Охота за Трефовым валетом

Охота за Трефовым валетом

14 декабря 2005 года президент США Джордж Буш-мл. официально признал, что его войска не смогли найти в Ираке следов оружия массового уничтожения. Фильм "Не брать живым" представляет свою версию того, как и почему это произошло.

Вообще, сначала надо сказать, что впервые на моей памяти перевод названия наиболее точно отражает суть картины, нежели оригинальный тайтл: "Greenzone". Как же так получилось? Давайте попробуем разобраться вместе.

Охота за Трефовым валетом

"Зеленой зоной" назывался район в центре Багдада, где во время коалиционной оккупации 2003-2009 гг. располагались иностранные и правительственные объекты. Саддама свергли в апреле 2003 года и с тех пор в Республиканском дворце размещалась временная американская администрация. Включавшая в себя, помимо остальных ведомств, так же и региональное отделение ЦРУ, которому еще предстоит сыграть очень важную роль в этой истории.

Итак, Рой Миллер, старший уорент-офицер, лидер мобильной группы по обнаружению оружия массового уничтожения снова разочаровано разводит руками — данные разведки не совпадают с тем, что он воочию видит на земле. Оружия либо нет вовсе, либо попадаются какие-то древние оболочки, изъеденные ржавчиной еще с 80-х годов.

Охота за Трефовым валетом

Таким образом, Миллер пытается донести свое возмущение до вышестоящего руководства, но его резко обрывают, сообщая, что разведданные являются вполне точными и, что ему просто нужно искать лучше. Во время проведения одной из подобных поисковых операций к нему обращается местный житель с донесением о собрании неподалеку каких-то подозрительных мужчин, очевиднее всего, саддамских лоялистов.

Не долго думая, Рой принимает решение осуществить рейд с целью задержания участников встречи. Однако, многим из них все-таки удается скрыться, хотя Миллеру тоже везет — в одном из сбежавших он опознает генерала Хазема Аль-Рави, Валета треф в так называемой "иракской колоде".

Дело в том, что для более удобного выявления и опознания высокопоставленных приближенных Саддама американские спецслужбы разработали 52 карты с портретами этих людей. Самому Саддаму Хусейну, например, отвели роль Туза пик, его сыну Удею — Туза червей.

Охота за Трефовым валетом

С этого места как раз и начинается игра в догонялки со стрельбой и фейерверками. Плюс, судя по всему, с этого же места (или даже еще раньше) заканчиваются параллели с событиями, произошедшими на самом деле. Правда, реальности в общем сюжете "Не брать живым" все-таки сравнительно много.

Персонаж Роя Миллера основан на настоящем офицере, руководителе в том самом 2003 году одной из таких мобильных бригад Ричарде "Монти" Гонзалесе. Также как и герой, воплотивший его образ на большом экране, Ричард безуспешно пытался разыскать ОМУ в Ираке. Его группа, наравне с несколькими другими, "наперегонки, кто быстрее покажет оружие репортерам CNN", раз за разом тщетно отрабатывали наводки, спускаемые им сверху.

Ричард "Монти" Гонзалес
Ричард "Монти" Гонзалес

Также в фильме весьма правдиво представлено взаимодействие, вернее, его отсутствие, двух независимых структур: ЦРУ и Министерства обороны США. Первую скрипку во всей военной операции играло ведомство Дональда Рамсфелда, не обращающее внимание на материалы, представляемые ему ЦРУ. Поскольку Пентагон практически единолично контролировал бюджет, выделяемый на разведку, то он инициировал создание собственной разведслужбы. Вероятно, по тем или иным причинам, не очень эффективной.

Почему разведка дала неточные данные, я не могу сказать. Я попросту не знаю.

Дональд Рамсфелд, Экс-Министр обороны США

То же самое впоследствии признала и Кондолиза Райс.

Сейчас у нас есть доказательства того, что существует разница между тем, что мы знали и тем, что мы увидели на самом деле.

Кондолиза Райс, Экс-государственный секретарь США

Очевиднее всего, Саддам уничтожил основной массив ОМУ еще в 1991 году и с тех пор не вынашивал планов по возобновлению программы по его воспроизводству. Тем не менее, в 2003 году об этом еще никто не знал. По крайней мере, широкая общественность, включая Роя Миллера, не совсем понимала, где же то самое оружие, ради обнаружения которого многотысячная армия в очередной раз вторглась в Ирак.

Сценарий картины частично основан на книге "Imperial Life in the Emerald City" американского журналиста Раджива Чандрасекарана. Правда, книга предлагает читателю объективный взгляд на конкретные действия Временного правительства, чего все-таки нельзя сказать о "Greenzone".

Создатели фильма совершенно открыто симпатизируют угнетаемому оккупационными силами коренному неселения Ирака. Тот самый местный житель Фредди, помогающий солдатам, как раз олицетворяет собой весь свободолюбивый иракский народ, который сам хочет решать свою судьбу.

Фредди
Фредди

Режиссер Пол Гринграсс, изначально поддерживавший вторжение, в конце концов поменял свое мнение. В этом смысле кино получилось скорее политическим манифестом, особенно принимая во внимание тот факт, что Мэтт Дэймон является одним из самых активных либеральных активистов в Голливуде. Он-то как раз был против войны с самого первого дня.

Я хотел сказать: "Я знаю, что вы сделали".

Пол Гринграсс, Режиссер

Между тем, следует отметить одно действительно невероятное событие, которое во многом побудило съемочную группу вообще взяться за производство "Не брать живым". Так получилось, что фундаментальным основанием для оправдания войны в Ираке являлись показания немецкого гражданина Рафида Аль-Джанаби.

Этот персонаж, известный по кодовому имени "Curveball", в надежде на получение американской грин-кард поведал сначала немецкой, а затем и британской разведке одну удивительную историю. Оказывается, он работал инженером-химиком в иракской программе ОМУ. Ему поверили (или сделали вид, что поверили, хотя специальная комиссия ООН как могла опровергала эти показания) и начали готовить полномасштабное вторжение. Кстати, позже, в феврале 2011 года, он в конце концов рассказал о своей лжи.

"Curveball"
"Curveball"

Ситуация с ненадежным информатором отражена в фильме в достаточно вольной манере, но суть осталась примерно той же. Там источника зовут "Магеллан" и он тоже выдает армии заведомо ложные данные. Только его личность раскрывается совсем иначе, нежели в реальной жизни и именно на ее раскрытие направляет отважный офицер Рой Миллер все свои усилия и ресурсы ...

Хотя очередную коллаборацию режиссера Гринграсса и актера Дэймона продюсеры открыто "Борном в Ираке" не называли, недвусмысленные намеки намеренно выпячивались. И не зря. Ведь "Greenzone" и вправду грандиозный, дорогой и взрывоопасный фильм, затрагивающий весьма важные вопросы и проблемы. Разве что масштабом военизированного экшена пошире, чем две предыдущие серии франшизы о страдающем от амнезии секретном агенте.

Охота за Трефовым валетом

Здесь присутствует тот же самый знакомый авторский стиль Гринграсса: hand-held камера, помещенная в самую гущу событий, дерганые зумы, зернистость пленки. Аутентичность происходящего, к тому же, достигается за счет скрупулезно подобранного каста. В мобильной группе Миллера состоят настощие солдаты, участвовавшие в реальных военных операциях в Ираке и Афганистане за несколько лет до начала съемок. Более того, на съемочную площадку в качестве эксперта был приглашен сам Ричард "Монти" Гонзалес, очевидец тех памятных событий.

Поэтому действительно весь антураж и наполнение игровых сцен выглядят здесь вполне правдоподобно. Дэймон перед каждой сценой консультировался с солдатами относительного того, как бы они поступили в той или иной ситуации. Спрашивал, как нужно правильно носить оружие, как отдавать приказы, как ориентироваться на местности и так далее.

Однако, если в частностях фильм может похвастаться определенными успехами, то в целом публика его приняла достаточно прохладно — при 150-миллионном бюджете лента не взяла планки даже в 100 миллионов, причем рейтинг IMDB находится ниже 7-балльной отметки.

Возможно дело в том, что подобная конспирология вполне простительна и даже уместна в "Борне", поскольку это все-таки художественное произведение. В случае с "Greenzone" имеется в значительной степени реальная подоплека и потому аудитория (заметим, не подростковая) вправе рассчитывать на некоторую объективность. Хотя картину нельзя назвать оголтелой левацкой агиткой, тем не менее, точка зрения, предлагаемая зрителю, является однозначно предвзятой.

Имея ввиду все вышесказанное, стоит ли все же посмотреть это кино? Я думаю, что стоит. Особенно, если удастся абстрагироваться от левой повестки и просто насладиться красивой, с пиротехникой и броневиками, партией, разыгранной шикарным актерским ансамблем. Ведь даже в самой правдивой истории всегда найдется место пусть небольшой, но все же фантазии.

Охота за Трефовым валетом
3030
35 комментариев

На последней фотке самый главный пиздабол планеты. Даже более серьезный, чем один известный авторитарный мудак невыского роста и высокого уровня похуизма на внутренние проблемы его страны.

А вообще есть зеленая зона фильм, опять же с Дэймоном (насколько я помню). Там достаточно было сказано на эту тему.

5
Ответить

"А вообще есть зеленая зона фильм" - но я же...

40
Ответить

Тут про этот фильм и написано

3
Ответить

Зашел написать "Но...это же старый фильм для обзора". В итоге с удовольствием почитал. Фильм понравился, как и статья. Спасибо

4
Ответить

Так старые фильмы порой бывают лучше новых. Почему бы о них не рассказать пару слов, глядишь, кто-то захочет посмотреть ) Вдохновится и сам что-нить сотворит впоследствии.
Только без идеологии...

4
Ответить

"Особенно, если удастся абстрагироваться от левой повестки" - аффтар, а вы "за белых, или за красных"?

2
Ответить

А вот, Василь Иваныч, мужики сомневаются -- ты за большевиков, али за коммунистов?

2
Ответить