Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

Когда все говорят, что кино гениальное — а вам скучно.

Не так давно прошло интересное обсуждение недооценённых фильмов. Действительно, наверняка почти у каждого есть такой пример: все ругают, а вам нравится (в моём случае это «Запрещённый приём»).

Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

Но я задумался о ровно противоположной картине: шедевры кинематографа, которые нам совершенно непонятны. Лучшие комедии, над которыми не хочется смеяться. Или же драмы, не вызывающие никаких эмоций. Причём хочется вспомнить не какие-то крупные премьеры последних лет, а именно признанную классику с культовым статусом.

Мне пришло в голову несколько личных примеров. Своими вариантами делитесь в комментариях.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»

Этот фильм находится на одном из первых мест во многих списках величайших картин в истории кинематографа. Стэнли Кубрик снял чёрную комедию на тему Холодной войны и ядерной атаки США на СССР, а Питер Селлерс сыграл в ней сразу три роли.

Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

Рейтинг на IMDb у фильма — 8,4. На Rotten Tomatoes — 99% от критиков и 94% от зрителей. И я всё думал — ну почему же мне не смешно? Я понимаю игру слов и перевоплощения, понимаю социальность темы и иронию. Но в жанре обозначено «комедия», и он попадает в списки самых смешных фильмов. Пересмотрев его дважды, я понял, что этот юмор точно не для меня.

Возможно, дело в том, что он снят очень уж давно, но соседствующие с ним в этих рейтингах «В джазе только девушки», «Тутси» и «Золотая лихорадка» смешны и по сей день. Возможно, дело во мне.

«Пролетая над гнездом кукушки»

В этом случае я совершенно точно понимаю, за что невзлюбил фильм Милоша Формана. Многие называют образ пациента психиатрической лечебницы чуть ли не лучшей ролью Джека Николсона. Но если смотреть его сразу после прочтения романа Кена Кизи, по которому и снята картина, то сюжет кажется совершенно нелепым и даже глупым.

Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

В оригинале акцент сделан на двух основных моментах: мания преследования Вождя Бромдена, верящего, что старшая медсестра может замедлять время, и изменения в характере Макмёрфи, которого как раз и сыграл Николсон.

Но в книге Макмёрфи проходит путь от эгоиста и хулигана до человека, который может принимать правила и помогать другим. Яркий пример — договор, по которому он ведёт себя прилично, а за это всех пациентов отправляют на рыбалку. В фильме же он практически не меняется, и весь сюжет выглядит просто как постоянная борьба анархиста с системой. В случае с рыбалкой он просто угоняет автобус.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Одна из самых любимых в России новогодних комедий кажется мне очень грустным и даже мрачным фильмом. Герой, напившись с друзьями под Новый год, попадает из Москвы в Ленинград. А дальше знакомство с хозяйкой, скандалы и исполнение «Вагончик тронется». Рассказывать о сюжете нет смысла, его и так все знают.

Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

Герои этого фильма кажутся мне глубоко несчастными людьми. Главного персонажа Женю постоянно все пинают и гоняют: невеста, мать, друзья, Надя из Ленинграда, её жених. И его редкие протесты кажутся очень грустной и слабой попыткой хоть что-то сделать в жизни самому, но каждый раз он слишком быстро сдаётся. Надя встречается с Иполлитом, который при любом удобном случае её оскорбляет и ругает. Невеста Жени всё время думает о том, что он сбежит от неё, а тот со вздохом отвечает: «От тебя не убежишь».

И всё это дополнено советским антуражем, убивающим в человеке любую индивидуальность: одинаковая мебель в одинаковых квартирах на одинаковых улицах в одинаковых городах.

«Ходячие мертвецы»

Сейчас с каждым сезоном и даже каждой серией рейтинги «Ходячих мертвецов» падают. Но когда сериал стартовал, все поголовно его хвалили. Однажды во время длинных новогодних выходных я посмотрел сразу два сезона подряд. И совершенно не понял, за что же все так полюбили сериал о зомби, где забывают показывать зомби.

Против правил: шедевры кинематографа, которые мы не оценили

Наверное, в этом и есть его главное достоинство: зомби-апокалипсис показывают не просто как хоррор, а добавляют в него настоящей драмы и взаимоотношений людей. Но иногда создаётся ощущение, что смотришь мыльную оперу — герои выясняют кто с кем спал, обсуждают какие-то тайны и ругаются, а зомби просто печально ходят где-то вдалеке, ожидая, когда же всё это закончится.

11 показ
19K19K открытий
11 репост