Lost Highway (Шоссе в никуда) - 1997 г.
Про фильм написано так много, что написать что-то новое - почти не реально. Потому давайте я просто познакомлю с фильмом тех, кто о нём почему-то не знает и выскажу ��воё мнение.
"Lost Highway" - неонуарный триллер написанный и снятый Дэвидом Линчем, который увидел мир в 1997 году. Линч написал сценарий в соавторстве с Барри Гиффордом, чей роман "Дикие сердцем" послужил основой для одноименной картины режиссера 1990 года.
Если вы ожидаете, что конечный смысл фильма будет определен его режиссером и соавтором, вы будете жестоко разочарованы. Рассказывая о своих фильмах, Линч предпочитает туманно говорить о смысле, предпочитая подчеркивать эффективность кино, как вида искусства, а не комментировать смысл своей собственной работы.
Кинокритики встретили фильм неоднозначно. Одни высоко оценили художественную смелость Линча и сложность сюжета, другие же не смогли найти логическое объяснение происходящим событиям, что отразилось в их оценках. Линч крайне не прямолинеен в этом фильме и потому картина вызвала нескончаемый поток теорий о происходящем на экране.
Сюжет
Фильм начинается с зарисовки из жизни Линча. Главный герой, как и Линч в своё время, отвечает на звонок домофона и некто сообщает, что Дик Лоран мёртв. Главный герой выглядывает в окно, но под дверью уже (или вовсе?) никого нет. Всё это снято в собственном доме Линча, который послужил декорацией для дома главного героя. Это подчёркивает насколько глубоко Линч погружён в искусство опыта реальной жизни, которое описал Иван Мечников. В очередной раз с самого начала мы убеждаемся, что Линч не хочет создавать или передавать смыслы в своих картинах. Он создаёт картины ради картин, а не смыслов. Бремя интерпретации лежит на зрителе.
В центре сюжета – запутанная история, начинающаяся с брака Фреда Мэдисона и его жены Рене. Их отношения достигают критической точки, что приводит к трагическому финалу. Фред обвиняется в убийстве супруги и приговаривается к смертной казни. Однако события принимают неожиданный поворот – из камеры смертников загадочным образом исчезает Мэдисон, а вместо него оказывается невиновный автомеханик Пит Дейтон.
После освобождения Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но постепенно погружается в необъяснимый кошмар. Его история переплетается с появлением загадочной блондинки Элис Уэйкфилд, поразительно похожей на погибшую Рене, и вовлечением в преступный мир.
Фильм отличается сложной структурой повествования и нелинейным развитием событий. Особое внимание в картине уделяется теме двойственности персонажей и их идентичности. Зритель становится свидетелем странных превращений, загадочных видеозаписей и необъяснимых событий, погружаясь в атмосферу психологического триллера.
Действительно, многие были озадачены фильмом. Гиффорд, однако, настаивает на том, что у происходящих на экране сюрреалистических событий есть вполне рациональное объяснение. По мнению Гиффорда, Фред Мэдисон страдает от своего рода психологической фуги - состояния, при котором человек создает для себя другую личность. Это проявляется в фильме, когда Фред буквально превращается в Пита, более молодого персонажа с собственной личностью и историей прошлого, во втором сюжете фильма. Для Линча это слишком много анализа, он предпочитает оставить интерпретацию на усмотрение зрителей.
У Барри [Гиффорда] может быть свое представление о смысле фильма, а у меня - свое, и это могут быть две разные вещи. И все же мы вместе работали над одним фильмом. Прелесть абстрактного фильма в том, что у каждого есть свое мнение. В современном мире никто ни с чем не согласен. Когда вам подают фильм с ложечки, больше людей сразу понимают, что это такое. Мне нравятся вещи, которые оставляют место для фантазии и открыты для различных интерпретаций. Это прекрасная вещь. Барри не имеет смысла говорить: "Вот что это значит". Фильм - это то, что он значит.
Роберт Блейк, Таинственный человек
Одно из неожиданных решений Линча - назначение Роберта Блейка на роль Таинственного человека, которая кажется антитезой сложившемуся имиджу актера.
Роберт Блейк сделал карьеру, играя реалистичных, правдоподобных персонажей, которых зрители могут воспринимать как обычных, простых людей - будь то бедный мальчик в "Сокровищах Сиерры Мадре" или уличный коп Баретта. Поэтому немного шокирует, когда этот актер вдруг играет не обычного Джо, а сюрреалистического персонажа, который может существовать, а может и нет, только в воображении безумного главного героя.
Почему режиссер решил, что это сработает, когда сам актер сомневался?
Первое: Роберт Блейк - великий актер. Я всегда уважал его за то, что он сам себе хозяин и не боится говорить то, что думает. Он никогда не был частью голливудской сцены, ну, может быть, когда он был моложе, немного, но он одиночка. Мне просто нравились его работы, и я сам всегда хотел с ним поработать. Актеры попадают в какие-то рамки, и у каждого из них, наверное, бывают ночи, когда они говорят: "Эй, зачем я играю эти роли, если у меня есть еще столько возможностей?". Вы можете увидеть, на что способны люди, которые, возможно, делают совсем не то, что они делали ран��ше. Роберт Блейк просто идеально подошел для этой роли. Мы встретились за обедом, и он сказал, что не понимает сценария, но мы поговорили
Я был удивлен, что Дэвид Линч позвонил мне", - говорит актер. "Я бы подумал, что он позвонит Деннису Хопперу или кому-то из своих ребят. Но он просто сказал: "Эй, я хочу, чтобы ты сыграл это". Я понятия не имею, почему! Я прочитал сценарий девять гребаных раз и не понял ни одного гребаного слова! Я сказал: "Ты уверен, что хочешь, чтобы я это сыграл? Я буду самым сговорчивым актером в мире, потому что у меня нет ни малейшего ��нения о том, что, черт возьми, делать! Однажды я совершил ошибку, спросив его, каким будет мой персонаж, и понял, что он действительно слишком большой художник, чтобы так точно определять его. Это был необыкновенный опыт. Он действительно редкий товар в Америке. В Европе и других местах вы находите авторов фильмов в колледжах или на "Сандэнсе", где кто-то берет 8-миллиметровую пленку, четыре доллара, идет и снимает фильм. Но этот парень делает это как профессионал и действительно создает весь фильм, всё.
В итоге это оказалась тяжёлая работа для актёра. Он так и не понял персонажа, которого играл, по собственному признанию, и для себя решил, что просто постарается сыграть Дьявола.
Небольшая, но ключевая роль Блейка второго плана в фильме является одним из самых ярких моментов фильма.
Саундтрек
Отдельного внимания в фильме заслуживает саундтрек.
Альбом представляет собой уникальное сочетание различных музыкальных стилей, включая индастриал-рок и индастриал-метал, что делает его одним из самых экспериментальных саундтреков своего времени.
Продюсером альбома выступил Трент Резнор, лидер группы Nine Inch Nails, что уже говорило о нестандартном подходе к созданию музыкального сопровождения. В записи приняли участие такие именитые исполнители, как Дэвид Боуи, Marilyn Manson (который появляется в фильме как "Порнозвезда №1"), The Smashing Pumpkins, Лу Рид и Rammstein.
Альбом включает 23 композиции, каждая из которых идеально дополняет мрачную и загадочную атмосферу фильма. Среди самых заметных треков:
“I’m Deranged” Дэвида Боуи
“The Perfect Drug” Nine Inch Nails
“Eye” The Smashing Pumpkins
“Apple of Sodom” Marilyn Manson
“Driver Down” Трента Резнора
"Rammstein" Rammstein
Анджело Бадаламенти сотрудничавший с Дэвидом Линчем со времён работы над "Blue Valvet" 1986-ого года так же принял участие в записи саундтрека. Он создал несколько атмосферных композиций, включая “Red Bats with Teeth”, “Haunting & Heartbreaking” и “Fred’s World”. Его музыка прекрасно передает сюрреалистичную атмосферу фильма.
Саундтрек “Lost Highway” стал важным элементом восприятия фильма, помогая создать нужное настроение и усилить эмоциональное воздействие сцен. Музыкальные композиции органично вплетаются в общую канву повествования, подчеркивая его мрачную и загадочную природу.
В целом, саундтрек представляет собой выдающийся пример того, как музыка может усилить воздействие кинематографа, создавая уникальное аудиовизуальное впечатление. Его экспериментальный подход и звездный состав исполнителей делают его обязательным к прослушиванию как для поклонников фильма, так и для любителей качественной музыки.