Fleabag — сериал, который ломает четвёртую стену, и тебя заодно.

На поверхности — это история женщины (Фиби Уоллер-Бридж), которая спит с кем попало, отшучивается от собственной боли и время от времени ломает четвёртую стену. Буквально.

Fleabag — сериал, который ломает четвёртую стену, и тебя заодно.

Она смотрит в камеру, комментирует, перебрасывает с нами взглядами, иногда просто моргает в сторону зрителя. Это не просто фишка — это щит, способ держать дистанцию и справляться с происходящим.

И в какой-то момент появляется тот, кто замечает это.

Тот, кто впервые её замечает

Священник (Эндрю Скотт). Он единственный, кто смотрит сквозь неё и видит, что она уходит — пусть даже на секунду. Он останавливается, смотрит туда же, куда она, и спрашивает: «Куда ты только что ушла?» Это не просто интерактивный приём. Это прямой комментарий на тему того, как мы прячемся — от других, от себя, и даже от собственной боли.

До него — все её мужчины, каждый без исключения — смотрят только на себя. Спят с ней, говорят с ней, живут рядом с ней, но не видят её. Они восхищаются собой, своими шутками, своими телами, своим обаянием. А она — просто фон, функция. И это тоже работает на драму: потому что сценарист умудряется даже через короткие появления этих мужчин передать, почему они такие. Ты не оправдываешь их, но ты понимаешь: откуда они, что у них внутри, почему они не способны на большее. Это удивительно чёткая работа с характером при минимальном хронометраже (стоит отдать должное Фиби Уоллер-Бридж, которая не только сыграла главную роль, но ещё и написала сценарий к сериалу, являясь его создательницей).

Fleabag — сериал, который ломает четвёртую стену, и тебя заодно.

Любовь, которую некуда деть

Священник становится тем, кому она наконец пытается отдать то, что давно в ней застряло. Любовь, которая осталась после потери матери и смерти подруги. Любовь, которую некуда деть. В связи с этим у меня в голове застряла одна из самых сильных, на мой взгляд, сцен за весь сериал — диалог главной героини и её лучшей подруги на похоронах матери.

— Я не знаю, что мне делать со всем этим.

— С чем?

— Со всей этой любовью к ней. Я не знаю, куда её теперь деть.

— Я приму её. Серьёзно, звучит неплохо. Я возьму её.

А потом умирает и подруга. И снова — пустота.

Fleabag — сериал, который ломает четвёртую стену, и тебя заодно.

Вещь, которая была шуткой — и стала спасением

Символ, который висит над сериалом с первой серии, как будто просто шутка, какой-то арт-объект, воровство по приколу. А в итоге — это самое мощное чеховское ружьё на весь сезон. И не одно, а двойное.

Выстрел первый: мы узнаём, что статуэтка была сделана по образу тела её покойной матери. И героиня узнаёт это вместе с нами.

— Забавно, что из всех моих работ ты выбрала именно эту.

— Что?

— Она слеплена с тела твоей мамы.

Выстрел второй: в финале, когда кажется, что она всё-таки вернула её, она достаёт статуэтку из сумки. Без слов. Она оставляет её себе — и оставляет себе ту любовь, которую так старательно пыталась отдать другим. Сценарно — это разборка на молекулы.

Минимум серий — максимум понимания

Минимум серий, максимум роста. Героиня, которая в начале сезона кажется просто разрушенной, колючей и вечно иронизирующей, в финале — всё ещё та же, но уже умеющая дышать рядом с собой.

Все второстепенные персонажи — с характером. Даже без флэшбэков ты понимаешь, почему каждый из них здесь и почему действует именно так. Сестра, которая сначала будто бы чужая, к концу оказывается единственным человеком, кто остаётся рядом. Мачеха — та ещё стерва, но читается без скидок: странная, скорбящая, со своими заморочками. Отец, который молчит весь сезон, в одной маленькой сцене показывает больше любви, чем мог бы сказать словами.

И даже подруга, которая погибла до начала истории, ощущается как полноценный персонаж. Через вину, через повадки, через воспоминания. Она не уходит. Она остаётся — в героине, в её поступках, в этой невыносимой любви, которая просто ищет, куда деться.

Fleabag — сериал, который ломает четвёртую стену, и тебя заодно.

Fleabag — это не про секс, не про цинизм, не про смешные монологи перед камерой.

Это история о том, как может быть больно любить и как тяжело и страшно потерять то, что ты так любил. И как сложно научиться жить с этим.

Ещё больше подобных постов о кино в телеграм-канале: long story short.

11
3
2
1
7 комментариев