Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Недавно я увидел видео посвященное Driver: San Francisco, и с первых кадров кинематографичность игры меня зацепила — настолько, что я решил лично попробовать пройти сюжетную гонку. Но тогда я ещё не подозревал, что это знакомство с игрой выйдет далеко за её пределы.

Уже после того как я прошёл сюжетную часть игры, я наткнулся на миссии, которые открываются за киножетоны и в которых ты можешь поучаствовать в сцене погони из картин эпохи маслкаров.

Единственным примером чего-то подобного, с чем я сталкивался раньше, была Forza Horizon 4. Там тоже были специальные миссии, но они не отсылали к конкретным фильмам — игрок исполнял роль каскадёра на съёмках у вымышленного режиссёра.

В других гоночных играх я не встречал ничего похожего, где миссии так прямо и с таким уважением отсылали бы к классике кинематографа. Если знаете, то напишите в комментариях.

Да, предстоит еще много работы по открытию миссий
Да, предстоит еще много работы по открытию миссий

Всего в игре 13 специальных миссий. Я нашёл список работ, на которые ссылаются эти задания, и решил подойти к делу основательно: сначала посмотреть сами фильмы, а уже потом, проходя миссии, пытаться угадать, какой из фильмов лёг в основу каждой из них.

Игра стала для меня проводником по развитию погонь на экранах.

Я посмотрел все фильмы, погони из которых вошли в игру и покажу их вам в данном материале, вместе с другими не менее любопытными фактами.
Откидывайте спинку кресла, убирайте педаль с газа и давайте посмотрим, какими культовыми картинами вдохновлялись разработчики.

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Из 13 есть 2 миссии, которые ссылаются, не на художественные картины.

«Getaway in Stockholm» – шведская серия документальных фильмов (начало в 2000 г.) об нелегальных уличных гонках в Стокгольме, снятых преимущественно камерой, закреплённой на капоте. Задействованы реальные городские магистрали и съёмки в ранние утренние часы, чтобы избежать плотного трафика.

Getaway in Stockholm 1: Porsche 911

И Faszination отсылает к известному видео Стефана Розера, который едет на RUF CTR Yellowbird по Нюрбургрингу

RUF CTR «Yellowbird» — сильно модифицированный Porsche 911 (3.3 л, twin-turbo, 469 л. с.), выпускавшийся серийно с 1987 по 1996 (официально 29 машин, остальные переделывались из клиентских 911)

Faszination

Художественные произведения

«Эту радиостанцию назвали Ковальски, в честь последнего американского героя, для которого скорость означает свободу духа. Вопрос не в том, когда он остановится, а в том, кто его остановит»

- Исчезающая точка

Чуть-чуть истории. Эта цитата звучит как манифест всей эпохи с которой начинается эра "восьмерок" в кино. В 70-х годах водить машину значило быть частью чего-то большего — свободы, риска, иногда даже безумия.

Маслкары стали культовыми в 60–70-е не просто из-за лошадиных сил, а потому что время само подталкивало к их появлению. После войны Америка жила на подъёме: дешёвый бензин, растущий средний класс, и полки салонов ломились от моделей с огромными V8 под капотом. Президент Джонсон, а затем и Никсон ещё не думали душить автопром законами, и каждый мог позволить себе мощную тачку, которая рвала с места и ревела как зверь. Культура кино и улиц только подливала масла в огонь — в каждом втором фильме герой уносился прочь на мускулистом купе.

Но в 1973-м пришёл нефтяной кризис, и вместе с ним — новые законы, страховые ограничения, нормы по выхлопу. Всё резко изменилось. Эпоха закончилась почти внезапно — как будто кто-то резко заглушил двигатель посреди дороги.

Я, разумеется, не кинокритик и не берусь за составление полноценных рецензий. Вместо этого поделюсь своими впечатлениями от ключевых сцен погонь и любопытных деталей, которые особенно запомнились. Все представленные фильмы понравились, а те, что произвели наибольшее впечатление — я отмечу отдельно. Погнали.

Еще две, которые отсылают нас к сериалам из той эпохи

Старски и Хатч (TV Series 1975–1979) и Дюки из Хаззарда (TV Series 1979–1985) я их не стал смотреть (слишком много времени займёт) и подробно останавливаться на них не буду.

Одна из миссий в игре пародирует динамичные уличные погони из сериала Старски и Хатч, где знаменитый красно-белый Ford Gran Torino 1976 года по прозвищу «Zebra 3» мчится по городу, уводя преступников и сталкиваясь с копами.

"Старски и Хатч" стал иконой полицейских сериалов 70-х годов, а их автомобиль — одним из самых узнаваемых в поп-культуре.

Чтобы примерно понимали, как выглядят погони в сериале

В другой миссии воссоздан дух безумных прыжков и преследований "Дюки из Хаззарда", где Бо и Люк Дюки на своём оранжевом Dodge Charger 1969 года по прозвищу «General Lee» совершают головокружительные трамплины и уклоняются от полицейских машин

"Дюки из Хаззарда" стал символом американской телевизионной культуры, а их Dodge Charger — одним из самых известных автомобилей на экране.

Возможно это та самая погоня

Из примечательного у них есть современные и даже более знаменитые в каком-то смысле ремейки.

"Старски и Хатч" - фильм 2004 года со звёздным дуэтом Бена Стиллера и Оуэна Уилсона.

"Придурки из Хаззарда" - фильм 2005 года с Шонном Уильямом Скоттом и Джонни Ноксвелом.

Ну и переходим непосредственно к просмотренным мною классическим лентам.

Детектив Буллит (Bullitt) 1968

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

В “Bullitt” со Стивом МакКуином считается одной из первых по-настоящему впечатляющих автомобильных погонь: более 10 минут съёмок по холмам Сан-Франциско, реальные трюки и минимальный монтаж создали ощущение скорости и опасности, не видавшей себе равных до тех пор.

Герой находился в Ford Mustang GT 390 Fastback 1968 года — одна из родоначальниц жанра.

  • У фильма есть Оскар за лучший монтаж.
  • В 2007 фильм как «культурно, исторически или эстетически значимый», внесли в библиотеку национального фонда сохранения кинематографа (далее в тексте буду указывать как NFR).
  • Тарантино посвятил отдельную главу этому фильму в своей книге "Киноспекуляции" (Cinema Speculation).
  • В съёмках знаменитой сцены погони режиссёр призывал водителей к скорости около 120-130 км/ч, но в итоге машины (включая те, что были с камерами) развили скорость свыше 175 км/ч на ровных участках улиц.
  • В конце 1960-х гг. Сан-Франциско ещё не стал «Меккой» кинематографистов, хотя мэр города не терял надежды город таковой «Меккой» сделать. Именно поэтому авторы фильма наслаждались в Сан-Франциско такой свободой действий, которая съёмочным группам в наше время даже не снится.
Та самая культовая погоня 

Во время сцены погони, автомобили четыре раза проносятся мимо одного и того же зелёного «жука» Volkswagen. Это результат того, что для съёмок был отведён весьма небольшой район города, и на машинах пришлось установить по нескольку камер, снимающих под разными углами. В процессе монтажа эти эпизоды были выстроены так, чтобы создавалось впечатление, что герои исколесили большую по площади территорию.

Итальянская работа (The Italian Job) 1969

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Единственная картина, которая стилистически выбивается из всех фильмов, так как снята Британцами на территории Италии.

Кульминационная погоня с участием трёх Austin Mini Cooper S Mk1 1968 года по улицам, лестницам и крышам моего любимого Турина, под чутким руководством персонажа молодого Майкла Кейна стала визитной карточкой фильма.

В фильме отчётливо передаётся атмосфера «свингующего Лондона». Фильм стал символом британского кинематографа 60-х годов и оказал значительное влияние на поп-культуру. Его уникальный стиль, юмор и запоминающиеся сцены погонь сделали его классикой жанра.

  • Трасса на крыше здания действительно присутствовала на крыше фабрики Fiat, построенной в 1923 году. Размеры трассы — 512 метров на 79 метров.
  • Прыжок с крыши здания на крышу другого сняли на крыше фабрики Fiat. Некоторые члены съёмочной группы отказались при этом присутствовать, заявив, что всё это плохо кончится, а сотрудники фабрики неоднократно перекрестили каскадёра, сидевшего за рулём машины.
  • Сцену в канализации снимали возле Ковентри, где как раз строили подземные туннели между Бирмингемом и Сток Олдемуром. Камеру установили на «Mini Moke», который шёл перед автомобилями «Cooper», и за рулём сидел один из подручных руководителя группы каскадёров Реми Жюльенна (1930-2021). Жюльенну очень хотелось, чтобы один из автомобилей «Cooper» совершил на скорости полный оборот вокруг своей оси (дно туннеля – стенка – потолок – и снова дно). Было предпринято три попытки, но каждый раз автомобиль из-за плохого сцепления падал на крышу. Автомобиль получил такие повреждения, что от трюка было решено отказаться после третьей попытки. По словам звукорежиссёра Джона Олдреда (1921-2020), однажды во время репетиций Жюльенну удалось совершить на автомобиле полный оборот, но камеры в тот момент не работали. Во всём фильме это был единственный трюк, который Жюльенну не удался.
Крыша завода Fiat с гоночной трассой 
Крыша завода Fiat с гоночной трассой 
Кульминационная погоня 

Спустя десятилетия вышел одноименный ремейк в 2003 году с не менее звездным актерским составом. Несмотря на смену эпохи, актёров и визуального стиля, новый фильм сохранил ключевую идею — эффектную погоню с участием Mini Cooper, переосмысленную с размахом современных бюджетов и спецэффектов.

Исчезающая точка (Vanishing Point) 1971

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Главный герой, тот самый Ковальски, на протяжении практически всего фильма на белом Dodge Challenger R/T 1970 года летит из Денвера в Сан-Франциско, а за ним гонятся мотополиция и машины преследования – динамика и минималистичная музыка создают гипнотический эффект.

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Это классический представитель жанра роад-муви. Об этом фильме я могу говорить бесконечно, он мне понравился больше всего. У фильма нестандартная концовка, но главное — это дух контркультуры и сексуальной революции.

А еще в нем есть молодая Шарлотта Рэмплинг и то только если смотреть режиссерскую версию, сцены с ней из Американского проката были вырезаны. Я считаю сцены с ней достаточно важными для повествования.

Удивительно, что он из всех студийных фильмов, больше всего обделен зрительским вниманием. Даже Тарантино в своем опусе "Доказательство смерти" считает этот фильм одним из лучших Американских фильмов.

В компании «Chrysler Corporation» были очень недовольны тем, что в фильме их автомобили использованы для перевозки наркотиков и бегства от полицейских. По иронии судьбы, именно этот фильм сам стал культовым и сделал культовой модель «Dodge Challenger».

Dodge Challenger vs. Jaguar 

Французский связной (The French Connection) 1971

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Погоня за поездом в Бруклине, когда герой Джина Хэкмана мчится на угнанном Pontiac LeMans 1971 года, – один из самых напряжённых моментов в истории кино. Трюки выполнялись в реальном трафике и без страховочных съёмок.

Сцена с автопогоней "Попая" за киллером Николи вошла во все мировые киноучебники и считается знаковой для дальнейшего развития жанра «триллер».

Еще в нем есть очень классная сцена слежки в метрополитене. Действительно гениальное противостояние злодея и героя.

  • Фильм стал лауреатом пяти «Оскаров», часто упоминают в списках лучших полицейских триллеров, а именно эта погоня считается образцом «реализма трюков».
  • Фильм в 2005 году включен в NFR (официально стал культовым).
Та самая погоня 

Угнать за 60 секунд (Gone in 60 Seconds) 1974

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Погоня за героем на Ford Mustang Mach 1 (по прозвищу "Элеанор") 1971 года по Лос-Анжелесу и его окрестностям длится больше 40 минут и в то время побила рекорд по количеству разбитых машин (93 автомобиля) в одной сцене.

Низкий бюджет и хардкорные трюки сделали фильм настоящей жемчужиной архаичных уличных погонь.

Полицейские, пожарники, медики, прохожие — все были настоящими. Многие даже не знали, что снимают фильм, поэтому реакция на происходящее была вполне реальная.

Это единственный фильм в списке, не связанный с крупной студией. Полностью авторский проект Г. Б. Галицки, в котором он, подобно Хидео Кодзиме, выступил одновременно как актёр, режиссёр, сценарист, продюсер и композитор.

  • Официального сценария для фильма никогда не существовало. Были лишь пара листов рукописного текста с немногочисленными диалогами.
  • Режиссер сам предоставил большинство машин для съёмок. Порой съемки фильма прекращали на пару дней, дабы Г.Б. Галицки мог заняться основным своим делом — починкой поддержанных машин, все для того, чтобы заработать денег и продолжить производство фильма.
  • Для съемок был использован лишь один Ford Mustang (не в модификации «Mach 1») (в отличие от ремейка). На него был установлен каркас безопасности и гоночные ремни. Двигатель «351 Windsor», объёмом 5,7 литров, был модифицирован самим Г.Б. Галицки.
  • Столкновение «Элеанор» со столбом на хайвее не было запланировано. Водитель «Кадиллака», будучи подрезанным Г.Б. Галицки, не сумел сориентироваться и задел «Мустанг», из-за чего тот развернуло и машина передним левым крылом вырвала столб. Сцена вошла в фильм.
  • Один из актеров чуть не погиб на съемках фильма, когда «Элеонор» врезалась в его детективную машину. Сцена вошла в фильм.
Начало погони 

Многие конечно же знают "Угнать за 60 секунд" по его знаменитому ремейку с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли 2000 года выпуска. Но поверьте мне, это уже не те ощущения.

Смоки и Бандит (Smokey and the Bandit) 1977

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Первая комедия в нашем списке.

Весёлая и дерзкая погоня с Бертом Рейнолдсом на черном Pontiac Firebird Trans Am 1977 года по шоссе от шерифа "Смоки" подарила знаменитому “Bandit’s Trans Am” непреходящую популярность у автоэнтузиастов.

  • У фильма есть номинация на Оскар за монтаж.
Нарезка погонь 

Водитель (The Driver) 1978

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Фильм Уолтера Хилла с Райаном О’Нилом в главной роли и роковой красоткой Изабель Аджани известен своими минималистичными, но напряжёнными погонями, особенно в сцене фильма, где герой гонится на Chevrolet C-10 454 Stepside 1973 года за Pontiac Firebird Trans Am.

Хотя фильм не получил широкой популярности при выходе, со временем он обрёл культовый статус среди поклонников жанра неонуар и вдохновил многих режиссёров, включая Николаса Виндинга Рефна при создании "Драйва", а так же ленты Эдгара Райта "Малыш на драйве".

Давайте только без Гослинга в комменатриях.

Погоня за Pontiac Firebird Trans Am

И да это именно тот фильм из которого взята та самая "миссия" на парковке из первого Driver. Машина на которой герой демонстрирует свои умения это Mercedes-Benz 280 S 1970 года.

Лучше бы этой сцены не было, думали все игроки первого драйвера 
в Driver SF есть скрытая миссия с этой парковкой, которая открывается отсылкой на не менее культовый фильм. Я решил ограничиться первой удачной попыткой. 
в Driver SF есть скрытая миссия с этой парковкой, которая открывается отсылкой на не менее культовый фильм. Я решил ограничиться первой удачной попыткой. 

Братья Блюз (The Blues Brothers) 1980

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Великолепная картина в необычном для погонь жанре "мюзикл". Хотя чего я ожидал если у фильма даже название говорящее. В ленте снялись многие культовые блюз исполнители, в том числе слепой Рэй Чарльз.

Братья в исполнении Джона Белуши и Дэна Экройда, разъезжающие на своём Bluesmobile — списанном полицейском Dodge Monaco 1974 года, — уходит от преследования, мчась сначала сквозь торговый центр, а затем по самому центру Чикаго, уничтожая всё на своём пути. Рекорд по количеству разбитых автомобилей и незабываемый драйв сделали эту погоню поистине легендарной.

Bluesmobile 
Bluesmobile 
  • 103 автомобиля были разрушены во время съемок — мировой рекорд в то время.
  • Фильм в 2020 году включен в NFR (официально стал культовым).
Заключительная погоня 

Гонки «Пушечное ядро» (The Cannonball Run) 1981

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Уже второй фильм-комедия с Бертом Рейнольдсом в главной роли. Хотя ему в этот раз повезло, фильм мог быть экшеном с Стивом МакКуином (героем Буллита) в главной роли, если бы последний внезапно не умер.

Фильм начинается с захватывающей погони, где Lamborghini Countach LP 400 S 1980 года мчится по шоссе, ускользая от полиции, что задаёт тон всему фильму. А за рулем... в прочем лучше самому их увидеть)

Смотри в глаза 
Смотри в глаза 

Несмотря на смешанные отзывы критиков, фильм стал популярным благодаря звёздному составу (в гонке участвует даже "Джеймс Бонд" на своем Aston Martin, а так же Джеки Чан в роли... японца) и юмористическому подходу к жанру автогонок.

гонки пушечное ядро (англ. Cannonball Run) — неофициальные гонки, проводимые в США в период с 1971 по 1979 годы между Восточным и Западным побережьем. Впервые были организованы в знак протеста против ужесточения дорожного законодательства в США, в частности — Национального ограничения максимальной скорости в 55 миль/час (88,5 км/ч), введённого под предлогом необходимости экономии топлива в масштабах страны. Привлекая в том числе знаменитых пилотов.

Открывающая погоня, которая даже не относится к основной гонке. 

Эпилог

Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]

Ну а завершим мы данную статью упоминанием фильма, ставшего настоящей кинематографической одой эпохе автомобильных погонь 60–70-х годов. Квентин Тарантино отдал ей должное в своей ленте «Доказательство смерти» (2007), которая стала частью проекта «Грайндхаус», посвящённого кино той эпохи. Фильм не только стилистически воссоздаёт дух жанра, но и содержит прямые отсылки, и даже явные обсуждения некоторых фильмов, сцены из которых впоследствии легли в основу миссий в Driver: San Francisco.

Во время просмотра этой погони замирает дыхание

Поэтому начать знакомство с этой эпохой можно именно с этой картины.

Надеюсь, вам было хотя бы немного интересно окунуться в этот мир легендарных кинопогонь. А я тем временем отправляюсь пылесосить карту и собирать киножетоны — чтобы открыть все миссии и лично убедиться, насколько точно разработчики передали дух тех самых культовых сцен. Пока к сожалению только в пиратке, надеюсь когда-нибудь Driver: San Francisco вернется в магазины.

В комментариях можете поделиться, какие погони запомнились вам.

48
21
5
3
2
1
23 комментария