Нуарный блюз: 2019 год в «Бегущем по лезвию»

Каким видели будущее в культовом фильме Ридли Скотта.

В закладки
Аудио

Ещё 30 лет назад фантасты, сценаристы и режиссёры представляли второе десятилетие XXI века в мрачных тонах. Бесконечные войны, свирепые эпидемии, уничтоженная экология, деспотичное правительство и жуткий постапокалиптичный мир. К счастью, почти все предсказания не сбылись. Позади события «Побега из Нью-Йорка», «Евангелиона», «Бегущего человека», «Назад в будущее 2», «Роллербола» и многих других культовых картин прошлого.

Наступил 2019 год, год действия «Бегущего по лезвию». У нас пока что нет репликантов, летающих машин и столь могущественных корпораций, однако фильму удалось предугадать появление некоторых тенденций или технологий. Подробно разбираем, как создатели «Бегущего по лезвию» видели наше будущее.

Чтобы не вызвать путаницу, мы решили не учитывать первоисточник в лице книги Филипа Дика и сиквел «Бегущий по лезвию 2049» — только фильм 1982 года и его уникальную эстетику. В оформлении материала использованы концепт-арты футуриста Сида Мида и редкие фотографии со съёмочной площадки.

Земля в 2019 году

Создавая свою нео-нуарную антиутопию, режиссёр Ридли Скотт, сценаристы Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплз в общих чертах обрисовали события, предшествующие началу фильма: в 90-е года XX века Земля пережила ряд природных катаклизмов и превратилась в гигантскую свалку. Атмосфера планеты и её океаны — безнадёжно загрязнены человеком. Химическое оружие, ядерная война, перенаселённость и глобальное потепление окончательно добили экологию планеты.

Небо в городах заволочено смогом, а нефтеперерабатывающие заводы выбрасывают в атмосферу токсичные отходы производства 

Показанный в фильме мир — это собирательный образ всех тревожных прогнозов начала 80-х. Известный популяризатор науки Карл Саган предрекал, что демографический взрыв, стремительное развитие технологий и индустриализация погубят планету в XXI веке. Конечно, если человечество так ничего и не предпримет, продолжит уничтожать экологию и разжигать войны. В «Бегущем по лезвию» показали самый пессимистичный прогноз — постапокалиптический мир, который неизлечимо болен и постепенно умирает.

Большая часть планеты непригодна для жизни. Из поселений остались только крупные города-анклавы. Многие животные вымерли, леса вырублены или погибли из-за нехватки солнечного света. Небо мегаполисов затянуто смогом и ядовитыми тучами из-за заводов. В городах идут кислотные дожди, солнце появляется редко, а температура крайне неустойчива.

В фильме солнце появляется один раз — во время беседы в офисе Тайрелла

Крупные города страдают от перенаселения. Большая часть людей живёт за чертой бедности и в трущобах. Мигранты из уничтоженных или непригодных для жизни стран основали собственные гетто и коммуны. Это привело к тому, что общество разделилось на множество этнических групп, а города напоминают ядрёную мультикультурную смесь. На одной улице легко встретить представителей различных национальностей, религий и субкультур — от кришнаитов и китайцев до панков и сектантов.

Залечивать раны планеты уже поздно, да и никто не хочет этим заниматься. Людям уже наплевать на экологию и судьбу своей «колыбели». Каждый пёчется о свой шкуре и ищет лучшую жизнь. Или улетает с планеты. Благодаря коллосальному технологическому скачку, человечество наконец-то вышло к звёздам. На планетах Солнечной системы и в отдалённых звёздных системах основаны первые колонии. Большинство жителей Земли мечтает взять билет в один конец и жить в терраформированной идилии. Этому также способствует агитационная реклама с неизменным лозунгом.

Новая жизнь ждёт вас во Внеземных колониях. Это шанс начать всё сначала в плодоносных землях возможностей и приключений.

Реклама Внеземных колоний (Off-world colonies)

Правда, шанс предоставляется далеко не каждому. Даже если у человека есть деньги, то его могут не пустить в космос по состоянию здоровья. Например, генетический инженер Джей-Эф Себастьян не попал в космос из-за «синдрома Мафусаила» — редкого заболевания, из-за которого человек начинает преждевременно стареть. Новые неизлечимые виды заболеваний и вирусы — ещё одна причина покинуть Землю.

Учёному всего 25 лет, но он выглядит на все 50

В 70-е и 80-е годы не только фантасты, но и экономисты предсказывали, что в XXI веке вся власть в мире перейдёт в руки крупных транснациональных корпораций. Бизнесмены завоюют мир и будут управлять планетой. Например, многие американские компании боялись, что успешные японские корпорации выйдут на местный рынок и поглотят их бизнес. Крупные американские автомобилестроительные компании в своей рекламе просили обычных американцев быть патриотами, забыть о дешёвых японских малолитражках и пересесть на «настоящего американского коня».

Японская лапшичная в Лос-Анджелесе

В произведениях «отца киберпанка» Уильяма Гибсона также прослеживается доминирование Японии, которое проникло не только в экономику, но и в культуру. В «Бегущим по лезвию» можно отчётливо увидеть то, как японская культура охватила все сферы жизни простых американцев.

Гейши рекламируют алкоголь и сигареты, на каждом углу стоят японские закусочные, на улицах звучит японская песня Ogi no Mato (с яп. «складной веер как мишень», традиционная японская песня про лучников), названия на вывесках дублированы на японском языке.

Но за рекламной мишурой и яркими неоновыми вывесками скрывается тёмная сторона — это деградирующий капитализм и безумное общество потребления. Билборды навязывают электронику, пищевую продукцию и различные услуги. Никто не рекламирует новые кинофильмы и театральные постановки. Ни одна неоновая вывеска или реклама не пропагандирует здоровый образ жизни, полезное питание или спорт — только товары быстрого приготовления и современные технологии.

Создаётся впечатление, будто здоровье и искусство отошли на второй план. Наука, техника и удовольствия — три вещи, которые интересуют современное общество. Заголовки прессы кричат о «космических оргазмах», секретах секса, плюсах ожирения, завивке неона в волосы и сторожевых собаках-убийцах, которых не нужно кормить.

Обложки журналов

Всего за десять лет животные превратились в предмет роскоши. Из-за войн и загрязнения планеты часть видов находится на грани вымирания, а другая часть — давно вымерла. В фильме не говорится о том, перевезли ли животных на другие планеты, но на Земле любое домашнее животное считается признаком обеспеченной жизни.

Мало кто может себе позволить настоящую собаку или кошку, а если уж говорить об экзотических вымерших животных (вроде змей или сов), то людям ничего не остаётся, как завести анимоида — синтетическое существо. Внешне оно ничем не отличается от реального животного, но все его органы полностью искусственны. Тем не менее, даже анимоиды стоят очень больших денег, поэтому купить их могут только богачи.

Искусственная сова

Корпорация «Тайрелл» и репликанты

Создание искусственных животных было лишь началом. Мегакорпорация «Тайрелл» в XXI веке достигла небывалых успехов в генной инженерии и запустила в производство репликантов — неотличимых от человека андроидов. Как и анимойды, они созданы из плоти, крови и костей, но весь биологический материал полностью искусственный. Их глаза, конечности или мозги — это плод работы гениальных биоинженеров.

Репликанты Присс и Бетти

«Больше человек, чем сам человек» — главный слоган корпорации. Репликанты «Тайрелла» сильнее, умнее и выносливее людей. Их создают для различных нужд, но в основном отправляют во внеземные колонии для участия в локальных военных операциях и изнурительной работе в шахтах. Многие из них прошли через боевые тренировки, после которых они научились профессионально драться и стрелять. Репликантов женского пола обычно создают для развлечений — проституции и стриптиза в военных колониях.

Рэйчел — экспериментальная модель и слуга господина Тайрелла

В «Бегущем по лезвию» грань между настоящим и искусственными человеком сильно размыта. По факту, репликантов вполне можно считать людьми, но с рядом оговорок. Однако общество и корпорации считают по другому. Репликантам запрещено покидать пределы колоний или возвращаться на Землю. Беглецов нужно немедленно отправить обратно или ликвидировать.

У новейшей (на 2019 год) модели Nexus-6 срок службы составляет всего четыре года. Если до этого срока они не «выключились», сбежали или напали на человека, то их отправляют «в отставку» — этим термином обозначают полную ликвидацию репликанта. Охотится и отслеживает искусственных людей специальное полицейское подразделение под названием «блейд-раннеры».

Но есть одна проблема: как отличить искусственного человека от настоящего? Только по эмоциям. Искусственные люди имеют вживлённые воспоминания и помнят всё о своём детстве, но из-за своей короткой продолжительности жизни они не умеют справляться с эмоциями так, как с ними справляются зрелые люди. В этом плане их можно сравнить с маленькими и любознательными детьми, которые начали познавать окружающий мир.

Чтобы отличить человека от репликанта, нужно заставить подозреваемого пройти эмпатический тест Войт-Кампфа, который измеряет реакцию тестируемого на провокационные вопросы. Специальный полиграф анализирует дыхание, сердцебиение и зрачки испытуемого. Во время волнения у репликантов обычно происходит непроизвольное расширение радужной оболочки глаза и меняются зрачки. В среднем нужно 20-30 резких вопросов, чтобы отличить репликанта от человека.

Полиграф для тестирования репликантов

Возвращаясь к корпорации «Тайрелл», нельзя не отметить то, как показали её создателя в фильме. Элдон Тайрелл предстаёт перед зрителем в виде гениального учёного, который возомнил себя Богом. Он владеет самой могущественной корпорацией в мире. Тайрелл живёт в огромной пирамиде, настоящем зиккурате посреди города, из которого он управляет не только Лос-Анджелесом, но и всеми делами в межзвёздных колониях.

Пирамида корпорации «Тайрелл»

Корпорация имеет частичное влияние на полицию. Специальный отдел по репликантам, принудительное тестирование подозреваемых и слежка за гражданами уже давно стали обыденностью и инициированы напрямую «Тайреллом». В местной иерархии на первом месте стоят служащие компании, на втором полицейские, а на третьем — остальные жители города. Это отлично подчеркнул капитан полиции Гарри Брайнт, когда Декард зашёл в его кабинет.

Ты знаешь, как у нас тут всё заведено, приятель. Если ты не коп, то ты маленький человечек.

Гарри Брайнт

Элдон Тайрелл и его корпорация — одна из центральных, но и менее заметных тем картины. Если в будущем корпорации и технократы получат власть, то наука превратится во всеобщую мантру и люди непременно возомнят себя Богами.

Когда в спальню Тайрелла проник репликант Рой Бэтти, то учёный назвал его «блудным сыном», отнёсся к андроиду с теплом и пониманием. Так, как если бы Творец встретился со своим творением — человеком. Бэтти в свою очередь просит у «Бога» продлить ему жизнь, но тот не может изменить неминуемое, ведь репликанты его модели живут четыре года.

Элдон Тайрелл 

«Бегущий по лезвию» — это фильм-предостережение. Человечеству нельзя играть в Бога и экспериментировать с природой. Да, когда-нибудь мы придумаем новые формы жизни и создадим миры на далёких планетах, но созидание всегда следует бок о бок с разрушением. Опасные технологии и игры с природой рано или поздно погубят большую часть человечества.

Лос-Анджелес и его дизайн

Непрекращающийся дождь, пепельно-серое небо, грязь, толпы людей, гигантские билборды и выбросы с нефтеперерабатывающих заводов — неотъемлемые вещи, которые встретят любого, кто посетит Лос-Анджелес 2019 года. Когда-то это был красивый тропический город, но теперь это мусорная свалка с мрачными дождливыми улицами, толпами мигрантов и зашкаливающим уровнем преступности.

Трущобы старого Лос-Анджелеса

В старых кварталах Лос-Анджелеса многие исторические постройки пустуют или заселены бездомными. Жители некогда величественного Брэдбери-билдинг давно покинули свой дом. Теперь здесь в одиночку живет учёный Джей-Эф Себастьян — главный генетический дизайнер репликантов.

В значительной степени я живу здесь один. Тут, в общем-то, нет особой нехватки жилья.

Джей-Эф Себастьян в разговоре с Присс

Заброшенные районы сильно контрастируют с оживлёнными и новыми кварталами города. Величественные небоскребы возвышаются до самого неба, улицы переполнены людьми, а кричащая реклама и огромные анимированные вывески занимают всё свободное пространство.

Рисунок дизайнера Сида Мида

Над городом кружат автоматизированные рекламные дирижабли, которые агитируют людей к переселению во внеземные колонии. Рекламой и колонизацией далёких планет занимается японо-мексиканская корпорация Симата-Домингез.

Дирижабль с рекламой колоний

Масштабная глобализация и мультиязычность Лос-Анджелеса повлияла на разговорную речь местных жителей. Появился так называемый жаргон Cityspeak (с англ. «городской говор») — это дикая смесь из английского, японского, арабского, немецкого, венгерского и китайского языков.

Для общения с мигрантами жителям Америки пришлось выучить важные слова из разных языков и постоянно их перемешивать. Например, всего одно предложение может состоять из двух японских слов, одного немецкого, одного испанского и трёх венгерских. Именно на этой тарабарщине в фильме разговаривает инспектор Гафф.

Языковой барьер и пример типичного Cityspeak

Декорации Лос-Анджелеса будущего вдохновлены сразу тремя азиатскими городами — Токио, Гонконгом и Шанхаем. В первую очередь создатели картины очень точно передали дух токийского модного района Сибуя и увеселительного квартала Кабуки-Тё в районе Синдзюку.

Чтобы частично проникнуться атмосферой «Бегущего по лезвию» достаточно побывать в Японии, приехать в час-пик в Сибую и попытаться перейти перекрёсток на центральной улице. Вечером через него одновременно проходит больше тысячи человек за раз. В «Бегущем» перенаселённость настолько велика, что подобные «перекрёстки» встречаются повсюду.

Огромные неоновые вывески и шумные уличные рынки достались от Гонконга, а всё остальное от Шанхая. При этом в облике города можно заметить черты архитектуры древних ацтеков, Византии, модерна и ар-деко. Также на облик Лос-Анджелеса повлиял вымышленный город Метрополис из одноимённой картины режиссёра Фрица Ланга.

Режиссёр Ридли Скотт представлял Лос-Анджелес в виде ещё одного персонажа фильма. Он хотел, чтобы город будущего походил на лабиринт, а его архитектура напоминала о фантастических сборниках комиксов Heavy Metal, в частности работы французского комиксиста Жана «Мёбиуса» Жиро.

Панорама города от Сида Мида

Конечный облик Лос-Анджелеса 2019 года придумал и нарисовал американский концептуальный дизайнер и футурист Сид Мид. Изначально его наняли рисовать транспорт, но его идеи оказались настолько свежими, что ему поручили разработать внешний вид всей архитектуры, помещений, городских панорам, автомобилей, кондиционеров, фонарных столбов и прочих устройств. За свою работу Сид Мид получал полторы тысячи долларов в сутки.

Для архитектуры города будущего я собрал воедино всё, что мог. Византийский, ацтекский и ар-деко стили. Эту смесь я назвал «хламом». В фильме относительно недалекое будущее, а за спиной — весь «багаж» человеческой истории.

Так что у меня была бесконечная «библиотека» из идей и мотивов. Это моё сырьё. Когда я создаю материал для дизайна будущего, то стараюсь создать что-то, что зрители могут сразу же узнать. Но при этом всё должно выглядеть немного странно и отличаться от привычных нам вещей.

Сид Мид
Дизайнер и футурист

Именно поэтому Лос-Анджелес 2019 года до сих пор так удивляет. Он будто бы застрял на стыке настоящего и будущего. Пожалуй, самое важное здесь то, что он не выглядит искусственно или нереалистично. Визуальный дизайн Лос-Анджелеса из «Бегущего по лезвию» не потерял свою уникальность даже спустя почти 40 лет после выхода фильма.

Рисунок Сида Мида

Технологии и мода 2019 года

В отличие от других научно-фантастических фильмов, в «Бегущем по лезвию» не разжевываются в деталях все особенности технологий будущего. Зритель самостоятельно должен всё рассмотреть и разобраться в работе каждого устройства.

Конечно, первое, что бросается в глаза — это летающие автомобили под названием «спиннеры». С помощью реактивного двигателя они умеют вертикально взлетать, парить и ездить по дорогам как самые обычные автомобили. Спиннерами в основном владеют полицейские и богатые люди. Автомобили стоят дорого, к тому же в 2019 году очень тяжело получить специальную водительскую лицензию.

Тема летающих автомобилей зародилась в фантастике 50-х годов и впоследствии часто использовалась в научно-фантастических фильмах, комиксах и мультфильмах. Однако в «Бегущем» машины летают в небе не потому что «наступило будущее и машины должны летать», а исходя из местных реалий. Улицы переполнены людьми, движение затруднено или вообще невозможно. Поэтому проще передвигаться в небе, чем на земле.

С вандализмом в мире картины разбираются кардинальными методами. Например, по городу расставлены парковочные счётчики, которые могут убить вандала током, если он соберётся его сломать. На механический корпус счётчика всегда подаётся высокое напряжение.

Сид Мид рядом со своим счётчиком

Мир 2019 года очень депрессивен. Для борьбы со стрессом и зашкаливающим количеством самоубийств даже придумали устройство для улучшения настроения. С виду оно напоминает обычный телефон, но работает чуть по-другому. Человек набирает специальный номер, и оператор переключает его на выделенный канал связи, по которому передаются волны, влияющие на кору головного мозга. После этого человек успокаивается и испытывает чувство блаженства.

Удивительно, что во вселенной «Бегущего» нет продвинутых компьютеров и интернета, но есть устройства, которые по функции заменяют их или даже превосходят реальные аналоги. Например, у Декарда в квартире стоит вычислительная машина «Эспер». Ей можно управлять с помощью голосовых команд, и она умеет увеличивать физические копии фотографий без потерь в качестве.

Декард управляет машиной «Эспер»

Также во вселенной картины существуют продвинутые видеотелефоны и видеобудки. Они запускаются от специальных карточек и их принцип работы похож на обычный телефон. Нужно всего лишь набрать номер, встать напротив камеры и дождаться ответа.

Видеофон

В одной из вырезанных сцен коллега Декарда Дэйв Холден лежит в больнице с пулевым ранением после неудачного допроса репликанта. Его поместили в специальную автоматизированную лечебную капсулу, которая следит за состоянием больного, кормит его, самостоятельно выводит все отходы жизнедеятельности и умеет доставлять наслаждение. Подобные машины в будущем полностью заменили профессию медсестры.

Вырезанная сцена и демонстрация капсулы

Если говорить о моде и стиле в мире «Бегущего по лезвию», то большинство футуристичных вещей имеют черты древних культур. В одежде, логотипах и промышленном дизайне прослеживается узоры майя и традиционный мексиканский орнамент. Дизайнер Том Саусвелл создавал логотипы для вымышленных брендов будущего под вдохновением от узоров корзин, которые плели коренные народы Северной Америки.

Дизайн логотипов от Тома Саусвелла

Стиль одежды вдохновлен модой 40-х годов, в том числе нуарными детективами второй половины этого десятилетия. В моду снова вошли длинные плащи, широкие брюки, двубортное пальто, шляпы хомбург и федора, жакеты, военные кепки и экстравагантные бабочки. В женскую моду вернулись объёмные квадратные подплечники, старомодные шубы, причёски 50-х годов и длинные облегающие юбки без складок.

Но это только характерные черты одного направления в моде. Если внимательно рассмотреть прохожих на улицах, то можно заметить, что чётко выраженный стиль отсутствует. Конечно, заметно, что люди будущего предпочитают прозрачные пластиковые куртки, светящиеся прозрачные зонтики и одежду из дешёвого пластика, но это лишь часть современной моды.

Общество в «Бегущем» одевается так, будто оно не ограничено какими-то комплексами и строгостью в одежде. На улицах можно увидеть женщин в легких бомберах и одних колготках без юбки. В моду вернулись кричащие разноцветные костюмы из 80-х, высокие сапоги и кожаные куртки с заклёпками. Полицейская форма сильно изменилась и создана по типу униформы СС нацистской Германии.

Многие вещи совершенно не сочетаются друг с другом. На прохожем надето строгое военное пальто, меховая шапка, джинсы и разноцветные спортивные кеды. Некоторые мужчины зачем-то красят лицо в синий цвет и одеваются в рясы католических монашек. Панки ходят в обтягивающих кальсонах, шерстяных свитерах и в розовом драповом пальто. Мода 2019 года в «Бегущем» — это сплошная эклетика, китч и нарочитый трэш ради трэша.

Вымысел против реальности

«Бегущий по лезвию» рассматривал актуальные проблемы ранних 80-х и проецировал их на будущее дальнейших десятилетий. Конечно, многое просто не соответствует реальности или просто ещё не сбылось. Мы не вышли за пределы Солнечной системы, а искусственный интеллект всё еще находится на зачаточном уровне развития. Мы не научились создавать искусственных людей, к тому же клонирование человека до сих под строгим запретом. Развитие летающих автомобилей не продвинулось дальше прототипов или любительских малотиражных изобретений.

Прототип летающего автомобиля от компании Terrafugia. Всего создано два летающих экземпляра

И во многом мы сильно продвинулись вперед. У человечества есть быстрый интернет, многофункциональные мобильные устройства, умные нейросети, автоматизированные дома и беспилотные машины. В фильме ничего этого нет.

В «Бегущем по лезвию» многие известные компании начала 80-х доросли до уровня всесильных корпораций, однако в реальности они либо давно обанкротились, либо ушли в тень. В 1982 году компания Atari занимала 70 процентов мирового рынка игровых консолей. Однако всего через год начнётся печально известный «кризис игровой индустрии», который навсегда выкинет Atari с первого места. 97 процентов составило падение доходов производителей консолей — с 3 миллиардов в 1982 году до 100 миллионов долларов в 1984-м.

Американская электронная компания RCA обанкротилась в 1986 году, но в «Бегущем» она существует. Авиакомпания Pan-Am к 2019 году занялась космическими перелётами, вот только в реальности она обанкротилась в 1991 году. Похожая участь постигла Trans World Airlines — компания целиком выкуплена American Airlines. Телекоммуникационная компания Bell в 1984 году преобразована в конгломерат AT&T, а некогда известные бренды Fujifilm, JVC, KOSS, NEC, Polaroid, Toshiba, TDK все ещё присутствуют на рынке электроники, но они не так популярны, как в 80-е или 90-е годы.

Но что-то создатели фильма угадали очень точно. Например, предрекли неизбежное развитие идеологии техницизма в будущем. Техницизм — это мировоззренческая концепция, согласно которой все проблемы, потребности и реальность человека контролируется с помощью технологий или различных устройств. Люди слепо принимают все технологические новинки и вскоре начинают от них зависеть.

Вредит ли техницизм современному обществу или он только во благо — об этом можно спорить бесконечно. В «Бегущем» люди бредят технологиями и наукой. В нашем мире это тоже заметно, пускай не так сильно. Ещё 15 лет назад пассажиры метро читали книги, газеты или общались между собой на повседневные темы. Сегодня большинство уткнулось в свои мобильные телефоны, планшеты и электронные книги. Уже выросло поколение подростков, которые никогда не посещало библиотеки, не видело пятидюймовые дискеты и с самого раннего детства знакомо с интернетом.

Типичная картина в московском метро

Проблемы перенаселённости, иммиграции и ассимиляции целых народов стоят сейчас куда острее, чем в 80-х. C 2015 года не стихает европейский миграционный кризис. Военные конфликты, социальное неравенство и демографический взрыв в странах Ближнего Востока, Южной Азии и Северной Африки привели к колоссальному притоку беженцев в страны Европы. В одном только Лондоне сейчас живёт около двух миллионов мигрантов из стран Ближнего Востока. Если так продолжится и дальше, то через 20 лет крупные столицы мира будут такими же мультикультурными и мультиязычными, как вымышленный Лос-Анджелес 2019 года.

Современные британские школьники на образовательном шоу

Общество в «Бегущем» не ограничено строгими этическими и моральными нормами. Каждый имеет право одеваться как он хочет, выбирать религию, относить себя к определенной расе, определять свою гендерную идентичность или сексуальную ориентацию. Всё это похоже на продолжение популярных сегодня тенденций: diversity, «SJW», борьба за толерантность и равноправие полов.

Уровень загрязнения окружающей среды пока что не достиг масштабов, показанных в фильме, но отдельные города и даже страны уже близки к этому. Китай и Гонконг загрязнены смогом от многочисленных заводов и нефтеперерабатывающих предприятий. Солнечный свет порой неделями с трудом проникает через плотные слои смога в центре Гонконга и Пекина.

Люди вынуждены носить защитные маски, отказываться от купания и рыбной ловли в загрязнённых водоемах. В реку Янцзы ежегодно сливают до миллиарда тонн неочищенных сточных вод. Аналогичная ситуация с почвой, которая давно пропиталась промышленными отходами и непригодна для посевов.

Смог в Гонконге

По данным Всемирной организации здравоохранения от загрязнения окружающей среды в Китае умирает до полутора миллионов человек в год. Правительство Китая замалчивает реальные данные о смертности, загрязнении воды и почвы. Экологическая ситуация в итоге привела к многочисленным протестам местного населения в период с 2011 по 2016 годы. Сейчас Министерство экологии Китая закрывает наиболее проблемные заводы, но густой смог всё равно время от времени появляется в городах.

Смог в Пекине

К счастью, современные корпорации пока что не правят странами. Но некоторые заставляют задуматься. Например, рыночная стоимость и доход американской корпорации Apple превысил ВВП многих мировых стран. В августе 2018 года капитализация Apple составила один триллион долларов — это почти 70 процентов ВВП современной России.

Гигантские корпорации, которые поглощают своих конкурентов — реальность. За последние восемь лет Disney приобрел Marvel, 21th Century Fox, Lucasfilm и все её дочерние компании. Вокруг Disney уже сложилась негативная репутация жадной до денег корпорации, которая всё покупает и поглощает.

Если говорить о полезных технологиях будущего, то и здесь создатели фильма в чём-то угадали. Наружная цифровая реклама распространилась по миру несколько десятилетий назад и теперь уже никого не удивляет. Компьютеры, мобильные телефоны и автомобильные навигаторы умеют распознавать голосовые команды. Аналогичная ситуация с видеозвонками. Сейчас на улице можно без проблем увидеть человека, который общаются по видеовызову с помощью своего мобильного телефона. Всё это куда практичнее неудобных видеобудок и «умного» компьютера Esper.

«Бегущий по лезвию» — очень стильное, созерцательное, и в чём-то даже пророческое кино. Самое важное, что дух Лос-Анджелеса будущего — всегда был с нами. Переполненные улицы городов Азии, дымящие заводы в черте города, шеренги из неоновых вывесок и необычные люди самых разных культур — это реальность. Чтобы лично в этом убедиться, достаточно посетить аккаунт в Instagram под названием Blade Runner Real World. В нём ежедневно выкладывают фотографии реальных мест с разных уголков света, которые по духу и настроению близки к легендарному фильму Ридли Скотта.

Если всё-таки рассматривать «Бегущий по лезвию 2049» режиссёра Дэни Вильнёва, то между 2019 и 2049 годом изменилось немногое. Технологии ещё дальше шагнули вперёд, но в остальном — стало хуже. Насколько правдивы все прогнозы сиквела — узнаем только через 30 лет.

#разбор #бегущийполезвию #long
{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["long","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","\u0431\u0435\u0433\u0443\u0449\u0438\u0439\u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u0432\u0438\u044e"], "comments": 71, "likes": 424, "favorites": 432, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 37794, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 28 Jan 2019 18:14:29 +0300" }
{ "id": 37794, "author_id": 10527, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37794\/get","add":"\/comments\/37794\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37794"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

71 комментарий 71 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
66

Как же я люблю Бегущий по лезвию, аж плакать хочется. Без шуток.

Ответить
24

Аналогично, а музыка вангелиса это просто космос.

Ответить
9

Мне кажется, музыка - это >=50 % от всего обаяния фильма.

Ответить
2

А меня она в далеком детстве так сильно впечатлила, что с тех пор почти только одну электронную музыку и слушаю!

Ответить
2

плюсую, вот фильм Вильнева хоть и отличный тоже, но как-то пересматривать часто его не хочется, в отличие от фильма Скотта. Но в фильме Вильнева очень нравится сцена с тестом на репликанта,очень завораживает

Ответить
9

Да там какбе знают, что он репликант. Это тест психическо-эмоциональной стабильности.

Ответить
7

Картины очень разные, с любовью отношусь к обеим, но тянет больше в результате ко второй. Внутренний конфликт у персонажа более завораживающий своей безысходностью получился, как по мне. Особенно на фоне и как развитие похожего конфликта в первой картине.

Ответить
2

Оно и не удивительно. Два режиссера - две разные ленты. Пускай на одну и ту же тему. У Скотта боевик с элементами рефлексии на тему экзистенции, у Вильнева - экзистенция с элементами боевика. Плюс ничего нового лично для вас на 3 часа в последнем случае (ну кроме, пожалуй, вопроса "Как, они могут размножаться?", и еще социально-революционной нотки "Хватит терпеть гнет кожаных ублюдков" ближе к концу в расчете на продолжение). В общем-то самые вкусные конфеты бывают только в детстве. Не подумайте превратно, мне более чем понравился фильм Вильнева, просто для меня фильм Скотта - темно, а фильм Вильнева - даб

Ответить
1

Смотрел, автор видео прочно отличный

Ответить
3

Для тебя как раз намонтажили семь разных версий фильма.

Ответить
55

Если хотите попасть во всамделишный киберпанк из Бегущего, приезжайте к нам в Череповец. Северсталь дымит, факелы горят, экологии нет от слова совсем. Киберпанк со зловещими корпорациями чистой воды.

Ответить
0

Random Russian city.

Ответить
21

Вин Дизель еще такой молодой

Ответить
8

"Вин Дизель такой молодой,
И фильм про Форсаж впереди!.." (с)

Ответить
1

И Сэм Джексон справа тоже в возрасте 22 лет

Ответить
13

Статью идеально читать, когда на фоне играет Blade Runner Blues
https://www.youtube.com/watch?v=GOPrG1QH_2U
Писал текст под Вангелиса.

Ответить
3

не ...
статью идеально читать, когда гудят провода за окном и трансформатор и соседи в тесном спальном районе и компьютер.
тру помойка? тру киберпанк! наслаждайтесь мусором.

Ответить
5

Картинка с пингвином "Алло, это Семен?"

Ответить
0

О, вы были в This is the Police! Ваши комментарии к трекам восхитительны!

Ответить
1

Чтобы не вызвать путаницу, мы решили не учитывать первоисточник в лице книги Филипа Дика и сиквел «Бегущий по лезвию 2049» — только фильм 1982 года и его уникальную эстетику.

А потом пишем про модулятор настроения, которого в фильме вообще не было.

Ответить
14

Во-первых, он существуют во вселенной дилогии. По крайней мере его мельком показывают в одной из сцен 2049. Он точно стоял в доме Саппера. Да, я не рассматриваю 2049 в этой статье, но у дилогии всё-таки одна вселенная. Во-вторых, его медицинский аналог есть в вырезанной сцене с Холденом (она есть в посте). И в-третьих, его собирались добавить в фильм, но потом от этого отказались. Я читал об этом на форуме собирателей реквизита и коллекционеров. Декораторы сделали его функционирующую модель, но сценарий дважды корректировали и он не пригодился. Если я не ошибаюсь, то его можно разглядеть в доме Декарда, однако по сюжету он им не пользуется. Простите, что не сделал уточнение в тексте.

Ответить
20

А можно такой же разбор 2049?
Очень понравилось

Ответить
4

Можно. Через 30 лет не забудь зайти на ДТФ)

Ответить
0

Это всё прекрасно, но тем не менее его самого, как и прямых указаний на него, равно как и косвенных указаний, в фильме нет.
А насчет отсылок к 2049 как одной вселенной это тоже все хорошо, но вообще там технологии серьезно изменились даже внутри вселенной, так что даже если бы рабочий модулятор был в 2049, то переносить его на оригинал попросту некорректно.
В целом то статья хоть по моему мнению немного поверхностно написанная (особенно по выводам и умозаключениям) но для людей не погруженных в тему интересная. И вообще хороший движ в сторону БР это здорово.
Но тут получается ошибка и какая-то обидная. Я бы на вашем месте лучше бы это убрал.

Ответить
1

напиши лучше

Ответить
0

Точно? Я вот тоже призадумался, но потом решил не переть на рожон и пересмотреть...

Ответить
0

Ну тогда Семёну надо исправить это, негоже вводить в заблуждение)

Ответить
2

"В августе 2018 года капитализация Apple составила один триллион долларов — это почти 70 процентов ВВП современной России."
Сейчас бы совсем разные понятия посравнивать, лишь бы красиво звучало.

Ответить
0

Так суть не в различных понятиях, а в количестве денег. Я согласен, что сравнение не самое корректное, но не я это придумал. Корпорации, которые имеют больше денег, чем отдельно взятые государства — это один из классических постулатов киберпанка.

Ответить
2

Суть киберпанка не в количестве денег у какой-либо стороны, а в фактическом влиянии. Классический киберпанк это государства, подчиненные воле корпораций, причем уже на вполне официальном уровне. В современном же мире все видели блеящего перед сенаторам Цукерберга, Хуавей, помогающую поддерживать великий китайский фаерволл, и крупных деятелей топливной сферы, кормящих колбасой министров. Не надо видеть в этих словах политику, просто доказательства того, что киберпанк в том виде, в котором его когда то придумали и показали, не случился. И это наверное всё таки хорошо. И может быть даже в этом есть заслуга самих писателей

Ответить
1

Суть киберпанка не в количестве денег у какой-либо стороны, а в фактическом влиянии.

Я с этим не спорю, согласен. Просто посыл «у корпораций столько денег и влияния, что они могут подчинить себе целые страны» тоже был.

Ответить
1

Цукерберг отчитывался перед олигархами (другими корпорациями) которые занимают государственные места.
авторы киберпанка думали, что государство и корпорации это разные вещи. часть киберпанка давно существует и есть сейчас.

государственные господа всегда имеют свой бизнес или приходят к власти через бизнес, а потом как бы отказываются от него (списывают на сестру, бабушку, жену или мужа или иные хитрые схемы).

Ответить
35

Между тем, мы никогда не увидим будущее его глазами.

Ответить

Комментарий удален

2

пошел пересматривать в сотый раз фильм

Ответить
0

Лос-Анджелес 2019 года. Когда-то это был красивый тропический город

Интересно, когда?

Ответить
2

Например сейчас

Ответить
1

В моем рейтинге американских городов Новый Орлеан > Сан-Франциско > Сиэттл > Нью-Йорк > Филадельфия >Лос-Анджелес > Хьюстон.
В Чикаго не бывал. Говорят, очень хороший.

Ответить
0

На снимках общего плана любой город может выглядеть красиво.

Ответить
0

Лос-Анджелес находится в субтропиках и его климат считается тропическим, если что :)

Ответить
0

Я не соглашался со словом "красивый", а не "тропический". К климату претензий нет, он там идеальный.

Ответить
4

Так бы сразу и сказали. Я в Лос-Анджелесе никогда не был, но мне очень нравится старая архитектура в стиле ар-деко. И основные достопримечательности. Понятно, что с реальностью нельзя сравнивать, но я влюбился в него после L.A Noire.

Ответить
5

Визуальную составляющую фильма смело можно причислить к искусству

Ответить
3

Спасибо за качественную и интересную статью, побольше бы таких.

Ответить
1

Если честно, не люблю этот фильм, что тогда не шел, что щас. Для меня это как арт-кино. А вот сиквел, что интересно, очень даже неплох. За статью спасибо, интересно было почитать, ту же моду в фильме разглядеть - на паузу ставить надо

Ответить
1

Ну, если честно, даже порадовало, что не узнал из публикации ничего нового.
Кстати, про источники образа мегаполиса в фильме - почему не упомянули "Таксиста"?

Ответить
0

«Бегущий по лезвию» — это фильм-предостережение. Человечеству нельзя играть в Бога и экспериментировать с природой. Да, когда-нибудь мы придумаем новые формы жизни и создадим миры на далёких планетах, но созидание всегда следует бок о бок с разрушением. Опасные технологии и игры с природой рано или поздно погубят большую часть человечества.

это лишь ваше мнение.
"трусца по лезвию" - это фильм о иисусе-асусе, прометее, репликанте и сверхчеловеке, которого уничтожили создатель и боги и это лишь мое мнение. рано или поздно мы все умрем (богатые и бедные). природа без технологий жрет и так все. большая часть человечества без технологий губила и не раз друг друга. проблема всегда одна и не связана с технологиями, но кто-то сместил фокус от причины к симптому.

Ответить
0

Ох, невероятный визуальный ряд! Тот редкий случай, когда фильм понравился намного больше книги

Ответить
0

визуал это единственное, что есть у "бегунка лезвия"

Ответить
0

это деградирующий капитализм и безумное общество потребления

Человечеству нельзя играть в Бога и экспериментировать с природой.

Прекрасный вывод (нет). Автор сказал "А", а потом мягкий знак. Хотя возможно что он и сам не осознаёт поинт к которому был близок

Ответить
0

да. человечество уже давно не лазит, а топает.

что не то?

Ответить
0

ГОДНОТИЩААА!! спасибо!

Ответить
0

И все же не могу не докопаться.

В произведениях «отца киберпанка» Уильяма Гибсона также прослеживается доминирование Японии, которое проникло не только в экономику, но и в культуру. В «Бегущим по лезвию» можно отчётливо увидеть то, как японская культура охватила все сферы жизни простых американцев.

Выглядит так, будто этот элемент был заимствован у Гибсона в то врем, как "Нейромант" (от которого, наверное, мы и ведем отсчет массово известного киберпанка) вышел в 1984, а "Бегущий"-двумя годами ранее.

Но это я так, просто занудствую.

Ответить
0

Ни в коем случае. Просто Гибсон тоже поднял эту тему.

Ответить
0

Когда в зрелом уже возрасте перечитал и пересмотрел был прямо сильно удивлен, сколько элементов книжного киберпанка были совершенно органичным антуражем в "Бегущем". На самом деле интересно, сколько из них были позаимствованы напрямую, а в чем у авторов просто сходились мысли, если учесть, что фильм посмотрело не так уж много людей, судя по коммерческому успеху.

Ответить
0

елемент был позаимствован из паники перед японскими корпорациями перед тем как пузырь лопнул.

Ответить
0

Спасибо автору, было очень интересно читать. Хотелось бы увидеть побольше подобного, например - разбора мира бущущего в «Назад в будущее»

Ответить
0

Всё здорово, но пример про британских школьников в таком контексте...

Ответить
0

А что такого-то? Лондон вместо ЛА, арабы/паки вместо японцев, но тенденция та же.

Ответить
0

Картинка этого шедевра все ещё превосходит современные фильмы.

Ответить
0

Огромное спасибо за разбор!

Ответить
0

>Уже выросло поколение подростков, которые никогда не посещало библиотеки, не видело пятидюймовые дискеты

Я прям очень давно не подросток, но пятидюмовками тоже не пользовалась, видела их только в качестве декора и кажется использовал их как чехлы для CD =)
Но в целом да все так.

Ответить
0

Я последний раз видел их в 2001-2002 году, когда рефераты носил распечатывать к соседям :) Записывал их на дискету и шёл в гости. Но даже в то время они казались чем-то древним.

Ответить
0

А у меня дома до сих пор пачка валяется.
Наверное, если не выкинули.

Ответить
0

Визуальный шедевр, опередивший своё время.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления