Плёнка и пиксели: как спасают и улучшают старые фильмы

Без реставрации мы бы никогда не увидели фильмы Чарли Чаплина.

В закладки
Аудио

В ноябре 2018 года режиссёр «Властелина колец» Питер Джексон выпустил необычное документальное кино о Первой мировой войне. Фильм под названием «Они никогда не станут старше» рассказывает о жизни британских солдат тех лет. Для создания ленты Джексон использовал реальные видеофайлы и аудиозаписи, сделанные на фронте в период Первой мировой и сохранившиеся в Имперском военном музее в Лондоне.

Прежде чем выпустить фильм, постановщику и целой команде специалистов пришлось проделать много работы: перевести видео в цифровой формат, улучшить его качество и раскрасить чёрно-белые кадры.

Три эти процесса называются реставрация, ремастеринг и колоризация. Они уже несколько десятилетий применяются киностудиями для того, чтобы продлить жизнь старой классики или показать любимые многими фильмы в новом свете. Рассказываем, как всё происходит.

Что такое реставрация фильма и зачем она нужна

Самый важный этап восстановления плёнки — реставрация, то есть восстановление фильма до первозданного состояния и его перезапись на более стабильный носитель. Без реставрации мы никогда бы не увидели фильмы Чарли Чаплина, Альфреда Хичкока, Андрея Тарковского и многих других культовых режиссёров. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного углубиться в историю.

Первые художественные и документальные фильмы снимали на нитратцеллюлозную плёнку, которая хорошо улавливала свет, но не предназначалась для длительного хранения. При неправильном уходе она разлагалась, выделяя азотную кислоту, и превращаясь в пыль. Более того, при нагревании нитратцеллюлозная плёнка легко воспламенялась, из-за чего на студиях не раз случались пожары.

Консервы с плёнками складывали где придётся, о подготовке специальных кондиционируемых помещений тогда и речи не было. И вообще, вопрос бережного хранения фильмов в первой половине XX века не особо беспокоил студии, потому что кино они рассматривали не как искусство, а как мимолётное развлечение.

В итоге, больше половины всех киноплёнок, произведённых до 1950 года, были уничтожены из-за пожаров или химических процессов и утеряны навсегда. А многие из фильмов того периода, сохранившиеся до наших дней, например, «Кинг Конг» (1933) и «Его девушка Пятница» (1940), живы только благодаря плохим копиям, найденным в архивах кинотеатров.

В 2002 году режиссёр Билл Моррисон создал фильм-коллаж «Деказия: Состояние разложения», в котором собрал испорченные временем кадры из фильмов начала XX века

Снимать на нитратцеллюлозную плёнку перестали только к началу 50-х, на замену ей пришла ацетилцеллюлозная плёнка, которая была безопаснее и разлагалась при более высокой температуре. Однако и она не позволяла долго сохранять фильм в первозданном виде. Дело в том, что ацетилцеллюлозная плёнка подвержена «уксусному синдрому»: при неправильном хранении она начинает выделять уксусную кислоту, тем самым разрушая кинозапись.

Состояние плёнок со временем ухудшалось не только из-за химических процессов, но и благодаря элементарным механическим повреждениям, таким как царапины или потертости, а также отпечатки пальцев, грязь, пыль.

Устранить проблемы, возникшие в результате хранения, перенести фильм на более стабильный носитель и донести его до нового поколения зрителей в первозданном виде — вот основные задачи реставрации.

Как восстанавливают плёнку — на примере фильма «Золотая лихорадка» с Чарли Чаплином

Работа над восстановлением фильма начинается со сбора и оценки сохранившегося материала. Задача реставрационной группы — найти как можно больше старых записей фильма, информацию о премьерной дате, актёрском составе, технических профессионалах, работавших над фильмом. В идеале, к перечисленному добавляются деловые записи из киностудии и оригинальный сценарий. Всё это нужно, чтобы получить как можно более полную картину того, как фильм выглядел изначально.

Идеальный первоисточник для реставрации — негатив, то есть оригинальная плёнка, на которую проводилась запись и которая содержит максимум информации о фильме. Но такое везение случается очень редко. Поэтому в большинстве случаев реставраторам приходится работать с одной или несколькими копиями фильма, которые использовались для показа в кинотеатрах.

В случаях, когда фильм сильно повреждён, в ход могут пойти даже плёнки низкого качества, созданные для домашнего просмотра, так как они иногда содержат фрагменты оригинального монтажа и, в случае с немым кино, интертитры.

Для восстановления тонированного чёрно-белого фильма Альфреда Хичкока «Жилец» (1927) Национальному архиву британского института кино пришлось использовать копию с изменённым цветом

После завершения работы с архивом начинается непосредственно процесс реставрирования плёнки. Он состоит из нескольких стадий:

  • очистка от пыли и грязи;
  • заполнение царапин и разрывов;
  • восстановление потускневшего или изменившегося цвета;
  • восстановление оригинального монтажа и звукового сопровождения.

Первым делом специалисту по реставрации необходимо аккуратно достать плёнку из консервы, в которой она хранилась, и при необходимости очистить её от грибка и плесени. Затем он вставляет ленту в устройство для ручной перемотки и проверяет её на наличие загнутых концов и деформаций.

Следующий шаг — склеивание кадров и заполнение повреждённых участков — может быть проведён двумя способами: вручную или при помощи иммерсионного аппарата. В первом случае, специалист устраняет дефекты при помощи скотча или клея для киноплёнки. Во-втором, фильм помещается в аппарат, прогоняющий запись через ванну с химикатами, которые автоматически заполняют порезы и царапины на негативе.

После того, как плёнка восстановлена, её сканируют и переносят на компьютер. Сейчас стандартным для цифровых копий фильмов любого года является разрешение 4К (в редких случаях 2К). Такое же разрешение используют для показа современных фильмов в кинотеатрах. Как возможно конвертировать фильм, например, 1920-х в такое качество? На самом деле, очень просто.

С начала развития кинематографа фильмы снимались на зернистую плёнку со стандартным форматом 35 миллиметров, которая во время перевода в цифру даёт около 20 мегапикселей информации на кадр. В некоторых случаях, например, для крупнобюджетных проектов, использовалась плёнка 65-70 миллиметров, которая превращается в изображение 30-40 мегапикселей. Телесериалы и некоторые документальные видео снимались на плёнку 16 миллиметров — это 10 мегапикселей, а домашнее видео — на плёнку 8 миллиметров (от 1 до 5 мегапикселей).

Вот к чему все эти цифры: разрешение 4К, которое сейчас используется для оцифровки этих плёнок, это всего около 9 мегапикселей на один кадр. Таким образом, разрешение старой плёнки даже больше, чем нужно для показа на современных телевизорах или в кинотеатре.

Чтобы перевести полуторачасовой фильм в цифровой формат, нужно около недели.

После оцифровки начинается долгий процесс покадровой обработки видео, во время которой убираются царапины, разрывы и пятна. Делать это можно несколькими способами. Самый распространённый — копирование аналогичного повреждённому участка из другого кадра в фильме. Для этого «чистый» кадр (чаще всего, следующий до или после) накладывается поверх повреждённого и совмещается в нужном сегменте — так дефект закрашивается. На восстановление одного кадра таким способом уходит около четырёх часов.

Второй способ подходит для реставрации старых фильмов, снятых в «техниколоре», то есть цветных кинолент, в которых появление красок достигалось посредством совмещения трёх идентичных плёнок, тонированных в разные цвета. В таких случаях есть вероятность, что повреждение находится лишь на одном из слоёв, тогда его можно заменить аналогичным участком из такого же кадра, но другого цвета.

Во время реставрации фильма «Волшебник страны Оз» (1939) многие повреждения убирались за счёт их удаления на одной из цветовых плёнок

Третий способ — дорисовка — используется реже всего, потому что такая реставрация сильно бросается в глаза.

После удаления повреждений наступает процесс цветокоррекции, во время которого восстанавливается контрастность и яркость изображения, насыщенность и оттенки цветов. По возможности, для таких поправок привлекаются члены творческой команды, работавшей над оригинальным фильмом, например, операторы, монтажёры или режиссёр, чтобы они подсказали, как картинка выглядела до деформации плёнки.

Фильм «Челюсти» (1975) после и до цветокоррекции во время реставрации в 2012 году

Помимо изображения, реставрируется звуковое сопровождение: удаляются лишние шумы и повреждённые участки. В некоторых случаях аудиоэффекты, например, гудок автомобиля или шелест листвы, заменяют на аналогичные из библиотеки.

После завершения всех этих процессов создаются две копии фильма: цифровая и плёночная. Всё это делают в архивах — просто потому, что в надёжности и стабильности компьютеров нельзя быть полностью уверенным. Чтобы предотвратить потерю фильма из-за поломки машины, вируса или других подобных проблем, копии записывают на полиэстеровую плёнку. Она, при правильном хранении, может оставаться невредимой до 500 лет.

Задача реставрации — вернуть фильму его первоначальный вид, сделать копию оригинальной режиссёрской версии.

Ремастеринг фильмов

Процесс близкий к цифровой реставрации — ремастеринг. Он подразумевает создание новой версии фильма, отличающейся от оригинала качественно или содержательно. Что можно сделать с фильмом во время ремастеринга?

Изменить качество графики. Например, Стивен Спилберг во время ремастеринга «Инопланетянина» (1982) в 2002 году добавил на роботизированное лицо оригинального инопланетянина CGI-эффекты. Также в фильме улучшилось качество многих объектов, например, деревьев и звёздного неба, а в одной из сцен оружие в руках полицейских заменили на рации.

Дополнить новыми сценами. Подобный процесс применяли во время рематсеринга «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта в 2007 году. Тогда постановщик выпустил режиссёрскую версию, в которую добавил несколько жестоких сцен и увеличил эпизод сна с единорогом. Более того, в фильме улучшено качество графики.

Трейлер ремастированной версии «Бегущего по лезвию»

Поменять монтаж. В 1998 году фильм Орсона Уэллса «Печать зла» (1958) полностью перекроили, сделав новую версию фильма такой, какой её хотел видеть режиссёр. В качестве основы для внесения поправок использовалось письмо с претензиями, которое Уэллс написал киностудии.

Кадр из фильма «Печать зла» (1958)

Ремастеринг — процесс, к которому неоднозначно относятся как зрители, так и работники киноиндустрии. Причина недовольства простая: многие считают, что изменение внешнего вида старого фильма — это издевательство над искусством. Противники ремастеринга говорят, что завершённое произведение можно менять только с целью точечного и деликатного очищения, а не для его полной переделки.

Кроме того, иногда ремастеринг не идёт фильму на пользу: например, во время излишней обработки «Хищника» (1987) кожа Арнольда Шварценеггера стала слишком гладкой и начала блестеть, как у восковой фигуры. А Джордж Лукас во время ремастеринга оригинальной трилогии «Звёздных войн» сделал несколько ключевых изменений в сценах, поменял графику, дополнил фильм диалогами. Далеко не всем фанатам саги это пришлось по душе — споры о том, какая версия лучше, ведутся до сих пор.

Покадровое сравнение оригинальной и ремастированной версии фильма «Звёздные войны» (1977)

Колоризация — когда нужно добавить красок

Третий процесс восстановления фильма — цифровая колоризация, то есть добавление цвета на чёрно-белую плёнку. В каком-то смысле колоризацию можно назвать подвидом ремастеринга, так как фильм во время неё заметно изменяется.

Цифровую колоризацию изобрёл инженер NASA Уилсон Маркл, когда в 1970 году руководство поставило перед ним задачу раскрасить запись высадки американских астронавтов на Луну. Чтобы сделать это, Маркл разработал технологию, которая совмещала работу человека и компьютера.

По его методу, чёрно-белая копия фильма оцифровывалась, а затем, при помощи программы на компьютере, каждому элементу кадра вручную присваивался свой цвет (цветов могло быть до четырёх тысяч). После этого программа сама дорабатывала полутона, автоматически определяя свето-теневой градиент.

Задачей специалистов было полностью раскрасить первый кадр в каждой сцене фильма (то есть каждый 10-15 кадр на плёнке), остальные заполнялись программой автоматически, корректировать нужно было только небольшие скачки пикселей.

Свою технологию Маркл решил сделать источником дохода: для этого в 1983 году он открыл студию Colorization, Inc., специализирующуюся на раскрашивании чёрно-белых классических фильмов. Его компания добавила цвет во многие классические киноленты, в том числе в «Топпер», «Эта прекрасная жизнь» и «Путь с Запада».

Первые фильмы, раскрашенные при помощи технологии Маркла, были бледными и тусклыми

Сам процесс нанесения цвета на плёнку долгий и сложный, но прежде чем приступить к нему, специалистам по колоризации нужно выбрать цветовую палитру. Сделать это можно тремя способами:

  • Подобрать цвета, основываясь на личном опыте. Например, трава должна быть зелёной, а море — синим.
  • Провести сбор исторической информации. Попробовать найти фотографии со съёмок фильма или рекламные постеры. Для колоризации документальных кадров — найти максимально точную информацию о том, какие цвета были в моде в нужный период, чем обивалась мебель и так далее.
  • Выбрать цвет наугад. Такой способ подходит, если точной информации о цвете, который использовали в фильме, найти никак не получается.

Со временем технология колоризации стала проще, быстрее и качественнее, однако принцип остался примерно тем же. Для раскрашивания кадров сейчас используются различные фото- или видеоредакторы — в том числе, программы для киноцветокоррекции DaVinci Resolve, After Effects, Mocha Pro и Adobe Photoshop.

Некоторые компании, например, Pop-colorture во время колоризации прорабатывают каждый кадр индивидуально, не доверяя задачу компьютеру.

Процесс колоризации в DaVinci Resolve

Пик популярности колоризации пришёлся на 80-е: зрители больше не хотели смотреть чёрно-белые фильмы по телевизору. Но уже через десять лет интерес к раскрашенным копиям классического кино угас, и сейчас подобные проекты появляются редко. Кроме того, колоризация — весьма дорогостоящий процесс: на проработку одной минуты фильма нужно около трёх тысяч долларов.

Колоризация, также как ремастеринг, неоднократно подвергалась критике. Особенно недовольны изменениями чёрно-белой классики были режиссёры, в том числе непосредственные авторы колоризированных фильмов, например, Орсон Уэллс и Франк Капра. Причина возмущений та же, что и в случае с ремастерингом: раскрашивание фильмов называли кощунством и издевательством над искусством.

Колоризированный Pop-colorture сериал «Семейка Адамс» (1964 - 1966)

У цифрового преобразования фильмов хватает и сторонников, и противников. Для одних колоризация и ремастеринг — возможность увидеть кино в новом свете, для других — неприемлемое унижение классики. Но, в конце концов, всё это даёт аудитории возможность выбрать, в каком исполнении посмотреть фильм. А ещё привлекает к старому кино тех зрителей, которые раньше не решились бы его посмотреть.

С реставрацией всё чуть проще: благодаря ей до нас дошли многие культовые фильмы. С момента зарождения кинематографа технологии совершили немыслимый скачок, так что любое цифровое преобразование классики — вещь неизбежная. С другой стороны, благодаря ей кино прошлого века обретает новую жизнь и новых поклонников.

#истории #золотойфонд

{ "author_name": "Елена Авдеева", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 27, "likes": 331, "favorites": 274, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 32323, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Nov 2018 13:23:45 +0300" }
{ "id": 32323, "author_id": 26928, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/32323\/get","add":"\/comments\/32323\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/32323"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
29

Интересный материал. Спасибо!

Ответить
18

спасибо за статью, побольше бы подобных материалов на DTF

Ответить
7

"а в одной из сцен оружие в руках полицейских заменили на рации."
Я думал в Южном Парке просто ерничали как обычно. А вон оно как.

Ответить
4

Ещё кое-что

С начала развития кинематографа фильмы снимались на зернистую плёнку со стандартным форматом 35 миллиметров, которая во время перевода в цифру даёт около 20 мегапикселей информации на кадр. В некоторых случаях, например, для крупнобюджетных проектов, использовалась плёнка 65-70 миллиметров, которая превращается в изображение 30-40 мегапикселей. Телесериалы и некоторые документальные видео снимались на плёнку 16 миллиметров — это 10 мегапикселей, а домашнее видео — на плёнку 8 миллеметров (от 1 до 5 мегапикселей). Вот к чему все эти цифры: расширение 4К, которое сейчас используется для оцифровки этих плёнок, это всего около 9 мегапикселей на один кадр. Таким образом, разрешение старой плёнки даже больше, чем нужно для показа на современных телевизорах или в кинотеатре.

В реальной практике все эти цифры ничего не значат. Вот вам сканы с Interstellar. https://cloud.mail.ru/public/BD4d/KYQetJQzj
Как понимаете, дальше FullHD на 35mm и дальше 4К для 65мм - сплошное мессиво. Никаких 40 мегапикселей там нет.

Ответить
4

Не сказал бы, что сейчас стандарт 4к. Даже у крупных блокбастеров многое снято на камеру с мастером 2.8к, а уж подешевле фильмы, и камеры дешевле.

Ответить
2

Среди довольно большого объёма материалов этого портала, бывают таки годные материалы, а не тупые мемы для своих и наброс на вентилятор хайпа ради.

Ответить
1

MochaPro для трэккеинга масок же.
"Сейчас стандартным для цифровых копий фильмов любого года является разрешение 4К (в редких случаях 2К). Такое же разрешение используют для показа современных фильмов в кинотеатрах."
Фильм Финчера "Gone Girl" был снят на RED Dragon 6К в RAW формате. Материала на 500 часов, а это 315 террабайт!

Ответить
1

Сейчас стандартным для цифровых копий фильмов любого года является разрешение 4К (в редких случаях 2К). Такое же разрешение используют для показа современных фильмов в кинотеатрах.

Не знаю насколько изменилась ситуация за два года, но в 2016 ещё половина фильмов снималась в 2К. Независимые так до сих пор в Full HD снимают, потому что экономнее и потому 4К экранов ОЧЕНЬ мало. В России 95% кинотеатров - 2К.

Ответить
2

Дело не в том, популярны ли 4к форматы для потребителя, а как задел для будущего хранения с учётом развития технологий форматов.

Ответить
0

А никто и не говорил про популярность у потребителя. Я лишь указал на недостоверную информацию касательно кинотеатров, поскольку имел с этим дело.

Ответить
0

С реставрацией старых носителей связан интересный нюанс - если пленки из 50x-90x можно оцифровывать в любом разрешении и они от этого выигрывают в детализации, то многие более поздние произведения навсегда останутся ограничены рамками цифровых носителей своих лет и попытки цифрового ремастеринга DVD 640x480 в 4к выглядят очень грустно.

Ответить

0

Побольше бы ссылок на дополнительные материалы, было бы неплохо

Ответить
0

Спасибо за отличный материал!

Ответить
0

Шикарная статья, большое спасибо!

Ответить
0

видеофайлы и аудиозаписи, сделанные на фронте в период Первой мировой

А в каком формате тогда записывались видеофайлы?

Ответить
0

"Деказия" прям годный хоррор получился

Ответить
0

Действительно стоящая статья, сразу отправляется в закладки

Ответить
0

За что уважение так это за то что используют и применяют новые технологии для вот таких вещей, приятно смотреть ленты прошлых лет в цвете и качестве, респект всем кто к этому причастен и за статью разумеется!

Ответить
0

Отличная статья. Спасибо. Прочитал с удовольствием. )

Ответить
0

Спасибо за эту познавательную и интересную статью. Довольно неожиданным было для меня то, что Деказия оказалась жутковатой. Эти испорченные кадры под почти психоделическую музыку - просто нечто.

Ответить
0

Спасибо Елена Авдеева, классная статья. Я Тарковского наконец посмотрел только в ремастере блу рей, а двд были старые ужасные копии. А вот ремастеринг Терминатора-2 похабный, картинка сгладилась, благородное пленочное зерно исчезло и фильм стал похож на мультик.

Ответить
0

А есть где нибудь в переводе глянуть ?

Ответить
0

Елена, Леночка, Ленусик... С первым днём зимы...
Пусть тебе будет тепло, уютно и легко писать такие же о@уительные лонгриды о кино.
Спасибо большое. Статья в закладках, лайк поставлен, информация прочитана, офигенное послевкусие.. Но хочется ещё.
Ждём новый материал.

Ответить
0

Очень интересная статья, спасибо!

Ответить
–1

А как же нейросети Яндекса)?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления