«Нежить» (In a violent nature): главный хоррор года
Ещё в январе на просторах YouTube мне попался трейлер фильма ужасов In a violent nature. Увиденное меня заинтересовало – и я подумал, что стоит взять фильм на заметку. После чего благополучно о нём забыл…
Но вот недавно мне вновь попался на глаза этот трейлер (уже на русском) – и я решил не откладывать больше просмотр в долгий ящик. Тем более, очень давно не попадалось интересных слэшеров…
Небольшое введение
Фильм снят почти "дебютантом" канадцем Крисом Нэшем. "Дебютантом" потому, что это первый полнометражный фильм режиссёра. А"почти" потому, что до своего полнометражного дебюта он уже снял немало короткометражек и один из сегментов антологии "ABCs of Death 2" (2014), за который даже был номинирован на "Audience Choice Award" международного кинофестиваля в Чикаго (Chicago International Film Festival).
Также нужно упомянуть, что фильм был выкуплен стриминг-сервисом Shudder, специализирующемся как раз на фильмах и сериалах подобного рода.
Очень коротко о сюжете
Несколько студентиков нашли в лесу развалины старой деревянной постройки, и один из них взял себе висящий там кулон, после чего из земли вылез труп громилы, и пошел методично мочить всех попадавшихся ему на пути в поисках украденной у него цацки. Ничего необычного.
Впечатления
Лично мне «Нежить» понравилась.
Главное отличие "In a Violent Nature" от собратьев по цеху, как можно было понять из вышесказанного, вовсе не в сюжете, как раз таки максимально простом, условном и порой слишком схематичном даже по канонам жанра.
Оригинальным дебютный фильм Криса Нэша делает кардинальное смещение зрительского фокуса с условных "выживших" на самого маньяка, который тут являет собой фигуру скорее трагическую и представляет некое воплощение бессмысленной и беспощадной стихийной жестокости, которая пожирает сама себя.
Забудьте о привычной концентрации на "богатом" внутреннем мире и рефлексии жертв, их взаимоотношениях и предыстории. "Нежить" предлагает нам взглянуть на происходящее со стороны карающих сил - сначала из глаз давно мертвого внутри и снаружи убийцы, затем из-за его спины, а после и вовсе с самых различных ракурсов, какие взбредут режиссеру и оператору в голову. Суть в том, что ничтожные в масштабах окружающего их величественного лесного микрокосма люди нисколько не интересуют ни постановщика, ни безмолвного маньяка, ни саму природу, которая, если верить фон Триеру, есть "мастерская дьявола".
Точнее, интересуют не больше, чем тараканы-вредители или будущий перегной для бесконечного круговорота жизни. Медленно и неотвратимо Джонни движется вперед в окружении лесных пейзажей в кромешной тишине, прерываемой лишь стрекотом насекомых и шумом листвы.
И этот пасторальный видеоряд в духе документалок National Geografic лишь изредка прерывается нахождением очередного мясного мешка, которого монстр планомерно и скрупулёзно уничтожает в яркой вспышке бескомпромиссного ультранасилия, с каждым разом всё более жестокой и изуверской, круша черепа как орехи и наматывая кишки на крюк словно леску на катушку. И все это только затем, чтобы продолжить свою неспешную прогулку сквозь подлесок, холмы и ручьи еще на добрых двадцать минут реального экранного времени. И если в начале можно предположить, что им движет желание вернуть медальон, то впоследствии приходит понимание, что на этом горе-лесоруб в диковинной пожарной маске едва ли остановится.
Окончательно расставляет точки над "и" разительно выбивающаяся из общей обоймы визуальных приемов концовка, обрывающаяся пространной притчей случайной незнакомки о бешенном медведе. Становится понятен и весь нехитрый символизм названия (In a Violent Nature - буквально "в жестокой природе"/природа жестокости), и избранные для его раскрытия выразительные средства, так впечатлившие зарубежных критиков.
"Нежить" превращается в то, чем является изначально - не брутальный слэшер о конкретном маньяке-убийце и конкретных жертвах, а полуторачасовую медитативную притчу-высказывание о безразличии стихийных сил и непостижимости природы насилия в самой природе (такой вот каламбур). Как может не повезти муравью, случайно пораженному грибком-кордицепсом, без жалости сожрущим его изнутри, или условному рейнджеру, попавшемуся на пути подхватившего бешенство медведя, как и медведю, которого этот вирус облюбовал в качестве носителя, так и не повезло группе молодых людей, попавших не в то время и не в то место. Они ни в чем не виноваты, но по суровым законом природы будут перемолоты в кровавый фарш бессловесным и движимым животными инстинктами монстром, таким же бешенным медведем, нечаянным дефектом окружающего пейзажа. Монстром, который, к слову, тоже ни в чем не виноват. Такова жизнь, как бы назидательно говорит нам картина. И, в конце концов, в чем она не права?
Основных проблем у "Нежити" две. Это отчасти оправданная претенциозность, и неоправданно затянутый хронометраж. С первым все просто - In a Violent Nature это как бы слэшер, но... как бы, не для поклонников слэшеров) На самом деле это скорее экспериментальный артхаусный слоубёрнер с элементами слэшера, вдохновленный режиссерскими методами Гаса Ван Сента, в котором форма главенствует над содержанием, а половина визуальных решений обусловлена не столько авторской фантазией, сколько скромным бюджетом. В чем-то он повторяет успех так же талантливо снятого, и настолько же бюджетного фестивального хита “Время монстров» 2018 года, который как и "Нежить" тепло приняли критики и не поняли рядовые зрители.
То есть "Нежить" - это на самом деле качественное для "первого блина" и весьма изобретательное кино с оригинальными идеями, но придется оно по душе далеко не всем. Тут, как говориться, либо щелкает, либо не щелкает. Таков путь.
А вот за что стоит и пожурить, так это за хронометраж. Творческий метод авторов в "In a Violent Nature" понятен, но вряд ли бы картина сильно растеряла, сократи её создатели хотя бы на 20 минут и убрав откровенно "сырые" моменты своего полнометражного дебюта.
Так или иначе, в том, что "Нежить" - одна из самых необычных и оригинальных жанровых картин сезона, сомневаться не приходиться. Слэшер-медитация (как звучит-то, а!) и кровавая притча в одном флаконе с практическими визуальными эффектами от самого автора лавкрафтовской "Пустоты" и "Психа-расчленителя" Стивена Костански (он давний друг режиссера) и ярким и запоминающимся образом маньяка, который наверняка войдет в золотую коллекцию вымышленных душегубов и когда-нибудь обязательно встанет в один ряд с Майком Майерсом, Джейсоном Вурхизом и клоуном Артом.
Как говаривал легендарный персонаж Джека Николсона из незабвенного "Сияния" Стэнли Кубрика - Here Is Johnny!
ВЕРДИКТ:
Общая оценка по моей шкале - 8 студентиков из 10
_______
На этом все. Если кто-нибудь не видел этот фильм, то настоятельно рекомендую его посмотреть, особенно фанатам «Пятницы 13», «Ужасающего», «Техасской резни бензопилой» и другого подобного кино.
Если смотрели - то делитесь своим мнением. Будет интересно почитать!
Все три фильма посмотрел за один присест без перерывов, 5 с половиной часов веселья и задора.
Год подходит к концу, а значит - самое время наряжать ёлку и подводить итоги. Как понятно из названия, в этот раз я решил немного отойти от своей привычной схемы и сделать подборку фильмов, вышедших в один год. Это существенно сузило рамки поиска, однако отнюдь не упростило задачу.
Нну чтож, юбилейный, пятидесятый выпуск. Можете меня поздравить. Ну или посочувствовать - ибо сколько я отсмотрел отличных фильмов вам на потеху, что и страшно представить. Ну зато довольно просто посчитать - умножаем 50 на 3 и... Не суть, сегодня у нас все как обычно - поехали!
Встречайте 5 вестернов, которые могут прекрасно скрасить вечер любого фаната жанра.
@Луис Сайфер
Рекомендую
Ага
+
Комментарий недоступен
У них мало хороших фильмов
Приятного просмотра
Очередная пост-жвачка для псевдоэстетских приматов.