Кино, чтобы для людей. Мини-гайд.

По мотивам вот этого.

Много лет пишу сценарии для кино, и эти рекомендации существовали всегда. Итак законы «кино, чтобы для людей». Мини-гайд для начинающих сценаристов и просто любопытствующих.

1. Всё проговаривать. «Показывать, а не рассказывать» это для настоящего кино. Для зрительского кино, всё показывают и проговаривают. Чаще всего не во время (это только для комедии), можно или до или после. Если вы внимательно посмотрите фильмы, и даже неплохие, то начнёте замечать - как люди проговаривают, что только что сделали.

Пример. Герой слышит претензии жены, разбивает свою любимую чашку с надписью «Любимому Папе» и уходит из дома. В авторском и большом кино, вы можете эту сцену сделать вообще без слов (а лучше и без надписи на чашке, а герой просто посмотрит на неё с тоской) и так всё понятно же. В зрительском - нельзя, и герой скажет: «Я так больше не могу, я от тебя ухожу».

2. Дважды минимум, повторить цель героя (вдруг пропустили). Реально, но вдруг зритель отвлёкся, пакетом пошуршал с чипсами и не услышал, что собирается сделать герой или что им движет. Поэтому он это скажет ещё и ещё - разным конфидентам.

3. Озвучивать отношение, а не только показывать (то есть не только по лицу, чтобы видно было, но и герой должен сказать своё отношение вслух).

4. Никакого контекста, который зрителю нужно помнить - именно поэтому в развлекательном кино показывают флешбеки того, что было даже две сцены назад.

Это и для большого и для авторского кино работает. Если требуется контекст того, что было давно, лучше о нём как-нибудь напомнить незадолго до сцены. Умные сценаристы могут сделать это изобретательно, а не в лоб флешбеком или репликой конфидента.

5. Лучше всего если главный герой архетипичен. Самый любимый герой для зрителя (по мнению продюсеров) это архетип с какой-то гипертрофированной чертой характера или небольшим искажением.

Если вы этого не сделаете, то сценарий за вами перепишут. Например за мной - все сценарии переписывают на предмет разжёвывания и разъяснения (редактор или другой сценарист). Диалоги, так как я их написал в сценарии, я слышу крайне редко.

Вставил картинку для красоты. Если вы знаете, как эта картина относится к «Бегущему по лезвию» - вы киноман.
Вставил картинку для красоты. Если вы знаете, как эта картина относится к «Бегущему по лезвию» - вы киноман.

Реально, без шуток - кино должно быть понятно без звука, и без изображения (не одновременно, ахахаха). Если продюсеру не лень - он даже может заморочиться и проверить так фильм. Посмотреть с тест-группой фильм без звука - и должно быть понятно, что происходит. Прослушать только звук - и тоже должно быть понятно, что происходит.

В зрительском кино важно, чтобы было всё понятно (причём самому народному зрителю). Продюсеры страшно боятся, когда что-то непонятно. Объяснить им, что «сейчас непонятно, а потом понятно будет» или «когда немного непонятно это даже интересно» - невозможно.

Разумеется есть авторское кино, которому забить на всё это и это прекрасно. Также как есть талантливые режиссёры и продюсеры, которые по хитрому это всё делают, так что вы и не заметите.

Традиционно, оскорбительные комментарии буду стирать, прошу заранее извинить. На вопросы отвечу.

Спасибо, что прочитали. Лайк - это прекрасно. Подписка - вообще супер. Пишу редко, но у меня есть ещё одна заметка про работу сценариста - почитайте, если будет желание, там про то, что именно делает сценарист для фильма и почему именно так.

6969
33
11
65 комментариев

На мой взгляд это приводит к несколько закономерной проблеме — когда ты слишком уж всё поясняешь, то и кино/сериал начинает ощущаться примитивным и "детским", когда к тебе относятся, как к дурачку, неспособному ничего запомнить больше, чем на 30 секунд. Меня порядком подбешивают, например, флэшбеки к событиям, которые нам показывали буквально полчаса назад. Да, соглашусь, что есть более изящные методы, но если мы говорим о "продукте" с Netflix, там частовато идут по пути наименьшего сопротивления. Опять же чисто моё мнение, но это приводит как раз к тому, что такие фильмы начинаешь включать "фоном", в них просто не на чем концентрироваться. Обратный эффект.

13
1

Пора снимать фильмы/сериалы с уровнями сложностями как игры. Выбрал новичок все про три раза проговаривают, показывают во флешбеках, еще напоминалка в субтитрах. Раз в полчаса действие останавливается и в небольшом саммари все разжевывается. Хардкор -должен по слабоуловимому блеску в уголках глаз актера понять сложный и многогранный мир героя.

8
6
Автор

Всё так. Если попытаться как-то возразить продюсеру, то он ответит: "Наша задача не просветительская деятельность, а денег заработать. А для этого нужен максимально широкий охват" :)

2
2

Ну вот недавно второй сезон аркейна вышел, где не проговаривают, а показывают. Итог: дети, неспособные концентрировать внимание и смотреть в экран, порвались и начали по интернетам рассказывать о сюжетных дырах, которых нет

1
1

Я считаю что Кино - нечто большее чем просто что-то играющее на фоне.
Если человек хочет включить что-то на фон, пусть включит музыку, стрим или аудиокнигу.
Если человек хочет посмотреть Кино, пусть садится и смотрит.
А вот если цель студий сделать так называемое "Кино, чтобы для людей", то почему бы не делать радиоспектакли? Их и делать проще.
Я люблю Кино, и смотрю его только глазами, я даже кушать себе не позволяю во время просмотра.

7
1
Автор

Так аудиокниги и даже радиоспектакли выходят регулярно. Но кино на порядки популярней, чем все остальные формы. Единственное, что ещё популярней - это игры (но и это исключительно из-за мобильного дрочева). Цель продюсеров заработать денег, а не сделать правильно. Капитализм, все дела.

Вы прекрасный зритель. Побольше бы таких :)

5