"Схватка" / Kill (2023, реж. Никхил Нагеш Бхат)
Душной сентябрьской ночью 2010 года отставной солдат-гуркх Бишну Шреста сел на поезд "Маурья Экспресс", чтобы добраться до границы родного Непала. На счастье, при 35-летнем экс-капрале был его верный кукри - тяжелый изогнутый нож, идеально подходящий как для прорубания сквозь тростниковые заросли, так и для самообороны. Когда пришло время покинуть поезд, Шреста едва мог передвигать ноги, а выглядел он так, будто попал под кровавый дождь. Все дело в том, что храбрый непалец в одиночку отразил нападение нескольких десятков грабителей с огнестрельным и холодным оружием, в процессе отбив у них ценные вещи, украденные у пассажиров, и защитив молодую женщину от группового изнасилования. Так безымянный солдат превратился в народного героя, удостоенного медали за отвагу... и пристального внимания кинематографистов. Особенно подвиги Шристы впечатлили начинающего режиссера Никхила Нагеша Бхата: в 1995-м тот сам стал жертвой ограбления в поезде и навсегда запомнил ощущение беспомощности, которое возникает, когда вооруженные люди желают обобрать, покалечить или убить тебя, но никто не приходит на помощь. Тогда преступники ушли безнаказанными, оставив уткнутых лицами в пол пассажиров дожидаться прибытия полиции. В "Схватке", чей сценарий Бхат вынашивал на протяжении 13 лет, злодеям так легко отделаться не удалось...
Амрит Ратод, офицер Национальной гвардии безопасности, противостоящей исламскому и сикхскому терроризму, волею судеб оказывается в скоростном поезде, наводненном целой армией грабителей, Теперь, чтобы уберечь беззащитных пассажиров, среди которых есть его друзья и возлюбленная, он должен сам стать армией в лице одного человека.
Поезд в качестве основной локации - далеко не новое слово в жанре экшен. На ум приходят как очевидные "Быстрее пули" и "Сквозь снег"(к слову, О Сэ-ен, отвечающий в "Схватке" за постановку боевых сцен, работал и над фильмом Пона Джун-хо), так и менее известные "Под откос" и "В осаде 2: Темная территория" с Ван Даммом и Сигалом соответственно. Но у индийского боевика не были ни заоблачного бюджета, ни звезды в главной роли - только бешеный драйв режиссера, желающего доказать соотечественникам, что и на родине снимается по-настоящему брутальное кино. При этом начинается "Схватка" достаточно типично для болливудской продукции: смазливый спецназовец Амрит узнает, что его девушу Тулику хотят насильно выдать замуж за какого-то богатого проходимца, и единственный способ помешать этому - сбежать вместе с ней прямо с поезда, на котором она и ее властные родители мчатся в новую, ненавистную для первой, и вожделенную вторыми, жизнь. И тут в мелодраму врывается семейный клан "дакоитов", то есть местной разновидности отпетых головорезов, и сюжет а полном ходу сворачивает на рельсы боевика.
Главную роль исполнил телевизионный актер Лакшья, для которого "Схватка" стала дебютом в большом кино. В трейлерах мы видим, как сыгранный им Амрит со звериной яростью расправляется с преступниками, кромсая их ножом и расплющивая головы огнетушителем, но на деле герой первое время старается устранять противников нелетальными способами. Лишь когда основной антагонист Фани (Рагхав Джуял) отнимает жизнь Тулики прямо у него на глазах, "Схватка" делает еще один крутой поворот - и окунает персонажей и зрителей в бадью с кровью, трансформируясь чуть ли не в слэшер. Происходит это примерно спустя час хронометража, и только тогда на экране появляется название Kill, будто сигнализируя Амриту: пора превратиться в берсерка и начать убивать! И он с блеском выполняет этот приказ, максимально жестокими способами отправляя бандитов прямиком в Нараку.
"Схватка" - это "Рейд", но с поездом вместо небоскреба. Кино, которое чудом попало в поле зрения мировой аудитории - тот случай, когда "сарафанное радио" сработало на ура. Если вы считаете, будто "Манкимэн" - единственный заслуживающий внимания боевик с индийским колоритом, где есть эффектная резня, просто возьмите билет на передвижную скотобойню под названием "Схватка"!