Один из интереснейших приемов для построения сюжетов в кино — реверсивная композиция.
Это повествование, которое происходит от обратного в линейной последовательности: от последней сцены истории к первой.
На ум приходит множество популярных фильмов, которые используют эту концепцию, но я бы хотел привести тот пример сюжета, который не заставляет ломать голову и подходит для практически любого зрителя.
Фильм "Необратимость" режиссера Гаспара Ноэ рассказывает о мужчине, жену которого жестоко убили в переулке и он идет за ней мстить. Но интересен фильм не этим, а тем, что саму месть зрителю показывают в начале фильма, когда мы ничего не знаем про героя, других действующих лиц и т.д. По сути, мы лишены экспозиции, то есть той информации, без которой нельзя построить какую-либо внятную историю.
Как я написал ранее в "Необратимости", присутствует сцена, как главный герой Маркус идет в ночной клуб с целью найти человека для отмщения, но на самом деле до этой сцены был момент, как главного героя увозят на скорой помощи, а уже потом идет сцена, где Маркус идет в ночной клуб. То есть зрителя сразу настраивают на то, что события расположены не в привычном зрителю порядке.
Вернемся к сцене в клубе. В конце этого «пролога» герой находит человека, которого искал, но неожиданно для него самого мужчина дает ему отпор, и в ходе драки Маркусу ломают руку. Позже на помощь приходит его друг и забивает обидчика до смерти. То есть нам сначала показали следствие, а в будущем покажут причину.
До просмотра фильма я задался вполне логичным вопросом: "А как вообще интрига в фильме сохраняется, если зрителю проспойлерили концовку в начале?" Интрига не просто сохраняется, она усиливается за счет событий, которые произошли по хронологии до начала фильма, но которые покажут после. Например, когда происходит убийство зритель не знает предысторию и характер жертвы, но ближе к концу мы узнаем её. В конце фильма выясняется, что она беременна, и так как по хронологии раскрытие идет до начала фильма, зритель понимает, что паре не суждено прожить счастливую жизнь.
После интригующего начала Гаспар Ноэ продолжит издеваться над хронологией, и завязку фильма, то есть само убийство жены в переулке, покажут в середине, а что к этому привело — ближе к концу фильма. И, конечно же, экспозицию представят в конце.
Я не буду пересказывать весь остальной фильм, оставлю заинтересованным шанс ознакомиться самостоятельно. Но имейте в виду, что фильм жестокий, как с точки зрения демонстрации насилия в кадре, так и эмоциональной, так как передает всю необратимость ситуации, в которую попали герои.