Один из интереснейших приемов для построения сюжетов в кино — реверсивная композиция.

Это повествование, которое происходит от обратного в линейной последовательности: от последней сцены истории к первой.

На ум приходит множество популярных фильмов, которые используют эту концепцию, но я бы хотел привести тот пример сюжета, который не заставляет ломать голову и подходит для практически любого зрителя.

"Необратимость" (2002)
"Необратимость" (2002)

Фильм "Необратимость" режиссера Гаспара Ноэ рассказывает о мужчине, жену которого жестоко убили в переулке и он идет за ней мстить. Но интересен фильм не этим, а тем, что саму месть зрителю показывают в начале фильма, когда мы ничего не знаем про героя, других действующих лиц и т.д. По сути, мы лишены экспозиции, то есть той информации, без которой нельзя построить какую-либо внятную историю.

Убийство

Как я написал ранее в "Необратимости", присутствует сцена, как главный герой Маркус идет в ночной клуб с целью найти человека для отмщения, но на самом деле до этой сцены был момент, как главного героя увозят на скорой помощи, а уже потом идет сцена, где Маркус идет в ночной клуб. То есть зрителя сразу настраивают на то, что события расположены не в привычном зрителю порядке.

Маркус

Вернемся к сцене в клубе. В конце этого «пролога» герой находит человека, которого искал, но неожиданно для него самого мужчина дает ему отпор, и в ходе драки Маркусу ломают руку. Позже на помощь приходит его друг и забивает обидчика до смерти. То есть нам сначала показали следствие, а в будущем покажут причину.

Месть

До просмотра фильма я задался вполне логичным вопросом: "А как вообще интрига в фильме сохраняется, если зрителю проспойлерили концовку в начале?" Интрига не просто сохраняется, она усиливается за счет событий, которые произошли по хронологии до начала фильма, но которые покажут после. Например, когда происходит убийство зритель не знает предысторию и характер жертвы, но ближе к концу мы узнаем её. В конце фильма выясняется, что она беременна, и так как по хронологии раскрытие идет до начала фильма, зритель понимает, что паре не суждено прожить счастливую жизнь.

Визуально это тоже подчеркивается

После интригующего начала Гаспар Ноэ продолжит издеваться над хронологией, и завязку фильма, то есть само убийство жены в переулке, покажут в середине, а что к этому привело — ближе к концу фильма. И, конечно же, экспозицию представят в конце.

Поворотный момент 

Я не буду пересказывать весь остальной фильм, оставлю заинтересованным шанс ознакомиться самостоятельно. Но имейте в виду, что фильм жестокий, как с точки зрения демонстрации насилия в кадре, так и эмоциональной, так как передает всю необратимость ситуации, в которую попали герои.

26
7
5
1
1
34 комментария