Кино, чтобы для людей. Мини-гайд.

По мотивам вот этого.

Много лет пишу сценарии для кино, и эти рекомендации существовали всегда. Итак законы «кино, чтобы для людей». Мини-гайд для начинающих сценаристов и просто любопытствующих.

1. Всё проговаривать. «Показывать, а не рассказывать» это для настоящего кино. Для зрительского кино, всё показывают и проговаривают. Чаще всего не во время (это только для комедии), можно или до или после. Если вы внимательно посмотрите фильмы, и даже неплохие, то начнёте замечать - как люди проговаривают, что только что сделали.

Пример. Герой слышит претензии жены, разбивает свою любимую чашку с надписью «Любимому Папе» и уходит из дома. В авторском и большом кино, вы можете эту сцену сделать вообще без слов (а лучше и без надписи на чашке, а герой просто посмотрит на неё с тоской) и так всё понятно же. В зрительском - нельзя, и герой скажет: «Я так больше не могу, я от тебя ухожу».

2. Дважды минимум, повторить цель героя (вдруг пропустили). Реально, но вдруг зритель отвлёкся, пакетом пошуршал с чипсами и не услышал, что собирается сделать герой или что им движет. Поэтому он это скажет ещё и ещё - разным конфидентам.

3. Озвучивать отношение, а не только показывать (то есть не только по лицу, чтобы видно было, но и герой должен сказать своё отношение вслух).

4. Никакого контекста, который зрителю нужно помнить - именно поэтому в развлекательном кино показывают флешбеки того, что было даже две сцены назад.

Это и для большого и для авторского кино работает. Если требуется контекст того, что было давно, лучше о нём как-нибудь напомнить незадолго до сцены. Умные сценаристы могут сделать это изобретательно, а не в лоб флешбеком или репликой конфидента.

5. Лучше всего если главный герой архетипичен. Самый любимый герой для зрителя (по мнению продюсеров) это архетип с какой-то гипертрофированной чертой характера или небольшим искажением.

Если вы этого не сделаете, то сценарий за вами перепишут. Например за мной - все сценарии переписывают на предмет разжёвывания и разъяснения (редактор или другой сценарист). Диалоги, так как я их написал в сценарии, я слышу крайне редко.

Вставил картинку для красоты. Если вы знаете, как эта картина относится к «Бегущему по лезвию» - вы киноман.
Вставил картинку для красоты. Если вы знаете, как эта картина относится к «Бегущему по лезвию» - вы киноман.

Реально, без шуток - кино должно быть понятно без звука, и без изображения (не одновременно, ахахаха). Если продюсеру не лень - он даже может заморочиться и проверить так фильм. Посмотреть с тест-группой фильм без звука - и должно быть понятно, что происходит. Прослушать только звук - и тоже должно быть понятно, что происходит.

В зрительском кино важно, чтобы было всё понятно (причём самому народному зрителю). Продюсеры страшно боятся, когда что-то непонятно. Объяснить им, что «сейчас непонятно, а потом понятно будет» или «когда немного непонятно это даже интересно» - невозможно.

Разумеется есть авторское кино, которому забить на всё это и это прекрасно. Также как есть талантливые режиссёры и продюсеры, которые по хитрому это всё делают, так что вы и не заметите.

Традиционно, оскорбительные комментарии буду стирать, прошу заранее извинить. На вопросы отвечу.

Спасибо, что прочитали. Лайк - это прекрасно. Подписка - вообще супер. Пишу редко, но у меня есть ещё одна заметка про работу сценариста - почитайте, если будет желание, там про то, что именно делает сценарист для фильма и почему именно так.

7070
33
11
65 комментариев

На мой взгляд это приводит к несколько закономерной проблеме — когда ты слишком уж всё поясняешь, то и кино/сериал начинает ощущаться примитивным и "детским", когда к тебе относятся, как к дурачку, неспособному ничего запомнить больше, чем на 30 секунд. Меня порядком подбешивают, например, флэшбеки к событиям, которые нам показывали буквально полчаса назад. Да, соглашусь, что есть более изящные методы, но если мы говорим о "продукте" с Netflix, там частовато идут по пути наименьшего сопротивления. Опять же чисто моё мнение, но это приводит как раз к тому, что такие фильмы начинаешь включать "фоном", в них просто не на чем концентрироваться. Обратный эффект.

13
1

Пора снимать фильмы/сериалы с уровнями сложностями как игры. Выбрал новичок все про три раза проговаривают, показывают во флешбеках, еще напоминалка в субтитрах. Раз в полчаса действие останавливается и в небольшом саммари все разжевывается. Хардкор -должен по слабоуловимому блеску в уголках глаз актера понять сложный и многогранный мир героя.

8
7
Автор

Всё так. Если попытаться как-то возразить продюсеру, то он ответит: "Наша задача не просветительская деятельность, а денег заработать. А для этого нужен максимально широкий охват" :)

2
2

Я считаю что Кино - нечто большее чем просто что-то играющее на фоне.
Если человек хочет включить что-то на фон, пусть включит музыку, стрим или аудиокнигу.
Если человек хочет посмотреть Кино, пусть садится и смотрит.
А вот если цель студий сделать так называемое "Кино, чтобы для людей", то почему бы не делать радиоспектакли? Их и делать проще.
Я люблю Кино, и смотрю его только глазами, я даже кушать себе не позволяю во время просмотра.

8
1
Автор

Так аудиокниги и даже радиоспектакли выходят регулярно. Но кино на порядки популярней, чем все остальные формы. Единственное, что ещё популярней - это игры (но и это исключительно из-за мобильного дрочева). Цель продюсеров заработать денег, а не сделать правильно. Капитализм, все дела.

Вы прекрасный зритель. Побольше бы таких :)

5
Раскрывать всегда
реклама
разместить
Фестивальная трилогия Куросавы. Часть 1.
Фестивальная трилогия Куросавы. Часть 1.
44
11
Написал роман за 2 недели. Скажете невозможно? Легчайшая!

В этом посте расскажу о том, как написал художественный роман за 2 недели. Поделюсь лайфхаками, поведаю, как настроить голову, чтобы писать быстро и качественно. Устраивайтесь поудобнее, вас ждёт много интересного!

66
11
Подборка разговорных фильмов, действие которых происходит в замкнутом пространстве

Я много раз искал фильмы по заголовку из поста и всегда натыкался на +- одинаковые списки, состоящие в большинстве своём из работ Тарантино, "Комнаты страха" Финчера, "Двенадцать разгневанных мужчин" и ещё парочки очень известных фильмов. Поэтому решил сделать свою подборочку с чуть менее известными фильмами. Начнём с нескольких более известных кар…

Подборка разговорных фильмов, действие которых происходит в замкнутом пространстве
353353
1313
44
Чем я старше становился, тем интереснее было смотреть такие фильмы. Одно место, все понятно, никто никуда не торопится, нет мультивселенных. Кайф же. Каждый год на нг пересматриваю омерзительную восьмёрку, люблю фильмы Тарантиныча
Чтение постов в соцсетях «убивает»… твою ненаписанную книгу. Пора бы это понять. Итак, 154 книги для писателей, сценаристов и редакторов — эпичная подборка
Чтение постов в соцсетях «убивает»… твою ненаписанную книгу. Пора бы это понять. Итак, 154 книги для писателей, сценаристов и редакторов — эпичная подборка
1010
Сделал тут 3 остросоциальных постера на урбанистические темы — как вам?
Ну реально ад, иначе я не назову передвижение в ПАЗиках Томска
2222
Вопрос к сценаристам/режиссёрам.

Дайте, пожалуйста, советы или литературу - как делать сценарии захватывающими и интересными.

Поглумись над сценаристом

Помнится я уже делал посты подобного формата. Сейчас, имея небольшую паузу в своей работе я решил повторить забаву, но вместе с тем немного изменить правила.

Поглумись над сценаристом
11
[]