«Вариант с Голливудом»

Или невероятные приключения американцев в Иране.

«Вариант с Голливудом»

В своей третьей режиссерской работе Бен Аффлек решил сделать ставку на настоящий, здоровый патриотизм и, кажется, не прогадал: в 2013 году фильм «Операция «Арго» получил три «Оскара», включая самую важную статуэтку.

Аффлек воспользовался классической формулой, необходимой для успеха шпионской драмы и политического триллера в одном стакане. Он в правильных пропорциях смешал такие необходимые ингридиенты, как зловещий внешний враг, ЦРУ, американцы в беде и рисковый главный герой, которому предстоит спасти соотечественников и попутно честь страны. В результате у него получился добротный мейнстримовский продукт с правильной дробью саспенс/исторические события.

Можно уверенно сказать, что в целом Аффлек с задачей справился — он смог достаточно профессионально сконструировать основанную на реальных событиях ленту, но причем же здесь все-таки «Арго»?

«Вариант с Голливудом»

Исламская революция в Иране к 1979 году уже набрала значительные обороты и американское посольство в Тегеране в январе уже один раз захватывали. Правда, в тот раз всего лишь на сутки. Вскоре после этого шах Мохаммед Реза Пехлеви сбежал в США, а Аятолла Хомейни наоборот вернулся из 15-летней ссылки.

4 ноября того же года агрессивно настроенная толпа вновь осадила дипломатическую миссию Америки. Теперь дело приняло куда более серьезный оборот, поскольку основные народные массы, подогретые религиозной пропагандой, бескомпромиссно требовали возврата шаха на родину. Для соотвествующего торга им требовались заложники.

Шесть дипломатов работали в отдельном от всего комплекса здании, имеющем прямой выход на улицу. Ввиду очевидно негативных обстоятельств сотрудники посольства приняли единственное, на их взгляд, верное решение и покинули территорию дипмиссии. Впоследствии они укрылись в доме канадского посла, который их любезно принял, несмотря на огромный риск для собственной семьи.

«Вариант с Голливудом»

С этого момента ЦРУ начинает разрабатывать операцию по их извлечению из Ирана. Остальной персонал посольства (66 человек) пока остается в заложниках, их судьба в дальнейшем практически не затрагивается, поскольку все-таки это история о другой операции.

В качестве эксперта-оперативника в высокий кабинет вызывают специалиста по эксфильтрации Кевина Харкинса. Во время обсуждения озвучиваются различные легенды для объяснения присутствия в Иране шестерых американцев, требующих незамедлительного спасения. Их предлагают вывезти на велосипедах в сторону Турции или сделать учителями английского языка, недавно прибывших в Иран в поисках работы.

Начисто отвергая подобный абсурд, Харкинс предлагает свой план — вариант с Голливудом. Его замысел заключается в том, чтобы представить иранским властям эту группу как кинематографистов, недавно прибывших в Иран, чтобы присмотреть локацию для съемок фантастического фильма «Арго». Для этого ему необходимо изготовить паспорта с соответствующими штампами и, что гораздо важнее, в самые кратчайшие сроки создать фиктивную студию по производству названного фильма...

«Вариант с Голливудом»

Изначально проектом в качестве режиссера и исполнителя главной роли собирался заняться Джордж Клуни, но он слишком увлекся «Мартовскими идами» и в конце концов сценарий оказался в руках у Аффлека. Прочитав материал, Бен захотел внести некоторые коррективы.

Они видели это скорее как комическое произведение. Я же напротив считал, что весь юмор надо сократить хотя бы на четверть.

Бен Аффлек, Режиссер, актер

В итоге юмора в фильме практически не осталось. Несколько шуток, довольно неплохих, кстати говоря, все же попали в конечную версию картины. Замысел Аффлека удался — они ни в коей мере не оттягивают одеяло на себя.

Особенное внимание уделили реализму, на который, помимо прочего, режиссер делал весьма крупную ставку. Художники-постановщики нашли реальные вещи родом из 70-х: телетайп, коммутатор, шреддер и даже инструменты, используемые для создания сирен на иранских полицейских машинах. Не говоря уже о более мелких деталях, например, прическах, пиджаках, очках, пепельницах, плакатах, галстуках и часах.

Чтобы записать гвалт бесноватой толпы, звуковые дизайнеры нашли сто человек, говорящих на фарси, и пригласили их на студию. После чего они записали несколько часов гула с близкого расстояния, сквозь стекло и будучи за сотню метров от группы.

В той самой начальной сцене, где сотни протестующих осаждают посольство, ради придания ей ощущения документальности специально прибегли к особенному типу съемки по системе технископа. Таким образом, кадр увеличивался, что позволяло проявиться натуральной зернистости на пленке.

«Вариант с Голливудом»

В выпуске журнала The Hollywood Reporter от 17 января 1980 года мало кто заметил черно-белую рекламу никому неизвестного фильма «Арго». Приписка гласила: «Пожар в космосе». Пресса заглотила крючок.

Тони Мендез (настоящее имя агента Харкинса) обратился к своему знакому, оскароносному эксперту по гриму Джону Чемберсу, чтобы тот помог ему воплотить в жизнь эту странную легенду. Чемберс, получивший в свое время награду за грим к фильму «Планета обезьян», а также придумавший те самые остроконечные уши Споку, уже давно сотрудничал с ЦРУ. Он изготавливал соответствующий грим для маскировки агентов и целей, которые тем необходимо было извлечь из разных точек планеты.

Перво-наперво, как выяснилось, для производства требовался настоящий сценарий. В результате некоторых пертурбаций к ним в руки попал «Князь Света» Роджера Желязны, позже переименованный в более уместное, по мнению Мендеза, «Арго». Затем команда арендовала реальный офис у одной из голливудских студий, только что освобожденной Майклом Дугласом. Новое предприятие назвали Studio Six в честь шестерых сограждан, ожидавших спасения. На телефонные звонки действительно отвечали.

«Вариант с Голливудом»

Перед тем как закрыться, в течение шести недель нам прислали 26 сценариев. Один из них пришел от Стивена Спилберга.

ЦРУ

Художественное кино, основанное на реальных событиях, редко когда со скрупулезной точностью воспроизводит эти самые события. «Операцию «Арго» в этом смысле никак нельзя отнести к исключениям, так как вольностей здесь предостаточно.

Во-первых, агент-эскфильтратор был не один — в Иран прилетело два человека. Численность группы, подлежащей извлечению, тоже не сходится с действительностью. Изначально в ней было 5 человек, потом они курсировали по разным жилищам, перетасовались и в конце концов потом образовалаось та ячейка из 6 человек, причем жили они в двух разных местах.

Никакой отмены миссии с подачи ЦРУ в самый неподходящий момент также не происходило. Из дома группа никогда в принципе не выходила, а уж тем более никогда не посещала базар для встречи с иранским чиновником. Их авиабилеты никто не аннулировал и в аэропорту все прошло без сучка без задоринки.

Самым же большим упущением видится практически полное умаление заслуг канадской стороны в этой спасательной операции, хотя вопрос там решался на уровне Премьер-министра. Дело в том, приоритет Америки заключался в помощи тем 66 заложникам, насильно удерживаемых в здании посольства. А маленькая группа интересовала их в настолько меньшей степени, что канадцам самим пришлось проявить инициативу.

«Вариант с Голливудом»

Как бы там ни было, Аффлек со своей командой сознательно воспользовались редакторскими ножницами в угоду пущей драматизации. Экранизация этой истории действительно требовала несколько украшений, умножающих саспенс и заставляющих зрителя в напряжении сидеть на самом краю сидения в кинозале, не взирая на тот факт, что финал в общих чертах известен заранее.

В конечном итоге в «Операции «Арго» режиссер довольно зрелищно и большей частью правдоподобно сумел провести своих арганавтов домой. К тому же такое тщательное внимание к деталям в кадре только лишь укрепляет веру зрителя в происходящее на экране. По крайней мере известный американский принцип «своих не бросать» в этой картине продемонстрирован вполне наглядно.

Тони Мендез и Бен Аффлек
Тони Мендез и Бен Аффлек
1.1K1.1K открытий
9 комментариев

Спасибо за интересную статью. В своё время фильм очень понравился, Аффлек вообще могёт как режиссёр, да и как сценарист. Жалко, что алкоголь вставляет свои палки в колёса..

Ответить

Может, развод тяжело переживает...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень интересно. Пасяб

Ответить

Аффлеку, надо взяться за экранизацию операции "Орлинный коготь" для полного комплекта, так сказать. На такое кино я бы сходил в кинотеатр.

Ответить

"Я же напротив считал, что весь юмор надо сократить хотя бы на четверть."В итоге юмора в фильме практически не осталось. Самая большая четверть, что я когда-либо видел

Ответить