Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Режиссёр «Рейда» в компании с Дэном Стивенсом ступает на территорию Лавкрафта.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Карьера Дэна Стивенса описала своеобразный круг. Звезда «Аббатства Даунтон» начал голливудскую карьеру, снявшись в крайне нестандартном авторском триллере «Гость» Адама Вингарда. Затем последовал резкий скачок — и вот его партнершами по площадке уже оказываются Эмма Уотсон в «Красавице и Чудовище» и Энн Хэтэуэй в фильме «Моя девушка — монстр».

Ну а главная роль в сериале «Легион» сделала его одним из популярнейших молодых актёров. Теперь же — вновь странный авторский триллер, но в этот раз для Netflix. Про культы, языческих богов и кровавые ритуалы. И самое главное — всё это под руководством Гарета Эванса.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Эванс прославился дилогией «Рейд» — супердешёвыми, но невероятно эффектными боевиками, которые он снимал в Индонезии за копейки. «Рейд» очень часто приводят в пример не только как эталон бюджетного экшен-кино, где каждый доллар пошёл в дело, но и как эталон экшена вообще.

Здесь лучшая на данный момент боевая хореография, впечатляющая операторская работа и монтаж. И, конечно, предельно простой сценарий, который, хоть и становится немного похож во второй части на «Крёстного отца», всё же удачно и логично оправдывает творящийся на экране беспредел. Этой цельности способствует и то, что Эванс в одиночку отвечает и за режиссуру, и за монтаж, и за сценарий — все его фильмы на сто процентов авторские.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Куда менее известен его эксперимент для второй части проекта V/H/S — антологии короткометражных хорроров, где отметился и Адам Вингард, и даже Джейсон Айзенер, режиссёр «Бомжа с дробовиком».

Антология была крайне сомнительного качества, но конкретно эпизод Эванса впечатлял своей безумностью. В центре сюжета там была колония культистов, живущих недалеко от мегаполиса, а ещё паства, хором вышибающая себе мозги дробовиком по приказу своего проповедника, дети-зомби, сидящие на наркотиках, а также роды огромного демона, продирающегося из чрева «матери» своими рогами. Эванс тогда от души повеселился и пять лет спустя вернулся к этой теме, значительно повзрослев как кинематографист и рассказчик.

Умирающие боги

«Апостол» — кино совершенно другого толка, нежели «Рейд» или V/H/S 2. Здесь Эванс не сталкивает лбами мастеров боевых искусств и не делает трэш ради трэша. Большую часть времени он нагнетает саспенс и неторопливо раскрывает характеры, вдохновляясь классическим фильмом ужасов «Плетёный человек» (не путать с ужасным ремейком 2006 года с Николасом Кейджем) и почти слово в слово повторяя его завязку.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

1905 год. Главный герой Томас Ричардсон (Дэн Стивенс) прибывает на удалённый остров Эрисден, где обитает загадочный культ, взявший в плен его сестру и требующий за неё выкуп. Томаса на острове не ждут — официально он погиб, выполняя христианскую миссию в Китае. Он не только прибывает туда вместо своего отца, который не в силах даже подняться со стула, но и проникает в общину обманом, избегая расставленных культистами ловушек. Томас сливается с толпой новоприбывших и постепенно погружается в творящиеся на острове безумства.

О культе острова Эрисден ходят зловещие слухи далеко за его пределами, однако, на первый взгляд, бояться тут нечего. Если в «Плетёном человеке» община существовала уже десятки лет и на её острове совершенно нормальным было продавать в аптеках баночки сушёной крайней плоти, устраивать в школе пятиминутки поклонений фаллическим символам и лечить детям горло проглатыванием лягушек, то культ из «Апостола» — куда более молодой и приземлённый. Он вроде бы всем рад и будто бы никого не притесняет. На первый взгляд, единственное его отличие — отказ от христианства и от его «умирающего бога».

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Все жители, включая основателей культа, живут в одинаковых и приличных домах, днём работают далеко не до седьмого пота, а вечером их ждёт бесплатное пиво и музыка в местном баре. Никакой экономики на этом острове нет. Это почти что утопия, мир возможностей, да и глава общины — проповедник Мэлком (Майкл Шин) не кажется злодеем, как какой-нибудь карикатурный Иосиф Сид из Far Cry 5. На острове будто бы расцвел настоящий, честный коммунизм.

И поклонение местной богине особо ничем не выделяется — культисты не выглядят безумцами. Это обычные люди, которые попросту ищут свой путь и не хотят быть ни католиками, ни протестантами на большой земле.

В противовес этому — куда более действенный и радикальный ход в «Плетёном человеке», где мозги людей на протяжении поколений промывались настолько сильно, что для них было окончательно утеряно такое понятие как смерть. Это кардинально отличало их мировоззрение и способ мышления от главного героя — консервативного сержанта Хоуи.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Отсюда выливается одна из многих проблем «Апостола» — культ сам по себе не внушает никакого страха, и начальная затравка о безумстве этих людей — попросту обман. Здешний культ ненамного страшнее общины из фильма «Пляж». Сам Томас выглядит куда безумнее здешних культистов — страшно сверкает глазами, принимает опиум, трясётся, как припадочный, и запугивает местного мальчишку, переманивая на свою сторону.

Самим островом же правят никакие не одержимые. Это бывшие бандиты, действующие бандитскими же методами. Плохо с урожаем? Нет денег на продукты с материка? Так похитим аристократку и заставим её отца платить выкуп. Эти люди не верят в своего бога, они о нём просто знают. А это ведь совсем другое. Это приводит к главному, слишком раннему и совсем не впечатляющему сюжетному твисту.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Культ отца Мэлкома ощущается всего лишь прикрытием для убежища преступников, считающих себя невиновными. А Эрисден для них — место, где их не сможет достать рука короля. Позднее фильму оказываются нужны моральные дилеммы, и Мэлком предстаёт человеком, которого действительно беспокоят вопросы общины, смерть прихожан и плохой урожай. Его персонаж вдруг оказывается прекрасным в своей двойственности, но в логике фильма его функция так и остается нераскрытой — злодей без явных злодейств, вся демоническая аура вокруг которого надумана. Основная же угроза тут не он и даже не мифическое божество, о котором столько разговоров.

На фоне этого мистика и хоррор-элементы выглядят очень топорно. В первой половине Томас тайно исследует остров, пытаясь найти сестру и выяснить правду, пока за его спиной изредка скребутся страшные рожи, а в конце коридора поджидают жуткие дети. К сожалению, полный набор штампов, который почти не работает.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Фильм пытается совсем по-взрослому, «как у Кубрика», погрузить зрителя в вязкий омут из паранойи. И всё ради того, чтобы на середине резко дать зрителю по лицу и, усугубив ситуацию, раскрыть все карты и вытряхнуть наружу простейшую мораль «Бояться нужно людей, а не монстров» и обломать все надежды на хороший хоррор.

Нам в совершенно будничной манере отвечают на вопросы, которые должны остаться открытыми, а вся мистика на фоне относительно нормального быта культистов только сбивает с толку.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Очень неумело Эванс работает и над драматизмом, часто показывая молодых влюбленных, у которых нет будущего на этом острове. Эта, пусть и единственная в фильме любовная линия выглядит отчаянным шагом выдавить слезу.

Рейд на Ктулху

Пусть это и неспешный триллер, было бы неправильно сбрасывать со счетов местный экшен. В них-то как раз и видно, что фильм снимал постановщик «Рейда».

Это тот самый случай, когда в медленном триллере чуть ли не единственный безупречный элемент — трехсекундные экшен-сцены. Эвансу всё же стоит смириться с тем, что он вырос в экшен-режиссера, а не в режиссера тонких психологических триллеров, которым ему так отчаянно хочется быть.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Эти потуги очень хочется сравнить с «Мэнди» Паноса Косматоса — там ведь тоже была претензия на визионерство (удачная), злобный культ, дама в беде и безумствующий актёр на главной роли. Однако «Мэнди» — хоть и куда более простой, но очень продуманный фильм, автор которого понимает, чем тот должен быть — кислотным трипом с дуэлями на бензопилах. И он таков каждую секунду своего хронометража. Сложносочинённый «Апостол» на его фоне — лоскутное одеяло из «Плетёного человека», гонконгских детективов, кризиса веры и «Сайлент-Хилла» с очень нестройным сюжетом.

Панос Косматос — визионер, а Гарет Эванс в визионера пока лишь играет. Сцены в фильме первого сняты без какого-либо лоска и вылизанности. В них важно не то, насколько стильно это происходит и не то как это снято, а насколько это безумно. Тогда как экшен-сцены в фильме Эванса вылизаны просто до неприличия и будто сами за себя говорят, чем автор этого фильма должен заниматься на самом деле. Снимать третий «Рейд», конечно!

А ещё это как раз тот случай, когда фильм можно было смело превратить в сериал. Начиная со второй половины, Эванс пытается вместить в фильм слишком много информации, а персонажи толком не успевают раскрыться и пройти свои арки. Вроде бы тут очень много всего, но всё как-то по верхам — и тема культа недораскрыта, и саспенс перед главной тайной фильма не успели нагнать, и полное отрешение паствы от прошлой христианской жизни не произошло. В фильме показаны лишь зачатки безумства. Да и сам он — будто набросок чего-то более интересного и масштабного.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

Несмотря на всё это фильм можно смотреть и наслаждаться. Здесь прекрасная, дикая атмосфера, схожая с сериалом «Табу», фильмом The VVitch или игрой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а также попросту идеальная картинка.

Здесь полно и ярких, почти что комиксовых образов: местный маскот — окровавленный мясник в плётеной маске, — передаёт привет своим товарищам из Silent Hill и The Evil Within. А многие элементы наводят на мысль, что в альтернативной (лучшей) вселенной «Апостол» был бы удачным приквелом того же «Сайлент-Хилла», о только-только зарождающемся культе. И смотрелся бы он в этой роли куда органичнее, чем как самостоятельная законченная история.

Боги, культы, коммунизм: обзор фильма «Апостол»

А главное достоинство фильма, несомненно, Дэн Стивенс, которому удалось воплотить сложный и противоречивый образ бывшего пастора, потерявшего веру в Бога, но вновь обретшего её. Это однозначно его лучшая роль и новый уровень даже в сравнении с «Легионом».

Своей актёрской игрой Стивенс выводит на первый план единственную безупречно прописанную линию фильма — путь разочарования, безумия, страдания, морального очищения и духовного перерождения. Именно это так старательно прятал Эванс за нестройным нагромождением сценарных и режиссерских изысков. И именно это в конце-концов делает фильм хорошим и заставляет размышлять. Вряд ли фильм добился бы того же эффекта, если бы не Дэн.

Внимательному зрителю есть что поискать в «Апостоле» — тут сонм мелких деталей, вроде еле заметных (и довольно нетипичных) библейских отсылок, названия самого острова Эрисден и даже того, как именно в себя вливает опиум главный герой. Не говоря уж про довольно сложные характеры, чью мотивацию интересно изучать и додумывать.

Это не плохой фильм, не плохой сценарий и не плохие персонажи. «Апостолу» просто чуть-чуть не повезло с формой и амбициями своего создателя. Как красивый и необычный триллер он имеет право на жизнь.

7.3K7.3K открытий
23 комментария

Кстати, кто-нибудь хотел бы почитать лонгрид про Дэна Стивенса?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Интересный обзор. На мой взгляд лучшую вылазку на территорию Лавкрафта совершил первый сезон Настоящего Детектива. Там мистическая подоплека подавалась очень тонко, без пошлятины. Я бы сказал, по современному.

Ответить

На мой взгляд вы переоцениваете Лавкрафта. Он, конечно, отличный мастер хоррора для своего времени и культовый писатель, но все же Настоящий Детектив намного тоньше чем его творчество. Лавкрафт рисует отличный мир, но не отличается психологизмом или нагнетанием, его "пугание" сводится в основном к многократным повторениям "ой как жутко, страшно-страшно, я скоро сойду с ума от того как мне страшно и все остальные тоже сойдут, если узнают то, что узнал я"

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Легион просто божественный .
Очень неординарно и качественно снят

Ответить

Да, гость отличный получился. мне еще напомнил драйв визуальным стилем и жестоким экшеном.

Ответить