Гонки во имя кино: культовые погони, вдохновившие создателей Driver: San Francisco [Лонг]
Недавно я увидел видео посвященное Driver: San Francisco, и с первых кадров кинематографичность игры меня зацепила — настолько, что я решил лично попробовать пройти сюжетную гонку. Но тогда я ещё не подозревал, что это знакомство с игрой выйдет далеко за её пределы.
Уже после того как я прошёл сюжетную часть игры, я наткнулся на миссии, которые открываются за киножетоны и в которых ты можешь поучаствовать в сцене погони из картин эпохи маслкаров.
Единственным примером чего-то подобного, с чем я сталкивался раньше, была Forza Horizon 4. Там тоже были специальные миссии, но они не отсылали к конкретным фильмам — игрок исполнял роль каскадёра на съёмках у вымышленного режиссёра.
В других гоночных играх я не встречал ничего похожего, где миссии так прямо и с таким уважением отсылали бы к классике кинематографа. Если знаете, то напишите в комментариях.
Всего в игре 13 специальных миссий. Я нашёл список работ, на которые ссылаются эти задания, и решил подойти к делу основательно: сначала посмотреть сами фильмы, а уже потом, проходя миссии, пытаться угадать, какой из фильмов лёг в основу каждой из них.
Игра стала для меня проводником по развитию погонь на экранах.
Я посмотрел все фильмы, погони из которых вошли в игру и покажу их вам в данном материале, вместе с другими не менее любопытными фактами.
Откидывайте спинку кресла, убирайте педаль с газа и давайте посмотрим, какими культовыми картинами вдохновлялись разработчики.
Из 13 есть 2 миссии, которые ссылаются, не на художественные картины.
«Getaway in Stockholm» – шведская серия документальных фильмов (начало в 2000 г.) об нелегальных уличных гонках в Стокгольме, снятых преимущественно камерой, закреплённой на капоте. Задействованы реальные городские магистрали и съёмки в ранние утренние часы, чтобы избежать плотного трафика.
И Faszination отсылает к известному видео Стефана Розера, который едет на RUF CTR Yellowbird по Нюрбургрингу
RUF CTR «Yellowbird» — сильно модифицированный Porsche 911 (3.3 л, twin-turbo, 469 л. с.), выпускавшийся серийно с 1987 по 1996 (официально 29 машин, остальные переделывались из клиентских 911)
Художественные произведения
«Эту радиостанцию назвали Ковальски, в честь последнего американского героя, для которого скорость означает свободу духа. Вопрос не в том, когда он остановится, а в том, кто его остановит»
Чуть-чуть истории. Эта цитата звучит как манифест всей эпохи с которой начинается эра "восьмерок" в кино. В 70-х годах водить машину значило быть частью чего-то большего — свободы, риска, иногда даже безумия.
Маслкары стали культовыми в 60–70-е не просто из-за лошадиных сил, а потому что время само подталкивало к их появлению. После войны Америка жила на подъёме: дешёвый бензин, растущий средний класс, и полки салонов ломились от моделей с огромными V8 под капотом. Президент Джонсон, а затем и Никсон ещё не думали душить автопром законами, и каждый мог позволить себе мощную тачку, которая рвала с места и ревела как зверь. Культура кино и улиц только подливала масла в огонь — в каждом втором фильме герой уносился прочь на мускулистом купе.
Но в 1973-м пришёл нефтяной кризис, и вместе с ним — новые законы, страховые ограничения, нормы по выхлопу. Всё резко изменилось. Эпоха закончилась почти внезапно — как будто кто-то резко заглушил двигатель посреди дороги.
Я, разумеется, не кинокритик и не берусь за составление полноценных рецензий. Вместо этого поделюсь своими впечатлениями от ключевых сцен погонь и любопытных деталей, которые особенно запомнились. Все представленные фильмы понравились, а те, что произвели наибольшее впечатление — я отмечу отдельно. Погнали.
Еще две, которые отсылают нас к сериалам из той эпохи
Старски и Хатч (TV Series 1975–1979) и Дюки из Хаззарда (TV Series 1979–1985) я их не стал смотреть (слишком много времени займёт) и подробно останавливаться на них не буду.
Одна из миссий в игре пародирует динамичные уличные погони из сериала Старски и Хатч, где знаменитый красно-белый Ford Gran Torino 1976 года по прозвищу «Zebra 3» мчится по городу, уводя преступников и сталкиваясь с копами.
"Старски и Хатч" стал иконой полицейских сериалов 70-х годов, а их автомобиль — одним из самых узнаваемых в поп-культуре.
В другой миссии воссоздан дух безумных прыжков и преследований "Дюки из Хаззарда", где Бо и Люк Дюки на своём оранжевом Dodge Charger 1969 года по прозвищу «General Lee» совершают головокружительные трамплины и уклоняются от полицейских машин
"Дюки из Хаззарда" стал символом американской телевизионной культуры, а их Dodge Charger — одним из самых известных автомобилей на экране.
Из примечательного у них есть современные и даже более знаменитые в каком-то смысле ремейки.
"Старски и Хатч" - фильм 2004 года со звёздным дуэтом Бена Стиллера и Оуэна Уилсона.
"Придурки из Хаззарда" - фильм 2005 года с Шонном Уильямом Скоттом и Джонни Ноксвелом.
Ну и переходим непосредственно к просмотренным мною классическим лентам.
Детектив Буллит (Bullitt) 1968
В “Bullitt” со Стивом МакКуином считается одной из первых по-настоящему впечатляющих автомобильных погонь: более 10 минут съёмок по холмам Сан-Франциско, реальные трюки и минимальный монтаж создали ощущение скорости и опасности, не видавшей себе равных до тех пор.
Герой находился в Ford Mustang GT 390 Fastback 1968 года — одна из родоначальниц жанра.
- У фильма есть Оскар за лучший монтаж.
- В 2007 фильм как «культурно, исторически или эстетически значимый», внесли в библиотеку национального фонда сохранения кинематографа (далее в тексте буду указывать как NFR).
- Тарантино посвятил отдельную главу этому фильму в своей книге "Киноспекуляции" (Cinema Speculation).
- В съёмках знаменитой сцены погони режиссёр призывал водителей к скорости около 120-130 км/ч, но в итоге машины (включая те, что были с камерами) развили скорость свыше 175 км/ч на ровных участках улиц.
- В конце 1960-х гг. Сан-Франциско ещё не стал «Меккой» кинематографистов, хотя мэр города не терял надежды город таковой «Меккой» сделать. Именно поэтому авторы фильма наслаждались в Сан-Франциско такой свободой действий, которая съёмочным группам в наше время даже не снится.
Во время сцены погони, автомобили четыре раза проносятся мимо одного и того же зелёного «жука» Volkswagen. Это результат того, что для съёмок был отведён весьма небольшой район города, и на машинах пришлось установить по нескольку камер, снимающих под разными углами. В процессе монтажа эти эпизоды были выстроены так, чтобы создавалось впечатление, что герои исколесили большую по площади территорию.
Итальянская работа (The Italian Job) 1969
Единственная картина, которая стилистически выбивается из всех фильмов, так как снята Британцами на территории Италии.
Кульминационная погоня с участием трёх Austin Mini Cooper S Mk1 1968 года по улицам, лестницам и крышам моего любимого Турина, под чутким руководством персонажа молодого Майкла Кейна стала визитной карточкой фильма.
В фильме отчётливо передаётся атмосфера «свингующего Лондона». Фильм стал символом британского кинематографа 60-х годов и оказал значительное влияние на поп-культуру. Его уникальный стиль, юмор и запоминающиеся сцены погонь сделали его классикой жанра.
- Трасса на крыше здания действительно присутствовала на крыше фабрики Fiat, построенной в 1923 году. Размеры трассы — 512 метров на 79 метров.
- Прыжок с крыши здания на крышу другого сняли на крыше фабрики Fiat. Некоторые члены съёмочной группы отказались при этом присутствовать, заявив, что всё это плохо кончится, а сотрудники фабрики неоднократно перекрестили каскадёра, сидевшего за рулём машины.
- Сцену в канализации снимали возле Ковентри, где как раз строили подземные туннели между Бирмингемом и Сток Олдемуром. Камеру установили на «Mini Moke», который шёл перед автомобилями «Cooper», и за рулём сидел один из подручных руководителя группы каскадёров Реми Жюльенна (1930-2021). Жюльенну очень хотелось, чтобы один из автомобилей «Cooper» совершил на скорости полный оборот вокруг своей оси (дно туннеля – стенка – потолок – и снова дно). Было предпринято три попытки, но каждый раз автомобиль из-за плохого сцепления падал на крышу. Автомобиль получил такие повреждения, что от трюка было решено отказаться после третьей попытки. По словам звукорежиссёра Джона Олдреда (1921-2020), однажды во время репетиций Жюльенну удалось совершить на автомобиле полный оборот, но камеры в тот момент не работали. Во всём фильме это был единственный трюк, который Жюльенну не удался.
Спустя десятилетия вышел одноименный ремейк в 2003 году с не менее звездным актерским составом. Несмотря на смену эпохи, актёров и визуального стиля, новый фильм сохранил ключевую идею — эффектную погоню с участием Mini Cooper, переосмысленную с размахом современных бюджетов и спецэффектов.
Исчезающая точка (Vanishing Point) 1971
Главный герой, тот самый Ковальски, на протяжении практически всего фильма на белом Dodge Challenger R/T 1970 года летит из Денвера в Сан-Франциско, а за ним гонятся мотополиция и машины преследования – динамика и минималистичная музыка создают гипнотический эффект.
Это классический представитель жанра роад-муви. Об этом фильме я могу говорить бесконечно, он мне понравился больше всего. У фильма нестандартная концовка, но главное — это дух контркультуры и сексуальной революции.
А еще в нем есть молодая Шарлотта Рэмплинг и то только если смотреть режиссерскую версию, сцены с ней из Американского проката были вырезаны. Я считаю сцены с ней достаточно важными для повествования.
Удивительно, что он из всех студийных фильмов, больше всего обделен зрительским вниманием. Даже Тарантино в своем опусе "Доказательство смерти" считает этот фильм одним из лучших Американских фильмов.
В компании «Chrysler Corporation» были очень недовольны тем, что в фильме их автомобили использованы для перевозки наркотиков и бегства от полицейских. По иронии судьбы, именно этот фильм сам стал культовым и сделал культовой модель «Dodge Challenger».
Французский связной (The French Connection) 1971
Погоня за поездом в Бруклине, когда герой Джина Хэкмана мчится на угнанном Pontiac LeMans 1971 года, – один из самых напряжённых моментов в истории кино. Трюки выполнялись в реальном трафике и без страховочных съёмок.
Сцена с автопогоней "Попая" за киллером Николи вошла во все мировые киноучебники и считается знаковой для дальнейшего развития жанра «триллер».
Еще в нем есть очень классная сцена слежки в метрополитене. Действительно гениальное противостояние злодея и героя.
- Фильм стал лауреатом пяти «Оскаров», часто упоминают в списках лучших полицейских триллеров, а именно эта погоня считается образцом «реализма трюков».
- Фильм в 2005 году включен в NFR (официально стал культовым).
Угнать за 60 секунд (Gone in 60 Seconds) 1974
Погоня за героем на Ford Mustang Mach 1 (по прозвищу "Элеанор") 1971 года по Лос-Анжелесу и его окрестностям длится больше 40 минут и в то время побила рекорд по количеству разбитых машин (93 автомобиля) в одной сцене.
Низкий бюджет и хардкорные трюки сделали фильм настоящей жемчужиной архаичных уличных погонь.
Полицейские, пожарники, медики, прохожие — все были настоящими. Многие даже не знали, что снимают фильм, поэтому реакция на происходящее была вполне реальная.
Это единственный фильм в списке, не связанный с крупной студией. Полностью авторский проект Г. Б. Галицки, в котором он, подобно Хидео Кодзиме, выступил одновременно как актёр, режиссёр, сценарист, продюсер и композитор.
- Официального сценария для фильма никогда не существовало. Были лишь пара листов рукописного текста с немногочисленными диалогами.
- Режиссер сам предоставил большинство машин для съёмок. Порой съемки фильма прекращали на пару дней, дабы Г.Б. Галицки мог заняться основным своим делом — починкой поддержанных машин, все для того, чтобы заработать денег и продолжить производство фильма.
- Для съемок был использован лишь один Ford Mustang (не в модификации «Mach 1») (в отличие от ремейка). На него был установлен каркас безопасности и гоночные ремни. Двигатель «351 Windsor», объёмом 5,7 литров, был модифицирован самим Г.Б. Галицки.
- Столкновение «Элеанор» со столбом на хайвее не было запланировано. Водитель «Кадиллака», будучи подрезанным Г.Б. Галицки, не сумел сориентироваться и задел «Мустанг», из-за чего тот развернуло и машина передним левым крылом вырвала столб. Сцена вошла в фильм.
- Один из актеров чуть не погиб на съемках фильма, когда «Элеонор» врезалась в его детективную машину. Сцена вошла в фильм.
Многие конечно же знают "Угнать за 60 секунд" по его знаменитому ремейку с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли 2000 года выпуска. Но поверьте мне, это уже не те ощущения.
Смоки и Бандит (Smokey and the Bandit) 1977
Первая комедия в нашем списке.
Весёлая и дерзкая погоня с Бертом Рейнолдсом на черном Pontiac Firebird Trans Am 1977 года по шоссе от шерифа "Смоки" подарила знаменитому “Bandit’s Trans Am” непреходящую популярность у автоэнтузиастов.
- У фильма есть номинация на Оскар за монтаж.
Водитель (The Driver) 1978
Фильм Уолтера Хилла с Райаном О’Нилом в главной роли и роковой красоткой Изабель Аджани известен своими минималистичными, но напряжёнными погонями, особенно в сцене фильма, где герой гонится на Chevrolet C-10 454 Stepside 1973 года за Pontiac Firebird Trans Am.
Хотя фильм не получил широкой популярности при выходе, со временем он обрёл культовый статус среди поклонников жанра неонуар и вдохновил многих режиссёров, включая Николаса Виндинга Рефна при создании "Драйва", а так же ленты Эдгара Райта "Малыш на драйве".
Давайте только без Гослинга в комменатриях.
И да это именно тот фильм из которого взята та самая "миссия" на парковке из первого Driver. Машина на которой герой демонстрирует свои умения это Mercedes-Benz 280 S 1970 года.
Братья Блюз (The Blues Brothers) 1980
Великолепная картина в необычном для погонь жанре "мюзикл". Хотя чего я ожидал если у фильма даже название говорящее. В ленте снялись многие культовые блюз исполнители, в том числе слепой Рэй Чарльз.
Братья в исполнении Джона Белуши и Дэна Экройда, разъезжающие на своём Bluesmobile — списанном полицейском Dodge Monaco 1974 года, — уходит от преследования, мчась сначала сквозь торговый центр, а затем по самому центру Чикаго, уничтожая всё на своём пути. Рекорд по количеству разбитых автомобилей и незабываемый драйв сделали эту погоню поистине легендарной.
- 103 автомобиля были разрушены во время съемок — мировой рекорд в то время.
- Фильм в 2020 году включен в NFR (официально стал культовым).
Гонки «Пушечное ядро» (The Cannonball Run) 1981
Уже второй фильм-комедия с Бертом Рейнольдсом в главной роли. Хотя ему в этот раз повезло, фильм мог быть экшеном с Стивом МакКуином (героем Буллита) в главной роли, если бы последний внезапно не умер.
Фильм начинается с захватывающей погони, где Lamborghini Countach LP 400 S 1980 года мчится по шоссе, ускользая от полиции, что задаёт тон всему фильму. А за рулем... в прочем лучше самому их увидеть)
Несмотря на смешанные отзывы критиков, фильм стал популярным благодаря звёздному составу (в гонке участвует даже "Джеймс Бонд" на своем Aston Martin, а так же Джеки Чан в роли... японца) и юмористическому подходу к жанру автогонок.
гонки пушечное ядро (англ. Cannonball Run) — неофициальные гонки, проводимые в США в период с 1971 по 1979 годы между Восточным и Западным побережьем. Впервые были организованы в знак протеста против ужесточения дорожного законодательства в США, в частности — Национального ограничения максимальной скорости в 55 миль/час (88,5 км/ч), введённого под предлогом необходимости экономии топлива в масштабах страны. Привлекая в том числе знаменитых пилотов.
Эпилог
Ну а завершим мы данную статью упоминанием фильма, ставшего настоящей кинематографической одой эпохе автомобильных погонь 60–70-х годов. Квентин Тарантино отдал ей должное в своей ленте «Доказательство смерти» (2007), которая стала частью проекта «Грайндхаус», посвящённого кино той эпохи. Фильм не только стилистически воссоздаёт дух жанра, но и содержит прямые отсылки, и даже явные обсуждения некоторых фильмов, сцены из которых впоследствии легли в основу миссий в Driver: San Francisco.
Поэтому начать знакомство с этой эпохой можно именно с этой картины.
Надеюсь, вам было хотя бы немного интересно окунуться в этот мир легендарных кинопогонь. А я тем временем отправляюсь пылесосить карту и собирать киножетоны — чтобы открыть все миссии и лично убедиться, насколько точно разработчики передали дух тех самых культовых сцен. Пока к сожалению только в пиратке, надеюсь когда-нибудь Driver: San Francisco вернется в магазины.
В комментариях можете поделиться, какие погони запомнились вам.