Кино и сериалы Адми
3 030

Фильм «Фаворитка» — убийство священного лобстера

Безумная королева, утиные бега и специфические плотские утехи.

В закладки
Аудио

Высокобюджетная историческая драма, основанная на реальных событиях — это, пожалуй, последнее, чего можно было ожидать от эпатажного режиссера Йоргоса Лантимоса. Действие его прошлых картин разворачивалось в крошечных мирах, которыми правили абсурд и сюрреализм. Оттого в меру обыденная Англия XVIII века выглядит крайне непривычно. Но там, где другие увязли бы в политических распрях, Лантимос развлекается утиными бегами и публичной мастурбацией.

Королева Анна в лице Оливии Колман далека от образа сильной правительницы огромного государства, чьи колонии, а вместе с ними и мощь, ширятся с каждым годом. Пока «под окнами» ее дворца из-за поднятия налогов собираются недовольные, по ту сторону Ла-Манша английские войска ведут бои на французских берегах. Тем не менее Анну это мало заботит, ей интересны лишь бестолковые развлечения и уход за оравой кроликов, заполонивших ее личные покои.

Инфантильное поведение королевы, граничащее с безумием, выглядит до слез комично и при этом обыденно — никто во дворце не удивляется ее желанию устроить гонки на лобстерах или аттракционы с закидыванием голых мужчин мандаринами. Но за подобной эксцентричностью скрывается недюжинная трагичность — из-за потери 17 новорожденных детей и любимого супруга королева Анна Стюарт действительно сошла с ума. Из-за ребяческой трогательности, вызванной прогрессирующим расстройством, побуждения и мотивы героини Колман оказываются настолько чисты, что из всех персонажей «Фаворитки» лишь она достойна доверия.

Вместо душевнобольной королевы политическими делами Англии ведает ее ближайшая подруга и помощница Сара Мальборо, чей образ достался Рейчел Вайз. Сара — полная противоположность Анны. Холодная, расчетливая и манипулятивная герцогиня с легкостью совмещает уход за королевой с важными государственными обязанностями.

Днем она развязывает войны и готовит экономические реформы, а вечерами, когда во дворце утихают страсти, занимается всевозможными болячками главной дамы в стране и самолично утоляет ее сексуальные желания. Патриотические начинания Сары зачастую идут вразрез с гуманистическими идеями Анны, что становится причиной ссор. Однако, благодаря необычным отношениям с нездоровой королевой, советница добивается того, что лишь ее мнение учитывается в важных политических вопросах.

Завершает затейливый треугольник персонажей героиня Эммы Стоун. Молодая Эбигейл из-за превратностей судьбы докатилась до работы проституткой, а к началу фильма и вовсе уткнулась лицом в грязь неподалеку от королевского замка. Девушка слезно умоляет кузину Сару спасти ее от голодной смерти, обеспечив хотя бы самой паршивой работенкой.

Благодаря природному очарованию и душевной доброте, она недолго довольствуется мытьем полов на кухне. Эбигейл легко завоевывает доверие несчастной правительницы и влюбляет в себя весь королевский двор, включая саму Анну, уставшую от холодной и невнимательной Сары. Такое положение дел с одной стороны порождает ревность в душе советницы, а с другой снимает ответственность за состояние королевы с ее плеч. Так начинается путь волевой карьеристки Эбигейл к утраченной роскоши.

Вместо подробного описания Англии XVIII века Йоргос Лантимос полностью сосредоточился на развитии главных героинь. Мужчин здесь почти нет, и выступают они исключительно в роли эпизодических шутов, привносящих в сюжет лишь дополнительную комичность. В том числе благодаря подобной расстановке акцентов Анна, Сара и Эбигейл получились столь объемными и глубокими. Лантимос позаботился о том, чтобы на протяжении всей картины их характеры и мотивы не стояли на месте и приобретали новые оттенки.

В «Фаворитке» нет явно выраженного центрального персонажа, а номинация на «Оскар» Оливии Колман в качестве исполнительницы главной роли довольно условна. Разные отрезки картины выводят на первый план разных персонажей и подают историю через призму их взглядов. Героини вызывают то симпатию и жалость, то гнев, граничащий с ненавистью, но не столько из-за раскрытия их подноготной, сколько за счет смены перспективы и рассказчика.

В предыдущих картинах режиссера события и поступки героев не укладывались в повседневную систему координат, из-за чего они больше походили на замысловатый сон, нежели на связную историю. «Фаворитка», хоть и оказалась крайне нетипичной для Лантимоса картиной, по части ирреальности событий не отстает от предшественниц.

История подчиняется неочевидной логике — уследить, где зарождается кульминация, практически невозможно, как и понять, что она из себя в итоге представляет. Простые и предсказуемые сюжетные повороты напрочь отсутствуют в «Фаворитке», потому происходящее все время держит в напряжении. В этом плане работа Лантимоса выглядит прямой противоположностью одному из своих конкурентов на «Оскаре» — «Зеленой книге», которая во многом пытается понравиться зрителю в ущерб себе.

«Лобстер» и «Убийство священного оленя» отличались визуальной строгостью и ограниченной цветовой гаммой. В «Фаворитке» Лантимос пошел дальше. Отсутствие искусственного света придает королевскому дворцу, днем освещенному огромными окнами, а по вечерам — тусклыми свечами, местами жуткий и меж тем поразительно притягательный вид. К тому же «Фаворитка» — это еще один фильм Лантимоса, заточенный внутри одного дома, правда, на этот раз огромного и усеянного предметами роскоши. В свою очередь скругление границ кадра изрядно усиливает ощущение замкнутости, от чего дворец еще больше походит на пугающий лабиринт.

***

«Фаворитка» с ее обилием отражающих друг друга персонажей и разными по настрою главами — это смелое, местами жесткое, а иногда неловко смешное кино. По атмосфере оно похоже на «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона, где за трагичной историей любви и предательств скрывалась эксцентричная трагикомедия. «Фаворитка» оказалась необычной картиной не только для самого режиссера и предстоящей церемонии «Оскар», на которой она получила десять номинаций, но и для жанра исторических драм в целом. Тем не менее она ясно продемонстрировала, что Лантимос способен окончательно отойти от успевшей надоесть формулы и броситься в объятия смелых экспериментов.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Адми", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 45, "likes": 64, "favorites": 64, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 40049, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 17 Feb 2019 15:52:57 +0300" }
{ "id": 40049, "author_id": 34157, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40049\/get","add":"\/comments\/40049\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40049"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

45 комментариев 45 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

В этом плане работа Лантимоса выглядит прямой противоположностью одному из своих конкурентов на «Оскаре» — «Зеленой книге», которая во многом пытается понравиться зрителю в ущерб себе.

Прошлые его работы, особенно Убийство священного оленя вызывали ощущение, что многие сцены вставлены только для того что бы шокировать или провоцировать публику, что бы о фильме говорили. Эксплуатационное кино, просто работает на потребности публики в эпатаже и сопричастности к "серьёзному, взрослому кино".
Лобстер в своё время меня обвёл вокруг пальца, так как там за вычетом подобного всё же была некая идея, сатира, а вот Убийство уже расставилj все точки над i, так как он не содержит в себе ничего (за вычетом божественной работы оператора, звуковиков, да и актёров в общем-то тоже) кроме шок-контента.

Ответить
3

Сейчас вам фанаты Лантимоса объяснят, что это пересказ древнегреческого мифа и вы ничего не поняли.
Пока этот душный спор не начался, соглашусь с вами насчёт операторской работы

Ответить
3

Фильм - хорош, а на счет кульминации - так она довольно отчетливая, имхо: фаворитка осталась у разбитого корыта, одержав пиррову победу.

Ответить
0

Мне видится история любви, разрушенная карьеристкой.

Ответить
0

Ну да. Она победила, но разрушила все, включая чужую любовь и свои принципы.
Это и есть - пиррова победа.

Ответить
1

Насчёт принципов не понял. Но её личные жертвы не так велики, мне кажется. Тут мне кажется довольно пошлая мораль - счастье не в деньгах.

Ответить
0

Ну она не хотела ввязываться в это все изначально. Т.е. предавать кузину.
Как раз из-за принципов. Но потом поступилась ими и вошла во вкус.
Я думаю, тут мораль простая, но не совсем про деньги, а про то, что надо платить, когда ввязываешься в такие игры. Ну, классическое "продать душу дьяволу" за что-то там. В итоге наградой будет внутренняя пустота.

Ответить
0

Может быть, но я не увидел у неё сожаления или выбора, мне видится она изначально была хищницей, со сбитыми моральными ориентирами. Под "изначально" подразумеваю начало фильма.

Ответить
0

Нет, у неё там был момент ломки, на кровати, когда она это все проговаривала и переживала. Но потом сдалась под тяжестью обстоятельств. Она была чуть циничной, но не более.

Ответить
0

Так лучше бы прямым текстом показали бы подчиняющий секс, а не вот эти метафоры с кроликами.

Ответить
0

Так этот подчиняющий секс там очень прозрачно прослеживается. Перед кроликами, королеве массировала ногу Эбигейл, со всеми вытекающими, как и было в фильме ранее.

Ответить
–18

самолично утоляет ее сексуальные желания

Ясно, кино про лесбиянок.

Ответить
11

Как будто это плохо

Ответить
1

Спать бедолага не можешь, трудно наверное, искать во всех проявлениях "руку ЛГБТ"?

Ответить
2

вот вы иронизируете а я вот буквально вчера начал смотреть фильм 2 королевы про марию стюарт(есть уже на просторах сети) дак вот там в свите королевы вообще,скажем так,афроамериканец.Я далеко не расист и не националист,но ведь какая то историческая аутентичность быть должна?не совсем про лгбт конечно,но ход мысли вы наверно поняли

Ответить
1

дак вот там в свите королевы вообще,скажем так,афроамериканец.

Тут тоже. Но в «Фаворитке» и танцы на балу современные, поэтому может это сделано специально.

Ответить
0

скорее всего так и есть,фильм еще не смотрел но его вроде хвалят так то

Ответить
0

Просто стилизация от Лантимоса, это в его духе.

Ответить
0

в "Фаворитке" много анахронизмов, и объясняли, что специально сделано.

Ответить
1

Тут сразу вспоминается чернокожий командир российской армии 19 века из фильма «Любовь и смерть», но там, конечно, комедия )

Ответить
1

Я фильм не смотрел, но судя по датам - вполне мог быть. В России, например, несколько десятков лет позже:

Впервые в России слуги-арапы появились при дворе матери царя Михаила Фёдоровича. В первой четверти XVIII века должность арапов была закреплена штатно. При Екатерине II на царской службе находилось десять арапов. В начале XIX века их число выросло до двадцати. В документах середины XIX — начала XX веков темнокожих слуг именовали «арабы Высочайшего двора»[4]. При Николае I число арапов уменьшилось до восьми[3].

Ответить
0

Арап Петра Великого это тоже происки СЖВ?

Ответить
0

Нет, вообще не трудно - в тексте же прямо написано, чего искать-то? Соответственно, сон тоже не страдает.

Ответить
0

Там и "его" желания утоляют)

Ответить
0

Скорее только тот мужик в карете удовлетворил свои желания

Ответить
3

Фаворитка — это то, за что любишь кино. Наслаждение каждым кадром, искреннее удовольствие от актерской игры и, конечно, великолепный симбиоз постановки сцены и музыки.
Мне понравился Клык, обожаю Лобстера, с Фавориткой же Лантимос продолжает раскрывать грани своего таланта.

Ответить
0

Фильм замечательный, мой фаворит на Оскар наряду с Ромой и Зеленой Книгой

Ответить
3

зеленая книга рядом не стояла, будем честны, при всем обаянии. впрочем, именно поэтому шансы на оскар у нее выше, но кого из нас это волнует-то.

Ответить
3

Ну да, по художественной ценности Оскар уже не смотрит, но не думаю, что вообще стоит напрямую сравнивать авторские фильмы Куарона и Лантимоса с crowd pleasure от Фаррели.

Ответить
0

Рома крута конечно,зеленую книгу еще не смотрел но что у нее удивительная стойкость в нашем прокате

Ответить
1

Не припомню в Призрачной нити особого трагизма. Она хотела по своему, а не прогибаться + хоть немного отвоевать мужа от его основной страсти. Обычный конфликт, почти бытовой. С поправкой на незаурядные характеры и обстановку.

Ответить
1

Вообще-то там серьезная такая драма отношений, и не только между женой и мужем, но и сестрой и братом. Наверно, "трагедия" - это все же перебор, но и ваше упрощение сюжета - тоже.

Ответить
0

Не припомню в «Призрачной нити» комедию

Ответить
1

Спасибо за статейку, надо будет фильм сегодня заценить

Ответить
1

Рэйчел Вайс хорошо сыграла в фильме, особенно в корсете

Ответить
0

Очень не понравился фильм. До показа нигде не было написано про роман с королевой и про кучу подноготных подробностей болеющей, хотя, наверное стоило загуглить слово фаворитка, но увы, не догадался. В итоге настроение изгадил, только зеленая книга на следующий день все исправила.

Ответить
0

Последние два абзаца, ихмо, натягивание совы на глобус. Да, в фильме ощущается "режиссерский почерк", но при этом отчетливо видно, что кино Лантимос делал не по своему сценарию и по заказу. Что, конечно, не отменяет крутости фильма. Просто куча фишек из лобстера, оленя и клыка, о которых идет речь, отсутствуют в этом фильме.

Ответить
0

Высокобюджетная историческая драма

но бюджет фильма же 15М $

Ответить
1

Для Лантимоса это большой бюджет.

Ответить
0

это не аргумент. фильм не является высокобюджетным и по сути так и остаётся камерным, как и прошлые его работы.

Ответить
1

Тут ладно, соглашусь

Ответить
0

Фильмы Лантимоса – топ, как-то избегал Фаворитку, ибо думал, что не найдется в исторической драме того безумия и юмора, что были в предыдущих картинах, однако теперь, как говорится ю хэд май кюриосити, бат нау ю хэв май фул атеншн

Ответить
0

это сложно назвать историческим фильмом в плане соответствия истории. Либо что-то в духе "основано на реальных событиях", либо "псевдоисторическое".

Ответить
0

Фильм хороший, вообще это лучшее пока, что я смотрел в этом году. Пересматривать я его не буду и советовать поостерегусь, так как совсем не мое, но кино хорошее.
Костюмы и Рейчел Вайс шикарны особенно.

Ответить
–1

Пацаны клубничка там есть? Смотреть можно?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Гейб Ньюэлл наконец-то анонсировал то,
чего все так долго ждали
Подписаться на push-уведомления