Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Женщина, которая может сыграть кого угодно.

Тильда Суинтон не похожа на других. Актриса с необычной внешностью легко перевоплощается в человека любого пола и возраста. Целеустремлённая бизнесвумен и отчаявшаяся алкоголичка, утончённый юноша и дряхлая старуха, злая колдунья и тибетский монах — для Суинтон нет неподходящих ролей.

29 ноября выходит фильм «Суспирия». В нём Суинтон снова меняется до неузнаваемости: она играет 82-летнего мужчину — и это не единственный её персонаж в картине.

Самое время вспомнить, чем ещё актриса удивила зрителей.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

На своей волне

Тильда Суинтон считает свою семью античной редкостью: актриса принадлежит к древнему англо-шотландскому роду, её отец — генерал британской армии, а детство она провела в замке. Родители девочки не увлекались искусством, а интерес к нему девочка переняла от прапрабабушки, которая выступала с оперными партиями перед гостями. Суинтон нашла записи об этом в гостевых книгах замка.

По настоянию родителей будущая актриса училась в закрытой частной школе, в одном классе с принцессой Дианой. Однако строгие правила пришлись не по вкусу своенравной Суинтон. Особенно тяжело ей давался запрет на прослушивание музыки. Актриса до сих пор не слишком любит вспоминать те времена. И по той же причине не переносит «Гарри Поттера», ведь там фетишируются закрытые школы.

Cуинтон никогда не шла на поводу у других. Например, несмотря на успехи в состязаниях по бегу, заниматься им она не захотела — настолько, что притворилась, что растянула связки, чтобы не ехать на чемпионат графства. Тем не менее, девушка поступила в Кембридж, как и хотели в её семье, но только после того, как пару лет проработала учителем-волонтёром в Африке.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

В Кембридже Суинтон участвовала в студенческих театральных постановках. Когда актриса поработала в профессиональном Королевском Шекспировском театре, то была разочарована: тот мир был далёк от увлечений девушки — рок-н-ролла, кино, современной политики.

Суинтон не любит называть себя актрисой: она предпочитает понятие «перформер». Ей неинтересно то, что подразумевается под классической хорошей игрой.

Мне очень нравится путаница и неловкость, и неописуемый абсурд нашего косноязычия. Переодевание и неоднозначность, а также причуды личности всегда интересовали меня больше всего.

Тильда Суинтон

Встреча с режиссёром Дереком Джарменом в 1985 году изменила жизнь Суинтон — постановщик пригласил её в фильм «Караваджо». Тильда говорит, что он был первой настоящей творческой личностью в её жизни. Джармен раскрыл истинный талант девушки: он понял, что Суинтон не хочет быть актрисой в общепринятом смысле.

Их общение привело не только к многолетнему сотрудничеству, но и дружбе. На их совместную работу можно посмотреть во множестве фильмов: «Военный реквием», «Сад», «Эдвард II» и других.

С тех пор Суинтон старается сниматься только в экспериментальных картинах, даже если некоторые из них стоят сотни миллионов долларов.

Один агент говорил мне: «Когда же ты снимешься в чём-нибудь, что тебе не нравится, — хотя бы для разнообразия».

Тильда Суинтон
Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Участие в блокбастерах актриса рассматривает как рекламную кампанию для её более серьёзных работ. Например, по этой причине она благодарна, что её пригласили на роль Белой Колдуньи в «Хрониках Нарнии». В Голливуд ради Голливуда Суинтон никогда не стремилась.

Разберёмся, с какими работам актрисы стоит познакомиться в первую очередь.

Орландо («Орландо»)

Роль в экранизации романа Вирджинии Вульф не только принесла Суинтон популярность, но и отразила характер актрисы — для неё нет каких-либо рамок. Её персонаж рождён мужчиной: утончённый юноша, фаворит Елизаветы I, удивительным образом сохраняет молодость и красоту на протяжении многих веков — таково было желание королевы.

Однажды он просыпается в женском теле, но это вовсе не смущает Орландо: в этом человеке есть начала обоих полов. Такая двойственность, в той или иной мере, присуща многим людям: эта мысль доносится в фильме на примере андрогинного существа, в котором фактически слилось мужское и женское.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Человека меняет не столько пол, сколько окружающая действительность: Орландо успевает пожить в разных культурных эпохах — новые ценности, новые потребности, новые разочарования.

В фильме, как и в книге, много символизма, исторических и литературных отсылок. Становление личности Орландо тянется через эпохи: от Елизаветы I до начала XX века. У персонажа Суинтон есть преимущество относительно обычных людей: чтобы повзрослеть и найти себя, у него есть столетия, а не один век — но в этом и уникальность истории.

Сэл («Пляж»)

Суинтон запоминается в любых ролях, даже второстепенных. Отличный пример — фильм Дэнни Бойла «Пляж». В нём актриса воплотила роль харизматичного лидера коммуны.

Сэл руководит закрытым обществом людей, проживающих на райском тропическом острове. К ним присоединяется главный герой в исполнении Ди Каприо вместе со своими друзьями — он ищет новых ощущений. С первого взгляда, кажется, что это райская жизнь вне всяких условностей, но постепенно становится ясно: в коммуне множество строгих правил и запретов.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Сэл, управляющая жизнью на острове, властная и порой очень суровая женщина — она пойдёт на всё, чтобы сохранить сложившиеся устои. В повседневной жизни персонаж Суинтон кажется мудрым и справедливым, но в экстренных ситуациях Сэл ведёт себя настолько бескомпромиссно, что это даже пугает. Очевидно, что «утопию» на острове можно строить и поддерживать только тоталитарными методами.

Фильм ставит под сомнение, может ли вообще существовать утопическое общество. Всё равно будут рамки, иерархия, конфликты интересов и бунтари: не важно, оторванный ли это от мира остров или развитое государство — человеческая сущность всегда остаётся неизменной.

Маргарет («На самом дне»)

За роль в фильме «На самом дне» Суинтон была номинирована на «Золотой глобус»: здесь она играет любящую мать, которая готова на всё ради сына. Сначала она вмешивается в его личную жизнь, осуждает круг общения — типичные семейные конфликты не чужды главной героине. Но в критический момент, когда Маргарет подозревает, что её сын может иметь отношение к смерти одного человека, она без сомнений прячет труп, чтобы подозрение не пало на её ребёнка.

Основная проблема в том, что погибший — не просто друг, а любовник подростка. Их интимная жизнь запечатлена на видео: кассету с доказательствами Маргарет показывают злоумышленники, требуя выкуп. Но героиня Суинтон уже приняла своего сына таким, какой он есть: женщина не только покорно ищет деньги, но и держит секрет в тайне от всех в семье, несмотря на то, что ей нужна помощь.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Суинтон идеально воплощает образ настоящей матери, для которой ребёнок важнее всего на свете. Благодаря талантливой игре актрисы можно даже закрыть глаза на недостатки фильма — после него остаётся множество вопросов, на которые зритель так и не получает ответа.

Впрочем, у картины есть и другие достоинства: несмотря на мрачный сюжет, акцент сделан на светлой стороне человеческой натуры. И это не только материнская любовь главной героини, но и благородное поведение одного из злоумышленников — парень с изначально недобрыми намерениями, прочувствовав боль Маргарет, не смог остаться равнодушным. Поэтому, можно предположить, что того самого «дна» герои фильма всё-таки не достигли, как минимум, в моральном плане.

Элла («Молодой Адам»)

В фильме, снятом по книге Александра Трокки, мир представлен в серых тонах: мрачные пейзажи, несчастные люди — никто не живёт той жизнью, который бы хотел.

Главный герой Джо (в исполнении Юэна МакГрегора) — не исключение: он мечтал стать писателем, но не сложилось, поэтому герой работает на барже, принадлежащей супружеской паре. Моральными принципами парень не обременён: беспорядочные половые связи, некрасивые поступки — и всё без зазрения совести.

Элла (Суинтон), владеющая баржей со своим супругом, погрязла в рутине: череда одинаковых серых дней, надоевший муж. Поэтому не удивительно, что она поддаётся настойчивости и обаянию Джо. Страстный любовник — единственный луч света в её безнадёжной жизни, даже если он — подлец, ловко маскирующий под маской вроде бы милого парня свою неприглядную душу.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Многие сцены в фильме подчёркнуто реалистичны и даже неприятны, в том числе и постельные. Суинтон на экране не побоялась выглядеть совершенно некрасивой: на такое согласится далеко не каждая женщина. И в этом одна из основных фишек картины: всё показано реалистично, неприглядно, без прикрас.

Несмотря на то, что акцент в фильме на персонаже МакГрегора, а его чувства и поступки играют главную роль, раскрывается он как раз благодаря таким женщинам, как Элла. Её образ жизни и психология влияют на поведение Джо — с ней он может проявлять свои худшие качества, пользуясь ситуацией.

Белая Колдунья («Хроники Нарнии»)

В популярной франшизе Суинтон сыграла злодейку: коммерческий проект она посчитала отличной рекламой к её ролям в независимых фильмах. Тем не менее, актриса вложила в персонажа немало своей индивидуальности.

По книге у Белой Колдуньи чёрные волосы, но Суинтон осталась со светлыми. Кроме того, создатели хотели видеть ведьму с ярким макияжем, даже утверждали, что без него из актрисы не получится красавица. Но Суинтон выступила против изобилия косметики. Зато она носила линзы разных цветов, так как хотела сделать свою героиню более пугающей.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Суитон говорит, что в Белой Ведьме нет человечности. Она хочет доминировать над всеми — это качество, по мнению актрисы, достойно лишь презрения. Так же Суинтон отметила, что поскольку её персонаж — не человек, то ей можно не укладываться в рамки при воплощении образа.

Актриса раньше даже не думала, что «Хроники Нарнии» занимают столь важное место в жизни многих людей. Она прочитала книгу лишь при подготовке к съёмкам: ей не посчастливилось сделать это в детстве.

Тильда считает волшебную историю классической сказкой о выживании и независимости, о глубоком самопознании того, кто ты есть. Что касается религиозных мотивов, то Суинтон говорит, что не искала таких аллегорий, хотя верущие, скорее всего, их заметят.

Карен («Майкл Клейтон»)

Суинтон получила «Оскар» за роль второстепенного персонажа в криминальном триллере Тони Гилроя. В фильме идёт речь об адвокате Майкле Клейтоне (Джордж Клуни), который решает самые трудные вопросы. Кажется, его ничто не может смутить, лишь бы хорошо платили. Но один случай вызывает у Майкла сомнения: друг и коллега Клейтона находит доказательства преступлений химического концерна, интересы которого защищает их компания. Работать как прежде после этого они уже не могут.

Суинтон досталась роль юриста, представляющего интересы концерна: это строгая и волевая бизнесвумен, которая ставит работу на первое место в своей жизни. Тильда сравнивает этого персонажа с плохой актрисой, которая исполняет не свою роль — в данном случае, роль безжалостной корпоративной дамы. И это заметно во всех сценах, где героиня, оставаясь наедине с собой, очень нервничает, стараясь морально подготовиться к переговорам.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Актриса особенно отмечает сцену, в которой Карен одевается перед решающей «схваткой», она — практически солдат в корпоративном мире, где даже ошибка в дресс-коде может грозить увольнением. По словам Суинтон, её героиня одержима желанием подавить в себе все основные инстинкты, а фильм в целом — о психологической зависимости.

Суинтон понравилось играть обычную современную женщину, хотя, по её признанию, она считает себя странным выбором на эту роль, потому что думает, что больше похожа на фрика. Впрочем, сомневаться в том, что актриса справилась, не приходится — за эту роль Суинтон получила «Оскар».

Джулия («Джулия»)

В криминальной драме «Джулия» Суинтон предстала в малопривлекательном образе падшей женщины, 50-летней алкоголички: вульгарной, безнравственной и отчаянно прожигающей жизнь. Однажды главной героине подворачивается возможность похитить внука состоятельного человека: утопающая в долгах Джулия решается даже на такую авантюру с целью получения выкупа.

Персонаж Суинтон сначала вызывает чувство неприязни: она совершенно себя не уважает, а её жизнь катится по наклонной. Но по мере развития сюжета к Джулии испытываешь жалость — ведь она просто неудачница, которая всё больше увязает в последствиях своих поступков. И даже если захочет, уже не сможет остановиться.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Джулия своеобразно пытается выстроить вынужденные отношения с похищенным ребёнком: своих детей у неё нет, поэтому благодаря этому она приобретает новый опыт, и, возможно, в её душе даже зарождаются некоторые материнские чувства. Но подходящих условий для этого нет: Джулия всё равно видит, прежде всего, не человека, а лишь средство достижения цели, которое может либо разрушить её жизнь, либо спасти.

Фильм уникален именно благодаря игре Суинтон: отчаяние героини передаётся зрителю. Джулии, какие бы поступки она не совершала, сопереживаешь, насколько вообще возможно сопереживать такому персонажу. Картина пропитана атмосферой безнадежности: очевидно, что у героини всё пошло не так задолго до начала истории, поэтому её судьба предрешена.

Эмма («Я — это любовь»)

В фильме Луки Гуаданьино Суинтон играет эмигрантку из Советского Союза: Эмма замужем за итальянцем, принадлежащим к буржуазной семье. Однажды её сын получает деньги в наследство и планирует открыть на них ресторан вместе со своим другом Антонио. Между Эммой и Антонио вспыхивает страсть: это влечёт за собой череду роковых событий для всей семьи.

Гуаданьино и Суинтон хотели рассказать о буржуазной жизни и окружении с документальной точностью. Актриса описывает это так: «Нас интересовало всё: семья, история, династия, целая традиция, поражённая изнутри неким взрывом, ярким событием».

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

При подготовке к роли Суинтон черпала вдохновение из разных источников: использовала образ своей русской подруги, которая живёт в Штатах, общалась с эмигрантками в Милане, читала русские романы. Свою героиню актриса описывает как «идеальную женщину, которая должна измениться, пройти трансформацию».

В картине Суинтон немало говорит по-русски. По словам актрисы, с нашей культурой она уже была знакома — через книги и картины, а её прабабушка родилась и выросла в Санкт-Петербурге, хоть и принадлежала к шотландскому роду.

Русское происхождение героини подчеркивает её несвободу: покинув родину, она не расширяет границы своего мира, а лишь ставит новые рамки. Зато её дочь всегда следует зову сердца: её поступки помогают Эмме взглянуть на жизнь под другим углом. Но фильм не только о свободе и любви: мир гораздо сложнее, а многие поступки влекут за собой последствия — нет ничего однозначного.

Ева («Что-то не так с Кевином»)

Суинтон нередко можно увидеть в роли матери, но актриса каждый раз воплощает этот образ по-новому, ведь в разных семьях — разные отношения. Например, у главной героини фильма «Что-то не так с Кевином» серьёзные проблемы с сыном (Эзра Миллер): картина начинается с того, что она переживает последствия чудовищного поступка своего ребёнка — все жители города отвернулись от неё. В череде флешбэков зрителю рассказывают историю этого мальчика глазами матери — с самого рождения. Ева пытается понять, что именно пошло не так в его воспитании.

В картине затрагиваются разные темы: насколько сложно быть родителем, может ли он повлиять на личность ребёнка. С одной стороны, трудности у Кевина с рождения — он плакал, долго не говорил, позже — не слушался: негативные эмоции его матери понять можно.

С другой стороны, очевидно, что она не справляется со своей ролью. Еве очень трудно терпеть непутевого сына — и он с детства чувствует это, даже на подсознательном уровне. Несмотря на то, что мать пожертвовала карьерой ради ребёнка, самого главного — любви — она ему дать не смогла.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

С появлением младшей сестрёнки контраст в отношении заметён ещё сильнее: это накладывается на подростковый период Кевина, а всё вместе, в результате, приводит к трагедии. Конечно, нельзя во всех преступлениях ребёнка винить его мать — склонности мальчика настораживали с самого начала. Однако легко проследить, что именно повлияло на личность Кевина. Всё-таки отношения с родителями сыграли не последнюю роль.

Ева («Выживут только любовники»)

Женщина-вампир, которая живёт в Танжере, интересуется поэзией, природой и музыкой, обсуждая их на протяжении многих веков со своей второй половинкой, меланхоличным рокером Адамом (Хиддлстон) — такой необычный образ создал для Суинтон Джим Джармуш.

В его фильме нет никаких пошлостей: на первом месте не вампирская сущность, а тема любви и бессмертия, взаимоотношения двух интеллектуалов, чего только не повидавших за свою долгую жизнь. Даже людей парочка давно не убивает. В одном из интервью, Суинтон сравнила их тёмное прошлое с подростковым периодом, который нужно пройти.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

По мнению актрисы, герои фильма — не зомби, воскресшие из мёртвых, а люди, которых когда-то превратили в монстров. Суинтон считает, что «это позволяет показать развитие личности каждого, взглянуть на любовь в перспективе бессмертия и задуматься, чем для нас оборачивается это чувство — благословением или проклятием».

Фильм очаровывает, прежде всего, своей эстетикой, повествование тут неспешное, лишённое всякого экшена. Зато есть невероятно красивые кадры, диалоги, содержащие множество культурных отсылок, а также притягательная Суинтон в паре с депрессивным Хиддлстоном. Джармуш хотел, чтобы персонажи выглядели и вели себя одновременно утончённо и по-звериному — это две стороны их натуры.

Темы, затрагиваемые в фильме, были наиболее близки актрисе во время съёмок: один из родственников Суинтон тогда тяжело болел. Историю о бессмертии, любви, природе, выживании и объединении она считала единственной подходящей для себя в этот непростой период. Основной акцент Суинтон делает на том, что картина, прежде всего, о людях, которые стареют и умирают, и о природной сущности.

Старейшина («Доктор Стрэндж»)

Одна из самых известных работ Суинтон — фильм по мотивам комиксов Marvel. В картине идёт речь о талантливом нейрохирурге (Камбербэтч), потерявшем чувствительность рук после аварии. Он не смог вылечиться с помощью традиционной медицины, поэтому отправился искать счастья на Тибет. Там он встретил Старейшину (Суинтон) — древнего мага, который изменил представления о мире и науке скептически настроенного доктора.

Многие фанаты комиксов не хотели видеть Суинтон в роли Старейшины, ведь, согласно оригиналу, это должен быть мужчина-азиат. Актрису это ничуть не смутило: «Я играю не мужчину и не женщину, не азиата и не европейца. Я играю мага». Она без сомнений приступила к работе, даже побрилась налысо.

Такая разная Тильда Суинтон: запоминающиеся роли актрисы

Суинтон не считает «Доктора Стрэнджа» очередным фильмом о супергерое, для неё это история о том, что ум человека на самом деле не имеет границ. Кроме того, актрисе интересна идея долгой жизни, трансформации и бессмертия.

Она уже играла подобных персонажей: Суинтон проводит параллели с Евой из «Выживут только любовники» и Орландо. Зато противопоставляет эту роль Белой Колдунье: «В „Нарнии“ я воплощение льда, холода и абсолютного зла, а здесь прямая противоположность. Это очень приятное ощущение, мне оно гораздо ближе».

Можно смело включать любой фильм с Тильдой Суинтон: у неё абсолютно разные персонажи, а выбор очень большой. Например, в «Отеле „Гранд Будапешт“» актрису можно увидеть в образе старухи — Суинтон не узнать не только благодаря гриму, но и талантливой игре. В «Загадочной истории Бенджамина Баттона» тоже яркая роль: не только любовница главного героя, но и женщина, переплывшая Ла-Манш.

В картине «Возможные миры» актриса сыграла сразу четверых персонажей с разным характером. Даже гламурный образ в фильмографии Суинтон нашёлся — посмотрите «Девушку без комплексов». Ну и на одну из самых известных картин с участием Тильды, «Константин: Повелитель тьмы», тоже стоит обратить внимание.

А какие роли Тильды Суинтон запомнились вам? Пишите в комментариях — заодно составим полный список фильмов, которые стоит посмотреть.

307307
62 комментария

А я надеялся на пост про Сэма Рокуэлла н его 50 летие( Недооцененный актер. Но спасибо за пост про богиню)

35
Ответить

Нет никакого Сэма Рокуэлла. Они просто берут нового клона каждые три года и снимают в кино.

51
Ответить
6
Ответить

А как же Мейсон в фильме Сквозь Снег? :)

41
Ответить

Отличный фильм, кстати.

7
Ответить

Топ.

31
Ответить

ожидал увидеть фильм в списке. как и Константина

8
Ответить