещанные 35 миллионов. Проект снова оказался под угрозой срыва.

Решить вопрос с финансированием Гиллиаму удалось только в январе 2000 года, правда в этот раз ему дали не 35 миллионов, а 32. Эта сумма устроила режиссёра, но поставила под угрозу участие в съёмках Джонни Деппа, который требовал больший гонорар.

Джонни был в восторге от идеи фильма, но когда ему огласили сумму, он просто с ума сошёл. Он сказал мне, что хочет в два раза больше.

Терри Гиллиам
режиссёр

Гиллиам, мечтавший снять фильм, решил пойти на уступки и отдал часть своей зарплаты актёру. Когда всё устаканилось, студия назначила новую дату старта съёмок — сентябрь 2000 года. Тогда начался самый безумный эпизод во всей истории создания «Человека, который убил Дон Кихота».

Всё пошло не так уже в первый съёмочный день. Сначала Гиллиама не устраивала работа массовки, потом, когда он решил переключиться на другую сцену, над площадкой начали летать самолёты: за локациями фильма находилась авиабаза НАТО.

Во второй день режиссёра ждало ещё большее разочарование: в Мадриде, в котором проходили съёмки, началась жуткая гроза и ливень. Работу пришлось свернуть.

На третий день снимать не получилось из-за того, что дождь превратил локацию в грязевое месиво. Четвёртый день прошёл более менее, а пятый — испортил всё: во время съёмок Жан Рошфор (Дон Кихот) повредил спину и лёг в больницу.

В 2002 году вышел документальный фильм о первых съёмках «Человека, который убил Дон Кихота» — «Затерянные в Ла-Манче»

Вся съёмочная группа работала без него и, естественно, ждала возвращения, однако, чуда не случилось. Доктор Рошфора сообщил, что актёр вернуться на площадку не сможет. Проект был закрыт в ноябре 2000 года.

За 22 года работы в кинобизнесе я ни разу не видел настолько большой неудачи.

Никола Пекорни
оператор-постановщик

После такой крупной неудачи Гиллиам на некоторое время забыл о фильме про Дон Кихота и работал над другими кинолентами. К тому же права на проект принадлежали студии, а процесс по их возвращению сдвинулся с мёртвой точки только в 2006 году.

Тогда же начался новый этап работы над фильмом: у «Дон Кихота» появился новый продюсер — Джереми Томас (с Гиллиамом он уже работал над «Страной приливов»), а также новый вероятный Дон Кихот — Жерар Депардье. Роль Санчо Панса всё ещё сохранялась за Джонни Деппом.

В 2006 году Гиллиам хотел видеть в роли Дон Кихота Жерара Депардье

В декабре 2009 года Гиллиам объявил в эфире одного из токшоу, что он наконец-то вернул права на «Человека, который убил Дон Кихота» и проект вступил в стадию предпроизводства. В роли Дон Кихота Гиллиам в тот момент видел уже не Депардье, а Роберта Дюваля. При этом Деппа из проекта пришлось отпустить: актёр не мог участвовать в проекте из-за плотного графика и съёмок в «Пиратах Карибского моря». Поэтому в мае 2010 года его место занял Юэн МакГрегор.

Съёмки фильма с новым актёрским составом начать так и не получилось: в сентябре 2010 года Гиллиам объявил о новых финансовых трудностях и возобновлении поиска спонсоров.

В декабре 2012 года Гиллиам, вероятно, был очень злым, потому что Disney заявили о своём желании создать современную адаптацию Дон Кихота. А на одну из главных ролей позвали не просто кого-нибудь, а Джонни Деппа.

В ноябре 2013 года режиссёр возобновил свою работу над фильмом, уже в седьмой раз.

Может, семь — это счастливый номер. Посмотрим, что получится. На самом деле я уже просто хочу закончить фильм и освободиться от него. Выкинуть его из своей жизни.

Терри Гиллиам
режиссёр

В мае 2014 года Гиллиам нашёл новые источники финансирования для фильма и объявил, что съёмки начнутся 29 сентября. В августе того же года режиссёр перенёс дату на январь 2015 года. Вместе с этим он заявил, что теперь Дон Кихота сыграет Джон Хёрт, а Санчо Панса — Джек О'Коннелл.

Вместе с этим поменялся и сценарий. Основной темой нового «Человека, который убил Дон Кихота» Гиллиам сделал влияние кинематографа на жизнь людей. Главный герой (Джек О'Коннелл) — режиссёр, который когда-то снимал экранизацию книги Сервантеса и испортил этим жизнь многим людям, участвовавшим в съёмках: кто-то из них сошёл с ума, кто-то спился, кто-то начал вести разгульный образ жизни.

Число семь удачу Гиллиаму не принесло, и съёмки фильма не удалось даже начать: в сентябре 2015 года у Джона Хёрта диагностировали рак поджелудочной железы. Работу пришлось отложить на неопределённый срок.

Кажется, Терри очень верит в то, что съёмки начнутся скоро. Оптимизм — хорошее качество.

Джон Хёрт
актёр

В итоге Хёрт совсем отказался от съёмок, О'Коннелл также выбыл из проекта.

В мае 2016 года у фильма появился ещё один шанс: к работе над Дон Кихотом присоединился португальский продюсер Паулу Бранку, а также были найдены новые актёры: Адам Драйвер и Майкл Пэйлин.

Съёмки должны были начаться в октябре, но буквально за неделю до старта производства выяснилось, что денег для фильма Бранку не нашёл, более того, он разругался с режиссёром, потребовал полного творческого контроля над фильмом, сократил бюджет за счёт урезания зарплаты Майклу Пэйлину и даже угрожал Гиллиаму судом.

Большинство проектов Гиллиама завершаются повышением бюджета. Но я быстро понял, что он просто ненавидит продюсеров, и засомневался.

Паулу Бранку
продюсер

Гиллиама эти трудности не остановили, он уже мечтал закончить фильм любой ценой. В итоге съёмки стартовали в июне 2017 года, но вместо Пэйлина на роль Дон Кихота взяли Джонатана Прайса.

В 2017 году Дон Кихотом стал Джонатан Прайс. Роль Санчо Панса осталась за Адамом Драйвером

В апреле 2018 года у фильма появился трейлер, и одновременно с этим Бранку подал на Гиллиама в суд, пытаясь добиться того, чтобы «Человек, который убил Дон Кихота» не выпустили в прокат.

Однако уже 21 апреля было объявлено, что фильм вошёл в программу Каннского кинофестиваля. Бранку всячески пытался помешать этому, но суд всё же разрешил показать фильм на смотре.

Премьера «Человек, который убил Дон Кихота» состоялась 19 мая 2018 года, спустя 28 лет после начала работы Гиллиама. Труд и упорство режиссёра удостоились стоячих оваций, которые длились целых семь минут.

Триумф Гиллиама, к несчастью, был недолгим, 18 июня Бранку выиграл суд и получил авторские права на фильм. Режиссёра также заставили выплатить компенсацию в размере 10 тысяч евро.

«Человек, который убил Дон Кихота» заставил Терри Гиллиама потерять немало нервных клеток, и в какой-то момент его постоянные попытки снять эту историю стали в киноиндустрии шуткой. Тем не менее, режиссёр смог довести дело до конца, хоть и с горьким послевкусием. И теперь итог почти 30 лет творческих исканий Гиллиама можно увидеть в кино.

#истории

{ "author_name": "Елена Авдеева", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 25, "likes": 119, "favorites": 65, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 27823, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 27 Sep 2018 11:40:24 +0300" }
{ "id": 27823, "author_id": 26928, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27823\/get","add":"\/comments\/27823\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27823"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

25 комментариев 25 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
15

Не совсем понятно, из-за чего Гиллиам так упорствовал. Дон Кихота он на момент первого поиска финансирования не читал, сценарий менялся от раза к разу, актеры тоже менялись. Что же было в фильме такого, что Гиллиам не бросал его на протяжении почти 30 лет?

Ответить
1

Вроде как Дон Кихота он впервые увидел на гравюрах Гюстава Доре - это была любовь с первого взгляда. В голове сложился образ, история, захотелось все это воплотить на экране. Ну а дальше, мне кажется, банальное желание завершить гештальт, чтобы освободиться и продолжить спокойно заниматься другими вещами.

Ответить
0

Потому что это идеальный для Гиллиама персонаж, на самом деле.

Ответить
11

Ну, можно лишь поздравить режиссёра с выходом его фильма на экраны и пожелать ему удачи в прокате.

Ответить
6

Так а каким образом права на фильм вообще к Бранку перешли?
Об этом нигде не говорится.
В тексте же Гиллиам смог сам выкупить права на фильм.
И только потом уже появляется Бранка, который еще и денег не смог найти.

Ответить
0

Когда Бранку и Гиллиам разосрались в первый раз, Гиллиам просто послал его на хуй вместо того, чтоб по всем правилам расторгнуть контракт, за что хитрожопый петух Бранку в итоге и зацепился. Уже после съёмок и прямо перед Каннами.

Ответить
1

Какой-то очень странный контракт они заключили.
Чувак присоединился к работе, ничего не сделал, его послали, и хоп, в итоге он получает права на фильм.

Ответить
5

Мне кажется, статью в два раза расширить можно

Ответить
3

"Большинство проектов Гиллиама завершаются повышением бюджета"... и кассовыми провалами.
Наверное именно из-за этого киноакадемики так их любят.

Ответить
–2

Сразу вспомнил нашь долгострой -Трудно быть богом. Такое редкое деремище получилось...

Ответить
7

Если вы чего то не понимаете, то не стоит называть это дерьмищем. "Трудно быть богом" - это эпохальный труд по переносу НАСТОЯЩЕЙ реальности в мир кино. К сожалению, в НАСТОЯЩЕЙ реальности действительно много дерьмища.

Ответить
2

Не знаю, что вы нашли в этом фильме. Я тоже очень надеялся и верил в него, но после сеанса я вышел с чувством, будто мне очень долго и нудно срали в глаза, забывая объяснить происходящее хотя бы немного.

Ответить
7

Потому что это даже не фильм, а буквально видение эпохи режиссёром. Его очень сложно смотреть, сложно рекомендовать и уж точно нельзя называть обычным фильмом.
В него вбухано колоссальное количество времени и труда, потому что для режиссёра - завершить фильм - стало не работой, а целью, мечтой.

Про «трудно быть богом» неплохо написали на The Villiage — «Это даже не то чтобы экранизация Стругацких (сюжет в фильме на втором плане), а прощальный трёхчасовой монолог Алексея Германа об аде, который всегда рядом, о животной человеческой природе, о том, как выглядит мир без художника и без тонкой материи, о том, что история идёт по кругу и что абстрактному Богу с человеком тяжко и вообще надоело».

Если в первые минуты фильм не пошёл, то дальше его точно смотреть не стоит. Только терпеть.

Ответить
5

У меня от фильмов Линча такие же ощущения были раньше. А потом правильные люди объяснили мне, под каким углом нужно их смотреть и я познал дзен ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
1

Просто ежедневное напоминание о том что я, а возможно и человек, читающий этот коммент прожили меньше, чем продолжались попытки снять этот фильм

Ответить
19

Вадим Евстратов

Ответить
1

Теперь нужно, чтобы кто-то снял фильм о том, как снимался этот фильм, хех.

Ответить
0

И анонсирован отчёт за всё, что было после от тех же людей

Ответить
0

Я люблю смотреть все фильмы. Плохие, нудные, без сюжета, без картинки и всегда находил что-то приятное. Но когда вчера еле отсидел 2 часа "Дон Кихота" - я хотел рвать и метать от ярости - настолько меня взбесила эта каша. Все эти голландские углы, постоянные крики, глупые символизмы притянуты за уши. Просто ужас. Только Драйвер хоть как-то меня поддерживал своей игрой.

Я смотрел все фильмы Гиллиама и знал чего ожидать. Но это трэш. Все-же производственный ад не зря так называется. В любом случае - рад что эта шутка закончилась.

Ответить
1

Терри Гиллиам в каком-то смысле Питер Мулинье кинематографа

Ответить
1

Терри Гиллиам - на мой взгляд самый оригинальный режиссёр, с прекрасным чувством юмора. Один из немногих (Шьямалан ещё) , кто снимает шедевры только под полной творческой свободой.

Ответить
0

При всем уважении к Терри Гиллиаму, вот это...

удостоились стоячих оваций, которые длились целых семь минут.

...ничего не значит.

Купился несколько раз на подобный "отчет", бежал смотреть и как-то не понимал, наверное у аплодирующих, ноги и руки затекли, ну или просто поддержать коллегу за труд и старание.

Ответить
0

А яяя-то думал, что его реально столько лет СНИМАЛИ. А это всего-лишь было подвешенное состояние, которое происходит, очевидно, практически с каждой картиной)

Ответить
0

Хороший получился фильм. После "Доктора Парнасуса" я уже подумал, что маэстро совсем исписался, но нет. Старик всё ещё в отличной форме. Фильм типичный для Гиллиама, при это лишённый большей части обычной каши и бессвязицы и с историей, которая доживает до финала, почти не разваливаясь. Мне, конечно больше бы зашёл финал в духе "Летучего голландца" Стеллинга, но это мечты.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления