Франшиза "Пила": спираль повторов

Небольшой текст, посвященный кочующим из части в часть практически в неизменном виде элементов франшизы к двадцатилетию выхода первой части в России. Спойлеры, очевидно же.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.johnnydombrowski.com%2F&postId=3219406" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Johnny Dombrowski</a>
Автор: Johnny Dombrowski

Содержание

Вводная часть

20 лет назад, 16 декабря 2004 года, в России вышел фильм Пила (Saw), получивший подзаголовок "Игра на выживание" и ставший началом для достаточной объемной франшизы, включающий на текущий момент 10 фильмов. Многими обозревателями, включая пользователей этого сайта, отмечалось, что для сохранения целостности повествования авторам (Причем многим, как со сценарной, так и с режиссерской стороны) приходилось часто использовать повторяющиеся элементы или приемы. Так, например, практически в неизменном виде из части в часть кочует заглавная тема "Hello Zepp", играющая в концовке фильма, который неизбежно оставляет условных антагонистов победителями, предварительно выдавая неожиданный сюжетный поворот, меняющий понимание фильма.

Сама франшиза развивается не линейно, а скорее циклично. По крайней мере первые части построены именно так. Новые герои постоянно оказываются в местах действия предыдущих фильмов. Персонажи первых частей, вроде доктора Гордона или детектива Мэтьюза, возвращаются в продолжениях. Заброшенный туалет фигурирует даже в седьмом фильме, а третья и четвёртая части разворачиваются параллельно.

Любопытно, что во многих фильмах франшизы в том или ином виде мелькал символ красной спирали (Зачастую как рисунок на щеках куклы Билли), которую разные персонажи называли символом роста и изменений. Из больших и значительных появлений знака, кроме очевидного центрального места в Пила: Спираль (Spiral: From the Book of Saw), можно отметить: Использование на стене в логове Конструктора (Пила), Карусель (Пила 6), Испытание Митча (Пила 8).

Иронично, что фигура, условно зацикленная вокруг себя (Как Джон Крамер со своим взглядом на мир) и просто увеличивающаяся с каждым витком в размерах без изменения по характеру, в сущности описывает и саму франшизу. А что если рассмотреть все примеры такого роста, появлявшееся из части в часть с определенной периодичностью? Допустим, гостевое посещение локаций и некоторые повторяющиеся персонажи обусловлены сюжетом, но что насчет других элементов, видоизменяющихся в ходе франшизы? По аналогичной причине исключается разбор событий внутри "трилогий".

Несмотря на довольно очевидное желание рассмотреть только первые 7 фильмов, стоит признать, что 8 и 9 части, называясь условно самостоятельными фильмами, все же довольно много заимствуют из истории, завершившейся в 2010 году.
Из общей картины выпадает только 10 часть, Пила X, которая не привносит ничего нового в повествование, кроме забавной детали, что Джон был готов остановить разработку испытаний в случае выздоровления.

Остается 9 фильмов. Если быть точным, то 3 набора по 3 фильма, ведь что может быть лучше, чем рассказывать о повторяющихся элементах повторяющимися блоками с повторяющимися словами? Я не графоман, честное слово.

Чтобы не сводить разделы к постоянным плашкам "Фильмы Пила 1-Пила 4 - Пила 7", вводится следующее краткое обозначения:
147: Пересекающиеся и схожие элементы фильмов Пила 1, Пила 4 и Пила 7 (Пила 3D)
258: Пересекающиеся и схожие элементы фильмов Пила 2, Пила 5 и Пила 8 (Jigsaw)
369: Пересекающиеся и схожие элементы фильмов Пила 3, Пила 6 и Пила: Спираль

147: Полицейский получает ранение за продолжение преследования

Несмотря на общий сюжет, где злодей всегда побеждает (За исключением, может быть, седьмого фильма), моменты, где кто-то явно проигрывает после предупреждения довольно редки. Тем не менее, детектив Синг (Пила 1) погибает от установленной в логове Конструктора ловушки-растяжки, Линдси/Линдсей Перес (Пила 4) получает осколки шрапнели в лицо, сделав лишний "решающий" шаг, а детектив Гибсон (Пила 7) встречается в логове Хоффмана с абсолютно тупейшей ловушкой с пулеметом. "Epic bad luck", я полагаю?

147: Главный антагонист появляется в паре сцен, но не участвует в сюжете...до cамого финала

В этом отношении первая часть довольно проста - показать персонажа один раз, демонстрируя лицо, в середине фильма, затем вернуть его в концовке, что вызвать реакцию "А, так вот зачем он был нужен". В 7 части Лоуренс Гордон появляется в начальной сцене, затем в центре реабилитации, после чего пропадает на весь фильм лишь для того, чтобы явиться в последние 5 минут фильма и разделаться с Марком Хоффманом. Который, к слову, проделал подобный трюк с отсутствием/пассивным наблюдением за происходящем в фильме Пила 4. К слову, очень сложно понять, по какой причине из режиссерской версии был убран фрагмент, в котором Марк встает из кресла в финале фильма. На мой взгляд, это убирает значительную часть параллелей с 1 и 2 частями, где Джон и Аманда имели больший контроль над обстоятельствами, в которых находились. Кстати об этом.

Хоффман значительную часть действия повторяет тот же трюк, что использовали Крамер и Аманда в первых фильмах — изображает из себя жертву

Франшиза "Пила": спираль повторов

147: Концовка с запиранием человека внутри

Пила 1: Классическое закрытие двери от Джона Крамера.
Пила 3D: Чуть менее эффектное, но впечатляющее подведение итогов 7 фильмов от доктора Гордона.
Пила 4: подвешивающее и ничего кардинально не меняющее в положении героев действие со стороны Марка Хоффмана. Ну, бывает.

"У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление."
"У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление."

Если задуматься, то только закрытие двери ванной комнаты в 1 и 7 частях наиболее последовательными и мотивированными персонажами серии имели какой-либо вес для запертых в ней людей: Адам (Пила 1) и Марк (Пила 7) так и остались в этой комнате, Эрик (Пила 2) выбрался (Если забыть про оригинальный сценарий и вырезанный эпизод с его казнью в 3 части) почти сразу, Джефф (Пила 3) погиб в соответствии с прогнозом Крамера на месте, Страм (Пила 4-5) выбрался в первый раз без последствий (Ну, почти), Хоффман (Пила 6) мастерски избежал смерти от Капкана, Логан (Пила 8) закрыл дверь только после казни Хэллорана, а Спираль лучше в этом плане просто "тихо" заигнорировать.

147: Испытание с явным конфликтом интересов

Ванная комната в 1 части, унылый (в отличие от его концепт-артов) Мавзолей с Тревором и Артом, который было можно разрешить совсем без конфликта, и, наконец, седьмая часть, привычно рушащая границы логики и чувства меры с "любовным треугольником" с достаточно необычным исходом.
Признаться, примеров набралось довольно мало, но, как можно было понять из рисунка, дальше система повторов нарастит обороты.

258: Выбивающееся испытание, завязанное на удаче

В целом, идея пункта взята из абзаца статьи, на которую уже была дана ссылка:

В последующих фильмах ловушки усложняются. Но многие из них всё ещё правдоподобны и собраны максимально реалистично. Что, конечно, обеспечивает большее погружение. Поэтому сцена из восьмой части, в которой на героев сыпятся ножи и полотна дисковых пил, выглядит очень странно — в этом испытании слишком много случайностей, жертв может убить первым же предметом.

Зернохранилище, Пила 8
Зернохранилище, Пила 8

В целом, лично мне сложно представить что-то более стилистически выбивающееся по назначению и конструкции из общего повествования франшизы, чем это "зернохранилище".
Если опустить рассуждения относительно общего крайне низкого уровня восьмой Пилы, то можно было бы списать эту ситуацию на неуклюжесть первой игры, проведенной Джоном Крамером, когда Конструктор допустил множество оплошностей относительно соразмерности испытания и вины, в рамках чего опора на удачу/везение могла бы смотреться адекватно...Если бы в последующих хронологически частях зрителям все равно не встречались ловушки, опирающиеся на стечения обстоятельств (Причем у разных сценаристов).

It just works
It just works

Вряд ли ловушка с дверным глазком и револьвером из второй части нуждается в серьезном обосновании и критике - огромная комната, где большинство участников расположены ниже уровня стрельбы, разный уровень расположения головы человека в момент открытия двери и глазка (В пятой части хорошо видно, что Хоффману приходится нагибаться и смещать голову, чтобы занять положение на линии огня, что характерно) и, наконец, общая нелепость любопытства в ситуации смертельной опасности.

Ревизия неуместности, Пила 5
Ревизия неуместности, Пила 5

Самое забавное, что в пятой части нам усердно показывают, что так и должно было быть - не великий тест, просто сочетание удачи и здравого смысла. Кстати о ней.

Игра пятерых, Пила 5
Игра пятерых, Пила 5

Какая в случае с сосудами под потолком была вероятность получить травму глаз битым стеклом или наткнуться на подходящий ключ слишком поздно? Вопрос, конечно, риторический.
Ну как тут не вспомнить правило крутизны.

Правило крутизны — способ подавления недоверия. Это правило гласит: «Если что-то невероятно круто смотрится, то аудитория раскроет рты от изумления, и им будет не до того, чтобы сомневаться». Аудитория же, в свою очередь, именно затем и смотрит и читает определенные жанры (боевики, фантастику, фэнтези, и т. д.),

258: Активный участник игры оказывается организатором

Хотя в первой части Джон формально объявлял себя "застрелившимся" мужчиной, провалившим испытание, активной частью игры он не был (Не считая крайне сомнительный прибор для проведения тока через цепь, который, как я понял, до момента приступа актерской игры Ли Уоннелла был передан Зепу для теста).

Приступ мастерства

Но вот все его последователи свою роль отыгрывали уже честно - Аманда во второй части испытала на себе яму со шприцами, хотя не должна была в нее попасть (Попытка в поэтическую метафору от авторов: наркоторговец сбросил бывшую наркоманку в яму со шприцами для инъекций, причем по 4 и 6 части мы можем предположить, что Ксавье(р) потенциально мог быть ее дилером), Марк Хоффман честно отсидел весь четвертый фильм в кресле, якобы подключенному к электричеству, а Логан в восьмой части, ну, эм, пришлось минуту симулировать труп на холодном полу после фальшивой активации ошейника с лазером. Кстати про ошейник.

258: Ловушка на голову на постере

Я прекрасно помню про обратный медвежий капкан, но это слишком просто. Интересно, что маска из второй части может быть воспринята как попытка авторов сделать вторую культовую маску в рамках франшизы. Может ли отсутствие ее популярности быть связано с наличием реального аналога в виде Железной Девы? Кто знает.
Собственно, перейдем к перечислению.

Venus Flytrap из 2 Пилы, в ранних версиях имевший менее активную форму побега.
Куб из 5 Пилы, привнесший во франшизу вторую по эффектности сцену избегания смерти от ловушки, не предполагавшей выживания.
Ошейник с лазерами из 8 части, который, ну, просто есть, вынесен на постер и ладно.

Отдельно (при желании) рекомендую посмотреть страницу с концепт-артами и отброшенными прототипами, скетч второй части взят оттуда:

Франшиза "Пила": спираль повторов

Кроме того, стоит посмотреть ссылку, где приведен старый сценарий фильма Пила 4. Бедный Джефф.

И к моменту про отсылки и повторы:

Пила X
Пила X

Помимо очевидных параллелей с Железной маской из второй части в виде механизма работы и визуальной отсылки к реальным конструкциями, есть (обсуждение с подобием доказательства найти повторно не удалось, приведу только ссылку на вики, где факт приведен в общем виде) слухи, что маска из испытания Матео является переработкой испытания, также использовавшего нагревательные элементы, которое должно было быть предназначено Эддисон во втором фильме. Дополнительный аргумент в пользы осмысленного возврата и дораскручивания собственных идей, на который забавно ложится тот факт, что по итогу Пила X вмещена хронологически перед фильмом Пила 2.

258: Необходимость командной игры между лицами, этим не славящимися

Вторая часть: 7/8 уголовников с разной степенью обоснованности обвинений могли работать сообща, чтобы быстрее получить доступ к противоядиям (Видно на примере сейфа).
Пятая часть: 5 недобросовестных работников могли работать сообща, чтобы минимизировать свои потери и вместе прийти к финальному испытанию с пилами, где ничего не гарантировало гибель нескольких участников в решающей момент из-за такого странного желания, как, ну не знаю, остаться при обеих функционирующих руках.
Восьмая часть - 4/5 мошенников могли работать сообща, чтобы...остаться в живых? Максимально беззадачная часть.

Что объединяет эти случаи? Идиотизм Джона, посчитавшего хорошей идеей в решающий момент времени жизни людей предложить им действия, полностью противоречащие их мировоззрению. Иронично, но даже превратно понятый Дробовик с ключами в восьмой части идейно работает лучше, чем завуалированное предложение карьеристам в пятой части работать сообща.

Светлые лица людей, готовых к сотрудничеству (Пила 5)
Светлые лица людей, готовых к сотрудничеству (Пила 5)

258: Добровольное направление руки к режущей поверхности

Пункт звучит комично, но имелись в виду куб со шприцом из второй части, финальная часть игры Пятерых из пятой и унылые дисковые пилы в восьмой.

Несмотря на очевидные попытки 8 части походить на другие "массовые" эпизоды во франшизе, уровня 2 и 5 части ей не достичь. Но авторам не стоит расстраиваться, ведь есть еще и девятая часть.

369: Бесславная гибель после казалось бы выживания

Даже если не считать вырезанной сцены со смертью Эрика, третья часть выделяется мгновенным обесцениванием всего, произошедшего с Джеффом Денлоном, парой пуль от агента Страма. Ужас.
Шестая Пила: агент Перес выжила в одном испытании, требовавшем от нее внимательнее смотреть на окружение и окружающих, лишь для того, чтобы опять зазевавшись погибнуть от рук Марка Хоффмана, имея на руках всю информацию о том, с насколько опасным противником она имеет дело.
Спираль: Тупейшая смерть Маркуса Бенкса от рук спецназа.
К оглавлению.

369: "Лично мне все равно на твою мораль"

Пила 3: Аманда Янг начинает фальсифицировать испытания при активном содействии Марка Хоффмана, что выливается в гибель всех персонажей, задействованных в фильме.
Пила 6: Уже упомянутый Марк отказывается "честно" принять свое поражение, что приводит к одной из самых впечатляющих сцен фильма.

Пила 6 - Распознавание голоса

Спираль: Абсолютно доказуемых подтверждений у меня нет, но все выглядит так, словно детектив Шенк целенаправленно казнит полицейских, лишь маскируясь символом Спирали и Конструктора как образом судьи. Посудите сами:
Испытание Бозвика в метро даже в самом благоприятном исходе не выглядит как ситуация, в ходе которой детектив не истечет кровью/найдет место избежать поезда;
В испытании Фитча лимит времени установлен намеренно маленьким, а замкнутость комнаты и большой радиус поражения электричеством во влажном помещении роднит ситуацию с классной комнатой из 3 части;
Ситуация с капитаном Гарза и детективом Керри вообще аналогичная, где женщину на руководящей должности после обнаружения ею явных нестыковок в почерке помещают в стационарную ловушку, использующую в качестве поражающего фактора разъедающую кожу жидкость;
Детективу Данливи вообще не было предоставлено шанса - вероятность, что битое стекло на большой скорости с огромным разбросом не повредит ему жизненно важные органы, чрезвычайно мала. Отдельно отмечу интересную параллель, что во франшизе в 3 части опасности подвергают незаконопослушного судью, в 6 части - легкомысленных страховых агентов, а в Спирали - коррумпированного детектива;
Наконец, Маркус, все испытание которого выглядит как очевидная провокация с целью демонстративного убийства, где герой остается в таком же положении, как и Хенк в детстве.

369: Герой-"тормоз"

Тут отмечу, что нелюбовь к Джеффу по этому пункту не является оправданной - мужчина переживает смерть сына, развод с женой и кучу психологических проблем с комплексом вины, параллельно думая о самоубийстве, после чего оказывается насильно помещен в ситуацию, где он вынужден предпринимать решительные действия, угрожающие жизни.

Франшиза "Пила": спираль повторов

Другое дело Уильям Истон и Зик Бенкс - первый после попадания в испытание ВНЕЗАПНО (Если исключить возможность лакейски выслужиться перед организатором игры с целью показать, что он все понял и его нужно пощадить) начинает совершать действия, противоречащие своему мировоззрению в невероятно тормознутом темпе, который, в частности, становится причиной смерти его секретарши, в то время как второй, ну, просто некомпетентен и единственный раз думает головой лишь тогда, когда сталкивается с необходимостью не отпилить себе руку.

369: Тест заключался в другом

Пила 3: Аманда, пользуясь своими неограниченными возможностями по организации игр после двух пройденных испытаний, даже не обдумала возможность, что Джон решит провернуть с ней третью игру, причем опирающуюся на ту же импульсивность, приведшую Янг в первые две. Роковая оплошность.
Пила 6: Два примера.

  • Уильям первый раз за фильм оказывается в роли "судимого", а не судьи, полагая, что за сам факт своего успеха ему полагается свобода. Роковая оплошность.
  • Марк Хоффман, пользуясь своими неограниченными возможностями по организации игр после пройденного испытания, даже не обдумал возможность, что Джон решит провернуть с ним вторую игру, причем опирающуюся на ту же необходимость считаться с неизвестными переменными, приведшими его в первую. Роковая оплошность...для Джилл Так.
Пила 7
Пила 7

Спираль: тест на меткость превратился в тест на умение быть последовательным и защищать уязвимых, а не сводить личные счеты, прикрываясь полномочиями полицейского. На удивление неплохо.

Заключение

В целом, в статье я провел достаточно много параллелей между фильмами, но еще одна связка, тянущаяся со второго-третьего фильма, является интересной для перерассмотрения - Крайняя схожесть судеб Марка Хоффмана и Аманды Янг, несмотря на личную конфронтацию. Некоторые примеры в намеренно одинаковых выражениях уже были в этой статье. Но, видимо, в другой раз.

Таким образом, даже если не рассматривать десятую часть и предстоящую одиннадцатую, в франшизе можно найти много занимательных и неожиданных примеров того, как потенциальный "самоплагиат" превращается в осознанный комментарий о том, как никто не застрахован от неверного мышления и глупых ошибок на постоянной основе, снова и снова. Ну, знаете, как по спирали.
#пила #лонг

1010
11
3 комментария

Да это ж стандартная практика, вспомни франшизы ужастиков, там везде оно кочует из серии в серию одна и та же база

Нет, ты графоман

Спасибо за материал. Мне смотреть и читать про пилу проще, чем сами фильмы)