«День сурка» — это не комедия?

«День сурка» - приводят в пример как идеальную комедию во всех учебниках по драматургии. В фильме прекрасно все: комическая предпосылка, потрясающий персонаж Билла Мюррея, диалоги и невероятное преображение героя в конце.

«День сурка» — это не комедия?

Но задумывалась эта картина как серьезное, драматическое кино. Сценарист Дэнни Рубин пишет, что его на этот концепт натолкнула книжка про вампиров. Эти существа живут на планете тысячи лет - и это должно быть довольно утомительно? Наверняка после сотни другой жизни на Земле - все дни сливаются в один? Тогда он начал набрасывать историю о парне, застрявшем во временной петле.

В первоначальном варианте мы знакомимся с героем Филом Коннорсом, когда он уже чалится в одном и том же дне, причем довольно давно. Поначалу мы даже не понимаем что не так. Просто удивляемся способности Фила предсказывать все, что с ним происходит. Постепенно мы начинаем понимать, что происходит. В этом нам помогает закадровый голос, он отсчитывает количество дней, которые уже прожил Коннорс.

В первой версии Фил Коннорс - был драматическим героем. Он изначально был хорошим парнем, типичным нормисом, вынужденным проживать один и тот же день. По прикидам Рубина где-то на семидесятой минуте Фил начинал разбираться что же в конце концов происходит и почему каждый день похож на предыдущий.

Первоначально Рубин хотел продать сценарий независимой кинокомпании IRS Pictures, но те обещали скромный бюджет в три миллиона долларов. В итоге Рубин отдал сценарий Коламбии Пикчерз, которая потребовала значительно усмешнить кино. Сам сценарист жалуется, что переписывание сценария носило «оборонительный характер». Во-первых, студия потребовала сделать повествование линейным: мы должны видеть как наш герой попадает во временную петлю. Во-вторых, продюсеры настаивали, что в сюжете должна быть цыганка или колдунья, проклинающая нашего героя. В общем должен быть кто-то, запускающий паранормальный ход событий. Рубин защищался как мог, и все-таки смог отстоять - и правильно сделал!

Мы интуитивно чувствуем, что сам характер Фила Коннорса запускает цепочку событий, ведь по сути он уже давно живет свой день сурка и без всяких магических вмешательств. Но для этого - и это третье нововведение - персонажа нужно было сделать комическим.

КАК ИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА СДЕЛАТЬ КОМИЧЕСКОГО?

Как правило (хоть и не всегда) в отличие от драматического героя, комический персонаж - это не-герой. Растяпа, дурак, неудачник, или - как в случае с Днем сурка - закоренелый мизантроп. НЕ-герой не обладает отвагой или высокими целями. Он считает, что его мир нормален и его жизнь нормальна. Фил Коннорс уверен, что он звезда, надо просто дождаться, когда его возьмет на работу «нормальный телеканал». Он уверен, что все еще у него будет.

Когда Рита и оператор Ларри спрашивают Фила: почему он так не хочет снимать «День сурка», тот отвечает:

- Если я буду каждый год брать интервью у сурка, все решат, что у меня нет будущего.

Это отличная фраза-пророчество, которая совсем скоро сбудется. Комический не-герой редко сам ввязывается в приключения, их поток сам сносит персонажа, бьет его по голове, заставляя измениться. Ведь сам он менять ничего не хочет.

Драматический герой благороден, любопытен, смел... Драматического героя сценарист отправляет в путешествие, чтобы он достал недостающий кусочек пазла своей личности (например, узнал, что большая сила - это большая ответственность). Но базово - драматический герой вызывает у нас восхищение.

Комического героя сама жизнь засасывает в приключения и бьет по башке, пока он полностью НЕ ИСПРАВИТСЯ. Он может быть жалок и даже противен нам.

В Дне сурка - Фил Коннорс - живой труп, которому предстоит вновь ощутить радость жизни. Я думаю, что превращение персонажа в мизантропа и зануду произошло после того, как Билл Мюррей подключился к работе над сценарием. Говорят, актер обладает не самым приятным характером.

Как видите - именно конфликт между сценаристом и студией породил великолепный сценарий, одновременно смешной и очень глубокий. Важно, что в этой истории был сценарист Дэнни Рубин, который в чем-то стоял на своем (отказ ввести цыганку), в чем-то шел на встречу (изначально это вообще должен был быть мини-сериал).

Был режиссер Харольд Рэмис - режиссер, продюсер и лучший друг Билла Мюррея (после Дня сурка их отношения разладились и они не общались почти до самой смерти Рэмиса). Именно Рэмис тянул историю в комедию и переписывал ее вместе с Рубином. Билл же настаивал на более драматической интонации.

И в конце концов были медиаторы - продюсеры студии, которые в чем-то соглашались и с тем, и с другим. На стыке конфликта и родилась история.

Ну а полный разбор этого фильма есть в моем тг-канале.

2727
16 комментариев

Какая же это комедия, где человек миллион раз сам себя у*ивает?
Это трагикомедия. А ещё это фильм ужасов. Чем старше становишся, тем страшнее всё происходящее в фильме осознавать

15
Ответить

согласен. со временем уже не тянет пересматривать.

Ответить

Какая же это комедия, где человек миллион раз сам себя у*ивает?обычная комедия. такера и дейла не смотрел, шоле?

Ответить

ВЫ НЕ ПОНЯЛИ ДЕНЬ СУРКА

5
Ответить

СУРОК НИКОГО НЕ УБИВАЛ

1
Ответить

Драма это всегда лучшая комедия

2
Ответить

Драмеди?

1
Ответить