реклама
разместить

Обзор фильма «Я — капитан»

Обладатель «Серебряного льва» за режиссуру в 2023-м году, в котором юные сенегальцы путешествуют сквозь африканскую пустыню в поисках иллюзорного счастья.

Обзор фильма «Я — капитан»

Для Сейду и Мусса, двух сенегальских подростков из бедных семей, дом — это шумное сборище надоедливых, но любимых сестер и заботливая мать, на чьих плечах держится вся семья. Уголок, куда можно вернуться, если мир кажется слишком неприветливым, и место, где собирается вся округа, чтобы отогнать злых духов бурным танцем и пением.

При этом дом — это и убогая лачуга посреди надоевшей пустыни. Вездесущий песок, не только на горизонте, но и в шкафах с одеждой. Вонь от огромной свалки и бесхозных коз, что на ней обитают. И нескончаемая бедность, раскинувшаяся по всему континенту и заставляющая с малых лет убиваться тяжелым трудом.

Обзор фильма «Я — капитан»

Но Сейду и Мусса хранят секрет — возле дома в объятиях песчаных крупиц спрятана их зарплата за годы работы. Благодаря сбережениям ребята планируют отправиться в путешествие через пустыню и море, чтобы пересечь ближайшую европейскую границу и оказаться в сказочном краю, так манящим всех африканцев.

Не ненависть, но любовь к скромному дому движет мальчишками. Опасное предприятие — это вовсе не слепая погоня за грезами о лучшем мире, а взвешенное решение проблем с бедностью. Из Европы можно посылать домой такие деньги, о которых родные даже не мечтали. Правда отпрашиваться нужно не столько у сговорчивых духов предков, сколько у матерей, чьи сердца не выдержат расставания.

Поэтому главные герои картины «Я — капитан» отправляются в одиссею по песчаным волнам без спроса и ведомые надеждой, что звонок маме откуда-нибудь из Италии принесет прощение за страшный проступок. Стоит им покинуть отчий дом, как они попадают в сказочный мир, полный разбойников, людоедов и монстров всех мастей. И словно главный герой «Догмэна» (см. наш текст), они становятся невольными свидетелями расцвета жестокости и насилия.

Дорога сквозь хладнокровную Сахару приводит друзей в лапы контрабандистов и работорговцев, что обещают помочь в пересечении недружелюбной территории, но лишь обманывают наивных подростков. Вместе с ними кошмарный путь пытаются преодолеть дряхлые старики, которым нечего терять, матери с грудными малышами, чьи-то отчаявшиеся отцы. Тысячная толпа тянется на север к морю, с которого, если прищуриться до рези в глазах, можно разглядеть райские берега.

Насколько прекрасна Сахара в интерпретации Маттео Гарроне — бескрайняя и нетронутая стопой человека, — настолько же чудовищна африканская земля под властью людей. В своей одиссее главные герои сталкиваются с почти мифическими царями и демонами, забредают в райские сады и пучины Тартара. Но на поверку те оказываются жадными шейхами в роскошных особняках и аферистами, прячущимися в тени.

Обзор фильма «Я — капитан»

Путь сквозь пустыню оборачивается дорогой не для детей, и путешествие 16-летних мальчишек быстро теряет завораживающую увлекательность. Ливийское побережье примет только сильных духом, а остальные падут добычей Сахары или преступников. С каждым шагом главные герои взрослеют, хотя время едва ли существует в бесконечной череде дюн.

Отчаявшиеся найти счастье на родине и движимые любовью к семьям Сейду и Мусса попадают в жестокий миф, за которым скрывается суровая реальность. Кошмарная бедность толкает босых оборванцев бежать по раскаленному песку, без средств к существованию или вразумительного плана.

Обзор фильма «Я — капитан»

Мигранты вынуждены преодолевать не только физические преграды, но и моральные. По мере взросления главные герои перестают переживать о погибших и отставших товарищах, с каждым шагом обрастая безразличием. Сейду и Мусса, ведомые ветрами Эола, пытаются сопротивляться этому, хотя все вокруг убеждает их, что человеческое достоинство не дороже песка в пустыне.

Молодые ребята — это символ целого поколения, для которого блаженное будущее, рекламируемое мнимым космополитизмом, в действительности скрыто за стенами из страха, предрассудков и политических интересов. Их история — это крик о помощи, призыв к осознанию того, что реальные или социальные границы, созданные человеком, становятся лишь источником бесконечной боли и страданий.

В мире социальных барьеров «Я — капитан» выступает напоминанием о том, что истинные чудовища живут не в мифах. Они прячутся внутри общества — в виде систем, что обезличивают людей, лишая их семьи, дома и права на бытовое счастье. А цивилизованный мир, возводящий стены для защиты своих ценностей, нередко забывает о самых базовых из них — человечности и сострадании.

PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать о «Каскадерах» и о том, как Дэвид Литч поведал о страхах целой индустрии, замаскировав их под комедийный боевик.

Обзор фильма «Я — капитан»
77
11
реклама
разместить
4 комментария

Там же счастливый конец, правда? Кончилось же всё хорошо? Они же умерли? Да?

1

Комментарий недоступен

1

Посмотрел в этом году в рамках оскаровского марафона, ни разу не пожалел.

Душевное кино. Шикарно снятое, атмосферное, одновременно гиперреалистичное и притчевое. Надеюсь, пацаны, сыгравшие Сейду и Муссу, не затеряются и потом ещё появятся на экранах.

1

Самозванцев нам не надо: капитаном буду я!

Любимые фильмы 2024 года

Меня никто об этом не просил, но словесное недержание не лечится. Тот самый топ фильмов, который можно смело закидывать в закладки и никогда больше не открывать.

Примерно так я провожу всё своё свободное время
6565
22
реклама
разместить
Киноитоги года.
Киноитоги года.

Составлены по моему индивидуальному, крайне странному, предвзятому и необъективному мнению, и расписаны постольку поскольку мне как-то захотелось для себя осмыслить всё то, что я посмотрел в этом году.

1515
44
22
11
Вы не поняли Призрак в доспехах 2: Невинность. Драматургический анализ

Разбираемся, про что на самом деле сиквел культового Призрака в доспехах.

Вы не поняли Призрак в доспехах 2: Невинность. Драматургический анализ
8787
44
33
33
22
11
11
11
11
11
Трудно понять то, что не смотрел
Мои книжные итоги 2024 года

Без тех или иных топов. Просто хочу пройтись по всему прочитанному в этом году. Этого прочитанного не мало. Воды налить есть о чем.

Мои книжные итоги 2024 года
107107
33
22
Ну ты чтун, конечно. 50 книг за год - мое почтение.
Воспоминания о потерянной любви — что говорят нам об этом в книгах, играх и фильмах?

Концентрированная тоска и приятное чувство грусти в одном небольшом лонгриде — вспоминаем истории Эдгара По, Макото Синкая и размышляем о том, как всё это повлияло на героев Dead Space, «Моста в Терабитию» и на нас самих.

3939
1818
44
22
11
11
Тебе 😡 от фанпея
«Кайдзю номер восемь»: как сделать из кризиса среднего возраста аттракцион
«Кайдзю номер восемь» 

Летом вышел первый сезон аниме-адаптации очередного мега-хита Shounen Jump — «Кайдзю номер восемь». Его называют самым вторичным баттл-сёнэном и даже любят за прямолинейность и необычность главного героя. Как «Кайдзю номер восемь» использует жанровые клише? И почему безыдейный аттракцион все же увлекает?

2020
22
11
Милитаристическая около'супергероика сёнен с чрезмерно успешно превозмогающими гг и около. Стильная, но не оч качественная в плане художественной ценности сюжета. Местами гипперэмоциональное... - мэ... Но для середняка - норм.
Атака титанов: Последний взгляд на финал франшизы

В ноябре 2024 на экраны вышла вновь завершающая часть франшизы «Атака титанов» под нетривиальным названием «Последняя атака». По содержанию этот фильм — компиляция из двух последних фильмов, состоящих из шести эпизодов, с добавлением новой сцены после титров. Премьера, пусть и не привнесла ничего качественно нового во франшизу, послужила лишним пов…

Атака титанов: Последний взгляд на финал франшизы
1212
«Сад из слов: визуальная и эмоциональная гармония»
Такао и госпожа Юкино во время снятия мерок со ступней
4747
11
[]