Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

В финале 2 сезона «Медведя» Карми застрял в холодильнике и высказал все, что думает о своей жизни незримому собеседнику (он менялся, поэтому от этих откровений пострадали сразу несколько близких людей). Большая часть 3 сезона не разгребает последствия холодной исповеди повара, а лишь затягивает узел психологических проблем на шее главного героя.

В каждом новом сезоне в «Медведе» меняется отношение к еде:

  • 1 сезон - отношение к еде как к пище: цель – выжить (мишленовский повар оказывается в убыточной забегаловке);
  • 2 сезон - отношение к еде как к бизнесу: цель – заработать (ремонт ресторана, привлечение спонсора и инвестиции в людей - кулинарные курсы почти для всех героев);
  • 3 сезон - отношение к еде как к искусству: цель – выразить себя (мы будем менять меню каждый день; мы не будем убирать грибы из блюда по прихоти клиента, если у него нет аллергии - мы подадим это блюдо так, как задумали изначально - пусть просто не ест грибы, если не любит их; я художник - я так вижу).
Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

Эта динамика отражается и на меню: если в первом сезоне главным блюдом были сэндвичи с рубленным мясом, каждый кусочек говядины был на вес золота, а разлитый по полу соус превращался в трагедию, то в третьей части это аньолотти и Вагю, а если не нравится хотя бы их сервировка, то все идет в утиль.

Главный герой - шеф-повар Карми, как любой автор бескомпромиссен и ревностен к своему произведению. Он не допускает никакой редактуры - и не потому что он упрямый (точнее не только поэтому), а потому что его собственная редактура требовательнее и убедительнее любых внешних советов - на поиски оптимального сочетания продуктов он тратит часы, дни, недели (и даже 4-минутные перекуры отнимают слишком много времени - поэтому он и бросает курить). В третье сезоне для него совершенное блюдо выше отношений с людьми, выше него самого.

Если во 2 сезоне главный герой большую часть времени посвящал личной жизни, то в продолжении почти все время проводит на кухне, выдавая страх внешних контактов (любовных, дружеских, семейных) за сознательный отказ от них – ведь они отвлекают от дела. Кулинария становится сублимацией.

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

Творческая радикальность главного героя переплетается с подходом шоураннера Кристофера Сторера и других авторов сериала. Вероятно, третий сезон «Медведя» самый экспериментальный и самый филлерный (и кажется, это связано). Первый же эпизод - это эмбиент-путешествие во времени, где перемешаны события из разных точек прошлого, настоящего и будущего. И не всегда очевидно, в какой момент происходит та или иная сцена: и рождественский семейный ужин, и прощание с сестрой перед отъездом в Нью-Йорк из Чикаго, и учеба в Нью-Йорке, и переписка с братом, и поездка в Копенгаген, и похороны брата, и разговоры с Сидни на кухне своего ресторана, и поцелуи с Клэр, и звонки Ричи – все это будто одновременно и каждую секунду происходит в голове Карми.

В открывающем эпизоде вроде бы нет событий, которые бы развивали сюжет («вроде бы» - потому что часть сцен даже после просмотра 3 сезона непонятна откуда - то ли это незначительные ситуации, то ли это его мечты, то ли что-то из 4 сезона), но при этом он погружает в атмосферу сериала и подсознание героя, а еще связывает разные временные линии в одной точке. Это и пересказ предыдущих серий и промо эпизодов, которые будут в 3 сезоне (поэтому контекст некоторых сцен не прозрачен или даже обманчив).

И весь этот коллаж под один музыкальный мотив, не затихающий на протяжении 30 минут. Это композиция Together самого известного музыкального дуэта Голливуда Трента Резнора и Аттикуса Росса, но написанная не для «Медведя», а существовавшая еще до сериала у группы Nine Inch Nails.

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

Саундтрек «Медведя» всегда был богат на запоминающиеся мотивы, которые диктовали темп повествования и расставляли акценты. В 3 сезоне и в нем проявляется экспериментальность (которой, казалось, хватало и раньше). Например, открывающая сцена 5 серии, в которой беременная Шугар (сестра героя) сидит в пустой церкви, а на фоне (хотя фоном тут нужно считать скорее визуальный ряд) играет жуткая заглавная тема триллера «Ночь охотника». И молитва девушки уже не кажется чем-то умиротворяющим, скорее наоборот, полной тревоги перед рождением ребенка. Мотив страха перед материнством усиливает следующая сцена под ту же музыку (в которой появляется детский вокал): Шугар не может заснуть, потому что перед глазами возникают яркие картинки, связанные с материнством:

  • эмоциональный срыв ее мамы (источник травм Шугар, один из источников травм Карми и, вероятно, один из источников травм Майкла, закончившего жизнь самоубийством);
  • трогательная речь Маркуса на похоронах своей мамы.

Беременность Шугар – одно из центральных событий бессобытийного сезона «Медведя». И это тоже можно рассматривать как эксперимент сериала.

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

2 из 10 эпизодов 3 сезона обходятся без главного героя, и даже без второго главного героя (героини), а третий главный герой (а может он уже и второй) играет лишь в одной сцене мини-роль. Один из таких вроде бы филлерных эпизодов – роды Шугар. В эту серию пытались привлечь первых действующих лиц, но до них банально не смогли дозвониться. В итоге получилась серия в роддоме, состоящая из одного разговора дочери и мамы в ожидании дочери и внучки. Ограниченное пространство палаты, интимная камера с концентрацией на портретных планах, в которых лица не всегда полностью помещаются в кадр и откровенная беседа двух женщин, в которой и счастливые воспоминания, и нелепые комплименты, и многолетние обиды.

Этот разговор лишь косвенно касается главного героя, но при этом пытается опосредованно рассказать о возможных причинах его травм.

Другой похожий эпизод посвящен Тине – второстепенному персонажу, арку которого этот эпизод, конечно, расширяет, но не особо развивает в других сериях, оставляя ей роль в лучшем случае 4-5 плана. Ее персональный эпизод возвращает в прошлое и рассказывает о трудном поиске работы и случайном появлении в заведении «Beef» и знакомстве с Майклом (братом протагониста).

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

«Собеседование» Тины с Майклом раскрывает атмосферные принципы работы заведения, которое достанется в наследство Карми. Позже главный герой будет пытаться внедрит устав (он озаглавит их «Non negotiables») – не подлежащие обсуждению стандарты-правила для сотрудников ресторана.

В эпизоде-флэшбеке нам показывают, что здесь (пусть еще и до ребрендинга и ремонта, но с теми же людьми) уже были установлены правила поведения – негласные (если бы Майкл решил бы их записать, то после заголовка «Unspoken rules» был бы пустой лист, потому что все и так все понимают). Серия Тины напоминает, как бы это заведение не называлось – «Beef» или «Bear» – это место, где после первого укуса сэндвича ты заливаешься слезами от горя, а после второго расплываешься в улыбке от счастья. Самое интересное, конечно, происходит между укусами.

Третий сезон «Медведя» – эксперименты и сублимация повара и шоураннера

В 3 сезоне «Медведь» будто рефлексирует, каким ему быть. История не двигается вперед, а под стать своему герою погружается в поиск оптимальных ингредиентов и гармоничной сервировки. Сериал перебирает постановочные, визуальные, музыкальные и монтажные приёмы, привлекая все новых звезд кино (Джон Сина, Джош Хартнетт) и высокой кулинарии (в 3 сезоне запредельное количество камео реальных шеф-поваров), он грустит на похоронах мамы Маркуса, веселится вместе с Факами (ответственные за комедию в сериале получили еще больше сцен), ругается на кухне через третьих лиц – «Медведь» словно борется за мишленовскою звезду. И в итоге, кажется, сам иронизирует над этой избыточностью: в разговоре известных шефов байки о 12 ингредиентах в десерте, которые не улучшали его, а отвлекали от сути. А в финале сезона, возможно, подсказывает себе (и нам) направление развития: даже в ресторанах люди запоминает не еду, они запоминают людей.

1919
11 комментариев

Бля, это же тот чел, которым управляла крыса

4
Ответить

Нееее, вот этим челом управляла крыса!

11
Ответить

Это тот чел, которому отсасывали за то, что он помогает с уроками однокласснице, но это уже совсем другая история

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

сам только начал смотреть первый сезон, так что дабы даже косвенно себе не спойлерить, пока что не буду читать. Но добавил в закладки и влупил лойс, после просмотра 3 сезона прочитаю

Ответить

я недавно досмотрел третий сезон. пост графоманский без единой новой мысли, без попытки в анализ. автор перечисляет рандомные факты о сезоне везде вставляя слово экспериментальный, добавляя несильно обоснованные размышления

можешь не читать короче, бестолково

Ответить

ну даж хуй знает что сказать - я тока первый видел

1 сезон - отношение к еде как к пище: цель – выжить (мишленовский повар оказывается в убыточной забегаловке);

не то что бы прям "оказывается" и цели "выжить" нету, просто он решил семейную бутербродную на плаву держать, сам он особо не нуждается и место найдет

ну и сериал вайбовый, в нём не сюжет ценен а атмосфера
там может ваще ничо не происходить, просто все орут друг на друга, а потом хорошо в конце катарсис

Ответить