Мастер и Маргарита (2024)

Противоречивая экранизация 2024 года великого романа Михаила Булгакова, которая нашла как поклонников, так и критиков. Начинал смотреть с заниженными ожиданиями, но в итоге оказался впечатлён, поэтому и хочу поделиться своими мыслями об этом фильме.

Мастер и Маргарита (2024)

Начну сразу с того, что фильм Мастер и Маргарита — это не совсем полноценная экранизация. Роман здесь используют больше в качестве литературной основы, чтобы рассказать совсем иную историю, нежели была показана в тексте Булгакова.

В центре повествования — не Воланд или Маргарита, как было в первоисточнике, а сам Мастер. Его судьба в книге была раскрыта не так подробно, а детали жизни до попадания в сумасшедший дом расплывчаты.

Авторы фильма решили надавить именно на эту тему в книге и попытаться рассказать историю с точки зрения непосредственно Мастера. Преобразив характер персонажа и сюжетные обстоятельства, создатели наделили Мастера душой самого Булгакова. Некоторые детали жизни подводят к этой мысли — сложная финансовая ситуация, тяжёлые отношения с властью и другими писателями, и в конце концов творческие муки.

Параллельно условному «реальному миру», где существуют Мастер и Маргарита, в картине разворачивается и всем известная история из романа — с Воландом, убийствами и котом Бегемотом. На экране визуализируется как бы история внутри истории, которую пишет сам Мастер — и это ключевое отличие экранизации от произведения Булгакова. Пьеса «Понтий Пилат» становится лишь одной из составляющих, а на первый план выходит непосредственно роман. Таким образом, фильм превращается в своеобразную интерпретацию истории создания произведения, а также в байопик о его авторе.

Но, как известно, Мастер и Маргарита не могут быть счастливы и закончат свою жизнь печально, при этом роман, который пишет Мастер, оживает и позволяет продлить их жизнь на страницах рукописи (Причём концовку романа в экранизации намеренно изменили на более позитивную, чтобы подчеркнуть эту разницу мифа и реальности).

Фильм как бы превращается в очень интересную метафору о вечной жизни автора в его произведениях. Таким, может быть, нехитрым, но интересным приёмом создатели экранизации отдают дань уважения Булгакову как творцу и заявляют о его авторском бессмертии, высеченном в словах, которые составляют роман «Мастер и Маргарита», а также другие не менее великие произведения писателя.

Если рассматривать фильм именно так, а не пытаться соотнести сюжет с первоисточником (ибо это бессмысленно, так как я уже отметил, что это не экранизация, а история, снятая по мотивам), то всё становится на свои места — образы работают, а повествование проясняет свои идеи.

Разумеется, фильм не лишён недостатков, однако цепляться за них для меня не имеет большого смысла, так как я разглядел в фильме интересную идею, которая мне понравилась, да и подана она весьма качественно — начиная актёрскими работами, заканчивая визуальным стилем (правда, графика во многих местах выглядит слабо, но дизайн Москвы — моё почтение).

Спасибо за то, что прочитали. Если вам понравилось, то можете ознакомиться с моим предыдущим постом, где я пишу об истории пиратов в кино.

77
16 комментариев

Единственный русский фильм который я посмотрел за лет 10

Ответить

Чет непонятно, вы гордитесь этим, или просите о помощи?

Ответить
Автор

Раз в год и палка стреляет), а русскому кино надо аж 10 лет!

Ответить

Фильм на один раз.

Ответить

которая нашла как поклонников

Ответить