Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Как хорошее вино этот фильм с годами становится только лучше.
Одиночество, поиск себя и смысла жизни, кризис маскулинности, сверхчеловек. Про всё это есть в данном лонге. Видеоверсия прилагается

Финчер и Паланик едва ли могли предсказать его будущую популярность. Недавно вышел сиквел в комиксах, а в соцсетях стало много мемов, от серьезных до шуточных, включая уроки в стиле БК: "бросила девушка — наказан, иди делай 50 отжиманий".

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Рекламная кампания обманула зрителей, заставив их ожидать фильм о боевых искусствах, в то время как критики упрекали его в токсичности. При бюджете 65 миллионов сборы составили всего 37 миллионов — это был кассовый провал. Но, несмотря на это, фильм обрёл второе дыхание и стал культовым.

Сегодня БК резонирует с эпохой сильнее, чем когда-либо.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Финчер создал уникальную атмосферу с помощью темных тонов и нестандартного монтажа. Это делает фильм визуально привлекательным и динамичным.

Выпущенный в конце 1990-х, фильм содержит темы и идеи , которые по-прежнему звучат сильно и актуально. Он обращается к вопросам идентичности, потребления, антиконформизма и духовного кризиса.

Время не стоит на месте, и многие из этих тем остаются важными для современного общества. Кроме того, весь Тайлер и система ценностей проекта Разгром отсылает нас к Ницше.

Потребление

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Чуть ли не самой первой в фильме идёт критика Культуры потребления. У главного героя нет имени так что я буду звать его Джек.

О его личной жизни почти ничего неизвестно, кроме того что он работает в крупной компании и живёт обыденной жизнью. Он живёт в комфортной квартире, окружённый дорогими предметами. Вся мебель и фурнитура из новейших каталогов. Герой подбирает это всё с особой тщательностью.

Это собирательный образ - это мы, это миллионы людей которые скрывают свою истинную сущность за повседневностью и миром атрибутов. Становится понятно, что на каждый диван, столик, тумбочку он потратил не один час. Джеку важно понять в достаточной ли мере они отражают его внутреннее естество.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Несмотря на наличие просторной квартиры в престижном кондоминиуме главный герой не считает себя счастливым. Он испытывает хроническое чувство тревоги, и неудовлетворённость в нынешнем положении вещей. В первой части фильма Джек воспринимает себя через матерю.

Он отождествляет себя прежде всего с миром собственных вещей. Рубашки от кельвин кляйн, столик инь янь из икеи. Но в сцене с холодильником режиссёр явно даёт нам понять что внутренний мир герой пуст. Стоит только слегка приоткрыть эту дверь.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Герой подвергается давлению общества. Его статус-кво основан не на личных убеждениях и собственных ценностях, а на накоплении материальных благ.

Реклама внушает ему что счастье приходит через вещи и внешние атрибуты успеха. Подсознательная часть Джека не находит удовлетворения из-за герой мучается. Настолько что не может спать. Попыткой спастись от этой зависимости становится визит Джека к доктору. Он не даёт лекарства и в качестве язвительного комментария отправляет героя на собрания раково больных.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Главный герой чувствует понимание среди ментально страдающих людей. Он испытывает настоящие эмоции и связь среди них, забывая о своей зависимости от вещей на время.

Внезапная Марла рушит этот мир. Она как бы спускает героя на землю и указывает Джеку на притворство. Временное облегчение лишь подчёркивает зияющую дыру в душе Джека.

Знакомство с Тайлером рождает зерно сомнения в его мире. Тайлер отрицает потребительские ценности и указывает на несовершенства мира. (про выход из самолёта на высоте 2000 футов). Тайлер - катализатор для Джека.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

В этот момент истории он становится той силой и решимостью которой не хватает главному герою. Призывая отказаться от материальных оков Тайлер проповедует что не следует определять себя через свои вещи. Эти слова подвергают внутренний мир Джека началу трансформации. Взрыв его квартиры движет сюжет к следующей ключевой точке. Разговор Тайлера с Джеком в баре. (у меня был столик бла бла бла). Тайлер отвечает что всё это пустое и уже сильнее намекает на то что вещи которыми обладал Джек диктовали ему как ему жить.

Теперь ничего этого нет и Джек сможет жить так как ему хочется. Происходит первый из катарсисов и из роскошной квартиры Джек попадает в старый заброшенный дом с кучей хлама и водой по щиколотку. Многие ли из вас смогли бы это вынести?

Они варят мыло которые продаётся (по 40 долларов за штуку) и Тайлер показывает что это жир с толстых задниц богатых тёток которые скорее всего его же мыло и покупают. Сцена в автобусе с кельвинкляйн возвращается к этой же теме. (так должен выглядеть настоящий мужчина?).

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Тайлер задаёт вопрос главному герою и одновременно зрителю. Уверен ли ты что твои желания по настоящему твои. Уверен ли ты что твоя жизнь не продиктована рекламой и маркетологами. Нужны ли тебе вещи ради которых ты ломаешь себя каждый день. Или другим нужно чтобы ты их хотел.

Очень иронично что в нашу эпоху брендовых шмоток влияющих на статус-кво бойцовский клуб сам стал брендом который очень неплохо продаётся. Хотел бы я услышать что думает об этом Тайлер.

Маскулинность. Поиск идентичности. Инициация

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Как мы уже выяснили собирательный образ главного героя описывает себя и всю свою жизнь в контексте материальных благ. Его идентичность это мир вещей. Он чувствует себя социальным неудачником несмотря на все свои достижения. Его внутренний конфликт становится ярким отражением разочарования и неуверенности многих мужчин, потерянных в мире потребительства и стереотипов. Ведь в современном мире так сложно понять что значит быть мужчиной.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Базовое состояние Джека уже указывает на то, что мужчину определяет не ресурс, которым он обладает, а набор качеств и чувств. Скитаясь по жизни он не находит ответов на эти вопросы, пока не встречает Тайлера. И ранее я уже дал косвенно понять, что основа их взаимоотношений это попытка понять кто такой мужчина.

Тайлер предлагает совершенно новое для рассказчика отношение к проблеме. Тайлер с насмешкой заявляет - не ты делаешь вещи, а вещи делают тебя. Его позиция вскрывает современное понимание мужчины как фигуру добытчика. Если мужчина не может обеспечить себя - он сталкивается с кризисом. Это вызывает бесконечную погоню за материальными благами. Ведь чем их боль - тем выше статус-кво мужчины для мира. И это работает даже 25 лет спустя.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Тайлер предлагает альтернативу. Разрушение и насилие как обретение новой идентичности. Подробнее об этом мы поговорим в части о Ницше. Создание БК для героев это своего рода бунт против традиционных представлений о мужском начале.

Первый бой в клубе становится символом страха и подавленных эмоций. В этих подвалах каждый новоприбывший принимает бой. В драке они освобождаются от социального давления, обязательств и своего образа. Переживая первую драку они обретают в себе первородное мужское начало. Чувствуют силу, ощущают своё тело вместо того, чтобы думать как выглядят со стороны. И это подкрепляется наличием единомышленников которые проходили либо пройдут через то же самое.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Акты агрессии в Бойцовском клубе выступают образом инициации. В древние времена это была очень распространённая практика среди разных частей света и цивилизаций. Такая процедура необходима для перехода от мальчика к мужчине. Часто это было жестокое или опасное действие в котором юноше никто не мог помочь. Но оно всегда было связано с насилием.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Здесь инициация это символ перехода от ложной идентичности и комформизма к бунту и обретения настоящего мужского начала. Они обретают братство. (после первого боя я почувствовал себя живым). Бойцовский клуб становится именно тем ритуалом который был необходим.

Приходя с собственными демонами и страхами - каждый участник представляет в себе некий образ. Этот образ воплощает Тайлер. Он и есть та самая фигура. Идеал традиционной маскулинности. Храбрый, смелый и свободный от социальных оков.

И то же самое он предлагает мужчинам под соусом физической борьбы. Для всех последователей Тайлера преодоление своих слабостей воспринимается как сила. Их борьба продолжается в проекте разгром.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Учитывая что их новые идентичности были получены через акты насилия и разрушения - тот же вектор был выбран для продолжения. Весь проект разгром направлен на отказ от потребительства и навязывания этих идей обществу. Через акты саботажа и вандализма они проявляют свою новую маскулинность. Ломая те вещи, которые им кажутся почти еретическими в их системе взглядов.

Они упиваются разрушениями и протестом потому что в глубине души каждый из них убежден. Чем больше я отхожу от старого образа жизни тем сильнее я нахожу себя. Эта метафора явно читается в произведении.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Однако фильм сам же показывает и обратную строну. По ходу просмотра может сложится стойкое ощущение что вы наблюдаете за сектой. И так и есть. В определённый момент, опьянённые чувством собственной силы и иллюзиями взятой ответственности за грехи общества. Члены проекта разгром считают себя силой спасающей окружающих.

Они слепо верят в то что знают как на самом деле лучше и затыкают рты всем несогласным. Так Паланик и Финчер показывают нам что тема маскулинности не должна быть связана с ресурсами и атрибутами власти, но не стоит уходить в крайности. Умеренность это то чего не хватало Тайлеру.

Отец. Бог. Ментальное здоровье

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Важной темой фильма так же является исследование человеческой психики и отчуждённости в современном мире. Одним из ключей к пониманию фильма является тема отцовства и его влияние на формирование личности. В жизни главных героев заметно отсутствие этой фигуры. Они оба имеют лишь абстрактное понимание Бога.

Недостаток в отце показывает пустоту в душе Джека. Ему не хватает того кто сказал бы что ему делать дальше. Он потерян и как раз Тайлер становится тем кто способен закрыть эту брешь. Мощная сцена разворачивается в ванной, когда рассказчик признаётся что хотел бы подраться со своим отцом. Он признаётся что в глубине души хочет получить одобрение отца, ведь это могло бы предать всему смысл.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Проходя через трансформацию конфликт с отцом раскрывается в виде невыраженном гневе и травме. Это очень типичная проблема для современного времени. Отчасти накопление этих эмоций и породило внутренний конфликт вместе с саморазрушением. А значит породило и Тайлера.

БК также резко критикует отчуждающее и бездушное общество. Ведь оно не помогает решать ментальные проблемы, а занимается их эскалацией. Люди не получают поддержку, чувствуют себя бесполезными, изолированными и не понятыми. По этой причине главный герой на время смог забыться в группах поддержки.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Он нашёл таких же брошенных и побитых жизнью людей которые страдают от общей проблемы. В наших широтах такие группы не распространены и люди чаще остаются наедине со своими переживаниями. Как думает, не поэтому ли у нас стало столько депрессивных, невротиков, тревожников?

Рождение через боль и отказ от иллюзий

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Тайлер это яркая но нереальная идея о том что истинную свободу можно найти в разрушении и хаосе. Он сам и говорит в конце фильма. Я - то кем ты хотел быть всегда. Он предлагает убежать от потребительского мира от иллюзорных ценностей к первобытным маскулинным порядкам. Но это такая же иллюзия как культ потребления.

Идея саморазрушения это не конструктивная альтернатива. Это апогей нигилизма. Он утрирует понимание свободы до отрицания всех правил и устоев. Проект разгром продолжает эту идею. Это не просто жестокий бунт против устоев общества. Это секта которая живёт иллюзией о том что через разрушение можно освободиться.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Разгром буквально не предлагает ничего кроме вандализма и взрыва банков. Всё что происходит внутри работает на благо этой идеи. В конечном счёте это приводит героя к практически полной потере своей личности.

Всё глубже погружаясь в мир иллюзий Тайлера он почти что становится идеальным бунтарём. Но в последний момент понимает что это не решение его проблем. Что это такие же воздушные замки и предательство своего я.

Однако даже настолько радикальная идея способствует его трансформации. Джек не хочет умереть с мыслью что так и не узнал каково это жить. Он мечтает о смерти и одновременно с этим мечтает найти выход и способ выйти из этого вечного вращающегося колеса.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

От момента взрыва его кондоминимума и до самого финала он постоянно сталкивается с физической болью. Его идеалы так же подвергаются постоянному давлению и не выдерживают натиска. Джек начинает искать глубинный смысл своего существования, желает обрести настоящее Я.

Бойцовский клуб ему видится идеальным местом для этого. Он жаждет родится заново. И ему удаётся обрести новое Я. Кульминацией этого становится полное пренебрежение дресс-кода и сцена с боссом после которой Джек уходит на удалёнку.

Как мы помним собственный страх был тем из-за чего герой попал в клуб. И собственный страх по большому счёту и был его противником. Никогда не бывает легко давать бой собственным демонам. Но только этот бой всегда необходим для того чтобы стать чем-то большим чем ты есть сейчас.

Ницше и Бойцовский клуб

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

С точки зрения философского подтекста фильм Финчера явлется одним из самых глубоких среди массовой культуры 21 века. Тайлер Дёрден это образ сверхчеловека в том смысле, в котором его описывал более поздний Ницше.

С самого начала Тайлер предстаёт как личность преисполненная нигилизмом и презрением к общепринятым моральным нормам. Он отвергает пластмассовый мир, считая что человек современности потерял свою жизненную силу. Мир же, который такой человек создал, пресный и бессмысленный.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Саморазрушение Тайлера в контексте опасных игр БК отражает близость сверхчеловека к зверю. К первобытной силе которая основана на инстинктах и собственных желаниях. Эта близость отражена в фразе "Мы пришли из бездны и мы вернёмся туда".

Но Тайлер Дёрден не просто какой-то садист или психически больной товарищ. Он предлагает Джеку путь трансформации дух, делая всё чтобы пробудить жизненную силу в главном герое и заставить чувствовать себя живым. (сцена в машине и авария). В этом смысле он похож на Чезаре Борджиа, которого Ницше приводил как пример эталонного сверхигигасигмы. Чезаре вообще не чурался любых подлостей и жестокостей чтобы достичь своих целей.

Как Бойцовский клуб остаётся актуальным 25 лет спустя [ЛОНГ]

Путь Джека это путь к самопознанию. Вместо того чтобы заменить свою идентичность Тайлером он согласно учению Заратустры находит аргументы в пользу своих взглядов на мир и возражает своему "учителю" Тайлеру. Джек приходит к тому что сила лежит не в разрушении и ненависти, а в любви и созидании. Поэтому так важна Марла в финале истории. Финал - Таким образом бойцовский клуб становится противоречивой и глубокой философской метафорой. Она позволяет задумать о природе сверхчеловека, ментальных проблемах, пути поиска себя. Затрагивает тему безотцовщины и маскулинности в нашем пластмассовом мире иллюзий. Тайлер это угрюмый и непредсказуемый проводник в тёмные дебри человеческой души. Он даёт возможность открыть в себе нечто новое, истинное. Но так же и показывает главное. Когда ты вглядываешься в безду - бездна вглядывается в тебя.

Ролик в изначальном виде лежит на бусти за три копейки.

Если у вас есть какие-то идеи для подобных лонгов/роликов - пишите тут или приходите ко мне на твич и пишите там.

2929
33
22
11
36 комментариев

Тайлер Дерден, который живёт на крыше

8
1
Ответить

спасибо, поорал

Ответить

Пришёл к выводу о том, что это фильм про мужчин, которые на фоне отсутствия войн и депрессий и растущей независимости женщин придумали полый внутри фашизм

5
2
Ответить

По сути да, только у них не фашизм, а тотальное разрушение всего вообще. И ГГ отказался идти с ними туда. Он решил что дальше его пути с Тайлером расходятся

4
Ответить

Который Джек метафорически убивает в конце, чтобы быть счастливым.
Но Тайлер настолько хорош, что народ будто бы этого не заметил, расхватав Тайлера на цитаты о жизни

1
Ответить
Ответить

Наоборот, анархия.

Ответить