Залечь на дно в Брюгге

Сатира, честь и раскаяние.

Залечь на дно в Брюгге

Брюгге — это старинный европейский город, сохранивший средневековый шарм. В своем готическом наследии он несёт сказочную умиротворенность: в нем легко потеряться во времени, забыться и поддаться рефлексии. По старинным каналам плавают белые лебеди, и доживающие пенсионеры. Над всем городом возвышается старая башня, предназначенная когда то давно выявить надвигающуюся издали опасность, а теперь ставшая одним из символов Брюгге.

Вся эта характерная атмосфера могла бы послужить для классической романтической истории с финалом на вершине легендарной звонницы. Однако она послужила истории куда более ценной: истории про двух совершенно разных товарищей — наемных убийц, которые в силу возраста, с разных сторон поддались размышлению о делах прошлых.

Мощёные улицы, узкие каналы и карлики под лошадиным транквилизатором

Залечь на дно в Брюгге

Брюгге в фильме отведена приятная для него роль: создать образ уютного города. При этом он вызывает разные чувства у разных героев: более опытным и пожилым Кену и Гарри, он кажется сказкой наяву; молодому Рэю он противен. Все это происходит из опыта самого Мартина Макдонаха — сценариста и режиссера фильма, у которого после посещения остались двойственные чувства. Да, с одной стороны это и вправду красивое и очаровывающее место, а с другой стороны, оно наводит тоску. Мартин решил передать свои ощущения через образы двух главных героев. Кен — образованный и явно повидавший многое, культурно богатый человек. Он видит город, как что то выбивающиеся из общей череды — гуляя по нему, он получает удовольствие от одного его созерцание. Рэй, другого склада ума и характера. Он более молодой, активный, в конце концов у него все еще болит сердце от свежей раны. Брюгге — как город который подталкивает к рефлексии, негативным образом сказывается на его состоянии. Это само по себе интересно, взглянуть на одно и тоже место, но с разных перспектив.

В фильме присутствует ещё и перспектива со стороны различных национальностей. Это карикатурный образ пухлых американцев, желающих взобраться на вершину башни, своенравного «интеллигента» из Канады, американского карлика-расиста, проститутки из Голландии и прочие. Они все это одна сплошная карикатура на то как туристы и приезжие воспринимают Брюгге — они не пытаются его понять, ими движут такие же примитивные мотивы как и всегда. Они не познают город, и не поддаются его атмосфере.

Вообще, в фильме создаётся необычное настроение: европейское, но с британским сердцем. Выходит теплая и уютная европейская комедия, по которой гуляет британский сквозняк. Конечно, такое сочетание подкупает зрителя. Если в начале достаточно тепло, то чем дальше развивается история, тем холоднее становиться. Это отображается визуально: в начале преобладает день, к концу — ночь. А также погодно: начиная с солнечного дня, и заканчивая темной заснеженной улицей.

Трагедия на слух и смешная мизансцена

Залечь на дно в Брюгге

Драматическая сторона картины лучше всего раскрывается через его музыкальную составляющею. Это ясно видно при взгляде на название композиций: «Маленький мертвый мальчик», «Мое самоубийство твоего убийства», «Последний приговор» и другие. При их прослушивании отслеживается вторая, после сатирической, сторона истории — трагическая. Классическая игра на виолончели и пианино, придают сцене более глубинный смысл, расширяя её и одновременно освобождая от четких рамок. При этом она редко звучит в забавные моменты. Лишь в конце, в момент самого продолжительного экшена, саундтрек разбавляется электронной гитарой и барабанами, тогда она просто задаёт ритм.

Юмор ленты строиться на диалогах между персонажами и их взаимодействии. В постановке их движений есть что то смешное. Почти всегда это резкие движения заканчивающие диалоги — знак восклицания в конце речи героев. Они не всегда смешные, как в том же финале, но всегда запоминающиеся. Мой любимый момент банален, но я ничего не могу с собой поделать: каратэ-удар по карлику, олицетворяет всю крутость подобной постановки.

В целом в фильме достаточно запоминающихся сцен, в этом его очевидный плюс — каждая из них насыщена информацией. Информацией разного рода: внутренними переживаниями героев, диалогами, перестрелками, или драками. Диалоги тоже комплексные: в них есть и личные мотивы героев, и жёсткая сатира, и лёгкий юмор. Вот один из десятка подобных разговоров и монологов:

— Ты говнюк. Ты говнюк и всегда им был. И единственное, что когда-либо изменится, так это то, что ты станешь ещё большим говнюком. Ну, может ещё таких же нарожаешь...

— Не трогай моих детей, они тут ни при чём! Забери свои слова про моих родных мелких говнюков!

— Хорошо, про мелких говнюков забираю.

— Оскорблять моих сраных детей! Да ты все границы переходишь!

— Я уже забрал свои слова... но ты всё равно говнюк.

— Слышал, не глухой.

Диалог Кена с Гарри

При этом они смотрятся гармонично, особенно когда речь идёт о двух, по сути, убийцах. Еще тут очень помогает яркая актерская игра: акценты, мимика, тон. Советую насладиться всем этим в оригинале. Особенно приятно слушать диалог между Колином Фарреллом с тяжёлым ирландским говором и манерной речью карлика-американца.

Диалог с совестью: вопросы морали, чести и размышление

Залечь на дно в Брюгге

Так что же конкретно рассказывается через музыку и многочисленные диалоги? Прежде всего вопросы морали, из которых вытекают сквозные темы: «Что значит честь в кругу наемных убийц?», «Какую плату несёт в себе человек, совершивший убийство невинного?». Если углубиться в тему морали, то выходит что именно молодой Рэй главный герой картины. В себе он несёт те же качества что и фильм в целом — иронию, боль и терзания. Его друг, Кен, помогает ему выжить с серьёзной душевной раной, стараясь по всякому ему помочь: вводит в церкви, музеи. Кен старается вылечить своего товарища через искусство, не предполагая что сам город действует на Рэя негативно. Потому что Брюгге — это и есть своеобразное произведение искусства, подталкивающее к глубокой рефлексии.

Антагонистом истории выступает «человек чести», Гарри Уотерс. Не трудно догадаться, что именно с честью, главному герою и предстоит сойтись в финале. И тут мы видим, как показательно ко всей истории это сражение происходит — герой убегает от антагониста, так же как он бежал от своего наказания до этого. Макдонах преподносит это в свойственной ему ироничной манере, в которой прослеживается, однако, четкая нота трагизма.

Мы видим как Рэя все таки настигает его наказание, но при этом, мы видим что и самого Гарри оно достигло. Почему же, ведь последний все делал согласно чести? Тут Мартин показывает другую сторону медали — суровая кара, далеко не всегда правильное решение. К этому же выводу пришел и сам Рэй, и спасший его до этого Кен. Строжайшая мера, не исправит сделанных ошибок, а значит и выход остаётся один: переступить через боль и жить дальше. Раскаяние приходит в череде следующих позитивных поступках.

Тут ещё надо понимать что Мартин Макдонах не Фёдор Достоевский, и излагает сюжет в своем стиле. Он использует сатиру — в которой отражает архетипы; образ города — в котором заключено настроение ленты; музыку — которая передает трагизм. Это фундамент его изложения, дальше идут детали: переход через цвет, погоду и время суток.

Выходит комплексная конструкция, с простым и понятным изложением. «Залечь на Дно в Брюгге» быстро стала пособием по тому как рассказать известную всем тему, по новому и не изменяя авторскому стилю. Благодаря этому истории про двух застрявших в Брюгге убийц, греет не смотря ни на что — она показывает как принять ошибку, иронизирует, шутит и доносит свою мысль.

33 показа
4.5K4.5K открытий
22 комментария

Обожаю этот фильм, диалоги там вообще топ :D "Кен, я вырос в Дублине, я люблю Дублин. Если бы я вырос на ферме и был дебилом, мне бы в Брюгге понравилось. Но не сложилось..."

Ответить

Мне кажется, драматическая составляющая упирается не только в понятие чести и около того, всё-таки там прямо указывается на христианскую подоплёку, когда они смотрят на картину в галерее. Главный герой - человек (его душа), его партнёр (ангел или типа того) и начальник (дьявол) борются за его душу, потому что по христианской концепции Бог - это милосердие, прощение и искупление, а дьявол не верит в прощение, даже если человек раскаивается (а ГГ раскаялся). А Брюгге - это чистилище. Поэтому (СПОЙЛЕРЫ!) концовка и открытая, потому что мы как зритель решаем, заслуживает ли главный герой шанса на искупление (и, соответственно, возвращение в чистилище-Брюгге) или его [душу] уже и не спасти, пусть помирает.

Ответить

Вау, интересная тема.
Что то не уделил этому внимание, наверное нет достаточных познаний в христианстве.
Спасибо за классное дополнение

Ответить

Один из самых любимых фильмов)
https://www.youtube.com/watch?v=XaPzN2gD3PQ

Ответить

Лично для меня в этом фильме очень сильно просматривались театральные корни Макдоны. Брюге ощущался как театральная декорация.

Ответить

Фильм можно считать удачным уже только из-за этой сцены:

Ответить